рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации

Согласно ст. 137 НК РФ, каждое лицо может обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действие или бездействие должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. В этой достаточно простой формулировке скрывается один важный вопрос. Какие именно акты налогового органа можно обжаловать? Ведь понятие «акты ненормативного характера» достаточно общее. Впервые ответить на этот вопрос попытался Пленум ВАС РФ в 2001 году (постановление №5 от 28.02.2001 г.). Он указал, что под актом ненормативного характера, подлежащим обжалованию, следует понимать документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и т.д.), подписанный руководителем налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Следовательно, налогоплательщик может обжаловать и требование об уплате налога, пеней и штрафа независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого было вынесено требование.

Конституционный Суд РФ пошел еще дальше (Определение от 04.12.2003 г. № 418-О). Он установил, что обжаловаться может любой акт, подписанный любым должностным лицом налогового органа (а не только руководителем). Итак, получается, что обжаловать можно любой акт (решение, письмо и т.д.), подписанный любым должностным лицом налогового органа. Тем не менее, не стоит забывать о формулировке НК РФ: «если акты … нарушают его права». Из этой фразы следует, что:

-  акт нарушает права налогоплательщика. Перечень прав налогоплательщика закреплен в статье 21 НК РФ (не исчерпывающий).

-  лицо может обжаловать акт, касающийся его. Например, инструкцию руководителя налогового органа, обращенную к должностным лицам налогового органа, обжаловать налогоплательщик не может. Вот здесь, правда, возникает вопрос. А что если эта инструкция нарушает каким-то образом права налогоплательщика? Представляется, что тогда налогоплательщик сможет обжаловать акт, вынесенный должностным лицом на основании этой инструкции.

Что, например, можно обжаловать в решении об отказе в привлечении к ответственности (которые выносится по итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки)? В этом решении могут быть указаны размер недоимки и пеней. Это решение не может предусматривать уплату штрафа, так как штраф - это мера ответственности. Но налогоплательщик может не согласиться с размером недоимки и пеней, или вообще с тем, что он должен уплачивать эту недоимку и пени. В этом случае налогоплательщик будет оспаривать недоимку и пени.

Какие действие и бездействие должностных лиц налоговых органов можно обжаловать? Ст. 32 и 33 НК РФ устанавливают обязанности налоговых органов и их должностных лиц. Перечень открытый: налоговые органы также несут другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными законами. Обжалуемые действия и бездействие должно соотноситься с этими обязанностями. Если у налоговых органов нет обязанности совершать какие-то действия или, наоборот, воздержаться от их совершения, налогоплательщик не сможет оспорить не понравившееся ему действие налоговика.

В этой связи очень интересен пункт 3 ст. 33 НК РФ, который предусматривает обязанность должностных лиц корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство. Если бы налогоплательщики обжаловали все действия налоговиков, свидетельствующих о некорректном и невнимательном отношении, суды были бы завалены такими делами.

Санкции в широком смысле понимаются как элемент налоговой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неисполнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сформулированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида санкциям относятся штрафы, взыскание недоимок, пени. Институт налоговых санкций в узком смысле закреплен ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Наличие легитимного определения налоговой санкции имеет важное значение, поскольку показывает логическое завершение развития института налоговой ответственности.


§ 3. Правонарушения, выявляемые в ходе налоговых проверок и ответственность за их совершение

Согласно ст. 106 налоговое правонарушение определяется как совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Одновременно за нарушение налогового законодательства (в зависимости от конкретного юридического факта) предусматривается ответственность, установленная и Налоговым кодексом РФ, и Кодексом об административных правонарушениях РФ, и Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с этим нарушение налогового законодательства характеризуется наличием совокупности следующих элементов:

1. это противоправное виновное действие или бездействие;

2. оно направлено на нарушение норм именно налогового законодательства (Налогового кодекса РФ или иных нормативных правовых актов в сфере налогообложения);

3. за его совершение предусмотрена ответственность, при этом неважно, ответственность за его совершение установлена налоговым, административным либо уголовным законодательством.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что деяние не является нарушением налогового законодательства.

Кроме того, основным отличием налогового правонарушения от нарушения налогового законодательства выступает фактор правовой природы ответственности. В данном случае важен нормативный правовой источник, в котором юридически закреплен порядок применения предусмотренных за такое противоправное деяние мер государственной ответственности: Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К субъектам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений, относятся организации и физические лица. При этом физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона налогового правонарушения представляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствий.1

Объективная сторона налоговых правонарушений представляет собой совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права и характеризующих внешне отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками законодательства о налогах и сборах установлены НК РФ. Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к налоговым нарушениям относится:

1.         Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

2.         Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ).

3.         Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ).

4.         Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ).

4.         Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ).

5.         Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ).

6.         Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ).

7.         Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ).

8.         Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ).

9.         Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ).

Зачастую возникают спорные ситуации. Так, например, ООО «ЗРГО» обратилось в суд с заявлением о признании незаконности решения ФНС РФ №3 Курской области. Как установлено судом, налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки были установлены расхождения между суммами налогов, указанных обществом в налоговых декларациях, и суммами налогов, установленными при проверке.1

Пунктом 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001г. №5 разъяснено, что если в предыдущем периоде у налогоплательщика имелась переплата определенного налога, которая перекрывала или была равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не зачтена в счет иных задолженностей, то состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует.

В предшествующих моментам совершения правонарушений (август 2004г., сентябрь 2004г.) у налогоплательщика имелась переплата, которая перекрывает сумму налога, заниженную в последующем периоде, и не была зачтена в счет других платежей.

Наличие переплаты во всех проверяемых периодах прослеживается и по расчету пени по НДС, составленному налоговым органом к акту выездной налоговой проверки.

Суд посчитал, что налоговый орган не доказал наличия события правонарушения в виде неуплаты НДС, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ.

В Налоговом кодексе РФ содержатся статьи, в которых установлена ответственность за правонарушения, которые в полной мере нельзя назвать налоговыми, хотя они, так или иначе, затрагивают норм законодательства о налогах и сборах:

1.         ст. 128, устанавливающая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налогом правонарушении в качестве свидетеля;

2.         ст. 129, в которой установлена ответственность за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачи заведомо ложных показаний; эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществления переводчиком заведомо ложного перевода;

3.         ст. 1291 НК; РФ, в которой установлена ответственность лица за неправомерное несообщение (несвоевременно сообщение) сведений, которые это лицо должно сообщит налоговому органу.

 Конечно, эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, но направлены, прежде всего, против порядка управления и правосудия.

Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 НК РФ.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Ст. 46 НК РФ гласит, что взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа осуществляется за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Положения ст. 46 НК РФ применяются также при взыскании штрафов и пеней за несвоевременную уплату налога.

Пункт 2 ст. 48 НК РФ гласит, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ранее данный срок на обращение в суд был пресекательным и не подлежал восстановлению судом в связи с пропуском.

Иногда возникают спорные ситуации, связанные с исчислением процессуальных сроков. Так, Инспекция ФНС РФ № 2 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ЗАО "Абитарэ" о взыскании налоговых санкций за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 ст. 122 НК РФ.

Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку Инспекцией пропущен шестимесячный срок, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ, на обращение в суд с иском о взыскании налоговых санкций.

Налоговый орган ссылался на то, что срок подачи заявления о взыскании с Общества налоговой санкции должен исчисляться по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 115 НК РФ, так как в отношении генерального директора ЗАО "Абитарэ" вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое получено налоговым органом 23.01.2007, следовательно, с указанной даты должен исчисляться шестимесячный срок на подачу указанного иска.

Судами установлено, что акт выездной налоговой проверки был составлен налоговым органом 28.09.2006, следовательно, шестимесячный срок подачи иска о взыскании налоговой санкции истекал 28.03.2007, при этом заявление о взыскании санкций по акту проверки направлено Инспекцией в арбитражный суд по почте 23.07.2007, то есть со значительным пропуском установленного законом срока.

В связи с этим суды пришли к правильному выводу, что Инспекцией был пропущен срок, установленный в п. 1 ст. 115 НК РФ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

При этом суд апелляционной инстанции исходил из правовых позиций, изложенных в п. 38 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, согласно которому то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности налоговых санкций с организации.

Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена также Кодексом об административных правонарушениях. В ст. 15.3.-15.9, 15.11 КоАП содержатся юридические составы правонарушений, посягающих на общественные отношения в области налогообложения:

-  нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

-  нарушение рока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

-  нарушение сроков представления налоговой декларации;

-  непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

-  нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

-  нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

-  неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента;

-  грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не мене чем на 10%).

Налоговая ответственность – одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. 1

Налоговая ответственность по своей природе, предмету и методу регулирования является составной частью финансово-правовой ответственности и реализуется в государственно-властных отношениях, складывающихся относительно установления и взимания обязательных платежей.

Законодатель установил ряд условий привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:1

-  привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ;

-  не допускается повторное привлечение к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

-  предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ;

-          привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

-          привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (сбора) и пени;

-          лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;

-          лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Данная обязанность возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность применения обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, закреплен ст. 112 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Ими признаются:

1.         совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

2.         совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3.         выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным государственным органом (уполномочены должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции;

4.         иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

В соответствии с названной нормой существуют следующие основные обстоятельства, смягчающие ответственность:

1.         совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2.         совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.