рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Вексель как инструмент финансового рынка

вопросам уголовного, гражданского и вексельного права. Эта проблема связана

с неполной и противоречивой нормативной базой, регулирующей вексельные

отношения.

Снижению рисков вексельного обращения способствует создание системы

регулирования вексельного рынка. Ее задачей является повышение стабильности

и надежности операций профессиональных участников.

Регулирование и надзор на вексельном рынке, как и на других финансовых

рынках, должны осуществляться на нескольких уровнях: соответствующими

органами надзора на уровне государства, как саморегулирование, а также

путем организации внутреннего контроля.

Банк России, являясь органом регулирования и надзора за банковской

деятельностью, устанавливает для кредитных организаций, осуществляющих

деятельность на вексельном рынке, определенные правила и нормы, позволяющие

этим организациям контролировать возникающие риски.

Так, для кредитных организаций установлены ограничения выпуска

собственных векселей и принятия вексельных обязательств через нормативы

ликвидности кредитной организации, которые определяют ее способность

обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

Кроме того, с 20 августа 1996 г. был введен специальный норматив риска

собственных вексельных обязательств коммерческого банка (Н13), который

позволяет специально контролировать объем выпущенных банками собственных

векселей и принятых вексельных обязательств в соотношении с собственным

капиталом кредитной организации. Допустимое значение данного норматива в

настоящее время составляет 100%, т.е. устанавливается, что объем вексельных

обязательств кредитной организации не может превышать ее собственного

капитала.

Нормативы, устанавливаемые Банком России, также регулируют риски,

связанные с приобретением векселей кредитными организациями. Так, векселя

со сроком платежа до 30 дней рассматриваются как ликвидные активы и

учитываются при расчете нормативов достаточности капитала (Н1), текущей

ликвидности (Н3), а также норматива, устанавливающего соотношение ликвидных

активов и суммарных активов кредитной организации, включая все

приобретенные векселя (Н5). Кроме того, приобретенные векселя попадают в

расчет норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу

заемщиков (Н6).

Другой важный норматив, посредством которого Банк России регулирует

выпуск банками собственных векселей, - это норматив отчислений в фонд

обязательных резервов по вексельным обязательствам банков.

Однако все перечисленные требования, устанавливаемые для вексельных

операций кредитных организаций, ограничиваются чисто экономическими нормами

и правилами. Ряд проблем Банк России не может решить в рамках своих

надзорных функций.

Важную роль в регулировании вексельного рынка играют профессиональные

специализированные организации, обеспечивающие условия деятельности на

рынке, путем самоорганизации участников. В России такой организацией

является АУВЕР – Ассоциация участников вексельного рынка.

В настоящее время приоритетными направлениями деятельности АУВЕР

являются разработка стандартов профессиональной деятельности и

профессиональной этики на вексельном рынке и контроль за их соблюдением, а

также создание инфраструктуры вексельного рынка. Технологические стандарты

вексельного рынка позволят унифицировать правила работы на вексельном

рынке, совершения и исполнения сделок с векселями.

На сегодняшний день АУВЕР разработала Стандарт выдачи и погашения

векселей, а также Стандарт передачи векселей. Участники Ассоциации

устанавливают для себя в рамках Женевских конвенций дополнительные

ограничения, которые облегчат и упростят обращение векселей, позволят

избежать трудностей, связанных с предъявлением векселей к платежу, платежом

по векселю, совершением протеста, осуществлением права регресса. Кроме

того, стандарты содержат требования к форме векселя, а также вводят в

обращение единые вексельные бланки, что позволит снизить количество

обращающихся векселей с дефектом формы. Внедрение стандартов даст

возможность участникам рынка через АУВЕР создать унифицированные правила

игры на вексельном рынке.

Одна из важнейших проблем, связанных с регулированием вексельного

обращения, - выделение финансово устойчивых лиц, обязанных по векселям.

Поэтому одной из первостепенных задач АУВЕР в настоящее время является

создание единой информационной системы, призванной обеспечить максимальную

прозрачность вексельного рынка.

В Ассоциации разработан Стандарт раскрытия информации о фактах выдачи

векселей, о фактах неплатежа по векселям, неакцепта векселей и о фактах

утраты, хищения и блокирования векселей. Помимо информации о самих векселях

стандарт содержит требование раскрывать информацию о финансовом состоянии

векселедателей, что позволит оценивать качество обращающихся векселей и

решать проблему выделения финансового устойчивых лиц, обязанных по

векселям.

В Ассоциации идет работа над созданием вексельной информационной

системы, посредством которой и будет обеспечиваться доступ к информации о

состоянии вексельного рынка. Принятие данного стандарта и "запуск"

информационной системы должны стать началом создания централизованного

банка данных по кредитной истории участников вексельного обращения.

Другой важный вопрос – создание технологической инфраструктуры

вексельного рынка, которая позволит цивилизованно торговать векселями,

осуществлять по ним расчеты, организовывать их поставку. Первым шагом на

пути формирования цивилизованного вексельного рынка является создание

вексельного депозитария. Он позволит наладить оперативный контроль за

вексельными потоками, перейти к технологичным современным способам поставки

векселей. Функционирование сети вексельных депозитариев дает возможность

решить такие проблемы, как кражи, подделки, утраты векселей, и таким

образом снизить риск проведения этих операций, а также решить проблему

географической разобщенности участников вексельного рынка.

В настоящее время в рамках АУВЕР уже принято Положение об основных

принципах депонирования, хранения и учета прав на векселя в депозитариях,

определяющее особенности функционирования вексельного депозитария. В

частности, определены основные требования к технологии депозитарного учета

векселей. В Ассоциации подготовлен проект Стандарта депозитарного учета

векселей, который будет содержать более подробное описание технологии

функционирования вексельного депозитария. Создание сети вексельных

депозитариев будет способствовать упорядочению вексельных расчетов между

участниками рынка, а также ускорению и повышению технологичности

вексельного обращения.

Таким образом, уже можно говорить о формировании первых двух уровней

трехуровневой системы регулирования и контроля вексельного рынка:

государственное регулирование, регулирование и контроль на уровне

саморегулируемых организаций. Третьим уровнем должна стать система

внутреннего регулирования и контроля участников вексельного рынка.

Важную роль в повышении информационной культуры рынка играют рейтинги

векселей, составленные на основе опроса участников вексельного рынка и

публикуемые в различных периодических изданиях.

Для примера рассмотрим рейтинг векселей, составленный Аналитическим

центром финансовой информации на основе данных РИА "РосБизнесКонсалтинг".*

Опросы проводились среди специалистов компаний г. Москвы, Санкт-

Петербурга и др. городов России, основных участников вексельного рынка.

Структура опрошенных респондентов представлена в таблице 1.**

Таблица 1

Структура опрошенных респондентов

|Опрошенные специалисты |% от общего числа |

| |1-й |2-й |3-й |4-й |

| |опрос |опрос |опрос |опрос |

| | | | | |

|Количество опрошенных участников | | | | |

| |335 |377 |330 |450 |

|Банки | | | | |

|Инвестиционные, финансовые |34,6% |30,2% |32,69% |24,89% |

|компании и др. профессиональные | | | | |

|участники фондового рынка | | | | |

|Фондовые отделы промышленных | | | | |

|предприятий |42,7% |61,17% |65,19% |72,35% |

| | | | | |

| |22,7% |2,63% |2,12% |2,76% |

Общее число опрошенных компаний во всех четырех опросах довольно

велико. Это позволяет характеризовать уровень репрезентативности всей

выборочной совокупности как вполне удовлетворительный. Следовательно

проецирование полученных данных на весь вексельный рынок в достаточной

степени обоснованно.

Методика опроса и подведения итогов.

Респонденты отвечали на семь вопросов:

1. Какая компания, по Вашему мнению, имеет наиболее профессиональных

специалистов по вексельному обращению ?

2. Какие компании, работающие на вексельном рынке, пользуются Вашим

доверием ?

3. Какие векселедатели, по Вашему мнению, не выполняют свои

обязательства по выпущенным векселям ?

4. Какие банковские веселя, по Вашему мнению, наиболее ликвидны на

данный момент ?

5. Какие корпоративные векселя, по Вашему мнению, наиболее ликвидны на

данный момент ?

6. Операции с векселями каких компаний, на Ваш взгляд, в ближайшее

время будут приносить наибольший доход ?

7. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы вексельного рынка ?

. будет развиваться в дальнейшем;

. прекратит существование к концу года;

. будет существовать в нынешней форме, с теми или иными изменениями;

. иное, другое мнение.

По каждому пункту можно было выбрать до трех компаний, организаций,

банков (кроме седьмого вопроса). Единственное условие – не называть свою

собственную компанию.

Ответы на вопросы 3-6 представлены в таблицах 2-5.*

Таблица 2

Векселедатели, не выполняющие свои обязательства по выпущенным

векселям

|Место |Место |Наименование |Количество мест |Итого |

|сегодн|пред. | | |баллов |

|я |опр. | | | |

| | | |I |II |III | |

|1 |1 |Минтопэнерго ФЭС |71 |23 |6 |265 |

|2 |2 |Московский нац. банк |50 |13 |5 |181 |

|3 |3 |Энергоатом |21 |29 |14 |135 |

|4 |- |Железные дороги |15 |9 |6 |69 |

|5 |- |Алмазы России-Саха |9 |11 |6 |55 |

|6 |- |Энергогаз |7 |3 |4 |51 |

|7 |4 |Октябрьская ж/д |9 |4 |2 |37 |

|8 |- |МПС |5 |6 |3 |30 |

|9 |- |РАО "ЕЭС России" |4 |6 |2 |26 |

|10 |- |Мечел |5 |2 |4 |23 |

|11-12 |8 |Московская ж/д |3 |3 |1 |16 |

|11-12 |- |Сбербанк РФ |3 |3 |1 |16 |

|13 |- |Ленинградская АЭС |2 |4 |1 |15 |

|14 |5 |Ленэнерго |3 |1 |1 |12 |

|15 |- |Корпоративные векселя |3 |1 |- |11 |

|16-17 |- |Горьковская ж/д |2 |1 |2 |10 |

|16-17 |- |ЛУКойл |3 |- |2 |10 |

Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод, что наиболее злостными

неплательщиками являются: Минтопэнерго ФЭС, Московский нац. банк,

Энергоатом. По сравнению с предыдущим опросом, список недобросовестных

участников вексельного рынка пополнился новыми именами. Причем многие из

них пользовались, а некоторые пользуются и сейчас, репутацией эмитентов

ликвидных бумаг.

Таблица 3

Банковские векселя,

наиболее ликвидные на данный момент

|Место |Место |Наименование |Количество мест |Итого |

|сегодн|пред. | | |баллов |

|я |опр. | | | |

| | | |I |II |III | |

|1 |1 |Сбербанк РФ |191 |56 |29 |714 |

|2 |2 |Онексимбанк |84 |143 |26 |546 |

|3 |3 |Менатеп |16 |47 |109 |251 |

|4 |5 |Российский кредит |9 |20 |48 |115 |

|5 |4 |Инкомбанк |3 |16 |19 |60 |

|6 |- |Автобанк |4 |10 |5 |37 |

|7 |- |Промстройбанк России |3 |3 |7 |22 |

|8-9 |- |Мосбизнесбанк |3 |3 |3 |18 |

|8-9 |- |Собинбанк |2 |5 |2 |18 |

|10 |6 |Альфа-банк |2 |2 |6 |16 |

|11 |- |Межпромбанк |4 |1 |1 |15 |

|12 |- |Балтонексимбанк |3 |1 |3 |14 |

|13-14 |- |Возрождение |1 |2 |6 |13 |

|13-14 |- |МФК |3 |1 |2 |13 |

|15 |- |МДМ-банк |2 |1 |3 |11 |

|16-17 |9 |Гута-банк |2 |2 |- |10 |

|16-17 |8 |СБС-АГРО |1 |2 |3 |10 |

Таблица 4

Корпоративные векселя,

наиболее ликвидные на данный момент

|Место |Место |Наименование |Количество мест |Итого |

|сегодн|пред. | | |баллов |

|я |опр. | | | |

| | | |I |II |III | |

|1 |1 |ЛУКойл |71 |64 |24 |365 |

|2 |3 |Северсталь |81 |45 |27 |360 |

|3 |2 |Газпром |64 |31 |26 |270 |

|4 |7 |Алмазы России-Саха |30 |17 |12 |136 |

|5 |5 |Ленэнерго |14 |7 |1 |57 |

|6 |13 |Энергоатом-финанс |11 |8 |6 |55 |

|7-8 |10 |Магнитогорский МК |9 |8 |5 |48 |

|7-8 |8 |Октябрьская ж/д |5 |9 |15 |48 |

|9 |4 |МБО ЕЭЭК |4 |7 |12 |38 |

|10 |- |РАО "ЕЭС России" |9 |3 |2 |35 |

|11 |- |Железные дороги |5 |5 |6 |31 |

|12-13 |6 |ВЦ корп. ЕЭЭС |6 |2 |4 |26 |

|12-13 |9 |Горьковская ж/д |2 |9 |2 |26 |

|14 |- |Юго-Восточная ж/д |2 |7 |5 |25 |

|15 |- |Куйбышевская ж/д |2 |3 |7 |19 |

|16 |- |Северная ж/д |2 |4 |4 |18 |

|17 |18 |Мечел |- |5 |7 |17 |

|18 |- |Сиданко |- |6 |2 |14 |

|19-22 |19 |Забайкальская ж/д |1 |2 |3 |10 |

|19-22 |- |Мострансгаз |2 |2 |- |10 |

|19-22 |- |МПС |2 |1 |2 |10 |

|19-22 |- |Свердловская ж/д |1 |2 |3 |10 |

Таблица 5

Векселя компаний, операции с которыми в ближайшее время приносить

наибольший доход

|Место |Место |Наименование |Количество мест |Итого |

|сегодн|пред. | | |баллов |

|я |опр. | | | |

| | | |I |II |III | |

|1 |1 |ЛУКойл |51 |33 |5 |224 |

|2 |2 |Газпром |38 |18 |14 |164 |

|3 |4 |Алмазы России-Саха |35 |19 |8 |151 |

|4 |3 |Северсталь |22 |15 |15 |111 |

|5 |- |Железные дороги |10 |6 |5 |47 |

|6 |7 |Ленэнерго |10 |4 |2 |40 |

|7 |111 |МБО ЕЭЭК |7 |5 |3 |34 |

|8 |- |Собинбанк |8 |4 |1 |33 |

|9 |- |Сбербанк РФ |9 |2 |- |31 |

|10 |- |Энергосистемы |8 |1 |- |26 |

|11 |- |Корпоративные |8 |- |- |24 |

|12 |9 |Сиданко |2 |4 |4 |18 |

|13 |12 |МПС |4 |1 |1 |15 |

|14 |14 |Мечел |1 |4 |3 |14 |

|15-16 |- |Магнитогорский МК |- |6 |1 |13 |

|15-16 |- |Онексимбанк |2 |3 |1 |13 |

|17 |13 |Октябрьская ж/д |2 |2 |2 |12 |

|18 |- |Мосэнерго |3 |- |2 |11 |

|19-20 |- |Минтопэнерго ФЭС |3 |- |1 |10 |

|19-20 |- |Российский кредит |2 |2 |- |10 |

Недостатком данного рейтинга является отсутствие возможности

суммирования баллов по всем вопросам и составления единого рейтинга на

основании всех вопросов. Это связано с тем, что по вопросу №3, чем больше

баллов у компании, тем хуже, а по остальным вопросам - наоборот.

Вексельные рейтинги представляют интерес как для новичков, так и для

профессионалов вексельного рынка. Рейтинги отражают текущую ситуацию на

рынке векселей, показывая недобросовестных его участников, а также наиболее

доходных и ликвидных. Таким образом, снижается риск, связанный с

информационной закрытостью рынка.

На основании вексельных рейтингов составляются классификации векселей.

Так, специалисты АКБ МФК предлагают следующие условные классификации

банковских и корпоративных векселей.

Банковские векселя

Группа высшей надежности

К этой группе можно без колебаний отнести векселя Онексимбанка,

Сбербанка РФ и, с некоторой натяжкой, банка Менатеп. Они по надежности и

ликвидности практически соответствуют государственным ценным бумагам, их

доходность равна доходности по ГКО плюс-минус 5%.

Векселя второго эшелона крупных банков

К нему можно отнести векселя банков Российский кредит, Инкомбанк и

некоторые другие. В этой группе отдается предпочтение векселям, имеющим

гарантию Минфина. Такие векселя имеют приблизительную доходность ГКО плюс

10%. Оператору, чтобы извлечь максимальную прибыль, важно вовремя оценить

момент вхождения векселя в данную группу, пока у него высокая доходность,

так как по мере приобретения популярности доходность такого векселя быстро

приближается к средней доходности всей группы.

Векселя второго эшелона менее известных банков

К этой группе относятся векселя таких банков, как Металлинвестбанк,

Рострабанк, Московский национальный банк. Кроме того, сюда можно отнести

векселя, выпущенные для кредитования государственных, в первую очередь

оборонных программ. Напрямую, формально, такие векселя не гарантированны

Минфином РФ, но поскольку названные программы реализуются под патронажем

Правительства России, то участники рынка справедливо подразумевают наличие

у этих векселей государственных гарантий. Векселя этой группы имеют в

среднем доходность ГКО плюс 25 – 35%.

Иные векселя

К этой группе можно отнести векселя банков не из первой десятки, не

имеющих государственных гарантий. Такие векселя спросом инвесторов не

пользуются.

Корпоративные векселя

Векселя blue chips

В эту группу входят векселя лучших российских корпораций, так

называемых "голубых фишек" (blue clips), акции которых занимают

значительный сектор фондового рынка. Это "РАО Газпром", "Северсталь",

"ЛУКойл", "Алмазы России-Саха", которые являются лидерами в своих отраслях.

Доходность векселей этой группы предприятий доходит до 75% годовых при

достаточно высокой надежности и ликвидности.

"Энергетические" и "железнодорожные" векселя

Векселя энергетических и железнодорожных компаний пользуются хорошим

спросом на российском рынке, в определенной мере надежны и ликвидны. Однако

используются они только как средство взаиморасчетов между хозяйствующими

субъектами. Эмитенты данных векселей не столько их оплачивают денежными

средствами, сколько зачитывают в оплату поставляемой электроэнергии и

осуществляемых железнодорожных перевозок. Это заставляет относится к ним с

осторожностью, в каждом конкретном случае определять степень

платежеспособности эмитента в рассматриваемый отрезок времени. Для

инвесторов данные бумаги являются очень высокорискованными.

Иные векселя

Векселя иных отраслей (например, машиностроения) являются менее

ликвидными чем предыдущие векселя, поэтому предлагать их западному

инвестору пока не целесообразно. То же можно отнести и к муниципальным

векселям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании материалов, приведенных в данной работе, можно сделать

следующие выводы.

Вексель является доходным, ликвидным, надежным финансовым активом,

который интегрирует интересы производителей, финансовых институтов и

государства. Многообразие форм векселя позволяет применять его во многих

финансовых операциях: инвестиции с целью получения дохода, кредитование,

предоставление в качестве залога, дисконтирование, приобретение продукции и

услуг с отсрочкой платежей в бюджет и др.

Широкое распространение векселей служит одним из признаков высокого

уровня развития рыночных отношений в государстве, и масштабы вексельного

обращения, как правило, растут параллельно с общеэкономическим подъемом.

Общее развитие фондового рынка в России, сопровождающее процесс

реформирования российской экономики, вызвало рост активности банков,

промышленных предприятий в выпуске и использовании векселей, объем которых

увеличился многократно. В настоящее время росту вексельного обращения в

России способствует снижение доходности на рынке ГКО/ОФЗ, прекращение

эмиссии КО, дефицит оборотных средств предприятий и кризис неплатежей в

экономике.

Существует большое количество разновидностей векселей, однако в нашей

стране наибольшее распространение в последнее время получили корпоративные

и финансовые векселя.

Рост эмиссии корпоративных векселей, выпущенных промышленными,

транспортными и энергетическими компаниями связан с необходимостью

увеличения собственных оборотных средств в условиях резкого дефицита

денежной массы. Главная проблема корпоративных векселей - практически

полное отсутствие контроля над объемами и условиями их выпуска.

Большое распространение на российском рынке ценных бумаг получили

также финансовые векселя, приобретаемые предприятиями у контрагентов не в

счет погашения дебиторской или кредиторской задолженности, а для

последующих спекулятивных операций. Эти ценные бумаги выпускаются, как

правило, для мобилизации краткосрочных денежных средств. Существует много

причин, привлекающих инвесторов к данным бумагам.

1. Доходность. Доходность банковских векселей сопоставима с

доходностью банковских депозитов. Высокая доходность финансовых векселей

даже в условиях высоких темпов инфляции позволяет считать этот финансовый

инструмент не только сберегательным, сохраняющим капитал от обесценивания,

но и накопительным, приносящим доход.

2. Надежность. Векселя крупных российских банков являются

высоконадежными ценными бумагами. Особое доверие вызывают векселя,

эмитируемые эмиссионными синдикатами, обеспеченные активами нескольких

банков, несущих по долговым обязательствам солидарную ответственность. За

банковскими ценными бумагами, а также лицензированием деятельности самого

банка установлен достаточно жесткий контроль со стороны Центрального банка

РФ. Коммерческий банк в своей деятельности руководствуется рядом

обязательных нормативов по ликвидности баланса и достаточности капитала.

Средства, полученные от продажи долговых обязательств, в размере 15%

резервируются на специальном счете в Банке России и служат частичным

обеспечением обязательств банка перед инвестором.

3. Ликвидность. Данное инвестиционное достоинство векселя предполагает

несколько аспектов. Во-первых, многие банки в условиях выпуска векселей

предусматривают возможность досрочного погашения займа. При этом возможна

либо полная, либо частичная потеря процентов в зависимости от политики

эмитента. Во-вторых, при невозможности досрочного погашения вексель при

наличии покупателя можно продать на вторичном рынке. В-третьих, вексель

может быть использован как платежное средство при расчетах за товары и

услуги.

4. Залоговая ценность. Векселя принимаются в качестве обеспечения

кредита не только в банке-эмитенте, но и в других банках. Многие биржи

принимают векселя в качестве взноса, гарантирующего исполнение фьючерсных

контрактов. Использовать вексель в качестве залогового средства очень

удобно, поскольку его можно положить в сейф на хранение на все время

действия обязательства должника. Он не может быть заложен в двух местах

одновременно, а по передаточным надписям легко проследить весь путь

долгового обязательства от владельца к владельцу.

5. Средство преодоления кризиса неплатежей. Универсальность векселя,

возможность использования его в качестве средства и кредитования, и платежа

позволяют объединить интересы как финансистов, так и предприятий-

изготовителей.

Ввиду большого количества обращающихся на рынке векселей чрезвычайно

важно объективно оценить их качество (инвестиционную привлекательность) и

тем самым снизить риск своих финансовых операций.

Для решения этой проблемы используется оценка экономической надежности

векселя (расчет его доходности), а также его юридической надежности. Под

юридической надежностью векселя понимается соответствие требованиям

законодательства, предъявляемым к оформлению векселя. Невыполнение

предписаний может привести к тому, что в случае неплатежа по векселю суд не

примет протест в неплатеже.

Риск потерь векселедержателя связан не только с юридической

ненадежностью векселя и уровнем его доходности, но и определяется, помимо

этого, рядом других факторов, которые сдерживают дальнейшее развитие

вексельного обращения.

В существенной степени вопросы нормализации использования векселя в

хозяйственном обороте связаны с отсутствием полной и непротиворечивой

нормативной базы.

В странах, где накоплен многовековой опыт применения векселя,

дополнительно к Единообразному закону о простом и переводном векселе

разработаны внутренние нормативные акты, учитывающие национальные

особенности экономического развития и права: положения о вексельной

дееспособности, о порядке изготовления и использования вексельных бланков,

о предъявлении векселей к оплате и совершении протестов, особенности

рассмотрения споров по векселям. В России Положение о векселе мало связано

с внутренней правовой системой.

Участники рынка пока не могут пользоваться общепринятой технологией

совершения операций, отсутствует торговая система или общепризнанная

торговая площадка по операциям с векселями.

Кроме этого, наблюдается информационная закрытость рынка.

Важным условием развития вексельного обращения являются подготовка и

публикация информации о рейтинге векселедателей и акцептантов. Данная

проблема связана с принятием единой методики оценки финансового состояния и

платежеспособности фирмы-эмитента по ряду ключевых показателей-индикаторов

финансовой устойчивости. Необходимо разработать критерии отнесения

предприятия к той или иной группе по финансовой активности на основании

исчисленных индикаторов.

Следует создать банки данных об участниках вексельных сделок: их

деловой активности, стабильности, наличии просроченных долговых

обязательств. Информация такого банка (за определенное вознаграждение)

должна быть доступна любому предпринимателю, фирме, банку, принимающему

вексель в качестве средства оплаты или получения дохода.

Открытая информация о фактах неплатежей по векселю должна стать

обязательным требованием организации публичного вексельного процесса.

Должны публиковаться сведения о всех фактах совершения протеста векселей.

Еще одна задача - всесторонняя информированность предпринимателей,

руководителей предприятий всех форм собственности о возможностях и правилах

вексельного обращения, порядке составления документа и предъявления его к

оплате, распределении денежных обязательств и доходов при вексельной

сделке.

Необходимо развернуть работу по обучению специалистов, работников

судебных органов, используя как зарубежный, так и отечественный опыт. Этим

вопросом могут заниматься профессиональные специализированные организации,

такие как, например, АУВЕР. Изучение практики и теории вексельного

обращения позволит снять недоверие к векселю как инструменту финансового

рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вексель и вексельное обращение в России: Практическая энциклопедия: Сборник

/ Составители Д.А. Равкин, А.Г. Морозов. - 2 изд. - М: Банкцентр, 1996 -

314 с.

Вексель: Практическое пособие по применению / Макеев А.В., Савенков В.Н. -

2 изд., доп. и перераб. - М.: Банковский Деловой Центр, 1997. - 239 с.

Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Регулирование и учет операций с векселями.

- М.: Финансы и статистика, 1996. - 126с.

Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов: Акции,

облигации, векселя. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 266 с.

Каратуев А.Г. Вексель в вопросах и ответах: Учебно-практическое пособие. -

М.: РДМ, 1997. - 285 с.

КОНВЕНЦИЯ О ЕДИНООБРАЗНОМ ЗАКОНЕ О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ: Заключена

в Женеве 07.06.30. Вступила в силу для СССР 25.11.36

Ляпина С. Рейтинг - надежный компас на рынке векселей. // Рынок ценных

бумаг. - 1997. - № 14. - С. 13-14.

Мешкова Е. "Скромное обаяние" векселя и управление рисками. // Экономика и

жизнь. - 1997. - № 45 (ноябрь). - С.5.

О введении в действие положения о переводном и простом векселе:

Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341.

О введении на территории области вексельного обращения: Постановление Главы

Администрации Воронежской области от 9.08.1995г. № 828

О выпуске веселей Министерства Финансов РФ для восстановления коммерческим

банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими

централизованных кредитов и процентов по ним ЦБ РФ без уплаты процентов

заемщиками: Приказ Минфина РФ от 21.08.95 N 92 (ред. от 07.03.96).

О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством Финансов РФ:

Постановление Правительства РФ от 14.04.94 N 321.

О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ: Федеральный закон от 11.03.97 N 48-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.02.97)

О погашении векселей Министерства Финансов РФ для переоформления

обязательств АО "КАМАЗ" перед коммерческими банками в задолженность по

бюджетной ссуде Министерству Финансов РФ: Сообщение Минфина РФ от 31.01.97

N 05-02-06 (вместе с "ПОРЯДКОМ" от 31.01.97 N 05-02-01).

Предтеченский А. Вексельные рейтинги повышают информационную культуру

рынка. // Бюллетень финансовой информации. - 1997. - № 7 (июль). - С. 40-

44.

Предтеченский А. Рейтинг векселей. // Бюллетень финансовой информации. -

1997. - № 9 (сентябрь). - С. 44-47.

Пятов М.Л. Вексель: вопросы учета, анализа и налогообложения. - М.: Финансы

и статистика, 1997. - 208 с.

Стандарт выдачи и погашения векселей. Редакция от 9.10.1997г. Утверждена

Комитетом по правилам АУВЕР (Протокол № 6 от 23.09.1997г.). Утверждена

Советом АУВЕР (Протокол № 15 от 9.10.1997г.).

Стандарт передачи векселей. Редакция от 9.10.1997г. Утверждена Комитетом по

правилам АУВЕР (Протокол № 6 от 23.09.1997г.). Утверждена Советом АУВЕР

(Протокол № 15 от 9.10.1997г.).

Шумейко А.В. Регулирование и контроль деятельности кредитных организаций на

вексельном рынке. // Финансовая газета: Регион. вып. - 1997. - № 51

(декабрь). - С.9.

ПРИЛОЖЕНИЯ

( Вексель: Практическое пособие по применению / Макеев А.В., Савенков В.Н.

- 2 изд., доп. и перераб. - М.: Банковский Деловой Центр, 1997. - С. 16.

* О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством Финансов РФ:

Постановление Правительства РФ от 14.04.94 N 321.

** О выпуске веселей Министерства Финансов РФ для восстановления

коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими

централизованных кредитов и процентов по ним ЦБ РФ без уплаты процентов

заемщиками: Приказ Минфина РФ от 21.08.95 N 92 (ред. от 07.03.96).

* О погашении векселей Министерства Финансов РФ для переоформления

обязательств АО "КАМАЗ" перед коммерческими банками в задолженность по

бюджетной ссуде Министерству Финансов РФ: Сообщение Минфина РФ от 31.01.97

N 05-02-06 (вместе с "ПОРЯДКОМ" от 31.01.97 N 05-02-01).

** О введении на территории области вексельного обращения:

Постановление Главы Администрации Воронежской области от 9.08.1995г. № 828

* Каратуев А.Г. Вексель в вопросах и ответах: Учебно-практическое пособие.

- М.: РДМ, 1997. - С. 15.

* Каратуев А.Г. Вексель в вопросах и ответах: Учебно-практическое пособие.

- М.: РДМ, 1997. - С. 32.

* Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Регулирование и учет операций с

векселями. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 126с.

* Предтеченский А. Вексельные рейтинги повышают информационную культуру

рынка. // Бюллетень финансовой информации. - 1997. - № 7 (июль). - С. 40-

44.

** Предтеченский А. Рейтинг векселей. // Бюллетень финансовой информации. -

1997. - № 9 (сентябрь). - С. 44-4

* Предтеченский А. Рейтинг векселей. // Бюллетень финансовой информации. -

1997. - № 9 (сентябрь). - С. 44-47.

-----------------------

ПРОСТОЙ ВЕКСЕЛЬ

Иванов: обязуюсь уплатить по этому векселю

Петрову…

Петров: передаю право требования по векселю

Сидорову…

Сидоров: передаю право требования по

векселю Кузнецову…

ПЕРЕВОДНОЙ ВЕКСЕЛЬ

Иванов, заплати Сидорову…

Петров

Иванов, заплати Кузнецову…

Сидоров

Иванов, заплати Яковлеву…

Кузнецов

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.