рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Нормативная база бухгалтерского учета

хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав

входят положение об учетной политике организации (определяет способы и

методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий

план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана

счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета

отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные

документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного

учета и документооборота.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О

бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет

правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы,

организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления

отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский

учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ,

Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и

отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г.

N 222-ФЗ, "О государственной поддержке малого предпринимательства в

Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных

обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, Постановление Правительства РФ

"О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998

г. N 283 и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил,

устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их

совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете -

положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и

отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16

положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п.2.4).

На втором уровне системы нормативных документов единственным

регулирующим органом является Министерство финансов РФ.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать

учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они

разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только

в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации

и ведения учета в нем.

5. Закон о бухгалтерском учете

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный

Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в

системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных

отношений.

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского

учета в стране, поскольку:

а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для

коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм

другого законодательства.

Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности

бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее

обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского

учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете

(синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность

и т.п.).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с

которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом

осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым

предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и

утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения

(стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и

методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях,

соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена

на руководителей организаций.

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета"

изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной

записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов,

осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации,

обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного

учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к

документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского

учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления

инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления

бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению

бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей

бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила

составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов

бухгалтерского учета.

6. Положение по ведению бухгалтерского

учета и бухгалтерской отчетности

в Российской Федерации

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается

постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды

утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г.

Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом

N 34н.

В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами

Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N

31н.

Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно

призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

Положение включает шесть разделов.

В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения

бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности

юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними

пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на

обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов

по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию

учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в

штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними

организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же

разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются

основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены

требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на

основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском

языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных

допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и

капитальных и финансовых вложений).

В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской

отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее

формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по

незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным

средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и

товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу

и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку)

организации).

В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности"

указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке

представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается

понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления

организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных

документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается

ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на

руководителей организаций.

7. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету

являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о

бухгалтерском учете по каждому объекту учета.

К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 19

положений по бухгалтерскому учету:

I. ПБУ 1/98: Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика

организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря

1998 г. N 60н)

II. ПБУ 2/94: Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров

(контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утв.

приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)

III. ПБУ 3/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и

обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н)

IV. ПБУ 4/99: Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская

отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6

июля 1999 г. N 43н)

V. ПБУ 5/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально -

производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ 9

июня 2001 г.)(введено в действие начиная с бухгалтерской

отчетности 2002 г.)

VI. ПБУ 6/01: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных

средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г.

N 26н)

VII. ПБУ 7/98: Положение по бухгалтерскому учету "События после

отчетной даты" ПБУ 7/98 (утв. приказом Минфина РФ от 25 ноября

1998 г. N 56н)

VIII. ПБУ 8/01: Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты

хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ

от 28 ноября 2001 года N 96н)

IX. ПБУ 9/99: Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации"

ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)

X. ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету "Расходы

организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999

г. N 33н)

XI. ПБУ 11/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация об

аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 (утв. приказом Минфина РФ от

13 января 2000 г. N 5н)

XII. ПБУ 12/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по

сегментам" ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27 января

2000 г. N 11н)

XIII. ПБУ 13/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет

государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от

16 октября 2000 г. N 92н)

XIV. ПБУ 14/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет

нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от

16 октября 2000 г. N 91н)

. Письмо Минфина РФ от 23 августа 2001 г. N 16-00-12/15 "О

применении ПБУ 14/01 "Учет нематериальных активов"

XV. ПБУ 15/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и

кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утв. приказом

Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60)

XVI. ПБУ 16/02: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по

прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ

от 2 июля 2002 г. N 66н)

XVII. ПБУ 17/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на

научно исследовательские, опытно - конструкторские и

технологические работы" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября

2002 г. N 115н)

XVIII. ПБУ 18/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по

налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002

г. N 114н)

XIX. ПБУ 19/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых

вложений" (утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N

126н)

Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе

Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них

отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

- название и номер ПБУ;

- общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и

условия признания соответствующего объекта учета);

- определения (основные определения и понятия по соответствующему

объекту учета);

- оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

- порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения

соответствующего объекта учета);

- раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей

раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской

отчетности).

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не

рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены

различные варианты учета соответствующих объектов.

Дополнительно к утвержденным Министерством финансов РФ ПБУ Письмом

Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. N КА-П-13-06573 "Меры по реализации в

2001 - 2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета"

предусмотрено разработать в ближайшие годы следующие ПБУ: "Расчеты по

налогам", "Реорганизация организаций", "Аренда основных средств",

"Промежуточная бухгалтерская отчетность".

8. Основные нормативные предписания, предусмотренные

ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"

ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом

Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Положение включает

четыре раздела:

I. Общие положения;

II. Формирование учетной политики;

III. Раскрытие учетной политики;

IV. Изменение учетной политики.

В разд. I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана

сфера его применения.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов

ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение,

текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной

деятельности).

Раздел II "Формирование учетной политики". Учетная политика формируется

исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и

обязательства организации существуют обособленно от имущества и

обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося

у данной организации.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она

будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует

намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же

указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в

учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в

пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.

Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской

практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской

отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что

выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от

одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в

случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных

актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов

ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий

деятельности.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности

означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того

периода, в котором совершены, независимо от фактического времени

поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером

(бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и

аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в

соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов

хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы

первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней

бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению

соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами,

распоряжениями и т.п.) организации.

Раздел III "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать

избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского

учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей

бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения

бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными

пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка

финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов

деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании

учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской

отчетности, относятся следующие способы: амортизация основных средств,

нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров,

незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от

продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в

пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Раздел IV "Изменение учетной политики". Изменение учетной политики

организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.