рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности социального обеспечения

Дипломная работа: Особенности социального обеспечения

Уфимский техникум экономики и права

Выпускная работа

тема: «Особенности социального обеспечения»


План

1.    Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения

2.    Трудовой стаж

3.    Пособия и компенсационные выплаты по системе социального обеспечения

4.    Пенсионное обеспечение

5.    Льготы по системе социального обслуживания

Список использованной литературы


1.         Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения

Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения:

—  Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

—  Федеральный закон от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Принят Государственной Думой 5 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

—  Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Он осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

—  Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

—  Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

—  Федеральный закон от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Принят государственной Думой 17 мая 1995 года. Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

—  Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

—  Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах».

Принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

—  Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года «О мерах профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов».

—  Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах».

—  Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года №1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

И другие нормативные правовые документы.

2.         Трудовой стаж

Трудовой стаж- это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности граждан, как оплачиваемое, так и не оплачиваемое, не зависимо от того, когда и где она протекала, которая порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности и т.д.).

Законодательство предусматривает 4 вида трудового стажа, с учетом которых предоставляются те или иные виды социального обеспечения:

1)   страховой стаж,

2)   общий трудовой стаж,

3)   непрерывный трудовой стаж,

4)   специальный трудовой стаж (выслуга лет).

Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности календарно, т.е. со дня ее окончания, включая дни отдыха, праздничные и другие нерабочие дни. Начало и окончание соответствующего периода, как правило, указывается в документах - трудовой книжке, справке о работе, военном билете и т.д. Если в документах отсутствуют точные даты и указаны лишь месяцы или годы, то началом или окончанием работы (службы) условно считается середина года (1 июля) или середина месяца (15-е число).

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности. С учетом общего трудового стажа назначается трудовая пенсия по старости, причем от продолжительности общего трудового стажа зависит не только право на пенсию, но и размер.

В общий трудовой стаж включаются:

1)   периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации;

2)   периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию;

3)   периоды иной работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера;

4)   периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

В общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал включается период индивидуальной трудовой деятельности, за которой уплачен единый налог на вмененный доход в соответствии с Законом от 31.07.1998 № 148 – ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»,а также периоды работы по трудовому договору у индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход;

5)   время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию;

6)   время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 года – об уплате единого социального налога (взноса);

7)   периоды творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

8)   служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

9)   периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

10)      период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

11)      периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

12)      частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

13)      период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан;

14)      время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно статье 7 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет стажа, а для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях необходимо иметь 25 лет страховой стаж для мужчин и 20 лет – для женщин. Страховой стаж необходим также и для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В соответствии со статьей 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются:

1.         Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются – застрахованные лица).

2.         Периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в пункте 1, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Статья 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.

Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются согласно статье 11 Закона о трудовых пенсиях следующие иные периоды:

1)   период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2)   период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3)   период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4)   период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5)   период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных м впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6)   период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), засчитываемые в страховой стаж.

Порядок исчисления страхового стажа. В соответствии со статьей 12 Закона о трудовых пенсиях, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая протекла либо в особых условиях труда, либо в определенной местности (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или на определенной территории (на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению), с чем законодательство связывает определенные правовые последствия. Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называют выслугой лет.

Действующее российское законодательство выделяет несколько видов специального трудового стажа:

1)   стаж работы на отдельных видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом о трудовых пенсиях;

2)   стаж государственной службы, который дает право на пенсию за выслугу лет;

3)   военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение.

Стаж работы на отдельных видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости также можно подразделить на 2 вида:

a)   стаж, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии, что на 1 января 2003 года или на момент назначения пенсии в 2002 году у лица, претендующего на установление пенсии, имеется не менее половины требуемого специального стажа.

К такому стажу относятся следующие виды работ:

1.   подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2.   работы с тяжелыми условиями труда;

3.   для женщин – работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

4.   для женщин – работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5.   работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.