рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налог на доходы физических лиц

Социальные и имущественные налоговые вычеты, установленные статьями 219 и 220 НК РФ, предоставляемые налогоплательщикам в связи с направлением части своих доходов на благотворительность, учебу, лечение, приобретение жилого дома или квартиры, могут быть получены только на основании заявления налогоплательщика и его декларации, подаваемой в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода. В связи с чем при заполнении Налоговой карточки и исчислении налога источником выплаты дохода социальные и имущественные налоговые вычеты не предоставляются, в том числе тем работникам, которые в 2008 г. пользовались льготой в связи с осуществлением строительства (приобретения) жилья, и полностью ее по состоянию на 1 января 2009 г. не использовали.

Сумма задолженности по другим доходам, кроме заработной платы, начисленным налогоплательщику в отчетном периоде, фактически не выплаченным (не перечисленным, не переданным) налогоплательщику в этом периоде, при расчете общей суммы налога по итогам календарного года из налоговой базы этого года исключаются.

Соответственно корректируется исчисленная по начислению сумма налога. В таком случае удержанный налог должен соответствовать исчисленной сумме платежа, либо, в случае выплаты дохода только в натуральной форме, исчисленный налог может быть передан на взыскание в налоговый орган. В ином порядке в целях налогообложения учитывается задолженность по заработной плате, образовавшаяся после введения в действие части второй НК РФ.

Так, в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ, суммы заработной платы, начисленные в 2009 г., независимо от даты их фактической выплаты учитываются как доходы, полученные налогоплательщиком в последний день месяца, за который произведено их начисление.

Например, заработная плата за февраль, выплаченная в апреле, при заполнении раздела III карточки учитывается в поле «Февраль», и соответственно принимается в расчет налоговой базы, полученной за январь--февраль. Сумма налога, исчисленного с такой заработной платы, должна удерживаться при ее фактической выплате, то есть в апреле месяце. Если задолженность по зарплате будет переходить на 2010 г., сумма налога, исчисленного с невыплаченной заработной платы, образовавшаяся на конец года, должна указываться в поле «Перенесено в налоговую карточку следующего года Долг по налогу за налогоплательщиком».

В Налоговой карточке следующего года такая переходящая задолженность отражается в поле «На начало налогового периода Долг по налогу за налогоплательщиком». Удержание налога производится по мере выплаты задолженности по зарплате. Удержанная сумма налога отражается в Налоговой карточке отчетного года, в котором произведено такое удержание.

Что касается задолженности по зарплате, образовавшейся до 1 января 2009 г., такие выплачиваемые в 2009 г. суммы в общеустановленном порядке учитываются при расчете налоговой базы и налога в разделе III Налоговой карточки.

При заполнении формы № 1-НДФЛ следует обратить внимание на правильное применение кодов, присвоенных видам доходов, получаемых налогоплательщиком начиная с января месяца 2001 г. Справочник «Виды доходов», приведенный в разделе II приложения к формам № 1-НДФЛ и № 2-НДФЛ, утвержден в новой редакции, излагающей наименование видов доходов применительно к их группировке, данной в соответствующих статьях главы 23 НК РФ. Например, при расчете налоговой базы в 2009 г. суммы, выплачиваемые по больничным листам, следует указывать в налоговых карточках (раздел III) и в справках о доходах за 2009 г. (раздел II.I) по коду 2300, а сумма заработной платы будет записываться по коду 2008. Эти же выплаты в 2008г. указывались по одному коду 0200.

Имущественный вычет по доходам, полученным от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика, может быть получен только на основании письменного заявления и декларации, подаваемой по месту жительства налогоплательщика. Налоговые агенты, выплачивающие физическим лицам соответствующие доходы от продажи их имущества, определение налоговой базы для целей исчисления и удержания налога на доходы не производят. Вся сумма произведенной выплаты независимо от ее размера указывается при заполнении раздела VII Налоговой карточки и раздела IV листа 2 Справки о доходах. При заполнении других разделов карточки названные суммы не отражаются.

В случае выплаты дохода от продажи имущества, принадлежащего физическому лицу - нерезиденту, со всей суммы начисленного дохода производится исчисление и удержание налога по ставке 30% с отражением произведенной операции в разделе III Налоговой карточки.


Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений.

Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:

Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным «бумагомаранием» граждан.

Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не является наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов).

Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты. Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.

Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.

Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев.

Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения.

Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации.

В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам.

Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот.

Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.

Вполне правомерна постановка вопроса об отнесении к экономически необоснованной налоговой форме и такого платежа, как подоходный налог с суммы жалованья, выплачиваемого из бюджетных средств работникам бюджетных сфер деятельности. Более того, сфера применения этого налога может значительно расшириться, поскольку проект Налогового кодекса вносит для законодательного оформления положение о налогообложении доходов военнослужащих. Платеж в виде подоходного налога с жалованья работников бюджетных сфер деятельности (за исключением коммерческих доходов) не может быть классифицирован как собственно налог. Работники бюджетных сфер, в том числе и военнослужащие, получая не заработную плату, а жалованье от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Коммерческая деятельность в данном случае не рассматривается. Здесь налог теряет свое сущностное содержание, т. е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в производстве. Взимание этого налога представляет собой искусственно созданный перераспределительный процесс. Налогооблагаемой базой по подоходному налогу с работников бюджетных сфер является жалованье, выплачиваемое из бюджета. В бюджете эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий. Жалованье по своей экономической сущности не относиться к категории «заработная плата « - объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основной, при распределении которой возникают финансовые отношения. Только в составе этих финансовых отношений могут складываться налоговые отношения. В противном случае получается, что мы берем налог с сумм, сформированных в бюджете в основном теми же налогами. Вышеназванное несоответствие (в отношении подоходного налога с работников бюджетных сфер) может быть устранено за счет уменьшения жалованья на сумму налоговых изъятий.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. В настоящее время порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ Налог на доходы физических лиц, вступившей в действие в 2001 году и положившей начало применению совершенно новой системы налогообложения доходов физических лиц, которая сменила действовавшую на протяжении ряда лет систему подоходного налогообложения граждан.

Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление четырех налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков и др.

За восемь лет существования НДФЛ не раз подвергался реформированию. Следует отметить, что кардинальных изменений за это время не произошло. В основном реформированию подвергались суммы налоговых вычетов и порядок их представления, корректировались некоторые ставки и виды доходов. Так, например, стандартный вычет на ребенка был увеличен с 300 до 600 руб., при этом с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. увеличилась предельная величина дохода, при достижении которой прекращается предоставление данной льготы. Размер вычета при покупке и строительстве жилья увеличен с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. Кроме этого, изменился порядок предоставления данного вычета работодателям дано право предоставления вычета при наличии уведомления из налогового органа. С 6 до 9 процентов была увеличена ставка НДФЛ по доходам, выплачиваемым в виде дивидендов. Размер материальной помощи, освобождаемой от налогообложения, увеличен с 2 до 4 тыс. руб. Список доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен доходами, полученными в порядке дарения от членов семьи и близких родственников .

Ряд поправок, внесенных в 23 главу НК РФ, вступил в силу с 1 января 2009 года. О внесении изменений в статью 218 части второй налогового кодекса Российской Федерации.

Изменение 1: предел предоставления вычетов.

С 1 января 2009 года:

- стандартный налоговый вычет на самого получателя дохода предоставляется до момента достижения размера дохода нарастающим итогом с начала года суммы в 40 000 рублей (ранее – в 20 000 рублей);

- стандартный налоговый вычет на ребенка налогоплательщика – получателя дохода предоставляется до момента достижения размера дохода нарастающим итогом с начала года суммы в 280 000 рублей (ранее – 40 000 рублей).

Как видим, повышение порога предоставления вычета на ребенка до порога регрессии по ЕСН и ПФР является принципиальным. Оно означает, что данный вычет будет влиять на фактический располагаемый доход не только низкооплачиваемых сотрудников, но и сотрудников, чей доход относится к средним заработкам.

Изменение 2: сумма вычета.

Стандартный налоговый вычет на самого налогоплательщика в 2009 году не изменяется и по-прежнему будет составлять 400 рублей.

Стандартный налоговый вычет на ребенка налогоплательщика увеличивается и с 1 января 2009 года будет составлять 1000 рублей (в 2005 – 2008 годах – 600 рублей).

Изменение 3: право на выбор родителя, получающего удвоенный вычет

В отношении получения вычетов на детей с 1 января 2009 года в законодательстве об НДФЛ впервые вводится правило выбора родителя на получение вычета.

Это право в статье 218 Налогового кодекса сформулировано так:

 «Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета».

Фактически данное правило подтверждает тот факт, что на одного ребенка предполагается две суммы вычета по 1000 рублей (если на ребенка не полагается льготный вычет) и этой суммой семья может распорядиться самостоятельно. Может данный вычет получать каждый из родителей по 1000 рублей, а можно данную сумму объединить.

Такое объединение определенно выгодным будет в том случае, когда для одного из родителей сумма вычета незначительна и предельный размер дохода, дающего право на вычет, достигается очень быстро, а для другого родителя сумма является существенной в отношении дохода.

Изменение 4: вычет для одиноких родителей в новой формулировке.

С 1 января 2009 года более однозначно формулируется льгота по НДФЛ в том случае, если родитель у ребенка один:

«Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак».

Раньше такая льгота предоставлялась одиноким родителям – однако определения одиноких родителей Кодекс не содержал. По формулировке, действующей с 1 января 2009 года, если в свидетельстве о рождении ребенка вписаны два родителя, оба живы и не отказались от ребенка, ни один из этих родителей не имеет права пользоваться удвоенным налоговым вычетом вне зависимости от их собственного статуса (состоят или не состоят в браке, уплачивают или не уплачивают алименты, с кем из родителей совместно постоянно проживает ребенок). Поэтому с 1 января 2009 года удвоенный вычет в размере 2000 рублей на каждого ребенка предоставляется только вдовам, вдовцам, а также не состоящим в браке родителям в случае, если второй родитель отказался от родительских прав на данного ребенка или лишен родительских прав, или в том случае, если в свидетельстве о рождении ребенка вписан единственный родитель.

Несмотря на постоянные поправки и дополнения, вносимые в 23 главу НК РФ, ряд научных деятелей и экономистов настаивают на более кардинальном реформировании НДФЛ. Например, предлагается существенно увеличить размер стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Считается, что эта мера приведет к повышению благосостояния низкооплачиваемых категорий граждан и снижению уровня бедности в РФ. Однако ряд исследований по данному вопросу доказывает, что эта мера малоэффективна в настоящее время. Так, П.В. Трунин в своей работе по исследованию влияния увеличения стандартного налогового вычета по НДФЛ на благосостояние низкооплачиваемых категорий работников рассматривает два основных варианта реформирования стандартного налогового вычета: увеличение размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума; а также рост размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума, сопровождаемый ростом порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется налоговый вычет, до величины годового дохода, соответствующего ежемесячной зарплате, равной прожиточному минимуму. Исследование показало, что увеличение стандартного вычета до уровня прожиточного минимума вызовет снижение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума лишь на 1,8%, а одновременное увеличение порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется стандартный вычет, приведет к падению этой доли на 3,7%. Что касается обязательств работников по НДФЛ, то они снизятся с 645,7 млрд руб. до 593,4 млрд руб. ( 8,1%) при осуществлении первого варианта реформы и до 561,4 млрд руб. ( 13,1%) при реализации второго варианта, т.е. потери бюджета составят 52,3 млрд руб. и 84,3 млрд руб. соответственно. Таким образом, при значительном росте налогового вычета (с 400 руб. в месяц до величины прожиточного минимума) отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет.

Представляется, что в данном случае первоочередной мерой по повышению уровня благосостояния граждан, не сопровождающейся снижением поступлений НДФЛ в бюджет, может стать законодательное закрепление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума. Так, в настоящее время налоговыми органами Тюменской области проводится работа по легализации теневой части заработной платы. Мероприятия, направленные на легализацию заработной платы, включают в себя контрольно-разъяснительную деятельность; работает комиссия; функционирует горячая линия; ведется агитация в средствах массовой информации и др. По данным управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области, за 8 месяцев на комиссиях различного уровня заслушано около 86 % работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Из них больше половины работодателей уже представили в налоговые органы документы, подтверждающие увеличение заработной платы. По итогам проведенной работы темп роста среднемесячных поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц составил 156 % [10]. Таким образом, законодательное закрепление минимальной величины заработной платы на уровне прожиточного минимума сократит издержки налоговых органов по выявлению недобросовестных работодателей, а также значительно увеличит поступления НДФЛ в бюджет. В настоящее время информацию о конвертных схемах выплаты заработной платы налоговые органы получают из свидетельских показаний бывших работников организаций, в основном уволенных не по собственному желанию. Отсюда следует, что росту уровня благосостояния граждан будет способствовать повышение инициативности самих граждан и их помощь налоговым органам в работе по легализации заработной платы.

Самые большие споры, касающиеся реформирования НДФЛ, ведутся по поводу введения прогрессивной шкалы налогообложения. Предлагается введение дифференцированных ставок НДФЛ от 6 до 30% в зависимости от дохода налогоплательщика. Напомним, что плоская шкала налогообложения по НДФЛ была введена в 2001 году, заменив прогрессивную шкалу подоходного налога. Единая ставка НДФЛ в 13% вводилась на пять лет, рассматривалась как временная мера и была направлена на легализацию доходов. На первом этапе введения плоской шкалы ожидалось сокращение поступлений НДФЛ в связи с резким снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих доходы выше среднего. Однако начиная с 2001 года поступления НДФЛ значительно возросли. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом поступления НДФЛ увеличились на 46,6% при увеличении общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет лишь на 31,4%. Тенденция роста поступлений НДФЛ в бюджет наблюдается и в настоящее время. В январе июле 2008 года в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 493,7 млрд руб. налога на доходы физических лиц, что на 32,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года [9]. Представляется, что введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в настоящее время подорвет доверие налогоплательщиков к налоговой системе, спровоцирует еще больший рост конвертных схем выплаты доходов, что негативно скажется на поступлениях налога в бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.