рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Исследование особенностей налогообложения в сфере малого бизнеса и путей его совершенствования

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

В статье 6 Закона N 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона N 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе N 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона N 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т.д.

Закон № 209-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года, по предложению президента Д.А.Медведева, субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т.е. до конца июня 2008 года.

1.2. Недостатки действующей налоговой системы и способы

совершенствования

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу - плачу, хочу - скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ.

Далее, предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно.

Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских.

России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивалась в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживала нарастание бюджетного дефицита, обеспечивала функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяла, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечала текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70—80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Налоговая система не сможет быть застывшей. Она реформируется сейчас и должна реформироваться дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису.

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчислении бюджетных платежей.

Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

Как видим, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.

Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Ситуация в России, резко отличается от мировых тенденций, так как доля косвенных налогов в значительной мере превышает долю прямых. Причем в России такая ситуация изменяется в сторону уменьшения доли прямых налогов. Но доля подоходного налога с физических лиц мала, хотя в настоящее время появилась тенденция к ее увеличению, что связано с введением налоговой декларации и улучшением учета доходов с физических лиц.

В последнее десятилетие у нас много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования "среднего класса", обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако даже невооруженным глазом видно, что, несмотря на все это жить представителям малого бизнеса в России легче не стало. И самая главная причина этому - непосильные налоги.

По сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:

1. Она сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы "каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить". Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бух. учету и налогам.

2. Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

3. Нестабильность законодательства.

Плачевные итоги такого отношения к малому бизнесу налицо - по числу зарегистрированных малых предприятий страна остается практически на уровне 1994 г.

До 1996 г. в России все предприятия - и большие, и малые - платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Правда, для малых предприятий был упрощен учет. Кроме того, им предоставлялись следующие льготы:

- льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);

- более низкое налоговое бремя на этапе становления бизнеса (например, освобождение от уплаты налога на прибыль впервые два года работы после регистрации предприятия);

- налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);

- льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;

- льготы, направленные на освобождение от налогов по "отраслевому" признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);

- возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.

Во многом именно благодаря этому набору льгот в первой половине 1990-х годов малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.

Несмотря на введение специальных налоговых режимов, отечественная налоговая система по-прежнему «душит» малые предприятия.

Сегодня необходимо снижать налоги и возвращать отмененные ранее льготы, прежде всего инвестиционную. Напомним, что в свое время именно этой преференцией пользовались многие промышленные предприятия для ухода от налогообложения. Теперь их руководители заявляют, что честь бизнес мундира для них дороже сомнительных сделок и пользоваться столь щедрым подарком они будут исключительно с целью обновления основных фондов.

Средний срок службы станков на отечественных предприятиях составляет двадцать один год, в то время как на Западе их меняют каждые 7–9 лет.

Также предлагается снять с плеч фирм часть налоговой нагрузки и переложить ее на плечи граждан. Во многих развитых странах физические лица отдают в госказну едва ли не больше денег, чем юридические, а вот в России налоговая система – это калека, стоящий на одной ноге. Страна, которая хочет быстро развиваться, должна брать меньше налогов с бизнеса. В этой связи, по мнению экономистов, налог на добавленную стоимость следует снизить до 10–12 процентов. Также считают, что пора снижать и единый социальный налог до 13 процентов. Только тогда сами люди будут вкладывать средства в свои пенсии, а у предприятий появится мощный стимул для дальнейшего роста. При этом, конечно же, бизнесмены должны поднять зарплаты сотрудникам.

ЕСН в его нынешнем виде не дает развиваться российским предприятиям, препятствует росту заработной платы, а стало быть, и привлечению квалифицированной рабочей силы. Поэтому, единый социальный налог надо снижать как минимум в два раза. Также снизить нагрузку на фирмы возможно, если сдвинуть границу пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и 55 лет. Очевидно, что до президентских выборов 2008 года об этом не может идти речь, но в первый год деятельности нового главы государства это предложение должно быть широко обсуждено.

Кроме того, отмечается, что развитию малых, средних, да и крупных компаний препятствуют главным образом система налогового администрирования. Причем за свои неправомерные действия они не несут абсолютно никакой ответственности.

Варианты снижения НДС активно обсуждаются в Госдуме, как, впрочем, и перспективы уменьшения ставки налога на прибыль. В правительстве все еще витает идея замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж.

Стремление превратить налоговую систему в образец простоты и эффективности, снять все налоговые преграды на пути экономического роста - таковы основные стимулы реформирования налогообложения во всех развитых странах мира. Положительный эффект при этом достигается лишь при соблюдении важнейшего принципа любой налоговой системы - приоритета производства над интересами бюджета.

Если не следовать этому основополагающему правилу, то налоговая политика правительства неизбежно приведет к негативным последствиям, а именно: к постоянному "вытеснению" капиталов из производственного сектора и отсутствию нормального инвестиционного процесса, поскольку сформировавшаяся система налогообложения станет блокировать важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате образуется постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала.

Мы выяснили, что налоговая система в России имеет множество недостатков, несмотря на то, что было проведено несколько реформ в области налогообложения, и постоянно вводятся какие-то изменения в налоговое законодательство и т.д.

Поэтому можем говорить о том, что налоговую систему необходимо совершенствовать.

Мы рассмотрим некоторые направления совершенствования налоговой системы.

1. Достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются:

-   Определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;

-   Установление предельных ставок региональных и местных налогов;

-   Отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;

-   Сокращение числа налогов;

-   Устранение противоречий налогового и иных видов законодательства;

-   Выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот;

-   Упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.

2. Установление фискальных стимулов:

-   Введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей;

-   Введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;

-   Постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства на сферу обращения;

-   Применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.

3. Повышение собираемости налогов посредством;

-   Последовательного перехода к исчислению налогов по отгрузке;

-   Налогообложения у источника выплаты;

-   Введение механизма реального контроля доходов физических лиц;

-   Совершенствования методов банковского контроля;

-   Усиления контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению;

-   Предоставления льгот лишь при условии полной уплаты налогов в предыдущем году.

Таким образом, налоговая политика государства связана в первую очередь с созданием прочного экономического базиса в стране и стабильных политических условий развития общества. Просматривается также смещение основного акцента в формировании налоговых доходов бюджета с чисто фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской активности.

В настоящее время одна из первоначальных задач - обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют любую налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественных компаний.

Кроме перечисленных направлений совершенствования налоговой системы нашей страны, можно привести еще следующие возможные варианты решения ее проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.