рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственный долг РФ: проблемы и перспективы

Интересно, что даже в 1998 г., когда начался финансовый кризис, сумма внутреннего и внешнего российского долга по международным меркам была небольшой – примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996г. составляло 70,4%, США – 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности были чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО/ОФЗ в 1995-1997гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки «азиатского» кризиса 1997г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов.

От сильного внешнего шока (из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998г. бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998г. казна выплачивала по 1 млрд. долларов в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО/ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил его.

За период 1985-1991гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза – с 22,5 млрд. долларов до 65,3 млрд. долларов. Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-финансовых организаций – к концу 1997г. внешний долг России возрос до 124 млрд. долларов, а к концу 1998г. – до 160 млрд. долларов, что поставило ее в один ряд с Мексикой и Бразилией, являющимися крупнейшими мировыми должниками. При этом унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг.

Круг западных кредиторов России достаточно велик – в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии, Италии, США, Франции, Австрии и Японии.

В январе 1992г. Правительство Российской Федерации заключило первое соглашение о реструктуризации долга с Парижским клубом кредиторов, за ним последовали три реструктуризации в 1993-1995гг., которые охватывали процентные выплаты в период с декабря 1991г. по конец 1995г. В апреле 1996г. было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о реструктуризации приблизительно 40 млрд. долларов задолженности кредиторам клуба. Около 45% этой суммы было запланировано выплатить в период до 2020г., остальные 55% (которые включают все краткосрочные долги Парижскому клубу) – до 2016г. Выплаты по основному долгу, постепенно увеличивая, было запланировано производить с 2002г.

Вышесказанное позволяет выделить семь основных этапов государственных заимствований в новейшей истории.

На первом этапе (1985-1991гг.) в результате массированных внешних заимствований («кредитов начала перестройки» и займов советских внешнеэкономических объединений) образовалась большая часть внешнего государственного долга СССР – более 100 млрд. долларов. Кризис экономики первых лет перестройки и невозможность выплаты краткосрочных долгов привели 19 ноября 1991г. к объявлению дефолта по долгам СССР. В результате либерализации цен и обесценения рубля в начале 90-х гг. сформировался внутренний долг государства по гарантированным сбережениям граждан (вклады в Сбербанке и Госстрахе) и товарным обязательствам (целевые займы с погашением товарами народного потребления).

На втором этапе (1992-1993гг.) новое российское руководство прибегло к займам у международных финансовых организаций для смягчения социальных последствий экономических реформ. Чтобы не оказаться в международной финансовой изоляции, в апреле 1993г. Правительство Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств по погашению внешнего долга СССР.

Третий этап (1993-1995гг.) ознаменован созданием механизма внутренних заимствований на рыночной основе. Быстрое развитие рынка ГКО/ОФЗ привело к стремительному росту объема внутреннего долга (до 190 млрд. рублей в 1995г.).

В 1995-1998гг. (четвертый этап) произошло резкое увеличение как внутреннего долга России (в первую очередь за счет рынка ГКО), так и объема внешних заимствований (активно привлекавшихся с конца 1996г., когда Россия получила высокие кредитные рейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешних заимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политические задачи. Долговая стратегия у государства отсутствовала, рычаги управления рынком внутреннего долга были утрачены, что приблизило наступление пятого этапа.

Пятый этап – 1998г. – долговой кризис. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга – до исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим.

В 1998-2002гг. (шестой этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать долг, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другими словами, обеспеченности) внешнего долга.

На последнем по времени седьмом этапе (с 2002г.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России не только обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии досрочного погашения внешней задолженности с использованием средств Стабилизационного фонда.

2.2. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга, согласно БК РФ, понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконты, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента безвозмездно.

Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Минфином Российской Федерации, производится из федерального бюджета, заключенными с исполнительным органом субъекта Российской Федерации – из средств бюджета субъекта Российской Федерации, а с местной администрацией – из средств местного бюджета.

До 1993г. рынок государственных ценных бумаг носил ограниченный характер, на нем вяло обращались некоторые долговые обязательства бывшего СССР и российские бумаги. Подлинное становление рынка государственных облигаций произошло лишь в мае 1993г., когда на ММВБ был проведен первый аукцион по размещению ГКО.

Этому предшествовали следующие меры. В первую очередь отметим утвержденное правительством РСФСР постановление Правительства о выпуске и обращении ценных бумаг в РСФСР [3]. В ноябре 1992г. был принят закон [2], который стал отправной точкой на пути к цивилизованному финансированию дефицита федерального бюджета.

Среди фактических шагов следует выделить подготовку и размещение во второй половине 1991г. облигаций 8,5 процентного займа Российской Федерации с трехлетним сроком обращения. В ходе экспериментального аукциона, проведенного Банком России, были опробованы новые технологии выпуска и размещения: безбумажная форма облигаций, аукционный сбор заявок, определение цены реализации на основе конкуренции ценовых предложений продавца и покупателя.

Опыт этого аукциона показал, что для создания широкого рынка государственных долговых обязательств необходим наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы формирование государственной (коммерческой) сети организаций, прежде всего из числа банков, осуществляющих роль организаторов-посредников рынка между эмитентом и инвесторами, внедрение современной электронной технологии торговли, расчетов и дебитарного учета.

В августе 1992г. Банк Росси начал постоянную торговлю облигациями Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991г. Этот тридцатилетний заем стал первым контролируемым Банком России займом.

Целый год, с мая 1992г. шла работа по реализации проекта организации выпуска и обращения государственных краткосрочных облигаций, целью которого было создание в России первичного и вторичного рынка государственных дисконтных облигаций. Рынок ГКО – принципиально новое явление для экономической жизни России.

В его основе лежит передовая электронная технология, в которой торговля ведется на компьютерах, а сделки при совпадении цен заявок на покупку и продажу ГКО осуществляются автоматически. Сначала торги велись только на ММВБ. В 1995г. к системе подключились первые региональные площадки – Новосибирск и Санкт-Петербург. В 1996г. завершен первый этап по созданию единого электронного финансового рынка России. В июне 1995г. на электронный рынок государственного долга вышли облигации федерального займа с переменным купоном. Рынок ГКО/ОФЗ занимает прочное первенство в обеспечении государственными заимствованиями.

После президентских выборов, состоявшихся в июне 1996г., рынок ГКО/ОФЗ характеризовался стабильным поступательным развитием. Правительство Российской Федерации на основе стабилизации количественных параметров рынка добилось существенного достижения уровня доходности государственных ценных бумаг. Эта тенденция продолжилась и в 1997г. вплоть до известных потрясений на международных финансовых рынках второй половины октября.

В сентябре 1995г. на финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа, нашедшего признание у инвесторов. С выходом этого займа население получило надежное доходное средство защиты своих сбережений от инфляции. В июне 1996г. утверждены условия выпуска и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом. На рынке они обращаются только с 1997г., поскольку в 1996г. весь выпуск был купле Банком России. С 1997г. функционируют облигации государственных нерыночных займов. Они размещаются среди страховых обществ, негосударственных пенсионных фондов и других крупных инвесторов. В ходе новаций по государственным ценным бумагам, объявленным в декабре 1998г., вышли в обращение облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом.

В рассматриваемый период появились и вышли из обращения золотые сертификаты 1993г., казначейские векселя и казначейские обязательства 1994г., продолжают обращаться векселя министерства финансов Российской Федерации.

До середины 1996г. участие нерезидентов на рынке ГКО было незначительным, поскольку сохранялись существенные ограничения на их деятельность. С 15 августа иностранные инвесторы стали работать по новым правилам. Нерезиденты получили право осуществлять свои операции на первичном и вторичном рынке ГКО/ОФЗ непосредственно через российские уполномоченные банки. Участие иностранных инвесторов резко активизировалось и к концу 1997г. на долю нерезидентов приходилось 27,5% рынка ГКО/ОФЗ.

Признаки экономической стабилизации (в 1997г. впервые за годы реформ в России не наблюдалось падение ВВП, до 11% снизились темпы инфляции) и широкое участие нерезидентов на рынке ГКО/ОФЗ предопределили достижение некоторых успехов на рынке внутреннего долга: значительно уменьшилась стоимость государственных заимствований, увеличились их сроки, объемы заимствований позволяли на не инфляционной основе финансировать дефицит федерального бюджета. Это дало возможность российскому финансовому рынку, в общем-то, безболезненно пережить октябрьскую 1997г. и январскую 1998г. волны азиатского финансового кризиса [13].

Однако последовавшее падение мировых цен на энергоносители, составляющие основу российского экспорта, и длительный период политической неопределенности, последовавший за отставкой правительства в марте 1998г., серьезно отразились на состоянии государственных финансов и рынка государственного долга. Майская 1998г. волна азиатского кризиса подтолкнула нерезидентов к более активному сбросу российских ценных бумаг и выводу своих средств на другие более устойчивые финансовые рынки. Многие российские инвесторы также стали воздерживаться от вложения средств в государственные облигации. Рынок ГКО/ОФЗ практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Напротив, в январе-июне 1998г. за счет бюджета было профинансировано погашение выходящих из обращения облигаций на сумму 17,3 млрд. рублей. На погашение облигаций в августе-декабре 1998г. требовалось по 20-25 млрд. рублей в месяц. На рефинансирование долга никаких надежд не было. Прекращение выплат по ГКО/ОФЗ стало неизбежным.

Объявление дефолта совмещено с проведением реструктуризации «замороженного» долга по ГКО/ОФЗ по плану, предложенному правительством Российской Федерации. Затем на основе проведенных с кредиторами переговоров работа с «замороженными» ГКО/ОФЗ была направлена с декабря 1998г. в русло новаций по государственным облигациям. В ходе новаций были выпущены трехлетние облигации федерального займа с нулевым купонным доходом (ОФЗ-ПД) и облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроком обращения 4-5 лет и размером купонного дохода от 10% до 30% годовых.

В январе 1999г. возобновлен весь спектр операций с государственными ценными бумагами на финансовом рынке, но их количественные параметры существенно ниже первой волны 1998г. Торги на вторичном рынке ГКО/ОФЗ возобновились с 15.01.1999г. по неструктурированным ОФЗ-ПД, а с 28.01.1999г. – по облигациям, выпущенным в ходе новаций. В целях возврата доверия иностранных инвесторов в декабре 1999г. были размещены три выпуска ГКО на общую сумму 4,2 млрд. рублей по номиналу. Средства от погашения этих бумаг нерезиденты могли свободно репатриировать.

В целом внутренний рынок государственного долга в 1999г. характеризовался осторожностью инвесторов, низкой ликвидностью и высокой доходностью облигаций государства. Некоторое оживление в деятельности рынка началось в четвертом квартале 1999г.

По завершении основного этапа реструктуризации государственного внутреннего долга, ряд государственных облигаций перешел в новое состояние: по сравнению с докризисным уровнем нерыночная часть долга сократилась более чем в два раза, почти втрое увеличились сроки заимствований, в обращении остались инструменты с фиксированным и достаточно низким купонным доходом 10-30% годовых.

В 2000-2001гг. была продолжена жесткая политика государственных заимствований. В частности, в 2001г. Минфин России стремился к размещению ГКО/ОФЗ в объемах, несколько превышавших объемы погашаемых бумаг. На этой основе в начале года сохранялся понижательный тренд аукционной доходности (затем этот показатель стабилизировался), возрастала срочность размещаемых облигаций, появились тенденции к выравниванию доходности долговых инструментов с различным сроком погашения, сокращалась доля нерезидентов в рыночном портфеле ГКО/ОФЗ (продолжался контролируемый российским государством вывод средств нерезидентов данного сегмента долгового рынка), Минфин России возобновил практику доразмещения облигаций и начал практиковать досрочный выкуп инструментов в целях уменьшения объема внутреннего долга и сглаживания платежного графика. В результате абсолютный и относительный государственный внутренний долг сократился за год еще на 23,9 млрд. рублей [15].

Итогом такой политики стало восстановление рынка внутреннего долга и восстановление доверия инвесторов к эмитенту. Инвесторам было предложено большее число инструментов, на вторичном рынке проведены десятки доразмещений. Доходность государственных облигаций была существенно снижена, но она оставалась положительной (с учетом инфляции).

Тенденции к сжатию объемов внутреннего долга была преодолена в 2002г. на основе перехода к умеренно-жесткой долговой политике – за год долг увеличился на 17,7%. В целом рынок внутренних заимствований развивался под сильным воздействием двух факторов. Во-первых, в связи с неблагоприятными условиями внешних заимствований (внутренняя норма доходности валютных облигаций на 10 процентных пунктов превышала аналогичный показатель по ГКО/ОФЗ) было принято решение о замещении их внутренними займами. Во-вторых, на рынок государственного долга вышли значительные средства Пенсионного фонда Российской Федерации в виде страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии из свободных резервных средств. Правительство Российской Федерации дважды вносило изменения в первоначальный план эмиссии государственных облигаций, увеличив объем эмиссии ОФЗ до 217,5 млрд. рублей или в 2,2 раза.

В 2002г. сохранилась позитивная тенденция снижения доходности ГКО/ОФЗ: за год индикатор рыночного портфеля этих обязательств (по методологии Банка России) понизился с 14,5% до 13,5% годовых. Во второй половине года, впервые после августа 1998г. были выпущены долгосрочные облигации. Возросла ликвидность государственных бумаг. Реальная доходность операций по ГКО/ОФЗ была положительной и сложилась за год на уровне 4,35% годовых.

В 2003г. усилилась тенденция к перераспределению инвестиционных потоков в пользу рублевых. Государственные ценные бумаги все более воспринимались как один из новых объектов среднесрочного, а зачастую и долгосрочного вложения средств. Повышенный спрос предъявлялся на облигации федерального займа с амортизированным доходом. Эти процессы сопровождались дальнейшим снижением доходности по операциям с ГКО/ОФЗ для инвесторов (что совсем не сказалось на инвестиционной привлекательности государственных финансовых инструментов).

В марте 2003г. Банк России впервые после августа 1998г. получил возможность проведения операций по продаже федеральных облигаций и из собственного портфеля и от своего имени. Это стало осуществимым в результате обмена Минфином России части портфеля облигаций Центробанка Российской Федерации на ОФЗ-АД с хорошими рыночными характеристиками. На этой основе произошло реальное разделение ответственности на рынке долговых обязательств: Минфин России отвечает за финансирование бюджетных расходов в части привлечения источников финансирования бюджетного дефицита, Банк России операциями на рынке государственного долга, регулируя денежное обращение в стране.

Углубление разделения ответственности продолжалось в 2004-2005гг. Это делалось на основе сокращения Минфином Росси объема краткосрочных заимствований и передачи Центральному банку Российской Федерации права удовлетворения потребности в краткосрочных инструментах в случаях увеличения рублевого предложения посредством своего портфеля государственных облигаций выпуска облигаций Банка России (ОБР). Это означает, что фактически в сферу ответственности Центробанка России отошел краткосрочный сегмент рынка долговых обязательств, а Минфин России сосредоточил свое внимание на средне- и долгосрочных сегментах рынка облигаций.

Следует отметить, что в 2004-2005гг. наблюдалось дальнейшее расширение рынка государственного внутреннего долга – только в 2004г. внутренняя задолженность, выраженная в государственных облигациях, увеличилась на 14,0% за счет ОФЗ-АД. При этом неуклонно возрастал удельный вес облигаций федеральных займов с отдаленным сроком погашения: 2008,2010, 2012 и 2018 годах. Принимались меры к повышению ликвидности рынка для этого активно размещались облигации с высоким купонным доходом и имитировались пользующиеся повышенным спросом ОФЗ-АД (см. Приложение 4,5,6,7).

Реализация такой долговой политики не замедлила сказаться на увеличении доли рыночной составляющей внутреннего долга России.

Резюмируя сказанное, следует отметить что российский рынок государственных ценных бумаг относится к числу развивающихся рынков. Его дальнейшая динамика будет связана с совершенствованием нормативной базы, институциональным развитием рынка, формированием единой системы управления государственным внутренним долгом.

2.3. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации

Провозгласив государственную независимость в 1991г., Российская Федерация не утратила доступа к внешним источникам государственных заимствований. Однако структура заимствований изменилась.

Советский Союз не являлся членом межправительственных валютно-кредитных организаций ООН и не пользовался их кредитами и займами. Российская Федерация в 1992г. оформила свое членство в МВФ, МБРР и ЕБРР и с 1993г. стала широко пользоваться заимствованиями у этих международных финансовых организаций. Сейчас на их долю приходится менее 10% внешней задолженности РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.