рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Пенсионная реформа в Российской Федерации

которой размер пенсий зависит от заработной платы.

Глава 2

Конвертация пенсионных прав в капитал

В целях реализации положений Программы пенсионной реформы в Российской

Федерации в части обеспечения равных возможностей для разных возрастных

групп населения предусматривается оценить приобретенные ими пенсионные

права по состоянию на 1 января 2002 года, гарантированные действовавшим до

этой даты пенсионным законодательством, путем конвертации (преобразования)

в расчетный пенсионный капитал.

1.1 Основные положения конвертации

Начальный пенсионный капитал (ПК) определяется исходя из расчетного

размера пенсии по старости (РП) при ее условном установлении 1 января 2002

года всем застрахованным лицам по формуле (1):

ПК = (РП - БЧ) x Т, где

БЧ — размер базовой части трудовой пенсии по старости на момент

введения нового пенсионного законодательства, составляющий 450 руб.,

Т — ожидаемый период выплаты пенсии — 19 лет (228 месяцев).

Формула (1) вытекает из нового порядка определения размера трудовой пенсии

по старости (П) суммированием размеров ее базовой, страховой и

накопительной частей: П = БЧ + СЧ + НЧ, где

БЧ — базовая часть пенсии по старости,

СЧ — страховая часть пенсии по старости,

НЧ — накопительная часть пенсии по старости.

На 1 января 2002 г. ни у одного из застрахованных лиц не будет

пенсионных накоплений, отражаемых в специальной части лицевого счета.

Поэтому «заработанная» накопительная часть трудовой пенсии на эту дату

составит НЧ = 0 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии по старости

по новым правилам определяется по формуле:

СЧ = ПК/Т.

При этом расчетный размер пенсии, «заработанной» на 31 декабря 2001 г.

в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию в

течение трудовой деятельности до 01. 01. 2002 г., должен быть равен размеру

пенсии, определяемому по новой формуле, т. е.

РП = П = БЧ + СЧ = БЧ + ПК/Т.

Отсюда путем несложных преобразований и получается формула (1).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц, включая подсчет

«заработанного» размера условно назначаемой пенсии (РП), осуществляется

исходя из следующих основных положений и принципов.

Первое. Размер установленных по состоянию на 31 декабря 2001 г.

государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального

коэффициента пенсионера (ИКП), сохраняется (не уменьшается) при перерасчете

пенсий по новым правилам с 1 января 2002 г.

Второе. Застрахованным лицам, имеющим полный общий трудовой стаж

(мужчинам — не менее 25 лет, женщинам — не менее 20 лет), расчетный размер

пенсии определяется по действующим на 31 декабря 2001 года нормам

исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Третье. Среднемесячный заработок определяется на основании сведений

индивидуального (персонифицированного) учета за 24 последних месяца перед

датой конвертации (1 января 2002 года), в его отсутствие — за любые 60

месяцев подряд (в т. ч. на основании справок с места работы). Для

пенсионеров при массовом перерасчете пенсий 1 января 2002 года также может

быть взят заработок, из которого исчислена пенсия, на основании сведений,

имеющихся в пенсионном деле.

Четвертое. Расчетный размер пенсии при полном стаже не должен быть

менее минимального размера совокупной выплаты, установленной на 31 декабря

2001 года (660 руб.).

Пятое. В отношении лиц, имеющих неполный трудовой стаж, должна

определяться величина расчетного пенсионного капитала при полном общем

трудовом стаже, уменьшаемая пропорционально имеющемуся и полному стажу по

нормам исчисления пенсий при неполном общем трудовом стаже.

Шестое. Необходимый для назначения пенсии по старости минимальный стаж

(5 лет) при расчете начального пенсионного капитала не требуется.

Достаточно иметь хотя бы один месяц общего трудового стажа.

Седьмое. Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц, занятых в

условиях труда, отклоняющихся от нормативных, по повышенным нормам учета

стажа и заработка, должно быть предоставлено право рассчитать пенсионный

капитал в едином порядке, но исходя из имеющегося и требуемого полного

специального трудового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии

по старости досрочно.

Восьмое. Оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в

переходный период до 2013 г. производится органами, осуществляющими

пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии. По

истечении указанного срока осуществляется конвертация в отношении остальных

застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста. В течение

переходного периода в целях расчета размера трудовой пенсии и пенсионного

капитала применяется меньший ожидаемый период выплаты пенсии по старости (в

2002 г. 12 лет (144 месяца)) с его поэтапным увеличением (на 6 месяцев за

год до достижения 16 лет (192 месяцев), затем на 12 месяцев за год) до

установленной величины 19 лет (228 месяцев).

Девятое (базовый принцип). Расчетный размер пенсии в части, связанной

с пенсионными правами, которые приобретены застрахованным лицом до 1 января

2002 г., не должен зависеть от даты проведения конвертации и вида

назначаемой пенсии.

Переход к новой системе исчисления трудовых пенсий и фиксацию

приобретенных пенсионных прав можно проиллюстрировать следующим образом.

По действующим нормам размер пенсии определяют четыре основных

фактора: имеющийся стаж, заработок (за 2 последних года или за любые 5 лет

подряд), а также жизненные обстоятельства (инвалидность, наличие

иждивенцев, достижение определенного возраста и т. п.) и минимальные

гарантии (минимальный размер пенсии, минимальная совокупная выплата, размер

компенсации) — на момент установления пенсии.

Два последних фактора в новой системе учитываются при определении

размера базовой части трудовой пенсии.

Страховая часть новой трудовой пенсии определяется из суммы уплаченных

после 01. 01. 2002 г. страховых взносов. Кроме того, к этому

сформированному капиталу добавляется сумма «стартового» капитала,

исчисленного из заработка и стажа до 01. 01. 2002 г., которые в дальнейшем

перестают играть какую-либо роль в определении размера пенсии.[5]

Разумеется, все суммы «осовремениваются», т.е. увеличиваются на общий

индекс роста страховой части трудовых пенсий за период с момента зачисления

суммы на индивидуальный счет застрахованного лица до момента установления

пенсии. В частности, в связи с принятым решением по индексации страховой

части трудовых пенсий с 01. 02. 2002 г. сумма «стартового» пенсионного

капитала, определенного по состоянию на 01. 01. 2002 г., и сумма взносов,

поступившая на индивидуальный счет застрахованного лица в январе 2002 г.,

увеличивается в 1,065 раза.[6]

Вся сумма уплаченных взносов, в том числе «начального» взноса

(«стартового» капитала, в который преобразуются имеющиеся к началу реформы

стаж и заработок), должна быть возращена застрахованному лицу в виде

выплаты страховой части трудовой пенсии в течение ожидаемого периода такой

выплаты.

Если трудовая карьера завершена до 01. 01. 2002 г., а трудовая пенсия

с применением индивидуального коэффициента пенсионера назначена, то ее

размер, пересчитанный по новым правилам (через капитал), должен

сохраниться.

Если трудовая карьера не завершена, а пенсия не назначена, то

застрахованному лицу должен быть сохранен размер «заработанной» им на

01.01.2002 г. пенсии по действующему законодательству (за вычетом 450

рублей) и обеспечены с учетом имеющегося стажа минимальные гарантии на

размер будущей трудовой пенсии не менее 660 руб., если будет выработан

полный трудовой стаж.

В переходный период (до 1 января 2013 г.) сохраняется именно эта

величина (пенсии), в то время как величина расчетного пенсионного капитала

в части денежного выражения приобретенных пенсионных прав до 01. 01. 2002

г. будет связана со сроком назначения пенсии и ее видом.

1.2 Формула конвертации

Исходя из ныне действующего порядка исчисления пенсий с применением ИКП,

расчетный размер пенсии при полном общем трудовом стаже определяется по

формуле (2):

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 годы

(у пенсионеров — также может заработок, из которого ранее исчислена пенсия)

либо за 5 лет работы подряд;

ЗП — среднемесячная заработная плата в стране за тот же период (за

период 2001—2002 годы этот показатель составил 1494 руб. 50 коп.);

СЗП — утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная

заработная плата в стране за III квартал 2001 года для исчисления и

увеличения государственных пенсий, которая составляет 1671 руб.;

СК — стажевый коэффициент:

. при полном общем трудовом стаже (мужчины — 25 лет, женщины — 20 лет) —

0,55, который повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового

стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0,2;

. для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I

степени (III группы) — 0,3.

Максимальный стажевый коэффициент, таким образом, составит 0,55+0,2=0,75,

как и предусматривается действующим пенсионным законодательством.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной

заработной плате в стране (ЗР/ЗП)

учитывается в размере не свыше 1,2.

Таким образом, проведение конвертации пенсионных прав позволит

каждому работнику располагать информацией о размере своей пенсии по

состоянию на 1 января 2002 года, при достижении пенсионного возраста будут

исключены проблемы по подтверждению стажа и заработка различными справками.

Глава 3

Персонифицированный учет как основа пенсионной реформы.

Реально возможность учесть каждый рубль, внесенный каждым гражданином

за каждый год и месяц его трудового стажа и, кроме того, закрепить их в

виде обязательства государства персонально перед каждым работником, дает

индивидуальный (персонифицированный) учет. Понятие это вошло в нашу жизнь в

1997 году как организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном

лице для целей государственного пенсионного страхования.

Персонифицированный учет предполагает регистрацию граждан в Пенсионном

фонде в качестве застрахованных лиц, присвоение каждому застрахованному

лицу страхового номера и открытие индивидуального лицевого счета, на

котором отражаются сведения о застрахованном лице, и строится на следующих

принципах:

. единства и федерального характера обязательного пенсионного

страхования;

. доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

. использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей

пенсионного обеспечения;

. соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых

каждым плательщиком для индивидуального учета и фактически

перечисленным этим плательщиком суммам страховых взносов;

. осуществления учета в процессе всей трудовой деятельности

застрахованного лица и использования его для назначения пенсии.

Основными целями персонифицированного учета являются:

. создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами

труда каждого застрахованного лица;

. создание информационной базы для реализации и

совершенствования пенсионного законодательства РФ;

. упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных

трудовых пенсий застрахованным лицам

Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с

задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве

персонифицированный учет определен как информационная основа для

реализации всей пенсионной реформы. Готовность системы персонифицированного

учета выступить в этой базовой роли можно определить с учетом нескольких

основных моментов. Это, во-первых, полнота регистрации застрахованных лиц,

во- вторых, отражение на лицевых счета сведений о стаже и заработке

граждан, в-третьих, назначение пенсий по данным персонифицированного учета.

С 1 января 1997 года на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде

открыт индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером в

целях сбора и хранения информации, необходимой для пенсионного обеспечения.

В процессе трудовой деятельности сведения ИЛС систематически уточняются и

дополняются.[7]

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является

назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и

успешно действует технология представления индивидуальных сведений для

назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета

устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы

в России практически сформирована.

При переходе к формированию пенсионных прав на основе фактически

уплаченных страховых взносов, а также в связи с введением накопительной

части трудовой пенсии значительно возрастает роль персонифицированного

учета. Назначение страховых взносов - обеспечение права гражданина на

получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Размер этой

пенсии будет зависеть от суммы страховых взносов, учтенных на

индивидуальном лицевом счете. При выходе сотрудника на пенсию государство

гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в

стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет. Страховые

взносы на накопительную часть пенсии отражаются в специальной части

индивидуального лицевого счета. Поступившие средства образуют

персонифицированный резерв пенсионной системы и направляются на

инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных

счетах застрахованных лиц. Работодателями страховые взносы начисляются

отдельно по каждому застрахованному лицу, в зависимости от возраста

работника и, кроме того, дифференцированно для мужчин и женщин, уплата

производится раздельно на страховую и накопительную части пенсии. Чтобы в

полном объеме учесть все эти факторы, не обойтись без стройной и четкой

системы персонифицированного учета. Одна из задач, которую должна решить

пенсионная реформа, - это обеспечение прозрачности пенсионной системы.

Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны

выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система

предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями,

которые повлияют на размер их будущей пенсии. А система

персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль.

Работодатели обязаны информировать работников о сведениях,

представленных ими в Пенсионный фонд. Кроме того, и в Пенсионном фонде

застрахованные лица должны получать отчет о состоянии заработанных ими

пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него работодателем,

каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

В 2002 году Пенсионный фонд начал кампанию информирования будущих

пенсионеров о состоянии их пенсионных счетов. В октябре прошлого года

письма с подробным состоянием лицевого счета получили граждане, которые по

возрасту должны выйти на пенсию в 2003-2004 гг. Эти граждане получили

Выписку из своего лицевого счета, в которой указаны все сведения о стаже и

заработке, начиная с 1997 года. В дальнейшем будет продолжена

разъяснительная кампания среди работающего населения. В текущем году уже

все граждане будут ознакомлены с состоянием своего лицевого накопительного

счета и информированы о порядке инвестирования средств.

Индивидуальный учет нужен прежде всего каждому работающему, чтобы

сохранить данные о пенсионных правах, на основе которых ему будет назначена

пенсия, поэтому каждый из нас должен быть заинтересован в открытии лицевого

счета и наполнении его информацией. В то же время индивидуальный учет

является обязательным для каждого работающего, и это определено

законодательством.

В случае изменения законодательства, касающегося пенсионного

страхования, накопленные раньше сведения будут сохраняться на

индивидуальном лицевом счете неизменяемыми, а для учета новых сведений

будут вноситься необходимые изменения в технологию

персонифицированного учета.

Таким образом, система персонифицированного учета позволяет

осуществить:

. учет трудового стажа, заработной платы и обязательных сборов в Пенсионный

фонд;

. исчисление размеров пенсий на основании продолжительности трудового

стажа, размеров заработной платы и обязательных отчислений;

. открытие индивидуальных пенсионных счетов в системе обязательного

государственного страхования и негосударственного пенсионного

обеспечения;

. увеличение поступлений денежных средств в Пенсионный фонд и ликвидацию

задолженности по пенсиям;

ликвидацию трудовых книжек и заинтересованность в мобильности трудовых

ресурсов;

. создание системы регулирования деятельности

негосударственных пенсионных фондов;

В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного

назначения пенсий, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке и

пенсионных страховых взносах, упрощен порядок и процедура назначения

пенсий.

Главным критерием пенсионной реформы, одним из важнейших инструментов

которой является персонифицированный учет, является повышение финансовой

обеспеченности пенсионной системы и своевременное получения всеми

пенсионерами пенсии в полном объеме.

Одной из главных задач пенсионной реформы максимально упростить

формулу назначения пенсий, порядок предоставления документов и

достоверность предоставления информации о размере заработка и количеством

отработанных гражданином лет. Эти проблемы и позволяет на сегодня решать,

созданная система индивидуального (персонифицированного) учёта.

Заключение

Любая пенсионная система – это система социального вспомоществования. Её

задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда

он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии,

также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал

высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому в

пенсионная модель имеет функцию перераспределения.

Новая пенсионная модель призвана в большем объёме учитывать

пенсионные обязательства государства перед теми. Кто больше зарабатывает и

больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого – хотя бы

частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде

пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в

новой пенсионной системы объём перераспределяемых средств должен отчасти

уменьшится.

Новая модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед

каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий

сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой

деятельности.

Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение

пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные права учитываются только в той

части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых

взносов, и составляет 14% от общего фонда оплаты труда. Вторая же половина

– 14% взимается в форме налога, проводится через государственный бюджет и

направляется на перераспределение. Да и страховые взносы направляются на

финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая

пенсионная модель остаётся в значительной мере распределительной,

основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то

источником её финансирования, конечно же, являются налоги с заработной

платы более высокооплачиваемых.

Таким образом, новая пенсионная модель, не ухудшая положение

менее оплачиваемых, бедных, должна заинтересовать более оплачиваемых,

богатых не скрывать свои доходы и платить с них налоги и взносы в

Пенсионный фонд.

Список используемой литературы.

1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном

страховании”.

2. Федеральный закон РФ №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”

3. Федеральный закон РФ №166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении

в РФ”.

4. Федеральный закон РФ №27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном)

учёте в системе обязательного пенсионного страхования”.

5. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002

6. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного

страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002.

8. “Российская газета” Ст. “Какую пенсию выбирает молодое поколение” От

17 апреля 2001 года.

9. “Достоинство” Cт “Взамен лоскутного одеяла…”. От 2001 года №33.

10. “Комсомольская правда” Cт. ”Как будем копить на старость?” От 15

января 2002 года.

11. Приложение политико – экономического еженедельника “Интерфакс

время”. Cт. “Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет

своего начального капитала”. От 4 сентября 2002 года.

12. “Российская газета”. Ст. “Как самому рассчитать свою пенсию?” От 6

ноября 2002 года.

13. “Российская газета”. Ст. “Михаил Зурабов: Копи пенсию смолоду”

От 1 апреля 2003 года.

-----------------------

[1] Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002

c. 36

[2] Приложение политико – экономического еженедельника “Интерфакс время”.

Cт. “Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего

начального капитала”.

[3] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. с. 104

[4] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. c. 106

[5] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. с. 153

[6] Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002. с. 155

[7] Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного

страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.

c. 310

-----------------------

МИНИМАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Определяют размер пенсии сегодня

СТАЖ

ЗАРАБОТОК

КАПИТАЛ (взносы)

СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

Т Р У Д О В А Я К А Р Ь Е Р А

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

НАЧАЛО РЕФОРМЫ

(ДАТА КОНВЕРТАЦИИ)

Начало действия трудовой пенсии

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.