рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Взаимоотношения Пермского регионального отделения фонда соц.страх РФ с ю.л. и их учет

правительства в области охраны труда и социального страхования .В системе

органов НКТ было создано Центральное управление социального страхования ,а

позже и Союзный Совет социального страхования .На среднем уровне социальное

страхование осушествлялось губернскими кассами . Всю работу на местах вели

страховые кассы , формируемые профсоюзами , которые и производили выплаты

по временной нетрудоспособности , по беременности и родам , при рождении

ребенка , по безработице и пенсий по инвалидности .

В годы гражданской войны и иностранной интервенции централизация всего

народного хозяйства неизбежно коснулась и социального страхования . Было

введено всеобщее социальное обеспечение ,осуществляемое полностью прямым

финансированием государства .Характерной особенностью обеспечения была

широкая натурализация .Система социального обеспечения , финансируемая из

государственного казначейства , просуществовала до 1921 года , когда с

переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на

государственных предприятиях возникла необходимость возврата к системе

социального страхования , основанной на обязательных взносах предприятий ,

учреждений и хозяйств , использующих труд наемных рабочих .

В 1928 году впервые вводится обеспечение по старости как особый вид

страхования . Сначала пенсии по старости (независимо от состояния

трудоспособности ) были введены только для рабочих- текстильщиков. В 1929

году обеспечение этими пенсиями распространено на рабочих горной,

металлической промышленности,железнодорожного и водного транспорта, а в

последующие годы эти пенсии распространены на всех рабочих и инженерно-

технических работников .

Объявленная полная ликвидация безработицы в стране позволила с конца

1930 года отказаться от такого вида обеспечения как пособие по безработице

[ 2.18,с.58] .

Заметной вехой в истории социального страхования России является

передача этого института в 1933 году в управление Всероссийского

Центрального Совета профессиональных союзов (ВЦСПС) . Социальное

страхование было организовано по производственно-отраслевому принципу . При

всех Центральных комитетах и обкомах профсоюзах были созданы отраслевые

кассы социального страхования ,а на всех предприятиях и учреждениях-

выплатные пункты при фабричных заводских местных комитетах профсоюзов .

Впервые были решены вопросы ( и в этом немалая заслуга профсоюзов)

социального страхования сезонных рабочих и лиц , работающих по частному

найму , которые раньше никакими социальными гарантиями не пользовались .

Социальное законодательство этого периода носит крайне жесткий , а

порою жестокий характер. Права человека на пособия в случае болезни,

беременности и родов и в других случаях ,так великолепно сформулированные

в Конституции ,на деле реализовывались не просто и имели ряд ограничений и

изъятий . Государственное социальное страхование в нашей стране не могло

идти вне рамок общей политики огромного тоталитарного государства ,поэтому

первоначальная концепция его, провозглашенная в первые годы советской

власти , естественно ,была изменена и приспособлена к текущему моменту .

Именно в этот период с молчаливого согласия профсоюзов на больного

человека стали смотреть через совсем другую призму .Размер пособия по

временной нетрудоспособности ставится взависимости от отрасли народного

хозяйства , от членства в профсоюзе ,а также уменьшился его нижний предел

до 50% заработка .Сократилась продолжительность отпуска по беременности и

родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действующих в

общей сложности 112 дней.Работники , уволенные с работы по собственному

желанию , получали право на пособие по временной нетрудоспособности после

того , как проработают на новом месте не менее 6 месяцев .

Процесс закрепления работника на рабочем месте оказал серьезное

влияние на изменения в законодательных актах по государственному

социальному страхованию .

В 1937 году было произведено окончательное размежевание функций в

части обеспечения за счет страховых взносов работодателей между органами

социального страхования , пенсионного обеспечения и здравоохранения. Отныне

органы социального обеспечения ( в части неработающих пенсионеров) и

органы здравоохранения в полном объеме финансировались только из средств

бюджета . Государство , наконец , взяло на себя все финансовые тяготы и

заботы о гарантиях ряда социальных прав трудящихся (социальное обеспечение

и здравоохранение).

В 1938 году бюджет социального страхования ,ранее утверждаемый

отдельно , был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С

этого момента социальное страхование все более теряет свой страховой

характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение . Оно

становится инструментом распределения средств государственного бюджета на

социальные нужды по остаточному принципу.

Нельзя обойти вниманием и распространение социального страхования на

колхозников . Вначале ( в 1964 году) право на государственное социальное

страхование получили ведущие колхозные кадры : председатели , специалисты,

механизаторы, главные бухгалтеры .В 1970 году введена система социального

страхования членов колхозов, построенная на принципах государственного

социального страхования , но она имела ряд особенностей по видам и нормам

обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий . Отдельная “ колхозная”

система просуществовала до 1991 года ,когда она была объединена с

государственной . Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и

служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения.

С переходом страны к рыночным отношениям начинает меняться и система

государственного социального страхования .Самым важным достижением ее

первоначального реформирования является создание самостоятельного

автономного фонда со своим бюджетом и новой моделью управления .Фонд

социального страхования РФ (далее именуется Фонд ) начал действовать с

01.01.1991 г. и находился в ведении Федерации независимых профсоюзов Росcии

и только с изданием Указа Президента РФ от 07.08.1992 г. N 822 “ О Фонде

социального страхования “ [ 1.14] стал самостоятельным государственным

финансово-кредитным учреждением и управление им осуществляется

Правительством страны при участии общероссийских объединений профсоюзов .

Основными задачами Фонда являются :

- обеспечение гарантированных

пособий по временной нетрудоспособности по болезни , беременности и родам ,

женщинам , вставшим на учет в ранние сроки беременности , при рождении

ребенка , по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ,

социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного

перечня ритуальных услуг , санаторно-курортное обслуживание работников и их

детей , а также оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-

инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- участие в разработке и реализации

государственных программ охраны здоровья работников , мер по

совершенствованию социального страхования ; - осуществление мер ,

обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда ; - разработка совместно с

Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ

предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное

социальное страхование; -

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для

системы государственного социального страхования , разъяснительной работы

среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами ) других государств

и международными организациями по вопросам социального страхования .

Средства Фонда , образуемые за счет страховых взносов работода- телей

, граждан ,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью , также

осуществляющих трудовую деятельность на других условиях в соответствии с

законодательством , доходов от инвестирования части временно свободных

средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады

, добровольных взносов граждан и юридических лиц ,ассигнований из

федерального бюджета РФ и прочих поступлений (возмещаемых страхователем

расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов и не принятых

расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие

трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по

обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций ,предусмотренных

законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки ,

приобретенные страхователем за счет средств Фонда ) используются только на

целевое финансирование мероприятий в соответствии с задачами Фонда.

Денежные средства и иное имущество , находящееся в оперативном

управлении Фонда , а также имущество , закрепленное за подведомственными

Фонду санаторно-курортными учреждениями , является федеральной

собственностью .

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом

, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты

об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются

председателем Фонда .

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные

органы :

- региональные отделения , управляющие средствами государ-ственного

социального страхования на территории субъектов РФ;

- центральные отраслевые отделения , управляющие средствами госу -

дарственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства ;

- филиалы отделений , создаваемые региональными и центральными

отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат Фонда ,

а в региональных и центральных отраслевых отделениях - аппараты органов

Фонда . При Фонде образуется правление , а при региональных и центральных

отраслевых отделениях - координационные советы .

Фонд , его региональные и центральные отраслевые отделения являются

юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием , текущие

,валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда -г.Москва.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем .

Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ .

Председатель Фонда :

- руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность

за выполнение возложенных на него задач;

- вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство РФ ,а

также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и

отраслевых органов Фонда;

-утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств

государственного социального страхования;

-представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности

действует от имени Фонда;

- определяет направления международного сотрудничества в пределах

компетенции Фонда и др.

Правление Фонда является коллегиальным органом . Заседания правления

проводятся по мере необходимости .Состав правления Фонда численностью 29

человек формируется из лиц, входящих в него по должности ( председатель

Фонда и его заместители), представительствую-щих на постоянной основе ( два

представителя от Министерства труда и социального развития РФ и по одному

от Министерства финансов РФ,Министерства здравоохранения РФ ,

Государственной налоговой службы, Центрального банка РФ, центрального

комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ ) и

представительствующих на основе ротации ( 7 представителей от

общероссийских объединений профсоюзов , 1 - от организаций , деятельность

которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от

работодателей и региональных ,центральных отраслевых отделений фондов, 1

-от общероссийских общественных объединений инвалидов ). Ротация членов

правления осуществляется не чаще одного раза в год .

Члены правления Фонда , представленные председателем Фонда на

основании предложений соответстующих министерств ,ведомств, органов

профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством РФ.

Работа членов правления Фонда не является платной .Расходы членов правления

Фонда , связанные с работой в правлении (командировочные и другие)

,оплачиваются за счет средств Фонда.

Обособленное функционирование Фонда социального страхования РФ

позволило оперативно реагировать на экономическую обстановку , обеспечить

строго целевое использование средств и не только сохранить , но даже и

несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными пособиями

.Увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам , по уходу за

больными детьми , по болезни - при благоприятном клиническом и трудовом

прогнозе . Для всех работников Севера пособие по болезни установлено в

размере 100 % заработка . Увеличен нижний предел пособия по временной

нетрудоспособности с 50 до 60 % заработка , что соответствует требованиям

Конвенции Международной организации труда . Кроме того сняты противоречащие

страховым принципам и международной практике ограничения при назначении

пособий работникам , не состоящим членами профсоюза .

В настоящее время Фонд принимает активное участие в подготовке целого

пакета законодательных актов по социальному страхованию . Имеются ввиду

проекты следующих федеральных законов :

- “ О Фонде социального страхования РФ “ ;

- “ О государственном социальном страховании по временной

нетрудоспособности , материнству и на случай смерти “ , разрабатываемый по

поручению Правительства РФ и заинтересованными министерствами и ведомствами

.

На пути реформирования социального страхования встречается и немало

трудностей . Вот уже несколько лет предпринимаются попытки консолидировать

средства Фонда в федеральном бюджете . Это означало бы отступление от

достигнутого положения о самостоятельности Фонда . Под угрозой окажется

давно сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя зачетная система . К этой

же категории предложений относится идея об объединении двух фондов

-социального и медицинского страхования , которые коренным образом

различаются по своим функциям , задачам , формам и методам работы

[2.2,с.16].Если для фонда социального страхования основной функцией

является материальное обеспечение работающих граждан в виде пособий и

других выплат , то для медицинского -предоставление медицинской помощи

всему населению . В фонде социального страхования средства , в своей основе

, расходуются непосредственно на предприятиях , в другом -централизуются на

уровне территориальных медицинских фондов . Данное мнение поддерживает и

доктор экономических наук , заведующий сектором НИФИ Ю. В. Пешехонов: : “

Именно в свете накопленного международного опыта представляются

недальновидными попытки укрупнения социальных внебюджетных фондов , в

частности объединения Фонда социального страхования и Фонда обязательного

медицинского страхования . В интересах перспективного развития нужно

сохранить самостоятельное существование этих фондов “ [ 2.14,с.46] .

Вносятся также предложения о существенном сокращении тарифа страховых

взносов , об исключении из бюджета Фонда так называемых нестраховых выплат

,в т .ч. на санаторно-курортное лечение [2.17,с.24 ]. Действительно такие

нестраховые выплаты имеются . К ним относятся единовременное пособие при

рождении ребенка неработающим ( т.е. не застрахованным ) гражданам , оплата

четырех дней по уходу за ребенком -инвалидом , финансирование детско -

юношеских спортивных школ , новогодние детские подарки . Но прежде , чем

исключить эти расходы из бюджета соцстраха , надо решить , а кто же будет

их производить в дальнейшем .

Что касается санаторно-курортного лечения работников и оздоровления их

детей , то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми . Это

неотъемлемая часть системы государственного социального страхования , ее

профилактическое направление , цель и задачи которого заключаются в

снижении заболеваемости среди работников и их детей ,в экономии средств на

выплату пособий по временной нетрудоспособности .Полное исключение данной

статьи расходов из бюджета Фонда может привести к серьезным негативным

последствиям : росту заболеваемости , сокращению сети здравниц и

безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников , недоступности

путевок для основной массы населения .

При всем этом можно с уверенность утверждать , что по мере преодоления

последствий социально-экономического кризиса в стране проблемы

реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме .

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности Фонда социального

страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования -это социальный внебюджетный фонд,

который представляет собой составную часть финансовой системы РФ и обладает

рядом особенностей : запланирован органами власти и управления , имеет

строгую целевую направленность , денежные средства формируются в основном

за счет обязательных отчислений и используются для финансирования

государственных расходов , не включенных в бюджет , денежные ресурсы

являются федеральной собственностью ,не входят в состав бюджетов

соответстующих уровней , других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо

цели ,не предусмотренные законом.

Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного

социального страхования РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии

с Конституцией РФ , законами РФ , указами Президента РФ .

Так , ст.39 Конституции РФ от 12.12.1993 г. закреплено право каждого

на социальное обеспечение по возрасту , в случае болезни , инвалидности ,

потери кормильца , для воспитания детей и в других случаях ,

предусмотренных законом .

Глава 16 Кодекса законов о труде РФ полностью посвящена вопросам

государственного социального страхования . В ст. 236 определен круг

трудящихся , подлежащих государственному социальному страхованию. Статьей

237 установлена обязанность уплаты взносов , а в ст.238 указаны виды

обеспечения по государственному социальному страхованию .

Правовое положение Фонда основывается на Указах Президента РФ от

07.08.1992 г. N 822 “ О Фонде социального страхования РФ “ [1.14] и от

28.09.1993 г. N 1503 “ Об управлении государственным социальным

страхованием в РФ” [1.15].С этого момента Фонд стал специализированным

финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ .

Вопросы организации и функционирования Фонда регламентирует

“Положение о Фонде социального страхования РФ” , утвержденное

постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 , в котором

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.