рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ (ФЗ № 119)

а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе

потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального

аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц,

с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг,

предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным

решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в

случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их

деятельности.

Глава 3 . Правила ( стандарты) аудиторской деятельности.

В Законе дано определение и принципы действия такого важного инструмента

работы аудитора, и контроля за его деятельностью как правила (стандарты)

аудиторской деятельности. Этот вопрос абсолютно не был освещен во Временных

правилах. При этом, Положением о Комиссии по аудиторской деятельности при

Президенте Российской Федерации, утвержденным распоряжением Президента

Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 54-рп было определено, что

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

имеет право разрабатывать стандарты аудиторской деятельности и связанных с

ее осуществлением услуг. За период 1996 - 2000 годов было разработано и

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

одобрено 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности и перечень

терминов (глоссарий). Но из-за отсутствия законодательного обоснования

обязательности применения этих правил (стандартов), а также в связи с

невозможностью придания в данном правовом поле правилам (стандартам)

аудиторской деятельности соответствующего правового статуса, их применение,

а также контроль за их соблюдением были затруднены.

Теперь Ст.9 Закона «Правила (стандарты) аудиторской деятельности»

установлено, что правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые

требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и

оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку

подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты)

аудиторской деятельности подразделяются на :

- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние

правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в

профессиональных аудиторских объединениях;

- внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов.

Законом установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской

деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются

обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а

также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых

указано, что они имеют рекомендательный характер.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их

уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской

деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам

(стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть

ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и

правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они

являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для

своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут

противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и

требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил

(стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с

требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской

Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе

самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением

планирования и документирования аудита, составления рабочей документации

аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Глава 4. Аудиторское заключение. Заведомо ложное аудиторское заключение.

Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных

аудиторов.

В Ст. 10 «Аудиторское заключение» указано, что аудиторское заключение -

это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой

(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий

выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или

индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской)

отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его

бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. По сравнению с

Временными правилами в данной статье Закона определено, что форма,

содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В Законе представлена такая статья, как Ст. 11 «Заведомо ложное

аудиторское заключение». Во Временных правилах отсутствовало освещение

этого вопроса. Учитывая назревшую необходимость повышения качества

проведения аудиторских проверок и ответственности аудиторов за свою

добросовестную работу значение этой статьи чрезвычайно важно. В ней

определяется, что заведомо ложное аудиторское заключение - это аудиторское

заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или

составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее

содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и

рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе

аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается

таковым только по решению суда.

В данной статье установлена ответственность за составление заведомо

ложного аудиторского заключения. Так, такое действие влечет ответственность

в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации

лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица,

подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного

аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов» более подробно по сравнению с Временными

правилами представлен круг лиц (физических и юридических) которыми и (или)

в отношении которых не разрешается проводить аудиторские проверки. При

подготовке данной статьи также был использован имеющийся опыт реализации

Временных правил.

Аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их

руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за

организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой

(бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их

должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность

за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой

(бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья,

сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых

являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами,

бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и

ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской)

отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых

состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также

братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками)

аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами,

несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и

составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их

учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти

аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении

дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц,

а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской

организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в

течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской

проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также

по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и

юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторскими

организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе

обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами

оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от

выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании

выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Совершенно новой нормой в регулировании аудиторской деятельности является

требование о страховании аудиторской организацией риска ответственности за

нарушение договора при проведении обязательного аудита. Это предусмотрено

Ст. 13 «Страхование при проведении обязательного аудита».

Предусматривается обязательное страхование аудиторских рисков при

проведении обязательного же аудита. Это довольно либеральная формулировка,

поскольку в большинстве стран мира подлежит обязательному страхованию вся

аудиторская деятельность. Правда, отсутствие в законе конкретных условий

этого обязательного страхования привело к тому, что зачастую обязательное

страхование для аудиторов стало фиктивным. Страхуясь на символические

суммы, аудиторы фактически покупают бумажку, дающую им право на участие в

обязательном аудите.

По замыслам законотворцев, страхование данного вида рисков должно

быть встроенным регулятором аудиторского бизнеса. Клиент получает

уверенность в возмещении убытков, полученных по вине аудитора, а аудитор -

стимул не допустить этих убытков, что достигается постоянным повышением

квалификации сотрудников аудиторской компании. Кроме того, страхование

аудиторских рисков гарантирует клиента от ошибки, которую может пропустить

даже и очень опытный аудитор.

Поскольку российский рынок аудиторских услуг во многом (по некоторым

оценкам, на 75%) занят иностранными аудиторами, последние предпочитают

страховать свои профессиональные риски, особенно при работе с крупными

международными компаниями, у зарубежных страховщиков.

Рынок страхования аудиторских рисков отечественных аудиторов скромен:

общее страховое покрытие всех аудиторских компаний, по некоторым оценкам,

не превышает 50 млн долл., а все страховые сборы - 1 млн долл. При этом

добровольно услугами страховщиков пользуется не более 70% аудиторов. Как

правило, все крупные российские аудиторы добровольно страхуют свои риски, и

делали они это еще до подписания президентом упомянутого закона. Для таких

компаний добровольное страхование - это не только способ управления

рисками, показатель благополучия и определенного статуса, но зачастую и

обязательное требование к ним при участии в тендерах на аудит. (www.

emigration.russie.ru //30/08/2003// «Страхование аудиторских рисков»)

При своих малых размерах рынок страхования аудиторских рисков

приносит страховым компаниям сверхприбыли: аудиторы, клиенты которых

пострадали из-за их непрофессионализма, как правило, стремятся

урегулировать все вопросы до обращения к страховщику. Поэтому случаи выплат

по договорам страхования аудиторов единичны.

Абсолютное лидерство на этом узком сегменте страхового рынка занимает

"Ингосстрах". В группу лидеров также входят "ВЕСтА", ПСК и "Росгосстрах".

Глава 5 . Контроль качества работы аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов. Аттестация на право осуществления аудиторской

деятельности. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата

аудитора. Лицензирование аудиторской деятельности.

В Ст.14 «Контроль качества работы аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов» более подробно и детально по сравнению с

Временными правилами расписан порядок осуществления контроля качества,

определена ответственность аудиторов за уклонение от проведения внешней

проверки качества и за систематическое нарушение требований нормативных

правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Согласно статье, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны

установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими

аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам,

регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской

деятельности. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и

аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается

уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки

как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок

аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении

участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление

проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой

информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление

аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального

аудитора.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов

систематического нарушения аудитором аудиторской организации или

индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований

нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской

деятельности, проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному

органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено в установленном

настоящим Федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них

квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на

осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

В Ст.15 «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности»

принципиальных изменений по сравнению с изложением этого вопроса во

Временных правилах нет. К обязательным требованиям к претендентам на

получение квалификационного аттестата аудитора отнесены высшее

экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских

образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и наличие

стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех

лет.

В то же время установлено, что дополнительные требования к претендентам

на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок

проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности,

перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации,

количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и

порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

В данной статье определено, что каждый аудитор, имеющий квалификационный

аттестат обязан в течение каждого календарного года, начиная с года,

следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам

повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами,

имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В Законе имеется Ст.16 - «Основания и порядок аннулирования

квалификационного аттестата аудитора». Такое подробное изложение этого

вопроса отсутствовало во Временных правилах.

Согласно Ст.16, Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях,

если:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с

использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в

виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение

определенного срока;

3) установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12 настоящего

Федерального закона;

4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении

аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без

проведения аудиторской проверки;

6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не

осуществляет аудиторскую деятельность;

7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам

повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального

закона.

В данной статье Закона предусмотрено, что решение об аннулировании

квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным

органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об

аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

В то же время, лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован,

вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об

аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех

месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного

аттестата аудитора.

Также в данной статье Закона определены сроки, ранее которых лицо,

лишенное квалификационного аттестата аудитора, не вправе повторно

обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления

аудиторской деятельности.

Учитывая, что лицензирование отдельных видов деятельности в Российской

Федерации регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных

видов деятельности» в ст. 17 «Лицензирование аудиторской деятельности»

предусмотрено, что лицензирование аудиторской деятельности, в том числе

порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в

соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании

отдельных видов деятельности. В данной статье определена дата получения

аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на

осуществление аудиторской деятельности - это дата принятия решения о выдаче

соответствующей лицензии.

Глава 6. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования

аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности при

уполномоченном федеральном органе.

В схему регулирования аудиторской деятельности в России статьей 18 Закона

вводится уполномоченный федеральный орган государственного регулирования

аудиторской деятельности. Таким образом, не предусмотрено функционирование

ранее определенной Временными правилами Комиссии по аудиторской

деятельности при Президенте Российской Федерации (упраздненной Указом

Президента Российской Федерации от 25 апреля 2001 года № 463), а также

центральных аттестационно-лицензионных аудиторских комиссий Минфина России

и Банка России.

Статьей 18 предусмотрено, что функции федерального органа

государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый

Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе

утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа определены

следующие:

- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов,

регулирующих аудиторскую деятельность;

- организация разработки и представление на утверждение Правительству

Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской

деятельности;

- организация в установленном законодательством Российской Федерации

порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в

Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и

индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными

аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному

федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных

аудиторов и финансовой отчетности;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских

организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских

объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о

ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также

предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным

лицам;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Также новым положением, по сравнению с Временными правилами, является

создание совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном

органе, предусмотренное статьей 19 Закона. В данной статье указано, что

совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

создается в целях учета мнения профессиональных участников рынка

аудиторской деятельности. Положение о совете по аудиторской деятельности

утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Определено, что члены совета по аудиторской деятельности утверждаются

руководителем уполномоченного федерального органа по представлению

аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных

органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных

заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются

представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих

регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих

обязательному аудиту.

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских

объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее

51 % общего состава совета, что позволит представителям профессии активно

участвовать в подготовке и принятии решений.

В данной статье также определены основные функции совета по аудиторской

деятельности. Так, в частности, совет:

- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных

документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного

федерального органа;

- разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской

деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение

уполномоченным федеральным органом;

- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных

аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на

рассмотрение уполномоченного федерального органа;

- осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по

аудиторской деятельности.

Глава 7. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Решением, отвечающим современным требованиям развития профессии, является

введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских

объединений, которые будут играть значительную роль в повышении участия

профессиональных объединений аудиторов в процессе регулирования аудиторской

деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством

аудиторских услуг. Этому вопросу посвящена ст. 20 «Аккредитованные

профессиональные аудиторские объединения».

В этой статье определено, что аккредитованное профессиональное

аудиторское объединение - это объединение аудиторов, индивидуальных

аудиторов, аудиторских организаций, членами которого являются не менее 1000

аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций,

созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях

обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их

интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее

обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления

профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляющее

систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в

уполномоченном федеральном органе.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской

деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

- в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного

федерального органа разрабатывать учебные программы и планы,

осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

- самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа

проводить проверки качества работы аудиторских организаций или

индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

- по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным

лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с

мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче

претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом

приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата

аудитора в отношении своих членов;

- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче,

приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих

членов;

- обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по

регулированию аудиторской деятельности;

- содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности

аудиторской деятельности в Российской Федерации;

- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах

государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации, судах и правоохранительных органах;

- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту

и сопутствующим ему услугам;

- представлять интересы аудиторов в международных профессиональных

организациях аудиторов;

- осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным

органом.

Заинтересованность объединений в получении этого статуса очевидна -

государством подтверждается уровень подготовки профобъединения,

уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской

деятельности передает ему определенные полномочия, возрастает его авторитет

и известность в аудиторском и бухгалтерском сообществе, как в России, так и

за рубежом.

Очевидна польза и для остальных участников рынка аудиторских услуг:

практикующим аудиторам и аудиторским организациям это позволит найти себе

такое профобъединение, которое не на словах, а на деле будет заботиться об

отстаивании интересов своих участников, внедрении в практику современных

методов работы и эффективном регулировании отношений внутри профессии, а

клиентам аудиторов и аудиторских организаций рекомендация авторитетного

профобъединения определенной аудиторской организации для проведения аудита

позволит им быть уверенным, что аудит будет проведен на высоком

профессиональном уровне квалифицированными специалистами с должным уровнем

понимания этики аудитора. При таком подходе последующая работа

аккредитованного профессионального объединения ясно продемонстрирует его

потенциал и реальные возможности, и в последующем позволит делать

дифференцированный подход как к передаче дополнительных полномочий, так и к

целесообразности использования конкретным аккредитованным профобъединением

уже имеющихся. Их введение и главное эффективная работа будут служить

отправной точкой дальнейшего процесса передачи регулирующих функций

профессиональным аудиторским объединениям.Законом определено, что порядок

получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и

обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений

определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований

настоящего Закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности.

В данной статье также предусмотрено, что при аннулировании лицензии на

осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или

индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот

индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных

профессиональных аудиторских объединений членами которых они состоят, без

права повторного вступления, как в эти аккредитованные профессиональные

аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на

срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех

лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или

данного индивидуального аудитора.

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской

Федерации об аудите.

В Законе имеется отдельная статья, посвященная ответственности за

нарушение законодательства Российской Федерации об аудите – Ст. 21. В

принципе, нормы этой статьи основаны на действовавших ранее нормах во

Временных правилах. Так, Законом предусмотрено, что осуществление

аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным

аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с

аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до

300 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

Этой же статьей предусмотрено, что уклонение организации или

индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его

проведения или препятствование его проведению, влекут взыскание штрафа с

организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000

минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закон вступит в силу (за исключением ряда отдельных положений) по

истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Также в этой

статье указан порядок действия квалификационных аттестатов аудитора и

лицензий на осуществление аудиторской деятельности, выданных в

установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Особое внимание следует обратить на то, что согласно п. 4 ст. 22 в течение

трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона, то есть до 9

декабря 2001 года, аудиторские организации должны привести свои

учредительные документы и кадровый состав в соответствие с требованиями,

установленными статьей «Аудиторская организация» настоящего Федерального

закона.

Рассмотрев Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», можно

отметить, что российские аудиторы получили уточненную правовую базу и

эффективная реализация этого Закона должна на данном этапе способствовать

дальнейшему развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета

в мировом сообществе. Все теперь будет зависеть от совместной

конструктивной работы аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и

заинтересованных государственных органов, направленной на развитие аудита в

России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 7 августа

2001г .

2. Аудит / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

3. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности/ Под

ред.Г. Чаадаева. – М.: Юристъ,2001г.

4. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Приложение к Указу Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263 // Российская

газета.

МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский Государственный Университет Прикладной Биотехнологии

Кафедра : « Бухгалтерский учет,

Анализ и аудит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Правовое регулирование аудиторской

деятельности в РФ»

Выполнил :

Ст. ИЭФ,V к.,V гр.

Фомина Ю.А.

Проверил :

Пеньков В.А.

МОСКВА 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1.Аудиторская деятельность, аудит, аудитор, аудиторская организация.

Права и обязанности аудиторских организаций.

2. Обязательный аудит, аудиторская тайна.

3. Правила ( стандарты) аудиторской деятельности.

4. Аудиторское заключение. Заведомо ложное аудиторское заключение.

Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных

аудиторов.

5 . Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных

аудиторов. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности.

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Лицензирование аудиторской деятельности.

6 . Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования

аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности при

уполномоченном федеральном органе.

7 . Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

8 . Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об

аудите.

Заключение.

Список литературы

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.