рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налог на добавленную стоимость

Принципиальная разница между ними состоит в том, что метод освобождения касается подлежащих налогообложению доходов, а метод зачета относится к уплаченным налогам.

В Российской Федерации, как правило, применяется метод налогового кредита. Одной из причин этого является то обстоятельство, что при этом значительно сужаются возможности для международного уклонения от налогов.

На третьем этапе устраняется двойное налогообложение, возникающее по причине различий в определении облагаемого дохода в странах - партнерах.

Остановимся более подробно на одном из аспектов международных налоговых соглашений - на методике устранения двойного налогообложения.

Следует иметь в виду, что проблема двойного налогообложения продолжает оставаться весьма актуальной. Ее наличие создает серьезные проблемы для российских организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, получающих доходы или имеющих имущество за рубежом.

Главной причиной является то обстоятельство, что в настоящее время действуют налоговые соглашения между Российской Федерацией и 44 странами. Поэтому, в отношениях с государствами, с которыми соглашений нет, может иметь место двойное налогообложение по отдельным видам налогов.

В заключение отметим, что соглашения об устранении двойного налогообложения имеют прямое действие, но следование им требует соблюдения определенных процедур, поскольку ни одно соглашение не может учесть всех особенностей практического применения.

Поэтому в России установлены некоторые внутригосударственные процедуры, позволяющие применять соглашения об устранении двойного налогообложения в соответствии с их смыслом и значением. Они заключаются в том, что существуют два способа практического применения соглашений об устранении двойного налогообложения, касающихся доходов из источника в Российской Федерации:

освобождение доходов, имеющих регулярный и однотипный характер, путем подачи заявлений о предварительном освобождении;

удержание налога с других видов доходов с последующим его возвратом на основании заявлений налогоплательщика о возврате налога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение  налога на доходы физических лиц в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен подоходный налог, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода - эти и другие факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

В 2001 г. в Российской Федерации концептуально изменилась система налогообложения доходов физических лиц.

Особенности новой системы налогообложения заключаются в первую очередь в значительном расширении налоговых льгот, отказе от прогрессивного налогообложения совокупного годового дохода, введении минимальной налоговой ставки 13% применительно к большей части доходов  налогоплательщиков.

Важное условие эффективности проводимой государством политики -обеспечение стабильности их финансового состояния в кризисных условиях отечественной экономики.

Налоговое стимулирование  экономической деятельности  в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ осуществляется через определение освобождаемых от налогообложения доходов, а также через налоговые вычеты, уменьшающие совокупный доход налогоплательщика.

Анализ хода налоговой реформы показывает: в целом законодательство о налогах и сборах направлено на поддержку экономики в Российской Федерации. Налоговый кодекс сохранил часть льгот, а также закрепил новые механизмы налогового стимулирования.

Существует множество препятствий  для дальнейшего развития налоговой системы в Российской федерации, но  наше законодательство планомерно убирает преграды со своего пути и идет по пути улучшения ситуации в налоговой системе и в стране в целом.

В настоящее время налоговая система нуждается в корректировках. А корректировки могут заключатся в следующем: или  в повышении налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь  более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Но только – «до разумных пределов» – так как чересчур резкое  снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.

Как видно из настоящей работы, обложение доходов физических лиц налогом в РФ имеет много особенностей и вопросов.

Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, так как это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”. Попадаться на “удочки” всевозможных компаний, обещающих продать вашу квартиру, дачу за немыслимые деньги без уплаты налогов, но не предупреждающих людей о том, что при подаче налоговой декларации они будут иметь проблемы с налоговой инспекцией. Им все равно придется платить, вот только из каких денег, ведь между получением дохода и уплатой (принудительной и со штрафами) налога пройдет время и полученных ими денег уже может и не быть. Так лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно просто знать законы страны, в которой живешь, какими бы странными и несправедливыми они порой не казались.

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение  высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели введена единая ставка НДФЛ, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

 Слишком много целей  хотят достигнуть законодатели  при помощи одного документа, полагая, что налоги, и только они,  являются и тормозом и стимулом развития. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей, и как следствие из этого, повышение доходов граждан, принятия соответствующих мер  по пресечению уклонения от уплаты налогов. Например, в США обязательность налогообложения опирается на систему строгой ответственности за уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и занижение налогов.

Необходимо упомянуть о том, что на введение единой ставки НДФЛ имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

В данной ситуации есть только один выход: физическим лицам необходимо учесть все льготы по налогу на доходы физических лиц и собирать  подтверждающие документы о произведенных расходах (обучение, лечение и т.д.) предусмотренные главой 23 НК РФ.

В результате исследования были сформулированы следующие выводы:

1. С введением  главы 23 НК РФ ситуация в налогообложении физических лиц немного прояснилась, но и появились проблемы, если ранее можно было достаточно легко провести налоговый контроль за уплатой предприятием налогов на доходы физических лиц так как, существовали  четкие формы отчетности, то в настоящее время этот вопрос остался не доработанным.

2.  В Налоговом кодексе РФ указаны различные виды вычетов, но четких инструкций по применению данных норм нет, что и является причиной сложностей для простых граждан.

3.  Для  осведомленности населения в последних изменениях налогового  законодательства, требуется  больше внимания уделять работе со СМИ, чтобы информация  постоянно передавалась и публиковалась для большего удобства для населения и  налоговых органов.

4. В настоящее время возникла очень большая проблема в связи с нехваткой финансирования деятельности МНС РФ, возможно при изменении данной ситуации  сократиться текучесть кадров и приведет к повышению профессионализма служащих.

5. Также часто возникает вопрос: в чем причина того, что у нас стабильно не само законодательство, как хотелось бы, а процесс его обновления? Сама новизна в законодательной сфере, как правило, является шагом вперед и сопряжена с совершенствованием нормативной правовой базы, воспринимается как  результат позитивного процесса. Но иногда вызывает недоумение очередная поправка в только что принятый закон или, напротив, чрезмерно затянувшаяся пауза в пересмотре отдельной правовой нормы, явно «созревшей» для законодательной переработки.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;

НК РФ – Налоговый кодекс Российской федерации;

СЗ РФ – Сборник законодательства;

РФ – Российская Федерация;

ВВАС РФ –Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;

ФЗ – федеральный закон;

НДФЛ – налог на доходы физических лиц;

РГ – Российская газета;

Изд-во – издательство;

МНС – Министерство по налогам и сборам;

ред. – редакция;

гл. – глава;

ст. – статья;

ч. – часть;

д. ю. н. – доктор юридических наук;

п. – пункт.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые  акты

1.  Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12декабря 1993года).//Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря.

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.1 от 31.07.1998 г., №146-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003).//Российская газета. – 2003. - № 244.

3.  Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.2 от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (с изменениями от  05.04.2004).//Российская газета. – 2004. - № 123.

4.  Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003).//Российская газета. – 2003. - № 245.

5.   Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.2 от 26.01.1996 №14-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003).//Российская газета. – 2003. - № 245.

6.  Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ. //Российская газета, - 2001. - N 233.

7.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.//Парламентская газета. -2002.-№2.

8.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. //Российская газета.- 1996. - N 113.

9.  Федеральный закон  "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" от 31.07.1998 № 146-ФЗ.//Российская газета. – 1998.- №112.

10.  Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ. //Парламентская газета. – 2000.- № 28

11.  Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 23.09.2001 N 129-ФЗ.//Российская газета. – 2001. - № 234.

12.  Приказ МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" (зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2000 N 2479). //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, -№1, 01.01.2001;

13.  Приказ Минфина России N-20н, МНС России N ГБ-3-04/39 от 10.03.99 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" (зарегистрировано в Минюсте России 11.06.99 N 1804).//Российская газета № 175, 07.09.1999;

14.  Приказ МНС РФ от 29 ноября 2000 года № БГ-3-08/73 «Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» ч. 2 Налогового кодекса РФ» (в редакции Приказа МНС РФ от 05.03.2001 г. № БГ-3-08/73).

Научная литература:

15.   Александров В.В. Налог на доходы физических лиц. //Право и экономика. – 2001. - № 1.

16.   Агафонова М.Н. Как рассчитать налог на доходы физических лиц? – М.: Бератор-Пресс, 2001.- 179с.

17.   Винницкий Д.В. Российское налоговое право: Проблемы теории и практики. – СПб.: «Питер», 2003. – 156с.

18.   Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. – М.: Омега-Л, 2002. – 178с.

19.  Демидов Р.Г. Налог на доходы физических лиц. //Право и экономика. – 2002. - № 10.

20.  Ермова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. – СПб.: «Питер», 2003. – 274с.

21.   Завидов Б., Попов И. Уклонение физического лица от уплаты налога и страхового взноса во внебюджетные фонды: Уголовно-правовая характеристика. //Право и экономика. – 2000. - № 10.

22.  Комардина А.П. О методических рекомендациях по порядку применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. //Налоговый вестник. – 2001. - № 5.

23.  Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник. – М.: Издательство «Норма», 2001. - 164с.

24.  Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие. Издание 2-е, доп. и испр. – М.: Омега-Л, 2002. - 296с.

25.  Маслов А.А. Применение налогового законодательства по аналогии. //Налоговые споры: теория и практика. – 2003. - №А. – октябрь.

26.  Налоговое право России: Учебник для вузов. /Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 324с.

27.  Никитин В.В. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: «Питер», 2003. – 213с.

28.  Основы налогового права. Учебно-методическое  пособие. /Под ред. А.А. Пепеляева. – М.: Инвест-Фонд, 2002. – 327с.

29.  Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Издание 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. – 152с.

30.  Парыгина В.А., Теедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 254с.

31.  Петров А.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Дело и сервис, 2002. - 213с.

32.  Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. /Под ред. А.Н. Гуева. –   М: Инфра-М, 2000. - 562с.

33.  Разгулин С.В. Об  ответственности  за неуплату исчисленных налогов. // Налоговые споры: теория и практика. – 2003. - №А. – октябрь.

34.  Смирнов К.Е. Налоги. //Право и экономика. – 2001. - № 11.

35.  Тотьев К.Н. Налоговая база подоходного налога. //Законность. - №3. – 2001.

36.  Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). – М.: Право, 2000. - 532с.

37.  Щур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2002. - 287с.

Материалы судебной практики:

38.  Постановление президиума ВАС РФ N 4243/03 от 07.10.2003. Иск о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц удовлетворен правомерно, так как налоговая карточка в соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете" не относится к первичным документам и ее отсутствие при правильном ведении бухгалтерского учета не образует состава налогового правонарушения.// "Вестник ВАС РФ", - N 2,- 2004.

39.  Постановление президиума ВАС РФ N 8641/02 от 19.11.2002.Доходом признается экономическая выгода в денежной и натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки; сумма прибыли юридического лица, не распределенная среди учредителей и направленная ими в предпринимательскую деятельность, не может быть признана доходом этих учредителей.// "Вестник ВАС РФ",- N 5. – 2003.

40.  Постановление президиума ВАС РФ N 8025/00 от 22.10.2002. Исковые требования о признании недействительными постановлений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм подоходного налога удовлетворены правомерно, так как налогообложение процентов по вкладам осуществлялось отдельно от заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, по правилам, предусмотренным Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц".

41.  Постановление  ФАС северо-западного округа от 07.08.2003 N А52/534/2003/2.В связи с тем что налоговый орган не представил доказательств осуществления индивидуальным предпринимателем в течение налогового периода предпринимательской деятельности, у налогового органа отсутствовали правовые основания для взыскания штрафа за несвоевременное представление предпринимателем декларации по налогу на доходы физических лиц. //"Вестник ФАС РФ по Псковской области", - N 8, - 2003.

42.  Постановление ФАС северо-западного округа от 07.08.2003 N А52/530/2003/2. Налоговый орган при привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации на доходы физических лиц должен проверять, осуществлял ли предприниматель в течение налогового периода предпринимательскую деятельность, и с учетом этого обстоятельства решать вопрос о привлечении или не привлечении лица к ответственности по ст. 119 НК РФ. //"Вестник ФАС РФ по Псковской области", - N 8, - 2003.


Приложение 1. Налогоплательщики, объект налогообложения, ставки

Налогоплательщики (ст. 246 НК РФ)

Российские организации Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства Иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации

Объект налогообложения (ст. 247 НК РФ) - прибыль:

полученные доходы (ст. 248, 249, 250 НК РФ), уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 252, 254, 255, 259, 261, 262, 263, 264, 265 НК РФ) полученные через постоянные представительства доходы (ст. 248, 249, 250 НК РФ), уменьшенные на величину произведенных этими представительствами расходов (ст.252,254,255,259,261,262,263, 264, 265 НК РФ). доходы, полученные от источников в Российской Федерации (ст. 309 НК РФ)

Налоговые ставки (ст. 284 НК РФ)

0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. (подпункт 2 пункта 4 ст. 284)
0% - по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года (подпункт 2 пункта 4 ст. 284)
6% - по дивидендам, полученным от российских организаций (подпункт 1 пункта 3 ст. 284) - -
- - 10% от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров (подпункт 2 пункта 2 • ст. 284)
15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (подпункт 1 пункта 4 ст. 284)
15% - по дивидендам, полученным от иностранных организаций (подпункт 2 пункта 3 ст. 284) 15% - по дивидендам, полученным от российских организаций (подпункт 2 пункта 3 ст. 284) 15% - по дивидендам, полученным от российских организаций (подпункт 2 пункта 3 ст. 284)
- - 20% - с других доходов (подпункт 1 пункта 2 ст. 284)
24% - с прибыли, получение которой не связано с перечисленными выше доходами 24% - с прибыли, получение которой не связано с перечисленными выше доходами -

[1] Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). – М.: Право, 2000. - С. 54.

[2] Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – С.69

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации  Ч.1 от 31.07.1998г  № 146-ФЗ //СЗ РФ. – 1998.  - №  31.  -  ст. 11

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.2.  от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.// СЗ РФ. – 2000. - №  32. - ст.232

[5] Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов-на-Дону: Феникс,  2002. – С. 94

[6] Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). – М.: Право, 2000. - С. 28.

[7] Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 94

[8] Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.2.  от 05.08.2000г. № 117-ФЗ// СЗ РФ. – 2000. - №  32. -  ст.209

[9] Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – С.53

[10] Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). – М.: Право, 2000. - С. 36.

[11] Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 55.

[12] Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – С.94

[13] Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. – М.: Омега-Л, 2002. - С. 23.

[14] Постатейный комментарий к части первой  налогового кодекса Российской Федерации. Гуев А.Н. – М.: Инфра-М,  2000. -  С. 249.

[15] Щур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2002. – С.48.

[16] Постатейный комментарий к части первой  налогового кодекса Российской Федерации. Гуев А.Н. – М.: Инфра-М,  2000. -  С. 249.

[17] Постатейный комментарий к части первой  налогового кодекса Российской Федерации. Гуев А.Н. – М.: Инфра-М, 2000. -  С. 249.

[18] Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2 -  ст.211.

[19] Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2 -  ст.212.

[20] Постатейный комментарий к части первой  налогового кодекса Российской Федерации. Гуев А.Н. – М.: Инфра-М,  2000. -  С. 249.

[21] Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право Российской Федерации. /Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 128.

[22] Щур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2002. – С.67.

[23] Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). – М.:Право, 2000. - С. 54.

[24] Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2. -  ст.215

[25] Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.,: Бератор Пресс, 2003. – С.77.

[26] Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.: Бератор-Пресс,  2003. – С.37.

[27] Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – С.40.

[28] Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н. проф. Ю.А. Крохиной. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – С.145.

[29] Завидов Б., Попов И. Уклонение физического лица от уплаты налога и страхового взноса во внебюджетные фонды: Уголовно - правовая характеристика // Право и экономика. - 2000. -  N 10.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.