рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Организация внутреннего аудита

документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных

средств внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти

документы затрагивают как вопросы бухгалтерского учета в целом, так и его

контрольной функции в частности.

В настоящее время сложилась система нормативного регулирования

бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом

РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями:

- Законодательный уровень: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению

бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; Налоговый кодекс РФ;

Законы общего действия (об ООО, ЗАО и т.д.); Указы Президента;

Постановления правительства.

Документы данного уровня призваны обеспечить единообразное ведение

учета хозяйственных операций, устанавливать единые принципы контроля в

организации.

- Нормативный уровень: нормативные акты; методические указания и

рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (преимущественно -

документы Министерства финансов РФ); положения по бухгалтерскому учету

зарегистрированные Министерством юстиции; положения по бухгалтерскому

учету не зарегистрированные Министерством юстиции РФ (когда в подготовке

документов принимают участие общественные организации).

Особое значение данного уровня заключается в отведении особого значения

вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и рациональным

использованием, определяющие единообразный подход к отраженным в

бухгалтерском учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всех

предприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по

себе является важнейшим из средств контроля.

- Управленческий уровень или ненормативные документы: методические,

отраслевые указания, которые обязательны к исполнению по своим отраслям;

распорядительные документы экономического субъекта (приказы об учетной

политике, об учетной налоговой политике, распоряжения, должностные

инструкции и т.д.); Приказ Министерства экономики «Реформа предприятий и

организаций» №118 от 01.10.97; приказы о снабженческо-сбытовой, ценовой,

финансовой, инвестиционной, кадровой политике и т.д.

Этот уровень является главным инструментом организации управления

предприятием на современном этапе и представляет собой своего рода

фирменное право, т.е такую систему правил деятельности организации и

правил поведения, разработанных на предприятии, которые выражают

согласованную волю собственника имущества и коллектива, руководствующихся

этими правилами. Норма разрабатывается теми, кто в дальнейшем ими

руководствуется. Понятие “норма” в широком смысле означает руководящее

начало, правило, используемое во взаимосвязях человека с материальными

объектами, и между людьми.

Учитывая признаки внутрифирменного права, представляющие собой:

- правила поведения общего характера, регулирующих наиболее часто

встречающиеся отношения и распространяющихся на всех членов организации

(например, порядок списания материальных ценностей пришедших в

негодность);

- нормы (финансово-правовых, трудовых и гражданско-правовых), регулирующих

различные стороны деятельности организации (например, положение о

коммерческой тайне и др.);

- нормы являются обязательными для работников предприятия, которые должны

беспрекословно исполнять их;

- нормы закрепляются письменно;

- нормы издаются для предприятия и выражают волю его коллектива.

предприятие может разработать такую учетную политику, в которой

реализуются все общепринятые правила бухгалтерского учета и внутреннего

контроля.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (ст.5 п.3)

«Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о

бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих

бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя

из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Следовательно в Законе подчеркивается, что система внутреннего контроля

каждого предприятия должна соответствовать размеру предприятия, структуре

управления, составу и видам деятельности.

Таким образом, российским законодательством в настоящее время

созданы объективные предпосылки для становления и развития на

отечественных предприятиях современных систем внутреннего контроля с

учетом накопленного опыта и сложившихся традиций.

Вывод по главе. Эффективность хозяйствования субъекта во многом

зависит от хорошо налаженной системы оперативного учета, обеспечения

достоверности бухгалтерских документов, сохранности запасов. Все это

составляет сущность внутреннего контроля. Данная глава раскрывает сущность

аудита представленную в виде задач и прав СВА, дает нам возможность лучше

понять ее место и значение в организации предприятия, а отраженная

законодательная и нормативно-правовая база призвана обеспечить

единообразное понимание и соблюдение единых принципов контроля в

организации.

Глава 2. Организация службы внутреннего аудита.

2.1. Структура и состав подразделения службы внутреннего аудита.

Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики

организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в

себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом

соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное

взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее

материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся

соответствующему исполнительному органу.

Для изложения организационных аспектов управления экономическим

субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть

использовано понятие «служба» («бригада»). Под службой следует понимать

организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро,

отдел, управление, департамент или другой элемент организационной

структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на

выполнении комплекса однородных функций управления.

Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита является

финансово-хозяйственная деятельность организации. Целесообразно сохранить

в отдельных случаях прежний порядок, сформировавшийся при функционировании

контрольно-ревизионной службы, и при необходимости привлекать опытного

специалиста, как представителя службы внутреннего аудита.

Однако служба внутреннего аудита решает более широкий спектр задач, чем

контрольно-ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не только

специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций,

но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам,

финансовому анализу и т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в

виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-

техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему

исполнительному органу.

Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь

образование, соответствующее характеру их деятельности. Целесообразно в

составе службы внутреннего аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющего

соответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть

специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке

существенности и аудиторского риска.

Рассмотрим примерный состав службы внутреннего аудита и свойственные

её членам функциональные обязанности:

1. Руководитель службы (аттестованный аудитор)- это наиболее

квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и

навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в

области экономики и финансов. Главный аудитор в идеале должен иметь

познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права,

экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга,

общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские

знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные

высшим руководством перед организацией, возможности и потребности

коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные

знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим функции

руководителя:

- составляет план-графика проверок;

- определяет состав группы для проверки филиала и документальное

оформление результатов аудиторских процедур;

- может взять на себя проведение анализа финансово-хозяйственной

деятельности;

- проводит консультации по отдельным вопросам;

- контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя головной

организации по финансово-хозяйственным вопросам;

- составляет общий отчет о проделанной службой внутреннего аудита работе;

- может разрабатывать методический материал по повышению профессионального

уровня работников бухгалтерии и управления, проводить семинары по

доведению последних требований налогового законодательства и т.п. (в

данный момент он может принять участие в разработке регистров для ведения

на предприятии налогового учета).

2. Специалист по расчетам с головной организацией:

- проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной

организацией;

- консультирует по финансовым вопросам;

- участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита;

- участвует в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов;

- составляет отчет по результатам внутреннего аудита.

3. Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности

филиалов:

- составляет план-график проверок;

- комплектует выездную группу;

- организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалом;

- составляет общий план и программу внутреннего аудита;

- доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита,

которые могут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите;

- участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально

оформляет результаты аудиторских процедур;

- составляет отчет по результатам внутреннего аудита;

- организует и контролирует работу участников выездных аудиторов;

- проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений

руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.

4. Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым

вопросам.

5. Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-

технологических направлениях. (т.к. в организации могут быть

специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел

методов и средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического

контроля, работники обслуживающие функционирование компьютерных систем

и т.д.)

Специалисты по налогообложению, правовым вопросам и финансовому

анализу могут не состоять в штате и привлекаться к работе на договорных

началах наряду с экспертами.

Применяя отдельные положения аудиторского правила (стандарта)

«Использование работы эксперта» служба внутреннего аудита при

необходимости должна иметь возможность привлекать к работе экспертов - не

состоящих в штате специалистов, имеющих достаточные знания и (или) опыт в

определенной области (по определенному вопросу), отличной от

бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу,

относящемуся к этой области.

Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования и

полномочиях должны быть зафиксированы соответствующим распоряжением по

головной организации. Обязанности сотрудников службы и уровень их

квалификации должны быть зафиксированы в должностных инструкциях.

2. Планирование внутреннего аудита и подготовка рабочей

документации.

Необходимо помнить, что сам аудиторский процесс- это ряд

последовательных этапов, включающий в себя подготовку к проверке,

составление ее программы, организацию работы на объекте, обследование

хозяйства и документальную проверку операций и учетных данных.

Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских

процедур, необходимых для практической реализации плана проверки

предприятия. Программа служит подробной инструкцией для участников аудита

и средством контроля качества их работы.

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в

соответствии с планом внутреннего аудита, разработанным руководителем

службы и утвержденным руководителем организации. Выполнение конкретной

работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней

аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего

аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистами аудиторской

службы на основании плана внутреннего аудита, затем утверждаются

руководителем службы (отдела) внутреннего аудита в соответствии с

внутренними документами юридического лица.

Опираясь на правило (стандарт) аудиторской деятельности

«Планирование аудита» планирование, являясь начальным этапом проведения

аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого

объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке

аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность

осуществления аудиторских процедур». Таким образом, можно заключить, что

служба внутреннего контроля должна составить и утвердить общий план

аудита, в котором будут содержаться сведения о порядке проверки филиалов,

сроках проверок, объемах проверяемой информации. Затем должна быть

составлена аудиторская программа.

Однако при внутреннем аудите необходимо придерживаться

рекомендательного характера стандарта и поэтому целесообразно в рабочей

документации ссылаться на методику планирования внутреннего аудита, а не

на стандарт. Письменный отчет руководству экономического субъекта тоже

должен иметь свои особенности и правила применения, поскольку он тоже

носит для внутреннего аудита рекомендательный характер.

При планировании аудиторской проверки необходимо решить, какие

документы должны быть подготовлены для проверки, определить порядок

тестирования системы внутреннего контроля с целью установления возможности

и объема выборки, порядок использования материалов постоянного досье. При

подготовке этого раздела могут быть использовано не только правило

(стандарт) «Планирование аудита», но и «Аудиторская выборка».

Необходимо отметить, что планирование работы службы внутреннего

аудита должно проводиться в соответствие с общими принципами проведения

аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

- комплексность планирования, принцип, который мы смогли бы использовать в

том же виде, в каком он содержится в стандарте: как «обеспечение

взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования - от

предварительного планирования до составления общего плана и программы

аудита».

- непрерывность планирования, принцип равномерного распределения

спланированной нагрузки между всеми работниками службы, для выполнения

всех поставленных перед службой внутреннего аудита задач.

- оптимальность планирования, как возможность варьирования при составлении

программы аудита на основе критериев, определенных в положениях службы

внутреннего аудита и мнения аудиторской бригады с учетом рейтинга

неблагополучия.

Особенность этапов планирования при внутреннем аудите заключается в

том, что общий план аудита разрабатывается службой внутреннего аудита в

целях координации в централизованном порядке, что оптимизирует работу в

особенности при проверке однотипных филиалов. Хотя типовая программа

аудита может быть, и скорректирована после выезде бригады по месту

нахождения конкретного филиала при ознакомлении с его спецификой финансово-

хозяйственной деятельности. Также в процессе самого аудита могут

возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

Вносимые при этом в план изменения, а также причины изменений должны

подробно документироваться.

Что же касается правила (стандарта) «Аудиторская выборка», то

наиболее приемлемую его часть для службы внутреннего аудита составляет

общая методика проведения выборочных исследований. При этом решение

вопроса связанного с объемом выборки и участками проверки, на которых она

может применяться, относится к компетенции администрации головной

администрации, которая определяет стратегию управления филиалами.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

- формирование аудиторской группы, ее численность, включая специалистов

других подразделений, привлекаемых к проведению аудита;

- распределение проверяющих в соответствии с их профессиональными

качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;

- инструктирование всех членов группы об их обязанностях и правах,

доведение информации о проверяемом объекте;

- ведение рабочей документации;

- документальное оформление проведенной работы и порядок её согласования с

должностными лицами проверяемого объекта.

Перед проведением и в ходе аудита аудитор должен:

- получить информацию об организационной структуре проверяемого объекта,

системе снабжения и сбыта, ценовой политике и т.д.;

- выявить юридические обязательства управления, ознакомиться с регистрами,

документами, протоколами, контрактами, договорами и соглашениями, уберечь

предприятие от лишних доходов (это касается внеплановых налогов);

- аудитору необходимо исследовать контрольные процедуры, такие как:

наличие внутренних инструкций, руководств и реальность их применения,

разделение обязанностей, методы составления документации и записей, схемы

документооборота (желательно обобщить побольше оправдательных документов),

обеспечение физической сохранности активов (ноу-хау, деловой репутации,

прав и имущества);

- определить объем аудиторской выборки и подготовить следующую

документацию:

а) информацию об организационной структуре подразделения;

б) выдержки из юридической документации (соглашений, протоколов

собраний и т.д.);

в) анализ сделок и остатков по счетам;

г) анализ важнейших показателей и трендов характеризующих тенденции

развития;

д) заключения, разъяснения представленные внутренним аудитором

касающиеся наиболее важных аспектов хозяйственной деятельности в

т.ч. различные необычные вопросы и исключения;

е) копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды, а

также копии аудиторских заключений, справок, актов в т. ч.

ревизионных проверок по этой отчетности.

- ознакомиться с имеющимися аудиторскими документами в следующей

последовательности:

а) ознакомление с организацией бухгалтерского учета и состоянием

системы внутреннего контроля;

б) ознакомление с организацией работы бухгалтерии, проверка

укомплектованности штата, распределение обязанностей между

работниками бухгалтерии, наличие должностных инструкций, текучести

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.