рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Инвестиционная политика и проблемы её осуществления в Республике Беларусь

поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных

бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и

экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными

направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

- выделение государственных инвестиций для стимулирования развития

опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение

продовольственной и топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного потенциала;

- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с

чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности

приостановить его падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников

инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных

кредитов для развития производства в Беларуси, которое находится

в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую

очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они

способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие,

общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться

банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии

правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях

инфляции.

Средства населения

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи

акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в

частности, могло бы рассматриваться не только как источник

капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан

от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно

путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению

с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам,

привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление

гражданам, участвующим в инвестировании предприятия,

первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и

т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая

сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и фондов,

страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако

важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои

деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за

предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая

нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного

потенциала можно считать относительной.

1.2.2. Внешние источники инвестиций

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока

иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в

какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в

каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал

может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и

портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми

инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы

(производство) в других странах, в управлении которыми участвует

инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор

владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом,

величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в

зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое

финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это

крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют

также способ повышения производительности и технического уровня белорусских

предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания

приносит с собой новые технологии, новые способы организации—производства и

прямой выход на мировой рынок.

Рассмотрим причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к

инвестированию, а также шаги государства, предпринимаемые для

стимулирования инвестиции по каждому из них. Такое решение обуславливается

широким спектром мотиваций, как например:

1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным

инвестициям.

Государственный аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по

предоставлении инвесторам благоприятных условий для работы в стране.

2. Географические условия принимающей страны.

Необходимо, чтобы правительство проводило глубокий анализ

потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих от

местоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристических

возможностей.

3. Стремление получить более высокую норму прибыли, благодаря использованию

разницы в национальных уровнях затрат производства.

Изучая условия инвестирования в странах-«конкурентах» на рынке

инвестиций, государство должно пытаться создать внутри страны условия для

развития производства, выгодно отличающиеся от условий в других странах.

4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными

филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.

5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их

общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.

6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной

специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по

размещению и взаимодополнению отраслей.

Государству необходимо проводить грамотную денежно-финансовую

политику, для того, чтобы инвестору было удобно проводить обновление,

изменение производства. Также помогать разрабатывать планы, как внутреннего

размещения производства, так и мирового распределения, пытаясь поставить

своё государство в наиболее выгодную позицию.

7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к

торговым маркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-

исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых

научных центрах и лабораториях за рубежом.

В государстве нужно создать гибкую систему, поощряющую использование

новейших технологий. Также нужны развитые и признанные в мире центры

разработки, тестирования, стандартизации, патентирования и популяризации

высоких технологий.

8. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров.

В соответствии с этой потребностью инвесторов, необходима разработка

оптимальных налогов и пошлин на импорт-экспорт продукции и материалов.

9. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной

конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике

правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом

законодательстве.

10. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их

экономики и политических режимов.

Государство в целом должно быть развитым, здесь уже невозможно

действовать только экономическими методами. Политические лидеры обязаны

заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о культуре,

науке, авторитете в мире.

В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать одни факторы

(или группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их

спектр в соответствии с новыми формами иностранного инвестирования

(например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления

инвестирования).

Для стран, обладающих капиталом, для инвестирования в экономики других

стран существует довольно интересный вопрос об ограничении оттока прямых

инвестиций.

Ответить на вопрос, нужно ли ограничивать отток инвестиций из страны

базирования, довольно сложно. Подойти к решению можно в четыре этапа:

1) Провести обследование ясных и видимых результатов стандартного

статического анализа уровня благосостояния.

2) Установить, насколько выводы об уровне благосостояния зависят от

того, как оценивается национальная принадлежность зарубежного инвестора.

3) Установить, каковы специальные связи многонациональной фирмы с

международными рынками.

4) Рассмотреть экономические аргументы выгодности для страны

налогообложения вывоза капитала в форме прямых инвестиций

Страна базирования инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для

самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране

базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что

выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для

инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком

управленческих и финансовых активов из страны базирования.

Потери, которые несут трудящиеся и другие слои в стране базирования,

требуют своего объяснения. Представители организованного рабочего движения

в США и Канаде вели энергичную борьбу против свободы североамериканских

компаний организовывать производственные филиалы, например, в Мексике,

утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. В основе своей, их

протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные инвестиции

создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода

перемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования

особенно характерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными

отраслевыми профобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся являются

не единственной группой, которая теряет от роста прямых зарубежных

инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном

положении, поскольку прибыли многонациональной компании сложнее облагать

налогом, и правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму

налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые

им социальные программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики

похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-за эмиграции

арендаторов.

Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогоплательщиков в

стране базирования, выгоды самих инвесторов намного больше и превосходят

все эти потери. Если страна базирования состоит только из трудящихся,

налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый

выигрыш для страны базирования.

Таким образом, для страны базирования явно вырисовываются три

количественных результата.

1) Непосредственные рыночные результаты ПЗИ благоприятны для страны

базирования, если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране.

2) Результат будет обратным, если мнение инвесторов не принимается во

внимание в стране базирования.

3) Существуют политические и экономические изъяны свободного оттока

прямых инвестиций из страны, что предполагает ограничение внешнего

инвестирования; однако степень этого ограничения весьма неопределенна.

А должна ли принимающая страна ограничивать прямые инвестиции?

Последствия ПЗИ для принимающей страны, «плюсы» и «минусы» политики

ограничений симметричны по форме решения соответствующих вопросов в стране

базирования.

Во-первых, как отмечено выше, принимающая страна в целом выигрывает от

притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые

предприятия с зарубежным капиталом, наряду с местными и федеральным

правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют

конкурирующие местные инвесторы.

Во-вторых, в принимающей стране, как и в стране базирования, должны

быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений зарубежного

инвестора с местным политическим окружением. Многонациональные фирмы могут

организовать давление со стороны влиятельного правительства страны

базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию.

1.3. Кривая спроса на инвестиции.

Для лучшего восприятия необходимо построить кривую спроса на

инвестиции. Исходным для построения должна быть посылка, что норма прибыли

должна быть выше ставки банковского процента. Определим исходную ставку в

10% и рассчитаем движение кривой для заданных значений нормы чистой

прибыли, ставки процента и размера инвестиций.

Таблица 1.3. Гипотетические ожидаемая прибыль и инвестиции.

|Ожидаемая норма чистой прибыли(в %) |Величина инвестиций(млрд./год) |

|28 |100 |

|26 |120 |

|24 |140 |

|22 |160 |

|20 |180 |

|18 |200 |

|16 |220 |

|14 |240 |

|12 |260 |

|10 |280 |

Кривая спроса на инвестиции для народного хозяйства в целом строится

путём расположения путём расположения всех инвестиционных объектов по

нисходящей в зависимости от ожидаемой нормы чистой прибыли.

Рисунок 1.3. Кривая спроса на инвестиции.

[pic]

Следует учитывать, что инвестиции производятся до момента, когда ставка

процента оказывается равной ожидаемой норме чистой прибыли. Кривая спроса

на инвестиции опускается вниз и отражает обратную зависимость между ставкой

процента(ценой инвестирования) и совокупной величиной требуемых

инвестиционных товаров. Если ставка процента станет меняться, это будет

сопровождаться изменением уровня расхода на инвестиции. При этом при самой

высокой ставке процента осуществляются те из инвестиционных проектов,

которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. В случае

снижения ставки процента коммерчески выгодными становятся проекты,

ожидаемая норма чистой прибыли от которых меньше. В таком случае уровень

инвестиций возрастает.

При фиксированном предложении денег на величину инвестиций оказывает

воздействие уровень цен. Это происходит вследствие действия эффекта

процентной ставки. Когда повышается цена, возрастает количество денег, в

которых остро нуждаются потребители и предприниматели для закупки продукции

по возросшим ценам. Происходящие вследствие этого расширение спроса на

неиспользованные деньги приводит к снижению их цены – процентной ставки,

что в свою очередь уменьшает инвестиции. В равной степени при более низком

уровне цен происходит сокращение спроса на неиспользованные деньги,

понижает ставку процента и увеличивает инвестиции.

Сдвиги в спросе на инвестиции.

Основным фактором действующим на размер инвестиций выступает става

процента. Однако, наряду с ней на инвестиции влияют и другие факторы. В

случае, если какой-то из факторов действует в сторону увеличения

инвестиций, кривая на графике смещается вправо, а всё то, что

сопровождается понижение ожидаемой чистой доходности инвестиций смещает

кривую влево.

К числу важнейших не связанных со ставкой процента факторов относятся

издержки производства. Известно, что они включают расходы на приобретение,

эксплуатацию и обслуживание оборудования, зарплату работников, нормальную

прибыль предпринимателей. Увеличение этих расходов приведёт к снижению

размеров инвестиций и кривая на графике сместится влево, а рационализация в

осуществлении мер по модернизации оборудования приведёт к увеличению

инвестиционного фонда и сместит кривую инвестиций вправо.

Тесно связаны с названным фактором выступает уровень оснащённости

производства основным капиталом. Если производство хорошо оснащено

техническими мощностями каждое последующее инвестирование сопровождается

падением нормы чистой прибыли, поэтому инвестиции будут ограничиваться. В

случае низкой технической оснащённости дополнительные инвестиции приведут к

росту производительности труда и повышению нормы чистой прибыли. Инвестиции

будут расширяться, и кривая – смещаться вправо.

В указанной взаимосвязи основным стимулом для инвестирования выступает

прогресс в области техники и технологии производства. Новая техника и новые

технологии снижают издержки производства, повышают качество изделий и тем

самым способствуют повышению нормы чистой прибыли, а значит – и резкому

возрастанию инвестиций в тех производствах, где подобные преобразования

происходят.

Сдвиги в спросе на инвестиции происходят также под воздействием

субъективных факторов, которые часто оказываются трудно предсказуемыми.

Речь идёт о меняющемся политическом климате в стране, о международной

обстановке, о состоянии дел на фондовых биржах и т.д., о реагировании на

них предпринимателей. Если под воздействием этих факторов в экономической

среде складывается оптимистическое настроение, инвестиции начнут

возрастать. И наоборот, пессимистические настроения вызывают ограничение

инвестиций. На кривой инвестиций это отражается сдвигом её влево.

Наконец, инвестиционная деятельность зависит от уровня уплачиваемых

налогов. Рост налогов сокращает доходы предпринимателей и тогда кривая

инвестиций имеет тенденцию к движению влево, а в случае снижения налогов –

вправо.

Нестабильность инвестиций.

Инвестиции выступают очень важным фактором, воздействующим на рост ВНП.

Вместе с тем следует отметить, что действие этого фактора не подчиняется

какому-то строгому регламенту. Инвестиции очень изменчивы, причём эта их

изменчивость гораздо подвижнее, чем изменчивость ВНП. Возьмём, к примеру,

продолжительность срока службы. Они очень неопределённы. С экономической

точки зрения здесь всё вроде бы определено: срок амортизации заканчивается

– меняй оборудование. В реальной жизни всё происходит гораздо сложнее. По

известным только предпринимателю причинам, сроки действия оборудования

могут быть продлены сверх периода амортизационных отчислений. Они могут

быть частично обновлены, обновлены на Ѕ, на ѕ, основной капитал в течении

какого-то может вовсе не обновляться и с этими решениями предпринимателей

связана амплитуда колебаний инвестиций в общественном производстве. Они то

расширяются, то сужаются. Инвестированию может быть подвергнуто

производство и до истечения сроков амортизации, если это требует научно-

технический прогресс.

Характерной особенностью инноваций выступает их нерегулярность. С точки

зрения той или иной отрасли экономики инноваций в ней в ближайшее время

могут не предвидеться, не коррективы могут произойти незамедлительно.

Технические и технологические сдвиги в какой-то одной отрасли могут вызвать

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.