рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Управление структурой капитала: учетно-аналитический аспект

одному из ее членов по месту работы или получения социальных пособий.

Получателям социальных пособий на детей предусмотрены доплаты из бюджета.

Оплату дополнительных отпусков участникам ликвидации аварии на

Чернобыльской АЭС и гражданам, работающим на территориях радиоактивного

загрязнения, осуществляют за счет целевых бюджетных средств в объемах,

предусмотренных Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан,

пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС ".

Районные и городские финансовые отделы возмещают также за счет

бюджетных средств, направляемых на ликвидацию последствий Чернобыльской

катастрофы, отчисления в Фонд социальной защиты населения, начисляемые на

доплату за работу и дополнительные отпуска, выплачиваемые работающим в

зонах радиоактивного загрязнения и участникам ликвидации аварии. На

получение из бюджета пособий и доплат, выплачиваемых гражданам в

соответствии с Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан,

пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС ", предприятия и организации

ежемесячно предоставляют в финансовые органы расчеты сумм, подлежащих

возмещению и зачислению им на счета в банке.

Учреждения социальной сферы или обособленные структурные подразделения

социальной сферы получают целевые средства из фонда потребления (фонда

социального развития) предприятия, которому они подчинены. В случае

совместной эксплуатации объекта социальной сферы (детский сад,

оздоровительный лагерь и т.п.) несколькими субъектами хозяйствования

последние тоже перечисляют целевые средства на содержание такого объекта.

За счет целевых поступлений возмещаются расходы на содержание объектов

социальной сферы, не покрытые их выручкой.

Согласно Порядку предоставления юридическим и физическим лицам

Республики Беларусь льгот по налогам и таможенным платежам, утвержденному

Декретом Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997г. № 6 "Об

упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики

Беларусь по налогам и таможенным платежам", юридические лица должны вести

учет денежных средств, высвободившихся в результате предоставления льгот.

Высвободившиеся денежные средства приравниваются к целевому финансированию

из бюджета, и их использование контролируется инспекциями Государственного

налогового комитета. Целевые средства, полученные в результате

предоставления льгот, направляются на приобретение и модернизацию основных

средств, на пополнение оборотных средств, увеличение объемов

конкурентоспособной продукции и на другие мероприятия в соответствии с

установленным порядком предоставления льгот.

Отдельные предприятия получают из бюджета ассигнования и дотации на

возмещение плановых убытков, на создание фондов, на пополнение

производственных запасов, на приобретение и модернизацию основных средств.

Целевые средства выделяются предприятиям по установленному перечню работ и

услуг, цены на которые регулируются государством. Целевыми поступлениями

для застройщиков являются взносы, полученные ими от юридических и

физических лиц, принимающих участие в долевом строительстве, а также

средства, выделяемые из инновационного фонда на строительство и

реконструкцию объектов по утвержденной смете. Средства для целевого

финансирования, поступившие из бюджета и внебюджетных источников, обычно

зачисляются на специальные счета в банках для усиления контроля их

расходования.

Учет целевых финансирования и поступлений ведут на счете 96 "Целевые

финансирование и поступления". К счету могут открываться субсчета: 1

"Целевое финансирование предприятий социальной сферы"; 2 "Целевые

поступления из бюджета"; 3 "Налоговые льготы и преференции"; 4 "Прочие

целевые поступления". Данный счет в зависимости от вида образовавшейся

задолженности бывает активным, пассивным и активно-пассивным.

Субсчетом 1 пользуются учреждения или обособленные структурные

подразделения социальной сферы, подчиненные организациям и предприятиям.

Расходы по содержанию учреждений или структурных подразделений социальной

сферы учитываются на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Они

покрываются за счет полученной выручки от оказания услуг и целевого

финансирования. Использование средств целевого финансирования на покрытие

расходов на содержание учреждений социальной сферы отражают по дебету счета

96 "Целевые финансирование и поступления", субсчета 1 "Целевое

финансирование предприятий социальной сферы" и кредиту счета 29

"Обслуживающие производства и хозяйства".

На субсчете 2 "Целевые поступления средств из бюджета" предприятия

учитывают расчеты с финансовыми органами по возмещению из бюджета средств

на проведение мероприятий по ликвидации последствий от Чернобыльской

катастрофы, а также по полученным ассигнованиям на дотации. По дебету счета

96 "Целевые финансирование и поступления", субсчета 2 "Целевые поступления

средств из бюджета" отражают начисление и выплату пособий, доплат,

предусмотренных Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан,

пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" в корреспонденции со

счетами 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 50 "Касса", 69 "Расчеты

по социальному страхованию и обеспечению".

Поступление ассигнований из бюджета отражается в бухгалтерском учете

по дебету счета 51 "Расчетный счет" или 55 "Специальные счета в банках" и

кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчета 2

"Целевые поступления средств из бюджета". Аналитический учет ассигнований,

полученных из бюджета, ведут по направлениям финансирования. При

использовании целевых средств дебетуют счет 96 "Целевые финансирование и

поступления", субсчет 2 "Целевые поступления средств из бюджета" в

корреспонденции с кредитом счетов:

- 80 "Прибыли и убытки" – на покрытие убытков от реализации товаров (работ,

услуг) по ценам и тарифам ниже их фактической себестоимости (если такие

цены и тарифы устанавливаются решением органа государственной или

исполнительной власти), на возмещение плановых убытков;

- 20 "Основное производство" – на пополнение оборотных средств (пополнение

производственных запасов), проведение ремонта;

- 88 "Фонды специального назначения", субсчет 1 "Фонд накопления" – на

приобретение и модернизацию основных средств;

- 88 "Фонды специального назначения", субсчет 1 "Фонд накопления", субсчет

2 "Фонд потребления" – на создание фондом (в размерах средств, выделяемых

планово-убыточным предприятиям) средств.

Субсчет 3 "Налоговые льготы и преференции" используют предприятия для

учета высвободившихся средств в результате предоставление льгот по налогам

и таможенным платежам. Зачисления высвобождающихся средств отражают по

дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 96 "Целевые

финансирование и поступления", субсчета 3 "Налоговые льготы и преференции"

и кредиту счетов:

- 88 "Фонды специального назначения", субсчет 1 "Фонды накопления" – при

направлении целевых средств на приобретение и модернизацию основных

средств и нематериальных активов;

- 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25

"Общепроизводственные расходы" – при направлении целевых средств на

пополнение оборотных средств (пополнение производственных запасов),

увеличение объемов конкурентоспособной продукции и другие аналогичные

направления.

На субсчете 4 "Прочие целевые поступления" учитывают средства,

поступившие из инновационного фонда, а также целевые взносы на долевое

участие в строительстве.

Расходуются средства целевого финансирования согласно утвержденной

смете.

1.3 Учет заемного капитала предприятия

Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные

обязательства предприятия перед третьими лицами.

Величина заемных средств характеризует возможные будущие изъятия

средств предприятия, связанные с ранее принятыми обязательствами. К

основным видам обязательств предприятия относятся:

- долгосрочные и краткосрочные кредиты банков;

- долгосрочные и краткосрочные займы;

- кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам,

образовавшаяся в результате разрыва между временем получения товарно-

материальных ценностей или потребления услуг и датой их фактической

оплаты;

- задолженность по расчетам с бюджетом, возникшая вследствие разрыва между

временем начисления и датой платежа;

- долговые обязательства предприятия перед своими работниками по оплате их

труда;

- задолженность органам социального страхования и обеспечения;

- задолженность предприятия прочим хозяйственным контрагентам;

1.3.1 Учет кредитов банка

Предприятия и хозяйственные организации используют в хозяйственной и

другой деятельности краткосрочные и долгосрочные кредиты. Краткосрочные

кредиты выдаются на срок до одного года, долгосрочные – на срок более

одного года (в белорусских рублях и иностранной валюте). Предприятие могут

получать кредиты в банках на территории Республики Беларусь и за рубежом.

Кредиты банков являются возвратными и срочными. Каждый полученный кредит

имеет строго целевое назначение и должен быть возвращен в установленный

срок. За пользование кредитами предприятия уплачивают банку определенный

процент. Порядок кредитования, погашения и оформления кредитов регулируется

правилами банков. Взаимоотношения предприятия с банком осуществляются в

соответствии с составленными кредитными договорами. В кредитном договоре

отражены права и обязанности сторон (целевое назначение кредита; порядок

его получения и погашения; обеспеченность кредита имуществом предприятия;

процентные ставки; санкции и т. п.). Банк выдает кредит кредитоспособным

предприятиям, имеющим устойчивое финансовое положение.

Краткосрочные кредиты учитываются на пассивном счете 90

"Краткосрочные кредиты банков". По кредиту этого счета отражают получение

кредитов, по дебету – их погашение. Кредитовое сальдо по счету 90

"Краткосрочные кредиты банков” означает задолженность предприятия банку по

кредитам.

Оплата счетов поставщиков за поступившие материалы, товары и тару

отражают в учете по дебету счетов 60 "Расчеты с поставщиками и

подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту

счета 90 "Краткосрочные кредиты банков”. На возврат этих кредитов

составляется обратная бухгалтерская проводка. За выданные кредиты банк

взимает в установленном размере проценты, начисление которых отражается в

учете по дебету счета 44 "Издержки обращения" и кредиту счета 90

"Краткосрочные кредиты банков". Повышенные проценты, уплаченные банку при

нарушении кредитного договора, отражаются в учете по дебету субсчета 81/2

"Использование прибыли на другие цели" и кредиту счетов 51 "Расчетный счет"

или 90 "Краткосрочные кредиты банков".

Аналитический учет краткосрочных кредитов ведется по отдельным банкам,

а внутри их – по видам полученных кредитов. Отдельно учитываются кредиты,

не погашенные в срок.

Предприятия получают долгосрочные кредиты для внедрения новой техники,

расширения производства, реконструкции предприятий, капитального

строительства и выполнения других целевых программ. Эти кредиты окупаются

за счет прибыли, полученной от развития производственной деятельности,

улучшения технологических процессов, повышения эффективности

хозяйствования. Как и по краткосрочным кредитам, банк изучает

целесообразность и обоснованность выдачи долгосрочных кредитов,

своевременность их возврата и уплаты процентов, эффективность

использования. Долгосрочные кредиты учитываются на пассивном счете 92

"Долгосрочные кредиты банков" (по кредиту – получение кредитов, по дебету –

их погашение). Так, при поступлении долгосрочных кредитов в кассу или на

счета в банке дебетуют счета учета денежных средств (50 "Касса", 51

"Расчетный счет") с кредитованием счета 92 "Долгосрочные кредиты банков".

Оплату счетов поставщиков, погашение другой кредиторской задолженности

отражают в учете по дебету счетов 60 "Расчеты с поставщиками и

подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту

счета 92 "Долгосрочные кредиты банков". Погашение долгосрочных кредитов и

уплату процентов по ним учитывают по дебету счета 92 "Долгосрочные кредиты

банков" и кредиту счетов учета денежных средств (51 "Расчетный счет", 52

"Валютный счет" и др.).

Аналитический учет долгосрочных кредитов ведется по каждому

полученному кредиту. Отдельно выделяются в учете кредиты, не погашенные в

срок [15].

1.3.2 Учет займов

К займам относятся кредиты, полученные от небанковских субъектов

хозяйствования по договорам займа, а также привлеченные средства за счет

эмиссии облигаций.

В зависимости от периода нахождения средств в обороте предприятия-

заемщика займы бывают долгосрочные и краткосрочные. По долгосрочному займу

средства привлекают на срок свыше одного года со дня регистрации их в

бухгалтерском учете, а по краткосрочному займу – на срок до одного года.

При получении займов от юридических и физических лиц руководствуются

нормативными актами, регулирующими денежно-кредитное обращение в Республике

Беларусь. Национальным банком установлены ограничения на проведение

операций по привлечению свободных денежных средств населения в форме займов

и на выдачу кредитов. На совершение таких операций субъекты хозяйствования

должны иметь лицензию Национального банка Республики Беларусь. Финансовые

операции с привлечением денежных средств населения и иностранной валютой

контролируются уполномоченными банками.

Займы в форме кредита, в том числе и вексельного, привлекают

предприятия и организации испытывающие недостаток платежных средств.

Основанием для их получения от небанковских субъектов хозяйствования

является заключенный в установленном порядке договор займа. В договоре

предусматривают целевое назначение привлекаемого займа, срок, условия его

получения и погашения, а также процентную ставку. В качестве удостоверения

своевременности погашения займа заемщик может выдать займодавцу вексель.

Заем в форме инвестиционного кредита предприятия и организации могут

получать из инновационных фондов, а также от других субъектов

хозяйствования. Действующим законодательством также разрешена выдача

беспроцентных валютных займов субъектам хозяйствования Республики Беларусь

для расчетов с иностранными партнерами. Выдача займов производится только

за счет собственных средств заимодавцев.

Начисленные проценты по займам, полученным на приобретение товаров и

других текущих активов, заемщики относят на издержки обращения или

производства, кроме процентов по просроченным и отсроченным займам, а также

займам, взятым на приобретение основных средств и нематериальных активов.

Уплачиваемые проценты по просроченным и отсроченным займам, а также, взятым

на приобретение основных средств и нематериальных активов погашаются за

счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или фондов

специального назначения.

Законом Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах"

предприятиям разрешено привлекать средства на развитие и расширение

производства посредством выпуска и размещения ценных бумаг. Эмиссия,

регистрация и обращение ценных бумаг производятся при наличии разрешения

Государственного комитета по ценным бумагам и под его контролем.

Привлечение свободных денежных средств инвесторов осуществляют через

эмиссию акций и облигаций. Облигации бывают купонные и бескупонные.

Купонные (процентные) облигации дают ее владельцу право получить процент,

установленный в номинальной стоимости облигации. При погашении облигации ее

владелец, получит сумму, равную номинальной стоимости облигации, и процент.

Бескупонные облигации продаются по цене ниже их номинала, а проценты по ним

включены в их номинальную стоимость. Разность между номинальной, по которой

облигация будет погашена, и ее продажной (покупной) ценой представляет

собой процент, включенный в номинальную стоимость облигации.

Облигации бывают именные и на предъявителя. По именным облигациям

ведется специальный реестр владельцев, и они содержат дополнительный

реквизит – наименования (имя) держателя.

В Республике Беларусь применяют именные облигации, в основном,

купонные. Облигации могут конвертироваться в обычные акции предприятий.

Такие облигации называют имущественными или конверсионными.

Эмитентом неправительственных облигаций является юридическое лицо,

которое от своего имени выпускает их и принимает обязательство выполнить

условия займа. Облигации выпускаются субъектами хозяйствования под залог

своего имущества. Облигации со сроком обращения до 1 года выпускаются в

объеме не более 75 % стоимости собственных основных и оборотных фондов, со

сроком обращения от 1 года до 3-х лет – не более 50 % указанной стоимости и

со сроком обращения свыше 3-х лет – не более 25 % стоимости собственных

основных и оборотных фондов, предоставляемых в качестве залога на момент

принятия решения о выпуске облигаций.

Состав и стоимость имущества, предлагаемого эмитентом в качестве

залога по выпускаемым облигациям, должны быть подтверждены аудитором. В

объеме залога основные средства должны составлять не менее 70 % стоимости

имущества. Договор залога подлежит регистрации в Государственном комитете

Республики Беларусь по ценным бумагам.

Решение о выпуске облигаций, проспект эмиссии и информация о

проведении открытой продажи облигаций утверждаются собранием участников

общества и подписываются руководителем и главным бухгалтером. Выпуск

облигаций осуществляют на условиях, изложенных в информации о проведении

открытой продажи облигаций и проспекте эмиссии.

Выпускаемые эмитентом ценные бумаги подлежат обязательной

государственной регистрации. Регистрация ценных бумаг осуществляется путем

внесения их в Государственный реестр ценных бумаг и присвоением номера

государственной регистрации.

Выпущенные облигации могут продаваться на вторичном фондовом рынке по

их биржевой стоимости, которая может быть выше или ниже их номинальной

стоимости. По облигациям, реализованным по цене выше их номинальной

стоимости, разность между номиналом и ценой продажи представляет собой

эмиссионный доход, зачисляемый на увеличение прибыли равными долями в

течение срока облигационного займа. По купонным облигациям, проданным по

цене ниже их номинальной стоимости, разность представляет собой убыток,

списываемый равными долями на финансовые результаты в течение срока

облигационного займа.

Причитающиеся держателям облигаций проценты эмитенты относят на

внереализационные расходы, выплачивают за счет прибыли, остающейся в их

распоряжении, средств фондов специального назначения или включают в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.