рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Пенсионный фонд

перспективе размеров пенсий.

Весьма наивны понятия и представления о механизмах пенсионной системы,

которые бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный ВЦИОМ в 51 регионе

страны, свидетельствует, что подавляющее большинство респондентов – 80

процентов, считает, что государство должно обеспечивать их в старости. При

этом лишь 4.4 процента опрошенных заявили, что им известна организация

государственных и негосударственных пенсионных систем, и они знают их

достоинства и различия. Ещё большая неосведомленность у населения по поводу

ключевых вопросов функционирования пенсионной системы – природе

собственности пенсионных фондов, механизмах и источниках финансового

обеспечения пенсий, роли социальных субъектов в управлении данной сферой.

Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий

экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство

населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как уже

девять лет, начиная с 1991 года, государство перестало играть роль

основного донора пенсионного обеспечения. Так, в период до 1991 года

государство дотировало более чем на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то

сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного

обеспечения несут работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и

функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако

совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы.

Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая

“уравниловка” не только сохранилась но и приобрела ещё большие масштабы. На

данный момент нестраховой характер пенсионной системы – это основной тормоз

её развития.

2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации.

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного

обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным

учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной

собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в

состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят[13]:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование

расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в

причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных

пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального

заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных

взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным

поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и

рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,

относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в

установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров

и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

На рисунке 1 (Приложение 1) предложена организационная структура

Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства,

при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет

строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются для финансирования

государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических

и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их

уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются

государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием

взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового

Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности,

они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат

изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению

Правительства или специально уполномоченного органа

(Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его

постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются

отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально -

государственных и административно-территориальных образованиях. На местах

(в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают

организационную работу по сбору взносов на социальное страхование,

финансирование органов социального обеспечения, региональных программ

социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств[14].

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство

труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры

пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки

(обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета

расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении

составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В

законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по

источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным

учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и

существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности

государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и

организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и

использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные

государством. Государство также определяет уровень страховых платежей,

принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных

выплат.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная

система пенсионного обеспечения[15].

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за

счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты

сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до

тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и

весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его

личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от

молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в

то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных

вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за

государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании.

Может существовать даже система конкурирующих друг с другом

негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с

распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между

тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии.

Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства,

поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе

повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного

человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число

работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень

важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор,

определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние

экономики и производительности труда[16].

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда

является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения

населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат

управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно,

специально созданный для этого государственный институт, занимающийся

только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные

средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются

необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития

пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств,

для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

2. Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

2.1. Формирование средств Пенсионного Фонда РФ.

Материальным источником любого внебюджетного фонда является

национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе

перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации

национального дохода в процессе его перераспределения при формировании

фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и

региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме

безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов

бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть

использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме

дивидендов или процентов[17].

Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных

трансфертных платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые

потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального

бюджета. На 1 января 1999 года в нашей стране насчитывалось более 38,5

миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.

За последние четыре года поступления в Пенсионный фонд РФ возросли

более чем в 13.8 раза. Основной источник доходов фонда – это страховые

взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно

уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных

кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот

срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены

страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают

обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.

Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка

(дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их

финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и

временных работников, а также работающих по совместительству или

выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю

Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных

социальных фондов[18].

Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются

следующие:

- обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в

течение всего планового периода;

- поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами

инфляционных процессов;

- совершенствование форм и методов взаимоотношений с

плательщиками страховых взносов;

- усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате

страховых взносов всех категорий страхователей и

застрахованных;

- повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной

системы и экономия всех видов расходов на её содержание.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов

пенсионного страхования, к которым относятся:

- работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая

колхозы и совхозы;

- крестьянские хозяйства;

- родовые семейные общины малочисленных районов Севера,

занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

- физические лица, зарегистрированные в государственных органах

в качестве предпринимателей без образования юридического

лица;

- физические лица, использующие труд наемных работников в

личном хозяйстве;

- частные детективы и частные охранники, выполняющие свою

деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой[19].

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у

уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица

и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов

в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам

при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются

плательщиками внебюджетного фонда[20].

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами

в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению

правления Пенсионного фонда. На 2000 год страховые взносы установлены

согласно Федеральному закону от 27.10.99 г. №197-ФЗ “О тарифах страховых

взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения

Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на

2000 год”, который предусматривает тарифы страховых отчислений в ПФ РФ в

размере 28% для работодателей-организаций; 20,6% - для работодателей-

организаций, занятых в сельскохозяйственном производстве; 20,6% - для

индивидуальных предпринимателей, а также для всех категорий плательщиков,

участвующих в системе пенсионного страхования и 1% - для физических лиц.

Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не

начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд[21].

Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые

взносы, достаточно понятна, так, например, в этот список входят пособия,

выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия,

выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от

сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые

необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными

обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально

полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной

платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие

суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по

принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются

суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по

обязательному страхованию.

Согласно Федеральному Закону “О тарифах страховых взносов в Пенсионный

фонд РФ на 2000 год”, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на

2000 год освобождаются:

а) организации любых организационно-правовых форм в части выплат,

начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования,

включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,

предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу

работников, являющихся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающих пенсии по

инвалидности в соответствии с законодательством РФ;

б) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов

которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80

процентов, их региональные и территориальные организации, а также

организации (если численность инвалидов среди работников не менее 50

процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов),

уставный капитал которых состоит полностью из вкладов указанных

общественных организаций, и организации, единственным собственником

имущества которых являются указанные общественные организации.

в) Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане,

лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации,

частные детективы, занимающихся частной практикой нотариусы, адвокаты,

являющиеся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающие пенсии по инвалидности в

соответствии с законодательством РФ;

Определение обоснованности тарифов взносов во внебюджетные фонды и в

Пенсионный фонд, в частности – очень сложная задача. Здесь речь идет прежде

всего о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей,

которых в России в настоящее время насчитывается около 12 миллионов

человек.[22] В начале 1997 года ставка взносов была повышена с 5 процентов

до 28 от дохода предпринимателей, те есть почти в 6 раз. Повышенные

пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы,

частные детективы и аудиторы. Если в 1996 году фермеры должны были

уплачивать 5 процентов от дохода, то в 1997 году уже 20.6 процента. Таким

образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар.

По данным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в

России ставка взносов в Пенсионный фонд для “самозанятых” работников

является самой высокой среди 165 стран мира, в которых эта организация

проводит мониторинг. Так, в Германии эта ставка – 18.6 процента, в США –

12.4 процента. В отличие от подоходного налога, ставка которого растет

плавно, пенсионные взносы в размере 28 процентов берутся с любого дохода

независимо от его размера. Такое усиление фискального бремени ведет к

укрывательству от государства доходов индивидуальных предпринимателей и

переходу их в теневую экономику[23].

В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных

взносов поступают также:

- средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный

фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных

пенсий и пособий;

- средства Фонда социального страхования;

- доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;

- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости

населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий

безработным гражданам;

- пени и финансовые санкции;

- добровольные взносы юридических и физических лиц.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.