рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все

исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять

не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние

на последующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного

общества и является результатом деятельности субъектов исторического

процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их

общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими

субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные

объединения, отдельные исторические личности.

Народными массами в самом общем смысле можно назвать со-

циальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой

является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый

менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и

духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом

исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные

массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль. Однако ряд

философов указывают на необходимость разделения понятий «народ» и «масса».

Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу

людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают

время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а

эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к

созиданию.

Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и

общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным

признакам – возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д.

Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в

историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из

социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности

социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы,

которые они пытаются отстаивать

в историческом процессе и для защиты которых создают общественные

объединения. Общественными объединениями называются добровольные,

самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для

достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся

политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности,

которых ученые называют историческими деятелями, Прежде всего таковыми

традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и

т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его

самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства.

Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в

исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим

личностям.

. Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как

отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из

действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

2.

Политическая партия – это специализированная, организационно

упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных

целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3)

фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных

организаций.

История политических партий в современном понимании этого слова

начинается с XVIII–XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной

демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к

участию в управлении государством. Первоначально политические партии

формировались в результате объединения парламентских фракций с комитетами

по поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским»

путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают в

результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных,

промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярными

и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой

разновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся

«снизу», в результате оформления стихийных социальных движений.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую – овладение государственной властью с целью осуществления

своей программы;

2) социального представительства – каждая партия либо выра

жает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо

пытается создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции – примирение интересов различных социальных

групп, достижение консенсуса в обществе;

4) политического рекрутирова-ния – подготовка и выдвижение кадров для

различных политических институтов;

5) идеологическую – разработка партийной идеологии и программ;

6) электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

Таким образом, партия – один из важнейших институтов гражданского

общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с

различными критериями:

1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности

партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой

немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических

деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного

членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная

структура таких партий крайне проста, их центр – в парламентских фракциях.

Массовые же партии имеют сложную организационную струк-

туру, многочисленны, основным источником их финансирования являются

членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов,

не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти

партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными

(деятельность которых разрешена государством и которые официально

зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие

подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на

стабильные и неустойчивые;

4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со

свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми

(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и

сложным механизмом приема);

5) по характеру целей и отношению к существующему общественно-

политическому строю партии делятся пореволюционные (выступают за коренное и

насильственное преобразование существующего общественного строя),

реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках),

консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие

преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без

особых потрясений) и реакционные (вы

ступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно

подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-

демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся,

социализацию производства, создание основ социалистического общества),

правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности,

основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские

(пытаются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется

партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как

правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо

функционируют под жестким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под

которой понимается существование и легальная деятельность в государстве

двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут

принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая

партии в США или Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании).

Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного

функционирования и участия в политической жизни других партий (например,

коммунистических).

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и

многопартийность (ст. 13), Все общественные объединения равноправны. В

настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но

говорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многих

партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети

первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны,

интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной

мере.

Билет № 14

1. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.

2. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в

современной России.

1.

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в

переводе на русский язык « государственные дела», « искусство управления

государством».

Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникнове ния –

поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов,

нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости

управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от

народа органов власти. Появление политической и государственной власти и

есть

важнейшая предпосылка политики.

Наука предлагает различные on ределения понятия «политика»:

1. Политика – это отношения между государствами, классами, социальными

группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания

политической власти в обществе, а также отношения между государствами на

международной арене.

2. Политика – это деятельность государственных органов, политических

партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными

группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их

усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства,

связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической

власти.

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее

назначение в обществе. Среди функций политики выделяют: а) выражение

значимых интересов всех групп и слоев общества; б) интеграцию различных

социальных слоев, поддержание целостности общества; в) обеспечение

дальнейшего развития общества; г) управление и руководство общественными

процессами, разрешение конфликтов и противоречий; д) политическую

социализацию личности (т. е. процесс освоения индивидом социально-

политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельно-

сти, в результате которого он принимает на себя определенную политическую

роль).

По масштабам проведения различают локальную, региональную,

общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления –

текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации,

прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти

или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности

(классы, нации и др.);

б) различные организации и объединения (государства, партии, движения,

церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы,

занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно

участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том

числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности

субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы,

которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной

структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов,

кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений);

от общественного положения того или иного слоя, личности, социального

института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и

системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других

обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни,

на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика

регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической

власти внутри общества, а внешняя – отношения между государствами на

международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые

направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную,

культурную, военную, экологическую политику и др.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели.

Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными,

реальными и нереальными. Цели той или иной политики зависят от субъектов

осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных

потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит

вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает

ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее

достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали

нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике

(Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от

реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с

именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соот-

ветствии с известной формулой:

«Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для

достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к

результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно,

необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью

политиков, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и

свободах человека).

2.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни

общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни

общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими

формами общественного сознания являются нравственное, научное,

эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль – это совокупность правил поведения, производных от представлений

людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом,

исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо

воздействия на него силы общественного мнения.

Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме

(понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных

исследований.

Искусство – это специфическая форма общественного сознания,

представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных

образах.

Религия – это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и

обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика – основные принципы, нормы и направления деятельности по

осуществлению государственной и общественной власти.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм,

установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно

народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной

силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные

элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную

культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы,

обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы

являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством

аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому

государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все

сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области

духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного

уровня населения;

низкий уровень государственного финансирования культурных и научных

центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать

культурные процессы).

Билет № 15

1. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

2. Политический статус личности.

1.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно

поступательное движение общества от низших и простых форм общественной

организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно

понятие регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к

низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще

в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей

(А. Тюрго, М. Кон-дорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии

человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный

взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так,

марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической

фор

мации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса

считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В

современной социологии исторический прогресс связывается с процессом

модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а

затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии,

рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов

(Дж. Ви-ко), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая

представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном

движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил

21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы

возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал

и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппе-ра. Понимая под

прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.