рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)

Осуществлено техническое перевооружение котельной №21, полностью переоборудована котельная №50, которая теперь обеспечивает теплом жилые дома и социальные объекты, подключенные ранее к котельной ЗАО «Серпуховский текстиль». В целом в 2009 году работ по реконструкции и техническому перевооружению объектов теплоэнергетического хозяйства Серпухова выполнено на сумму порядка 60 млн. рублей.

Ремонт жилищного фонда и внутридворовых территорий: выполнен ремонт фасадов 6 жилых домов на общую сумму 5,4 млн. руб. и внутридворовых территорий по ул. Центральная и Октябрьская на общую сумму 2,5 млн. руб. Установлены 4 детские площадки и 1 спортивная площадка.

В связи с отсутствием финансирования в 2009 году производился только текущий ремонт кровель, межпанельных швов, внутренних инженерных сетей, лифтов. Это так называемый ремонт по заявкам.

Энергосбережение: предприятия отрасли ЖКХ проводили технические мероприятия по установке и внедрению ЧРП, замене ртутных ламп на более экономичные натриевые, прокладке тепловых сетей в трубах с улучшенной изоляцией, внедрению АСКУЭ, автоматизации процессов химводоподготовки, замене горелочного оборудования, применению энергоемкого насосного оборудования. Экономический эффект составил 28,2 млн. руб.

Силами жилищных предприятий осуществлена замена обычных лампочек в подъездах жилых домов на энергосберегающие светильники (922 шт.), установлены фотореле (483 шт.), акустические выключатели (1442 шт.), реле времени (4 шт.). Экономический эффект за время использования этого энергосберегающего оборудования составил 777,1 тыс. руб.

Одна из основных задач на 2010 год – разработка, в соответствии с новым Федеральным законом Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальной программы по энергосбережению и начало воплощения ее.

2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Серпухове

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.

Важным направлением коммунальной инфраструктуры является теплоснабжение. Теплоэнергетическое хозяйство Московской области включает в себя 2428 котельных, 1415 центральных тепловых пунктов, около 11 тыс. км. (в двухтрубном исчислении) тепловых сетей.

Годовой отпуск тепловой энергии составляет более 37 000,0 тыс. Гкал.

В виду того, что качество предоставляемых коммунальных услуг на прямую зависит от технического состояния инженерных объектов коммунальной инфраструктуры, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области проводится техническая политика по реконструкции, модернизации и развития инженерных систем.

Большое внимание уделяется ежегодному проведению мероприятий по замене сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. При этом широко применяются, как металлические трубы (в пенополиуретановой изоляции), так и пластмассовые трубы (в том числе из сшитого полиэтилена). Внедряются новые технологии биологической очистки сточных вод. Осваивается новое насосное оборудование с частотно-регулируемым электроприводом и современные системы химводоподготовки. Проводится работа по строительству (в том числе в блочно-модульном исполнении) и реконструкции котельных с установкой новых автоматизированных котлоагрегатов, работающих в автоматическом режиме.

В целом реализация вышеуказанного комплекса мероприятий позволила снизить экологическую нагрузку на регион, улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку и техническое состояние инженерных объектов коммунальной инфраструктуры Московской области, а как итог, значительно повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.

В составе системы водоснабжения эксплуатируются около 500 водозаборных узлов, 8500 артезианских скважин, почти 15 тыс. км водопроводных сетей.

Поскольку Московская область обеспечивается питьевой водой в основном из подземных источников, величина общего водоотбора подземных вод составляет 3,5 млн. куб. м/сут.

Система водоотведения области включает в себя 637 комплексов очистных сооружений, из них 78 комплексов расположены в городах и крупных поселках Московской области, около 1400 канализационных насосных станции, более 11 тыс. км канализационных сетей.

В Московской области на очистные сооружения поступает около 3,5 млн. м3 сточных вод в сутки, при этом в области полную биологическую очистку проходят 2,4 млн. м3 в сутки и 600 тыс. м3 в сутки на очистных сооружениях г. Москвы.

В 2007–2008 годах в соответствии с подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» областной целевой программы «Жилище» на 2006–2010 годы в Московской области построены станции обезжелезивания в городском округе Химки, Ивантеевка, Пушкино, поселке им. Воровского, завершается проектирование и строительство станций обезжелезивания в городских округах Котельники, Электрогорск и Юбилейный.

В текущем году начата работа по разработке областной инвестиционной программы «Чистая Вода Подмосковья на 2009–2012 годы».

Целями программы станут и расширение существующих мощностей Восточной системы водоснабжения с целью гарантированной подачи питьевой воды в города Ногинск, Павловский Посад, Железнодорожный, Реутов, Балашиха, Люберцы, Лыткарино, Дзержинский; и начало строительства первой очереди Южной системы водоснабжения для городов Серпухов, Чехов, Подольск, Щербинка, Климовск, Видное, Домодедово, продолжение модернизации существующих систем водоснабжения, прежде всего для городов и населенных пунктов Орехово-Зуевского, Ногинского, Чеховского, Люберецкого, Солнечногорского, Раменского, Лотошинского, Пушкинского, Талдомского, Рузского, Можайского муниципальных районов, а также городских округов Подольск, Климовск, Коломна, Королев, Химки.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области совместно с муниципальными образованиями Московской области проводится работа по улучшению состояния жилищного фонда.

Жилищный фонд в Московской области характеризуется следующими показателями: более 470 000 домов площадью свыше 180 млн. кв. м. Муниципальный жилищный фонд за последние пять лет заметно увеличился за счет активно ведущегося нового строительства, так и за счет приемки жилищного фонда от ведомств, военных городков и сельскохозяйственных предприятий.

В последние годы в жилищно-коммунальном комплексе Московской области системно и целенаправленно обеспечивается комплексный и программно-целевой подходы к решению проблем отрасли.

В Серпухове работает 10 Управляющих компаний. Самые крупные – муниципальные: «Жилищник» и «Бытовик». На двоих у них 769 домов общей площадью около 1,5 млн. квадратных метров. Далее по списку идут частные управляющие компании: ООО «Занарье-ЖКХ», ООО ПФ «Фрегат», ООО «Бытовик – ЖКХ». Есть совсем маленькие, работающие на один-три дома и образовавшиеся, в основном, чтобы обслуживать новостройки. Это, как правило, дочерние структуры компаний-застройщиков, и сколько-нибудь значимой роли на рынке услуг в сфере ЖКХ они пока не играют. Их в Серпухове всего пять.

Частные компании работают принципиально по-новому. Им вовсе не обязательно содержать штат дворников, сантехников, электриков и т.д. Достаточно грамотных управленцев. Они могут просто выбирать подрядчиков, которые и выполняют те или иные работы, необходимые для нормального обслуживания дома. Задача УК: проведя своего рода тендер на поставку работ и услуг, оптимально подобрать подрядную организацию, выбрать наиболее выгодные соотношения «цена-качество» с целью снижения бремени домовладельцев по содержанию дома. Финансовая деятельность компании может контролироваться избранной собственниками ревизионной комиссией. Если же говорить об эффективности работы частных УК, то она налицо: сравнивая работу ООО ПФ «Фрегат» и ООО «Бытовик-ЖКХ» за последние несколько лет, видно не только значительное сокращение жалоб горожан на предприятия, но и рост качества обслуживания.

Так, к специалистам «Бытовик-ЖКХ» в 2009 году серпуховичи обращались на 10% меньше, чем в 2008. А внимание к внедрению энергосберегающих технологий и возможность работать без выплаты НДС позволили компании выполнить текущих ремонтов на 1 млн. рублей больше, чем планировалось. Объем выполненных работ превысил план не потому, что изначально плохо планировали, а потому, что за счет экономии высвобождались средства. Цифра на первый взгляд маленькая, но и домов в управлении всего 18. «Бытовик-ЖКХ» за два года своей работы доказал, что в силах составить конкуренцию в своей нише. Особенно тем компаниям, которые не хотят или не могут обеспечить комфортное проживание в обслуживаемом жилом фонде.

По 2009 году видна эффективность работы так же недавно созданного филиала ООО ПФ «Фрегат»: объем текущих ремонтов и их качество растут из года в год, энергосбережению предприятие тоже уделяет внимание. Так одна лишь установка датчиков движения в 3 домах на Весенней дала экономии на освещении мест общего пользования в размере 60 тыс. руб. за 6 месяцев.


2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании

Реализация реформы ЖКХ зависит от многих факторов. И в наибольшей степени от компетентности специалистов, на которых возлагается решение конкретных организационно-экономических задач.

В управлении коммунальным хозяйством не должна применяться известная концепция о том, что «управлять государством может каждая кухарка».

В жилищно-коммунальной отрасли существует ряд проблем, основными из которых являются неравномерное распределение коммунальных мощностей и неэффективное их использование, высокий уровень как морального, так и физического износа сетей. Одна из самых важных проблем – низкая эффективность управления в жилищно-коммунальной сфере.

Еще в начале реформы Владимир Путин говорил, что решением проблемы призвана стать коммерциализация ЖКХ на принципах самоокупаемости. Проходить она должна с использованием рычагов жесткого административного воздействия, с тем, чтобы устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике».

Частные компании имеют целый ряд преимуществ: они кровно заинтересованы в повышении качества оказываемых услуг постольку, поскольку от объёма обслуживаемых площадей зависит успешность их бизнеса. Если качество услуг не устраивает жителей, они вправе нанять другую фирму. Частные УК заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий, они подходят к эксплуатации каждого дома индивидуально. Они же являются посредниками между жителями дома и поставщиками воды, тепла, электричества. Так же они заинтересованы в отстаивании интересов своих клиентов.

С тем, чтобы стимулировать процесс реформирования ЖКХ в 2007 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», во исполнение которого Государство предполагало инвестировать 240 миллиардов рублей. Для того, чтобы войти в программу фонда по капитальным ремонтам нам необходимо было довести долю коммерческих предприятий нашей сферы к 1 января 2009 года до 25 процентов. К 2011 году их должно быть 80 процентов. Это одно из непременных условий.

На сегодня имеется две крупных муниципальных управляющих компании. Практически монополистов. Это в свете реформы ЖКХ неверно. По итогам как отопительного сезона 2009–10 годов, так и предыдущих, видно стабильно большое количество жалоб на обслуживание жилого фонда, управляемого ООО «Занарье-ЖКХ». Особенно много их от микрорайона Бумажной фабрики.

В Серпухове действует Программа «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры г. Серпухове на 2007–2010 годы».

Основание для разработки Программы: Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы», Концепция программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, Закон Московской области №11/96-ОЗ «О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области» (в редакции Законов Московской области №47/99-ОЗ, №81/2001-ОЗ, №4/2002-ОЗ, №200/2005-ОЗ, №46/2005-ОЗ), постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 №87/6 «О Порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией» постановление Главы города Серпухова от 28.02.2006 г. №320 «Об утверждении Порядка разработки городских целевых программ и контроля за их реализацией».

Основной целью Программы является разработка и осуществление комплекса мероприятий, повышающих надежность функционирования всего городского хозяйства, для чего предусмотрены предприятиями ЖКХ:

– ликвидация сверхнормативного износа основных фондов;

– внедрение ресурсосберегающих технологий;

– комплексное внедрение приборного учета отпускаемых коммунальных услуг;

– снижение затрат на производство;

– вывод предприятий ЖКХ в режим бездотационного и устойчивого функционирования;
– разработка комплекса мер по заинтересованности предприятий ЖКХ в снижении затрат на оказываемые коммунальные услуги, по социальной защите населения, исходя из того, что энергосбережение – одно из основных средств социальной защиты в ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение комфортности проживания в жилых домах, построенных более 20 лет назад;

– уменьшение объема утилизации ТБО и КГО;

– ликвидация загрязнителей грунтовых вод и улучшение экологической обстановки в городе;

– экономия природных ресурсов за счет переработки вторичного сырья.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

– модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

– повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

– привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации Программы

2007–2010 годы, в том числе:

первый этап – 2007–2008 годы;

второй этап – 2009–2010 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

– Повышение качества предоставления коммунальных услуг;

надежность работы систем жизнеобеспечения города,

– Снижение уровня износа основных фондов до величины, не превышающей 30%;

– Сокращение нерационального использования ресурсов на предприятиях ЖКХ, в том числе топливно-энергетических не менее чем на 20–25%;

– Снижение себестоимости оказываемых услуг;

– Улучшение экологической ситуации; создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, администрация города Серпухова в своей деятельности по реформированию ЖКХ придерживается государственного курса модернизации сферы, но в силу сложности управления данной сферой имеются недостатки в реализации рассматриваемого процесса.


3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства

3.1 Реформирование управления жилищным фондом

На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органами местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ «О местном самоуправлении».

В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жильем необходимо разделить функции административного управления и функции управления как хозяйственной деятельности.

Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ.

В отношениях между собственниками и нанимателями целесообразно как можно скорее перейти к реально подписанным договорам найма как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.

Это касается как договоров социального найма, так и договоров найма (коммерческого найма) вне социального сектора. Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма в муниципальном жилье, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на федеральном уровне.

Комплекс институциональных преобразований в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства охватывает следующие основные направления изменений правоотношений и форм собственности, которые должны быть реализованы в региональных программах реформы ЖКХ:

– продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде (регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»);

– создание товариществ собственников жилья (регламентируется Федеральным законом «О товариществах собственников жилья», примерным Уставом ТСЖ, примерными положениями об обслуживании и о финансировании ТСЖ; на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные документы, отражающие особенности региона и города);

– преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, равноправных партнеров договорных отношений (регламентируется Гражданским Кодексом РФ, положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика), в том числе путем акционирования (регламентируется действующей до сих пор Программой приватизации, содержащееся в которой разрешительное право со стороны органов местного самоуправления практически остановило процесс акционирования на уровне 1994 г. – 10% числа предприятий водо- и энергоснабжения, что объясняется часто обоснованными опасениями потери управляемости акционированным предприятием); необходима разработка на федеральном уровне нового положения, регламентирующего особенности акционирования коммунальных предприятий – естественных монополий, в частности, с оставлением за городом контрольного пакета акций;

– муниципализация государственных предприятий ЖКХ (используются нормативы материально-технического обеспечения ЖКХ).

Развитие договорных отношений

Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления. Реализация указанных задач определяется использованием норм Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Гражданский кодекс Российской Федерации определил и закрепил нормы, регулирующие права собственности, договор найма жилого помещения, принципы договорных отношений местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц и потребителей. При разработке региональных программ целесообразно использовать «Положение о формировании договорных отношений в ЖКХ», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания служб заказчика».

На федеральном уровне должны быть доработаны примерные договоры социального и коммерческого найма жилых помещений. До их разработки государственные органы субъектов Федерации могут разрабатывать и применять свои соответствующие нормативные акты.

Должны получить свое развитие и совершенствование формы и содержания договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора. На федеральном уровне должны быть разработаны примерные договоры по каждому виду услуг, на региональном – утверждены формы договоров, отражающие особенности и уровень обслуживания конкретного региона, города. Кроме того, должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонения от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.