| |||||
МЕНЮ
| Взаимоотношения Пермского регионального отделения фонда соц.страх РФ с ю.л. и их учетправительства в области охраны труда и социального страхования .В системе органов НКТ было создано Центральное управление социального страхования ,а позже и Союзный Совет социального страхования .На среднем уровне социальное страхование осушествлялось губернскими кассами . Всю работу на местах вели страховые кассы , формируемые профсоюзами , которые и производили выплаты по временной нетрудоспособности , по беременности и родам , при рождении ребенка , по безработице и пенсий по инвалидности . В годы гражданской войны и иностранной интервенции централизация всего народного хозяйства неизбежно коснулась и социального страхования . Было введено всеобщее социальное обеспечение ,осуществляемое полностью прямым финансированием государства .Характерной особенностью обеспечения была широкая натурализация .Система социального обеспечения , финансируемая из государственного казначейства , просуществовала до 1921 года , когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях возникла необходимость возврата к системе социального страхования , основанной на обязательных взносах предприятий , учреждений и хозяйств , использующих труд наемных рабочих . В 1928 году впервые вводится обеспечение по старости как особый вид страхования . Сначала пенсии по старости (независимо от состояния трудоспособности ) были введены только для рабочих- текстильщиков. В 1929 году обеспечение этими пенсиями распространено на рабочих горной, металлической промышленности,железнодорожного и водного транспорта, а в последующие годы эти пенсии распространены на всех рабочих и инженерно- технических работников . Объявленная полная ликвидация безработицы в стране позволила с конца 1930 года отказаться от такого вида обеспечения как пособие по безработице [ 2.18,с.58] . Заметной вехой в истории социального страхования России является передача этого института в 1933 году в управление Всероссийского Центрального Совета профессиональных союзов (ВЦСПС) . Социальное страхование было организовано по производственно-отраслевому принципу . При всех Центральных комитетах и обкомах профсоюзах были созданы отраслевые кассы социального страхования ,а на всех предприятиях и учреждениях- выплатные пункты при фабричных заводских местных комитетах профсоюзов . Впервые были решены вопросы ( и в этом немалая заслуга профсоюзов) социального страхования сезонных рабочих и лиц , работающих по частному найму , которые раньше никакими социальными гарантиями не пользовались . Социальное законодательство этого периода носит крайне жесткий , а порою жестокий характер. Права человека на пособия в случае болезни, беременности и родов и в других случаях ,так великолепно сформулированные в Конституции ,на деле реализовывались не просто и имели ряд ограничений и изъятий . Государственное социальное страхование в нашей стране не могло идти вне рамок общей политики огромного тоталитарного государства ,поэтому первоначальная концепция его, провозглашенная в первые годы советской власти , естественно ,была изменена и приспособлена к текущему моменту . Именно в этот период с молчаливого согласия профсоюзов на больного человека стали смотреть через совсем другую призму .Размер пособия по временной нетрудоспособности ставится взависимости от отрасли народного хозяйства , от членства в профсоюзе ,а также уменьшился его нижний предел до 50% заработка .Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действующих в общей сложности 112 дней.Работники , уволенные с работы по собственному желанию , получали право на пособие по временной нетрудоспособности после того , как проработают на новом месте не менее 6 месяцев . Процесс закрепления работника на рабочем месте оказал серьезное влияние на изменения в законодательных актах по государственному социальному страхованию . В 1937 году было произведено окончательное размежевание функций в части обеспечения за счет страховых взносов работодателей между органами социального страхования , пенсионного обеспечения и здравоохранения. Отныне органы социального обеспечения ( в части неработающих пенсионеров) и органы здравоохранения в полном объеме финансировались только из средств бюджета . Государство , наконец , взяло на себя все финансовые тяготы и заботы о гарантиях ряда социальных прав трудящихся (социальное обеспечение и здравоохранение). В 1938 году бюджет социального страхования ,ранее утверждаемый отдельно , был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все более теряет свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение . Оно становится инструментом распределения средств государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу. Нельзя обойти вниманием и распространение социального страхования на колхозников . Вначале ( в 1964 году) право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры : председатели , специалисты, механизаторы, главные бухгалтеры .В 1970 году введена система социального страхования членов колхозов, построенная на принципах государственного социального страхования , но она имела ряд особенностей по видам и нормам обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий . Отдельная “ колхозная” система просуществовала до 1991 года ,когда она была объединена с государственной . Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения. С переходом страны к рыночным отношениям начинает меняться и система государственного социального страхования .Самым важным достижением ее первоначального реформирования является создание самостоятельного автономного фонда со своим бюджетом и новой моделью управления .Фонд социального страхования РФ (далее именуется Фонд ) начал действовать с 01.01.1991 г. и находился в ведении Федерации независимых профсоюзов Росcии и только с изданием Указа Президента РФ от 07.08.1992 г. N 822 “ О Фонде социального страхования “ [ 1.14] стал самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением и управление им осуществляется Правительством страны при участии общероссийских объединений профсоюзов . Основными задачами Фонда являются : - обеспечение гарантированных пособий по временной нетрудоспособности по болезни , беременности и родам , женщинам , вставшим на учет в ранние сроки беременности , при рождении ребенка , по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет , социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг , санаторно-курортное обслуживание работников и их детей , а также оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; - участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников , мер по совершенствованию социального страхования ; - осуществление мер , обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда ; - разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; - организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования , разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; - сотрудничество с аналогичными фондами (службами ) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования . Средства Фонда , образуемые за счет страховых взносов работода- телей , граждан ,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью , также осуществляющих трудовую деятельность на других условиях в соответствии с законодательством , доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады , добровольных взносов граждан и юридических лиц ,ассигнований из федерального бюджета РФ и прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций ,предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки , приобретенные страхователем за счет средств Фонда ) используются только на целевое финансирование мероприятий в соответствии с задачами Фонда. Денежные средства и иное имущество , находящееся в оперативном управлении Фонда , а также имущество , закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями , является федеральной собственностью . Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом , а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда . В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы : - региональные отделения , управляющие средствами государ-ственного социального страхования на территории субъектов РФ; - центральные отраслевые отделения , управляющие средствами госу - дарственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства ; - филиалы отделений , создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат Фонда , а в региональных и центральных отраслевых отделениях - аппараты органов Фонда . При Фонде образуется правление , а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы . Фонд , его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием , текущие ,валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда -г.Москва. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем . Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ . Председатель Фонда : - руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач; - вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство РФ ,а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда; -утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования; -представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда; - определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда и др. Правление Фонда является коллегиальным органом . Заседания правления проводятся по мере необходимости .Состав правления Фонда численностью 29 человек формируется из лиц, входящих в него по должности ( председатель Фонда и его заместители), представительствую-щих на постоянной основе ( два представителя от Министерства труда и социального развития РФ и по одному от Министерства финансов РФ,Министерства здравоохранения РФ , Государственной налоговой службы, Центрального банка РФ, центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ ) и представительствующих на основе ротации ( 7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов , 1 - от организаций , деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от работодателей и региональных ,центральных отраслевых отделений фондов, 1 -от общероссийских общественных объединений инвалидов ). Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в год . Члены правления Фонда , представленные председателем Фонда на основании предложений соответстующих министерств ,ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством РФ. Работа членов правления Фонда не является платной .Расходы членов правления Фонда , связанные с работой в правлении (командировочные и другие) ,оплачиваются за счет средств Фонда. Обособленное функционирование Фонда социального страхования РФ позволило оперативно реагировать на экономическую обстановку , обеспечить строго целевое использование средств и не только сохранить , но даже и несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными пособиями .Увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам , по уходу за больными детьми , по болезни - при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе . Для всех работников Севера пособие по болезни установлено в размере 100 % заработка . Увеличен нижний предел пособия по временной нетрудоспособности с 50 до 60 % заработка , что соответствует требованиям Конвенции Международной организации труда . Кроме того сняты противоречащие страховым принципам и международной практике ограничения при назначении пособий работникам , не состоящим членами профсоюза . В настоящее время Фонд принимает активное участие в подготовке целого пакета законодательных актов по социальному страхованию . Имеются ввиду проекты следующих федеральных законов : - “ О Фонде социального страхования РФ “ ; - “ О государственном социальном страховании по временной нетрудоспособности , материнству и на случай смерти “ , разрабатываемый по поручению Правительства РФ и заинтересованными министерствами и ведомствами . На пути реформирования социального страхования встречается и немало трудностей . Вот уже несколько лет предпринимаются попытки консолидировать средства Фонда в федеральном бюджете . Это означало бы отступление от достигнутого положения о самостоятельности Фонда . Под угрозой окажется давно сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя зачетная система . К этой же категории предложений относится идея об объединении двух фондов -социального и медицинского страхования , которые коренным образом различаются по своим функциям , задачам , формам и методам работы [2.2,с.16].Если для фонда социального страхования основной функцией является материальное обеспечение работающих граждан в виде пособий и других выплат , то для медицинского -предоставление медицинской помощи всему населению . В фонде социального страхования средства , в своей основе , расходуются непосредственно на предприятиях , в другом -централизуются на уровне территориальных медицинских фондов . Данное мнение поддерживает и доктор экономических наук , заведующий сектором НИФИ Ю. В. Пешехонов: : “ Именно в свете накопленного международного опыта представляются недальновидными попытки укрупнения социальных внебюджетных фондов , в частности объединения Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования . В интересах перспективного развития нужно сохранить самостоятельное существование этих фондов “ [ 2.14,с.46] . Вносятся также предложения о существенном сокращении тарифа страховых взносов , об исключении из бюджета Фонда так называемых нестраховых выплат ,в т .ч. на санаторно-курортное лечение [2.17,с.24 ]. Действительно такие нестраховые выплаты имеются . К ним относятся единовременное пособие при рождении ребенка неработающим ( т.е. не застрахованным ) гражданам , оплата четырех дней по уходу за ребенком -инвалидом , финансирование детско - юношеских спортивных школ , новогодние детские подарки . Но прежде , чем исключить эти расходы из бюджета соцстраха , надо решить , а кто же будет их производить в дальнейшем . Что касается санаторно-курортного лечения работников и оздоровления их детей , то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми . Это неотъемлемая часть системы государственного социального страхования , ее профилактическое направление , цель и задачи которого заключаются в снижении заболеваемости среди работников и их детей ,в экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности .Полное исключение данной статьи расходов из бюджета Фонда может привести к серьезным негативным последствиям : росту заболеваемости , сокращению сети здравниц и безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников , недоступности путевок для основной массы населения . При всем этом можно с уверенность утверждать , что по мере преодоления последствий социально-экономического кризиса в стране проблемы реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме . 1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования -это социальный внебюджетный фонд, который представляет собой составную часть финансовой системы РФ и обладает рядом особенностей : запланирован органами власти и управления , имеет строгую целевую направленность , денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений и используются для финансирования государственных расходов , не включенных в бюджет , денежные ресурсы являются федеральной собственностью ,не входят в состав бюджетов соответстующих уровней , других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели ,не предусмотренные законом. Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ , законами РФ , указами Президента РФ . Так , ст.39 Конституции РФ от 12.12.1993 г. закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту , в случае болезни , инвалидности , потери кормильца , для воспитания детей и в других случаях , предусмотренных законом . Глава 16 Кодекса законов о труде РФ полностью посвящена вопросам государственного социального страхования . В ст. 236 определен круг трудящихся , подлежащих государственному социальному страхованию. Статьей 237 установлена обязанность уплаты взносов , а в ст.238 указаны виды обеспечения по государственному социальному страхованию . Правовое положение Фонда основывается на Указах Президента РФ от 07.08.1992 г. N 822 “ О Фонде социального страхования РФ “ [1.14] и от 28.09.1993 г. N 1503 “ Об управлении государственным социальным страхованием в РФ” [1.15].С этого момента Фонд стал специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ . Вопросы организации и функционирования Фонда регламентирует “Положение о Фонде социального страхования РФ” , утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 , в котором Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|