рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Современная кредитная система

мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема

кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения

и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством

воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя

наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на

счетах в банках.

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование

денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в

условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной

эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс

инструментов, которые различаются:

по форме их воздействия (прямые и косвенные);

по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования

(количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в

ЦБР;

регулирование официальной учетной ставки;

проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики

зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития

страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О

порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о

порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за

счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной

системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем

определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних

организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов

коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и

определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он

создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность

коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои

обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет

того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в

качестве кредитных ресурсов.

ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную

политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В

результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы

свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков

и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов

позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать

сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в

народное хозяйство./3,7,8/

Регулирование официальной учетной ставки ЦБ.

Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по

учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и

других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным

инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов ( в

зависимости от его состояния может меняться в течение года ).

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных

ставок; её изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая

или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос

на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими

банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчик по

депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки

обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях )

учетного процента, т.е. политика « дорогих денег» ограничивает для

коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно

увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В

результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно,

тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной

ставки, политика « дешевых денег «, наоборот, выступает фактором

развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического

развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к

кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю

экономику./1,7,8/

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному

курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны.

Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и

ликвидности коммерческих банков.

Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на

объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует

либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику,

одновременно влияя на ликвидность банков ( соответственно уменьшая или

увеличивая её ). Это воздействие осуществляется посредством изменения

центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных

бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных

ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым

увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной

обратной продажей - обратные операции;

объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и

более) операции с ценными бумагами;

сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг

или и на небанковском секторе рынка;

способа установления ставок: определяемых или центральным банком или

рынком.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право

осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными

организациями:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под

обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено

федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как

правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести

месяцев;

3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные

бумаги со сроками погашения не более одного года;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные

документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и

иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды

валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на

хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии и поручительства;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для

управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных

организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не

запрещено законом.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие

драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в

российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

государственные ценные бумаги./6/

Проведение валютной политики.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во

взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в

международных банках и иных международных валютно-финансовых

организациях.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в

себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических

позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом

Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и

федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота,

является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов.

Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов,

участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как

правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-

кредитных организациях.

Рефинансирование коммерческих банков.

Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им

заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые

трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-

кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве

банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам,

испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости

от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов

предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе

проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес.

и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера

(корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Регулирование деятельности кредитных институтов.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за

деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством

которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное

функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в

банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения

устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный

надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с

действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание

стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и

кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность

кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных

федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью

коммерческих банков Банк России:

• устанавливает обязательные для кредитных организаций правила

проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,

составления и представления бухгалтерской и статистической

отчетности.

• регистрирует кредитные организации в Книге государственной

регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям

лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России

может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых

кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала)

для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных

заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для

приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,

предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и

регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их

филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об

устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет

предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям./7,8,9/

Функция финансового агента правительства.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ

осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга,

кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору

за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских

билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов

правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на

покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета,

соответствует его функции кредитора государства. Основная форма

государственных заимствований, используемых на цели финансирования

государственных расходов и государственного бюджета - государственные

займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов

государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств

физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на

условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми

обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет

кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных

бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового

исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные

государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в

ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных

расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность

осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за

движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных

бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов

(федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему

страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на

всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным

банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами

и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции

приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В

результате создаются необходимые условия для контроля за целевым

использованием бюджетных средств./2,6,7,8/

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет

Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Годовой отчет Банка России включает:

1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в

том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы,

валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень

мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике,

проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов

Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

Итак, Центральный Банк занимает особую роль в кредитной системе любой

страны, благодаря своим функциям. Но чтобы сформировать полное

представление о кредитной системе, необходимо выяснить какую роль выполняют

в ней коммерческие банки.

4. Коммерческий Банк – основное звено банковской системы

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур

рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения

исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки,

выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно

повышают общую эффективность производства./5/

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий,

получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы,

сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в

процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное

пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в

дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства,

которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады

клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а

выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания

новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта

трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта

сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и

требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями,

оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные

коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая

кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от

специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями.

Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной

системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и

популярность универсального типа банка создает известные трудности для

определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным

признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача

кредитов./4,5,9/

Коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов

разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация

операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными

даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует

учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют

и используются в практике конкретного банковского учреждения (например,

выполнение международных расчетов или трастовые операции).Но есть

определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и

нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:

прием депозитов;

осуществление денежных платежей и расчетов;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.