рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Инфляция

понижение” обречена на поражение.

В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по

настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией -

регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного

курса и внешней торговли.

Сдерживание роста заработной платы в условиях стимулирования

совокупного спроса является ключевым элементом ,способным повлиять на

замедление темпов развития инфляции .Тем самым предполагается 'что

наилучшим методом было бы непосредственное воздействие на уровень

заработной платы .

Политика регулирования доходов состоит в осуществлении влияния на

уровень зарплаты и других доходов не через совокупный спрос , а

непосредственно .

Например правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой

ограничить в течение данного года рост заработной платы уровнем в 2%.Другой

вариант – достижение такого компромисса между правительством и профсоюзами

, при котором профсоюзы обязуются не требовать слишком значительного

увеличения зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост

налогов .

Помимо этого правительство может принимать законы, регулирующие

темпы роста зарплаты и цен. Такие юридические акты принято называть

контролем над зарплатой и ценами.

Контроль над зарплатой и ценами ограничивает и регулирует действия фирм по

выплате зарплаты и назначению цен .

Такой контроль применялся в Соединенных Штатах во время второй

мировой войны и войны в Корее , а также в годы президентства Никсона .Не

вызывает сомнения то , что во время второй мировой войны именно политика

регулирования доходов удерживала цены от такого же быстрого роста какой

имел место во времена предыдущих войн .Точно также очевидно что при Никсоне

политика сдерживания доходов практически не имела успеха .

В самом деле ,часто можно встретить утверждение о том , что политика

ограничения доходов никогда не приносила успеха. Отчасти это может быть

объяснено тем , что часто она рассматривается в качестве противовеса

макроэкономической политике сокращения инфляции , а не как полезное

дополнение последней. Ведь если правительство проводит жесткую

антиинфляционную фискально-денежную политику ,самое время применить меры по

предотвращению роста зарплаты и цен, возможного в результате инфляционных

ожиданий и определенной инерции экономических процессов .Но на практике ,

как правило, регулирование доходов обычно не сопровождается жесткой

макроэкономической политикой.

Примерами неудачного использования жесткой макроэкономической

политики в дополнение к контролю над ценами являются Аргентина и Бразилия в

1986 г. В этих странах правительство ,пытаясь уменьшить трехзначные темпы

инфляции , использовало меры ценового контроля .Однако эти страны не смогли

в достаточной мере сократить бюджетный дефицит , являющийся источником

инфляционного давления .Поскольку масштабы сокращения государственных

расходов и увеличения налоговых поступлений были недостаточны , бюджетный

дефицит оставался на довольно высоком уровне и темпы инфляции в обеих

странах были снижены лишь на короткое время .

Неудачи в осуществлении политики контроля над ценами и зарплатой

можно также объяснить значительными административными сложностями ее

проведения. К органам контроля постоянно предъявляются требования сделать

исключения для тех или иных цен или для какой-либо отрасли. Конечно , не

работая в этой отрасли , трудно правильно определить ,какими должны быть

уровень цен и величина зарплаты ,поэтому от контролирующих органов

требуется принятие жестких и не подлежащих обсуждению решений .Постепенно

,по мере дальнейшего отклонения цен от состояния равновесия и усиления

дефицита ,давление на контролирующие органы с требованиями предоставить

льготы возрастает ,и в конце концов , это делает меры контроля

трудноосуществимы.

II Специфика развития инфляции в Республике Казахстан

1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан .

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями ,связанными со

спецификой республики в экономическом и социальном аспектах развития в до-

и послесоветский период .

Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она

возникла из состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и

услуги были искусственно низки , но имелся их значительный дефицит

.Состояние «подавленной» инфляции создает внешнюю видимость

макроэкономического равновесия ,поддерживаемого неприемлемыми для

нормальной экономики методами – тотального дотирования убыточных

производств , отраслей. Процесс сопровождался накоплением значительных

денежных средств у предприятий , организаций , населения , на которые

нельзя было приобрести продукцию производственно-технического и

потребительского назначения . По своей сути это инфляция спроса , т.е.

повышенный спрос хозяйственных агентов и населения не мог быть удовлетворен

со стороны предложения .

Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень

монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий ,

работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные

сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные

предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды

, присущей рынку .

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства

Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по

потребительским товарам от внешних рынков . В данном случае инфляция

генерируется за счет двух составляющих . Во-первых , удорожание

импортируемой продукции за счет таможенных пошлин . Во-вторых , разницей в

стоимости и соответсвенно в ценах на сырьевую продукцию , с одной стороны ,

и готовые потребительские или инвестиционные товары – с другой .Данный

фактор проявляется через состояние платежного баланса государства – его

отрицательное сальдо . Сбалансирование достигается за счет внешних займов ,

распродажи активов , снижения официальных валютных резервов государства

.Однако названные меры нарушают макроэкономическую стабильность в экономике

, требуют крупных внутренних вложений денежных средств на достижение

хозяйственной стабильности и вызывают новую волну инфляции .

Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение

таких финансовых и социальных мероприятий , как введение новых налогов ,

вызывающих инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость с

первоначальной ставкой в 28 % , акцизов ,экспортных и таможенных пошлин ,

отчислений средств , включаемых в себестоимость продукции , в Фонд

преобразования экономики , Государственный фонд содействия занятости

населения , резкое увеличение отчислений на социальное страхование .

Налог на добавленную стоимость в странах с развитой рыночной

экономикой служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного спроса

, переключение его на потребительский.Это необходимо , чтобы не допустить

кризиса перепроизводства .В Казахстане сейчас , при резком падении

инвестиционного спроса , дополнительное его сокращение под влиянием

действия НДС еще больше усугубляет проблему накоплений и является фактором

снижения инвестиций в народное хозяйство .

Рассмотрим тенденцию развития инфляции в Республике Казахстан с 1994

года .Как видно из графика в 1994 месячный уровень инфляции был очень высок

– 45 %, уровень близкий к гиперинфляции . (гиперинфляция 50% и больше) .В

1994-1995 г изменение месячного уровня инфляции было скачкообразным , что

характеризует экономическую нестабильность . С октября 1995 года

наблядается тенденция к снижению уровня инфляции и постепенно уровень

инфляции стабилизируется .

2.Социально-экономические последствия инфляции в РК

Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном

состоянии рынка в Казахстане .Неготовность большинства структур единого

народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного

самоуправления привела к результатам , обратным ожидаемым

Либерализация цен , имевшая целью достижение упорядочения их структуры и

соотношения в общей структуре обернулась обвальным их ростом в сотни и

тысячи раз и еще большими диспропорциями в соотношениях цен на отдельные

виды товара , услуг .

Разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и

предприятиям для достижения оперативности движения товаров , улучшения

снабжения , удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул

спекуляции , привело к неуправляемым процессам перераспределения .Этот

процесс приобрел стихийный , неуправляемый характер , чему способствует

ослабление контроля со стороны государственных органов , игнорирование

законодательства коммерческими структурами и т.д.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с

поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки ,

складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие

населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем

нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к

«бегству» от денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,,

иностранную валюту , золото . Психологическое состояние «ожидаемой»

инфляции вызывает ажиотажный спрос , закупку товаров впрок , что порождает

дефицит и соответствующее повышение цен.

3. Пути преодоления инфляции .

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать

соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации , т.е.

методы , способы , приемы противодействия инфляции , комплексно и

целенаправленно действовать на очаги ее возникновения .

Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции :

1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться ;

2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны

для подавляющего большинства населения ;

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на

разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой,

институциональной сфер функционирования общества , хотя решающей из них

является базовая , производственно-экономическая .

Рассмотрим методы преодоления инфляции .

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми

макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного

предложения :

1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-

денежной эмиссии Национальным банком;

2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях

удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности

3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим

банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной

эмиссии , но в наших условиях только ценой остановки производства ;

сокращение эмиссии , приводящее к спаду производства при достижении

критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением

определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию ,

после чего происходит очередное повышение цен .Этот процесс последовательно

повторяется :отсутствие рыночной конкуренции на микроуровне и неразвитость

рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн . При сохранении

подобной экономической политики в расчете только на включение

автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно

долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны .

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов

, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение

дефицитов государственного бюджета .

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового

бремени, особенно косвенного налогообложения .Косвенные налоги имеют

инфляционный характер , поскольку увеличивают цены ,сокращают спрос. Другим

вариантом действия высоких налогов является их давление на производство ,

что ограничивает предложение .И третье ,значительное налоговое бремя ,как

правило ,связывается с действием множества налогов ,усложняющих налоговую

систему , что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции ,

предпочтительнее простая и надежная налоговая система .Сокращение

государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на

бюджетную , так и на сферу материального производства в отношении

государственных предприятий и организаций .В последнем случае

антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции

издержек , или производителей .

Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства,

требуется преодоление спада производства . Это требует усиления

мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его

эффективных результатах, восстановление производственной трудовой

деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития

частного производственного сектора, где связь между трудовымми усилиями и

результатом непосредственная. Государство поошряет этот сектор путем

обеспечения благоприятного правового и экономического режима его

функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности

труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты

труда и разнообразных систем поошрения за достижение необходимых

показателей и критериев эффективности производства.

Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание

механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности

предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-

правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к

схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет

роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных

мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным

обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

Механизм банкротства требует последовательнык организационных,

экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств,

вклчючающик в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции,

трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий,

финансирование мероприяитий.

Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является

установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного

регулирования экономики.

Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в

программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в

зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей

социальной защиты населения.

Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов –

заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху

по следующим соображениям.

Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно

как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных

дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.

Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной

платы с целью сокращения спроса, а также влияния на уменьшение инфляции

производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за

счет ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном

процессе при подавлении основного его фактора - трудового, при

капитализации упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия)

стимулирующик мотивов трудовой активности участников процесса.

Во-вторык, получают развитие нелегальные способы получения доходов, в

обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального

ценового объема появившегося на рынке продукта; при попыткак проведения

ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет

привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение

контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам

государства на содержание соответствующих органов.

В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в

назначенных рыночных ценах внутри страны повлекут за собой дополнительный

вывоз его за пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления

нежелательно; ввиду посредственного качества отечественных товаров и

насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже

мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.

Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны

усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей

дестабилизации.

Представляется более целесообразным совместное последовательное

регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может

осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это

относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро-

и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их

стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих

технологических переделов.

Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню

цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны

государственных органов ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного

(достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения

производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной

платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему

характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен

осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по

изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных

обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и

правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен

должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного

периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно

постепенное снижение ее темпов.

Заключение

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные

денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана . Термин инфляция

(от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной

Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс

разбухания бумажно-денежного обращения.

Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих

странах мира . Республика Казахстан не исключение .

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями .Прежде

всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она

возникла из состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и

услуги были искусственно низки , но имелся их значительный дефицит . Важной

особенностью развития инфляции в республике является высокая степень

монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий ,

работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные

сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные

предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды

, присущей рынку .

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства

Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по

потребительским товарам от внешних рынков .

Естественно , процесс инфляции не мог негативно не отразиться на

деформированном состоянии рынка в Казахстане . Так разрешение коммерческой

деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения

оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения

спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к

неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный

, неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны

государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими

структурами и т.д.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с

поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки ,

складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие

населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем

нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к

«бегству» от денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,,

иностранную валюту , золото .

Как видим , процес инфляции мешает развитию экономики , поэтому

необходимо проводить меры по преодолению инфляции .Наиболее целесообразным

является последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция

предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и

любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны

государственных органов ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного

(достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения

производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной

платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему

характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен

осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по

изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных

обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и

правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен

должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного

периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно

постепенное снижение ее темпов.

· Используемая литература

|К.Берентаев |' Инфляционная волна в Каз-не' Финансы |

| |Каз-на 9/97 |

|А.Кожанулова |Финансы Каз-на 11/97 ' Инфляция и учет |

| |основных средств ' |

|Нацагенство РК |Экономика и право Каз-на 11'97 ' Индекс |

| |потребительских цен и инфляция ' |

|Л.М.Музапарова, |Финансы Каз-на 4/97 'Макроэкономические |

|М.У.Спанов |показатели Каз-на ' |

|В.Д.Мельников |” Государственное финансовое регулирование |

| |экономики Казахстана ” Алматы 1995 |

|Под ред-й Ильясова|” Финансово-кредитные проблемы развития |

|К.К. |экономики Казахстана ” , Алматы 1996 |

|Булатов |” Экономика ” |

|С.Фишер Р.Дорнбуш |”Экономика” |

|Р. Шмалензи | |

| | |

| | |

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.