рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы реформирования системы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике

услуги по сравнению с ростом номинальной заработной платы (таблица 1).

Таблица 1 (данные взяты из журнала «Человек и труд» №10 1998г.)

|Год |Среднемесячная заработная|В % к предыдущему году |

| |плата , | |

| |(неденоминированных | |

| |рублей) | |

| | |Номинальная |Индекс |Реальная|

| | |зарплата |потребительски|зарплата|

| | | |х цен | |

|1990 |303 | | | |

|1991 |548 |181 |187 |97 |

|1992 |5995 |1094 |1627 |67 |

|1993 |58663 |979 |974 |100,4 |

|1994 |220351 |376 |408 |92 |

|1995 |472392 |214 |298 |72 |

|1996 |790210 |157 |148 |106 |

|1997 |965000 |119,7 |115 |103,7 |

|1998 |1035230 |132,4 |122 |84,2 |

Если за период 1990-1998гг. номинальная заработная плата выросла в 3

185 раз, а индекс потребительских цен в 6 132 раза, то реальная заработная

плата уменьшилась почти вдвое: В 1998 году она составляла 51,9% к уровню

1990 года. Показателем ослабления воспроизводственной функции заработной

платы является уменьшение соотношения средней заработной платы и

прожиточного минимума (таблица 2).

Таблица 2 (данные взяты из журнала «Человек и труд» №10 1998г.)

|Год |Прожиточный |Среднемесячна|Количество наборов прожиточного|

| |минимум на душу |я зарплата в |минимума, которые можно |

| |населения в руб. |руб. |приобрести на среднюю зарплату |

|1990 |61 |303 |5,0 |

|1991 |154 |548 |3,6 |

|1992 |1900 |5995 |3,2 |

|1993 |20600 |58663 |2,8 |

|1994 |86600 |220351 |2,5 |

|1995 |264100 |472392 |1,8 |

|1996 |369400 |790210 |2,1 |

|1997 |411200 |965000 |2,3 |

|1998 |627800 |1035230 |1,6 |

За этот период прожиточный минимум увеличился в 6 741 раз, средняя

заработная плата – в 3 185 раз. При этом покупательная способность

заработной платы, расходуемой на приобретение товаров, входящих в

проэиточный минимум, сократилась более чем вдвое. Если в 1990 году на

среднюю зарплату можно было приобести пять наборов, входящих в прожиточный

минимум, то в 1998 году 1,6 наборов. Покупательная способность минимальной

заработной платы снизилась почти в десять раз и составляет всего 9% к

уровню 1990 года. Гарантированная составляющая заработной платы продолжает

уменьшаться, а вслед за ней уменьшаются и тарифные ставки на предприятиях.

Существенное сокращение доли заработной платы в доходах населения

отрицательно сказывается на воспроизводстве рабочей силы. Правда есть

специалисты, которые считают, что это не страшно, ибо одновременно с

падением в доходах доли заработной платы растет удельный вес так называемых

предпринимательских и других доходов. Нередко это подаетсмя как позитивное

явление. С таким выводом можно было бы согласиться, если бы новые доходы

добавились к прежним. Но на деле они замещают доходы от производственно-

трудовой деятельности, и не ясно, как они могут расти, если производство

сокращается. К тому же расчетная величина предпринимательского дохода в

современной статистической практике – показатель достаточно недостоверный.

Предприятия, особенно негосударственные, показывают в отчетности не все

выплаты работникам, чтобы уменьшить страховые платежи во внебюджетные

фонды, скрыть реальные объемы выполненных работ и уйти от налогов на

прибыль и НДС, заработной плате придается форма «черного нала», страховых

возвратных платежей, материальной помощи и т.п.

Тем не менее для многих работников и членов их семей заработная плата

по-прежнему остается единственной формой получения дохода. Даже если они

заняты на двух или трех работах, где имеют по две или три заработные платы,

набирая таким образом средства, необходимые для жизни, форма получения

дохода остается неизменной. Кстати, занятость на двух или трех работах

является еще одним показателем, характеризующим снижение

воспроизводственной функции заработной платы.

Заработная плата не только уменьшилась по своей реальной покупательной

способности, ее еще и перестали выдавать вовремя. Неплатежи снижают размеры

реальной заработной платы в целом по России на 10-20 процентных пунктов.

Падение реальной заработной платы происходило одновременно с

расширением платных услуг в области образования, здравоохранения и

культуры. Беспрецендентное для экономической практики нарушение

воспроизводственной функции не может быть преодолено быстро. Для ее

восстановления необходимо пректратить процесс снижения ее покупательной

способности: повысить минимальную заработную плату засчет обеспечения

опережающих темпов ее роста по сравнению с ростом средней заработной

платы, допустив, возможно, на какое-то время элементы уравнительности в

оплате труда. Важно позаботиться также о повышении доли тарифной части

заработной платы работников средней квалификации засчет установления

регрессивных коэффициентов возрастания оплаты у работников высокой и высшей

квалификации, не забывая при этом и о повышении заработной платы последней.

Прекращение дальнейшего снижения покупательной способности заработной

платы полностью зависит от органов испонительной и законодательной власти в

центре и на местах. Они долждны принять и выполнять следующие нормативные

акты:

- закон об индексации средней заработной платы, согласно которому

правительство за месяц до начала очередного квартала прогнозирует

ожидаемый рост инфляции в предстоящем квартале. Исходя из

фактических данных о средней заработной плате за три последних

месяца работодатель определяет размер компенсационных выплат.

- постановление правительства об обязанности работодателя выплачивать

начисленную зарплату деньгами или натурой засчет мобилизации всех

активов предприятия и кредитов банков. Постановление должно

предусматривать обязательную выплату работникам очередной

заработной платы при постепенном погашении накопившейся

задолженности.

- закон об обязательном увеличении заработной платы во всех случаях,

когда органы власти принимают нормативные акты, меняющие структуру

использования доходов или усиливающие налоговые нагрузки на

работников.

Наряду с перечисленными мерами самостоятельное значение для

восстановления воспроизводственной функции заработной платы имеет изменение

уровня минимальной заработной платы и порядка ее определения; в период

перестройки она (80 руб.) составляла 57,1% прожиточного минимума, который

по действовавшим тогда ценам был равен 140 рублей. Минимальная заработная

плата была положена в основу минимальных ставок 1-го разряда в некоторых

отраслях народного хозяйства, а также на предприятиях и в организациях

бюджетной сферы. Но по большинству производственных отраслей ставки 1-го

разряда были выше 80 руб. То обстоятельство, что минимальная заработная

плата была ниже прожиточного минимума, опеделялось типичной для экономики с

нерациональной организацией производства структурой заработной платы, когда

занижена доля постоянной части заработной платы и завышена ее переменная

часть.

Установление минимальной заработной платы приобрело смысл после

передачи государственной собственности в полное хозяйственное ведение

предприятий, а в дальнейшем в руки различных собственников. Стало важным

защитить работников в случае недостаточно эффективной работы в условиях

рынка, гарантируя минимальную заработную плату. Превратив минимальную

заработную плату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной

платы, за превышение которого брался дополнительный налог, правительство

сделало всё, чтобы затормозить регулярные пересмотры минимальной

заработной платы и получить побольше отчислений в бюджет за превышение

нормируемого фонда заработной платы. Одновременно решалась задача

сдерживания роста заработной платы в стране и особенно в бюджетном секторе

экономики. Таким образом, минимальная заработная плата из инструмента

организации заработной платы превратилась в инструмент регулирования

бюджетных поступлений и минимизации расходов бюджета на оплату труда. При

наличии предприятий различных форм собственности, и особенно в переходный

период, роль минимальной заработной платы трудно переоценить. Она

гарантирует получение минимально необходимого для работника простого труда

объема материальных благ и услуг, достаточного для воспроизводства его

рабочей силы, приводя его в соответствие с реальным экономическим

потенциалом общества.

2. Уровень жизни и оплата труда Кейнса.

История подтверждает слова, сказанные более десятка лет тому назад

нобелевским лауреатом Д. Тобиным. «Кейнсианские идеи, - писал он,

-переживут контрреволюцию. Тот синтез, который возникает под их

влиянием,будет, я думаю более приемлем теоретически, чем прежний,

«неоклассический синтез». Кризис экономической теории касается как

микроэкономики, так и макроэкономики, и выход из него должен быть найден на

основе последовательной перестройки теории на невальрасовской основе».

Сегодня в нашей стране имя Кейнса упоминается не только на

студенческих занятиях. Многие сторонники государственного регулирования

готовы опереться на его авторитет. На практике , конечно, все не так

просто, во-первых , следует помнить , что кейнсианская теория и политика

исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся на

этапе перехода к такой экономике.

Во-вторых, активное использование бюджетного дефицита в

условиях инфляции оказалось слабым местом кейнсианской теории, и следует с

осторожностью относиться к бюджетному финансированию, перенося акценты с

бюджета на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента

косвенного воздействия на экономику.

В-третьих, переходная экономика требует особого подхода к роли

государства, поскольку в этот период одновременно происходят и ломка старой

государственной системы управления и создание госудаством новой рыночной

инфраструктуры ( в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и

т.д.). Кроме того, переходная экономика требует проведения активной

структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории

Кейнса не имеют.

Однако знать ее и применять при регулировании экономики необходимо.

Изучение теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых

дает эффект та или иная мера экономической политики, способны уберечь от

ошибок в ходе ненужного экспериментаторства или очередного «изобретения

велосипеда».

Великий английский экономист Джон Мейнард Кейнс в 1936 году

опубликовал «Общую теорию занятости, процента и денег». Центральная идея

этой книги состояла в том, что в условиях кризиса необходимо предложить и

осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е.

общей покупательной способности). Поэтому теорию Кейнса называют еще

«теорией эффективного спроса». Эффективный спрос – это совокупный

платежеспособный спрос, определяющий объем занятости. Его ведущая роль в

этом вопросе определяется тем, что в коротком периоде (а имнно им и

ограничил свой анализ Кейнс) предложение остается неизменным и вывести

экономику из состояния низких темпов производства с высоким уровнем

незанятости можно только путем воздействия на другую сторону рынка – спрос.

Рост незанятости ведет к росту национального дохода (НД). Чем

больше НД, тем казалось бы, больше должен быть совокупный спрос. Но именно

этого как раз и не происходит, поскольку по мере роста НД все большая часть

его направляется на сбережение. Получается, что чем больше НД, тем

относительно меньше реальный («эффективный») потребительский спрос. А ведь

именно он влияет на размер производства и тем самым на величину

занятости.Прирост личного потребления, а следовательно рост эффективного

спроса устойчиво зависит от прироста дохода. Зависимость здесь прямая. Чем

выше доход, тем выше и уровень личного потребления.

Возникает «замкнутый круг», в котором рост занятости,увеличивая

НД, ведет к росту не спроса,а сбережений. В результате производство

лишается дополнительного спроса ( на величину сбережений) и сокращается.

Следствием этого является рост безработицы. Поэтому, делает выводы Кейнс,

необходима такая политика, которая стимулировала бы эффективный спрос,

приближая его к размеру потенциального.

Таким образом, в кейнсианской модели основу механизма

равновесной динамики составляла связь « доходы- спрос», а не «доходы-

сбережения», как это было в классической модели.

Более того, Кейнс отверг основной вывод классической модели о

свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного

равновесия, по нему цены – малоподвижны, особенно в краткосрочном периоде.

Вместо цены Кейнс выдвинул «объем продаж» как показатель, выполняющий в

условиях деформированной экономики функции, аналогичные функциям цены в

рыночной «классической» экономике.

Переходя к анализу усложненной модели, Кейнс делает вывод, что

всякое увеличение денежного предложения будет на самом деле распределяться

между повышением цен, увеличением денежной заработной платы и ростом

производства и занятости. На этой основе он различает состояние

«абсолютной (истинной) инфляции», развертывающейся при росте эффективного

спроса в условиях полной занятости и «полуинфляции», когда цены могут расти

в ответ на увеличение эффективного спросав условиях полной занятости и

«полуинфляции», могут расти в ответ на увеличение эффективного спроса еще

до наступления полной занятости.

С точки зрения длительного развития Кейнс полагал, что имеется

долговременная тенденция к повышению цен. «... В течении очень

продолжительных периодов изменение цен почти всегда ведет к повышению.

Получается так, что когда деньги имеются в относительном избытке, растет

единица заработной платы, а когда ощущается их относительный недостаток,

то находится какое-нибудь средство для увеличения действительного

количества денег»1. Устойчивость или неустойчивость цен в долгосрочном

аспекте зависит от повышения тенденции единицы заработной

платы по сравнению с темпами роста эффективности производства, считал он.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в работе Кейнса были заложены

основы теории инфляции издержек, то есть роста цен, связанного с

увеличением денежной заработной платы, который возникает еще до достижения

полной занятости.

Совершенно естественно, что главным объектом регулирования

исходя из этой теории должен был стать эффективный спрос и в первую очередь

наиболее важный его компонент – инвестиции. Кейнс рассматривал два

инструмента регулирования спроса – денежно-кредитную систему и бюджет.

Рассмотрим случай , когда уровень производства, обеспечивающий

полное использование ресурсов, находится ниже равновесного (точка С на

графике 1).

В этом случае государство стремится стимулировать расширение

совокупного спроса, что должно вызвать рост предложения, а с ним – рост

объема производства. Расширить совокупный спрос государство может тремя

способами: увеличивая свои расходы, уменьшая налоги и снижая процентную

ставку. Обычно используются все три способа, образуя так называемую

«политику экспансии».

Почему политика экспансии оборачивается для государства ростом

расходов? Потому, что национальное стимулирование совокупного спроса на

практике сводится к увеличению денежных выплат населения – пенсий, пособий,

стипендий, а главное – к повышению минимума заработной платы. Результаты

«политики экспансии» представлены на графике 1.

Совокупное

предложение

Предложение

В

Спрос после стимулирования

Спрос

А

С

D

Национальный доход

График 1.

Противоположные меры принимаются, когда уровень производства,

обеспечивающий полное использование ресурсов, находится выше равновесного

уровня (см. точку D на графике 2). В этом случае проводится «политка

сдерживания», когда исскуственно ограничивается объем совокупного спроса

(от В к А). Это достигается уменьшением государственных расходов (экономия

на социальных программах и трансфертах ), увеличением налогов или снижением

прцентной ставки. В результате сокращается совокупный спрос, что

препятствует инфляционному росту цен.

Совокупное

предложение

Предложение

В

Национальный спрос

Спрос после сдерживания

А

С

D

Национальный доход

График 2.

По мнению Кейнса, весьма целесообразно также способствовать

уменьшению имущественного неравенства в обществе. с помощью

перераспределения доходов необходимо увеличивать доходы малоимущих. Это

будет способствовать росту их платежеспсобного спроса на самые массовые

виды товаров и тем самым стимулировать рост производства. Заработная плата,

являясь основой формирования совокупного спроса, в значительной мере

определяет социальную политику, возможности согласования общественных и

личных интересов.

Отсутствие гибкости заработной платы Кейнс объяснил фиксированием

ее ставок в коллективных договорах на определенный срокб в результате чего

покупательная способность заработной платы снижается в связи с ростом цен

на потребительские товары. Политика государства в области установления

минимальной заработной платы и индексации доходов,а также не отражающая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.