рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Совершенствование нормативного регулирования как важнейшего направления реформ бухгалтерского учета

голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского

учета»[9].

Хочется надеяться, что при решении этого аспекта будут учтены

исторические традиции регулировки общественной жизни в России, сложившаяся

практика и методика отечественного бухгалтерского учета. Не следует

забывать, что в нашей стране существует огромная литература по ведению

бухгалтерского учета и сделать ее в один момент ненужной не возможно и

нелогично.

Не целесообразно слепо принимать все западное, следуя принципу

«советское» - значит плохое», а нужно развивать российскую практику

бухгалтерского учета. Конечно, реформировать систему бухгалтерского учета,

приводить ее в соответствие с международными стандартами необходимо, но

лишь для удобства, сопоставимости данных, единства с мировыми моделями, а

не для полного

перевода существующей практики на западные варианты, забывая и выбрасывая

собственные устои, традиции, правила.

Лишь после того, как Россия определится с выбором модели

бухгалтерского учета, можно будет говорить о действительном начале

реформирования в соответствии с международными стандартами.

А пока работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой

Программе реформирования не указывается конкретно, какие международные

стандарты следует принимать России.

Здесь можно обратиться к опыту и примеру Германии. Несмотря на

разработанные европейские и мировые стандарты, немцы составляют свою

финансовую отчетность на основе собственного законодательства, в качестве

которого выступает «Торговый кодекс», а концерны, акции которых котируются

на международных рынках ссудных капиталов, предполагается предоставить

возможность на основе подготовленного закона об обеспечении условий займа

капитала, составлять свои годовые отчеты по модели международно-признанных

правил.

Насколько позволяют рамки данной работы, в этой главе в общих чертах

рассмотрены существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского

учета. Можно сделать вывод, что реформы следует проводить в соответствии с

континентальной моделью бухгалтерского учета, как более близкой к нам по

принципам, но не в коем случае не следует полностью на нее

переориентироваться, забывая свою практику ведения бухгалтерского учета. В

следующем параграфе рассмотрим Программу реформирования бухгалтерского

учета в соответствии с международными стандартами, в частности, одно из ее

главных направлений – нормативное регулирование.

§1.3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ

С ПРОГРАММОЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Для ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и

утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в

соответствии с международными стандартами», в которой указываются

конкретные направления реформ:

- совершенствование правового регулирования; формирование

нормативного базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции,

методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение;

- международное сотрудничество;

«Цель нормативного регулирования – приведение национальной системы

бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и

международными стандартами финансовой отчетности»[10].

Программа состоит из трех больших блоков. Первая часть – нормативное

обеспечение. Должно обеспечить реформу методологически. В течение ближайших

двух лет предстоит разработать большой комплекс документов.

Методологическое направление реформы, конечно, затро-

нет законодательную базу: наверняка будут внесены изменения и дополнения

в Закон «О бухгалтерском учете», так как за время действия закона появились

предложения о его дополнении и включении вопросов, требующих

законодательного решения, в связи с чем предполагается, что в 1999 году

будет подготовлен проект о внесении изменений и дополнений, в том числе по

вопросу проведения аттестации бухгалтеров.

Предполагается пересмотреть главный технический документ – план

счетов.

Уже дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете

бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь

заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий

план счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый

план счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат.

Принимая во внимание, что принятые в мире системы финансового учета

базируются на поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие

«мостики» в плане счетов между поэлементным и постатейным учетом.

Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов,

состоящую из 10 классов с 3-единой нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я

резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе

калькуляционного учета.

Определяющим тормозом в разработке нового плана счетов является

отсутствие цивилизованной практики применения рыночных инструментов и

соответствие их национальных стандартов.

В соответствии с программой должны быть разработаны около 20

национальных стандартов.

1-я группа стандартов связана с общими вопросами раскрытия информации.

Предстоит очень многое уточнить в связи с такими понятиями как слияние,

выделение, объединения понятий. Как-то, намечен возврат к регулированию

составления бухгалтерской отчетности, то есть стандарту по сегментам. Ранее

составление такой отчетности было обязательно: «разбивали» промышленность,

сельское хозяйство, науку на несколько видов, подотрослей. В нашей

отчетности мы расшифровали до 20 видов деятельности и теперь возвращаемся -

через международные стандарты – к той практике, которая была в советское

время.

2-я группа стандартов связана с имуществом, обязательствами

организаций. Решатся такие сложные вопросы о доверительном управлении

имуществом, аренды основных средств, финансовых вложений, нематериальных

активов.

3-я группа стандартов связана с финансовыми результатами. Здесь

дадутся четкие определения доходов и затрат предприятий. Естественно должен

быть стандарт по расчетам налогов. Нововведением в Налоговом Кодексе

является режим отложенных налогов – налоговый дисконт. Так же необходим

стандарт государственной помощи, то есть необходимо определить особенности

учета средств, получаемых организацией из бюджета в виде субвенций,

трансфертов, бюджетных ассигнований.

Многое предстоит сделать в области методических указаний: почти для

каждого стандарта будет подготовлен документ методического характера,

раскрывающей технику учета.

Вторая составная часть программы – становление профессии бухгалтеров.

Должен быть создан соответствующий механизм осуществления

регулирования профессиональных функций, в частности, через организованный в

1997 году институт профессиональных бухгалтеров.

Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера

играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель –

повышение квалификационного уровня специалистов, от которых зависит

принятие решений. Здесь же будут решаться проблемы учебно-методические

вопросы. В ближайшие 2-а года надо подготовить новые программы и учебные

пособия, повысить уровень механизации и автоматизации учета.

Третье направление – международное сотрудничество. Здесь

предполагается вступление и активная работа в международных организациях.

Должна быть налажена целенаправленная систематическая работа с Комитетом по

международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации

бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и

развитию ООН, организацией экономического сотрудничества и развития.

Хотелось бы подчеркнуть, что программа будет выполняться не на пустом

месте, в России есть определенные полезные наработки. Функционирует

российская система бухгалтерского учета, которая сложилась на протяжении

нескольких десятилетий. Техническая часть российского бухгалтерского учета

не самая сложная в мире. Уже несколько лет организации работают в условиях

обновленного плана счетов, новых утвержденных стандартов по бухгалтерскому

учету.

При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные

традиции регулирования общественной жизни в России. «Будет обеспечена

непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в

мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель

сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы

бухгалтерского учета введены процедуры корректировки бухгалтерской

отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости

(публичности) бухгалтерской отчетности»[11].

Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к

международным учетным стандартам зависит не только от решения

методологических, организационных и технических вопросов в области

бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных

отношений в стране.

И так, подведем итоги 1 главы: реформирование отечественной системы

бухгалтерского учета – процесс своевременный и необходимость его не

вызывает сомнений, так как существует множество предпосылок проведения

реформ.

Цель реформирования – гармонизация российского бухгалтерского учета с

международными стандартами.

Но условия общего экономического кризиса в стране усложняют проведение

реформ. Законодательные органы постепенно решают вопросы и проблемы реформ.

В частности, принимается Программа реформирования российского

бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Одним из

основных направлений реформ является совершенствование нормативного

регулирования. В соответствии с ним уже приняты и введены в действие новые

стандарты бухгалтерского учета:

1. Положение по бухгалтерскому учету. Учет основных средств (ПБУ

6/97). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97

№65Н;

2. Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организаций

(ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от

09.12.98 №60Н;

3. Положение по бухгалтерскому учету. Учет материально-

производственных запасов (ПБУ 5/98). Утверждено приказом

Министерством финансов РФ от 15.06.98 №25Н;

4. Положение по бухгалтерскому учету. События после отчетной даты

(ПБУ 7/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от

25.11.98 №56Н;

5. Положение по бухгалтерскому учету. Условные факты хозяйственной

деятельности (ПБУ 8/98). Утверждено приказом Министерства финансов

РФ от 25.11.98 №57Н.

Раскроем смысл некоторых, приведенных выше, положений, указав на

предлагаемые ими нововведения.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97)

устанавливает методологические основы формулирования в бухгалтерском учете

информации об основных средствах, находящихся в организации на праве

собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора

аренды.

Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких

полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей

применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам.

В положении приведено определение понятия основных средств. Новое в

политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с которым

стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа

(амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращение)

в течение нормативного срока их полезного использования, в соответствии с

настоящим Положением срок полезного использования должен определяться самой

организацией при принятии объекта к учету.

В практику начисления амортизации отчислений в дополнение к ныне

действующим – линейному способу, и способу начисления амортизации

пропорционально объему продукции, выпускаемой с помощью объекта основных

средств, вводятся еще амортизации: способ уменьшаемого остатка и способ

описания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования.

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ

7/98) настоящее положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской

отчетности событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты

признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может

оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или

результаты деятельности организации и который имел место в период между

отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Событием после отчетной даты признается, например, объявление годовых

дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный

год, принятие решения по реорганизации организации; крупная сделка,

связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых

вложений; пожар, аварии, стихийные бедствия, в результате которых

уничтожена значительная часть активов организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной

деятельности» (ПБУ 8/98) устанавливает порядок отражения в бухгалтерской

отчетности условных фактов хозяйственной деятельности. Условным фактом

хозяйственной деятельности признается имеющий место по состоянию на

отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий

которого и вероятности их возникновения в будущем существует

неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того,

произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных

событий. К условным фактам хозяйственной деятельности относятся, например,

незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства; гарантии и другие

виды обеспечения обязательств сроки и исполнение по которым не наступили;

обязательства в отношении охраны окружающей среды.

Последствиями условного факта могут быть условный убыток, условная

прибыль, условное обязательство, условный актив.

Рамки дипломной работы, к сожалению, не достаточны для исследования

всех положений о бухгалтерском учете, поэтому остановимся на одном –

положении о бухгалтерском учете основных средств, проанализируем его в

области нововведений в способы начисления амортизации; сделаем расчеты по

каждому методу. На основании проведенных исследований сделаем вывод о

целесообразности совершенствования нормативного регулирования.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ

И ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НИМ

Для определения целесообразности и необходимости реформирования

ограничимся узкими рамками, и на основании частичного анализа сделаем вывод

о проблеме в целом.

Возьмем нововведенное ПБУ 6/97, применяемое с 01.01.98, «Учет

основных средств»; и на наглядных примерах рассмотрим его применение.

Для начала ознакомимся с характеристикой предприятия.

Государственное унитарное предприятие Шушенская типография находится

на полном хозяйственном расчете. В условиях кризиса российской

экономической системы в целом, предприятие значительно снизило объемы

своего производства с 1997 года. Но, не смотря на неплатежеспособность

бюджетных организаций, которые в большинстве составляют заказчиков

типографии, повышение цен на материальные ресурсы, снижение объема спроса

на бланочную продукцию - в связи с автоматизированием бухгалтерских мест, с

января 1999 года типография постепенно стала выбираться на большие объемы

прибыли, повысив цены на свою продукцию и расширив ассортимент предлагаемых

услуг.

Рассмотрим основные моменты ПБУ 6/97 «Учет основных средств».

Оно устанавливает методологические основы формулирования в

бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в

организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного

управления и договора аренды.

Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких

полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей

применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам.

В положении приведено определение понятия основных средств: это часть

имущества, используемая в качестве средств труда при производстве

продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо управления организации

в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл,

если он превышает 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной

стоимости.

Новое в политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с

которым стоимость основных средств организации погашается путем начисления

износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства

(обращение) в течение нормативного срока их полезного использования, в

соответствии с настоящим Положением срок полезного использования должен

определяться самой организацией при принятии объекта к учету.

Если срок полезного использования отсутствует в технических условиях

или не установлен в централизированном порядке, его определяют исходя из

ожидаемого срока использования объекта основных средств в соответствии с

ожидаемой производительностью и мощностью его применения, ожидаемого

физического износа, который может зависеть от режима эксплуатации,

естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех видов

планово-предупредительного ремонта.

В практику начисления амортизации отчислений в дополнение к ныне

действующим – линейному способу, и способу начисления амортизации

пропорционально объему продукции, выпускаемой с помощью объекта основных

средств, вводятся еще амортизации: способ уменьшаемого остатка и способ

описания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

- при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта

основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока

полезного использования этого объекта;

- при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной нормы

амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования

этого объекта;

- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного

использования объекта основных средств и годового соотношения, где

в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а

в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

§2.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Для удобства расчетов амортизационных отчислений составим таблицу:

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.