рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Международные стандарты в бухгалтерском учете

институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого

предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой

отчетности в соответствии с международными стандартами является

разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по

бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных

профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы

профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к

деятельности соответствующих международных профессиональных организаций

(Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое

общественное признание норм профессиональной этики, организация

общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в

реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных

бухгалтеров и иных профессиональных организаций.

При этом ставится задача возрастания роли профессиональных

организаций в развитии методического обеспечения организации

бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров,

консультантов, финансовых менеджеров и др.).

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные

стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по

подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета.

Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в

учреждениях начального профессионального образования, среднего

специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные

программы, а также создание системы профессионального ускоренного

образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и

переподготовки.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет

соответствовать государственным образовательным стандартам и должна

содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням

профессионального образования.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен

без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными

международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен

переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной

работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам

финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по

бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией

экономического сотрудничества и развития и др.

Международное сотрудничество с целью реформирования национальной

системы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану.

Ключевую роль в повышении эффективности данной работы призван сыграть

международный центр по реформе бухгалтерского учета, который должен

начать свою деятельность в 1998 году.

В данной программе есть также приложение в котором раскрыты

положения по бухучету.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора

и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики

предприятия. Под предприятием в дальнейшем понимаются предприятия и

организации, являющиеся юридическим лицом по законодательству Российской

Федерации, включая учреждения и организации, основная деятельность

которых финансируется за счет средств бюджета.

Настоящее Положение является элементом системы нормативного

регулирования бухгалтерского учета и Российской Федерации и должно

применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету,

1.2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой

предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения

бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения,

текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной

и иной) деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы

группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения

стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации,

способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных

регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и

приемы.

1.3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики на предприятия независимо

от форм собственности;

в части раскрытия учетной политики - на предприятия, публикующие

свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно

законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по

собственной инициативе,

2. Формирование учетной политики

2.1. Учетная политика предприятия формируется руководителем

предприятия на основе настоящего Положения, если иное не установлено

законодательством Российской Федерации.

2.2. При формировании учетной политики предполагается, что:

имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от

имущества и обязательств собственников этого предприятия и других

предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия);

предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем

и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или

существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства

будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности

деятельности предприятия);

выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно

от одного отчетного года к другому (допущение последовательности

применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому

отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в

котором они имели место, независимо от фактического времени поступления

или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение

временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

2.3. Учетная политика предприятия должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной

деятельности (требование полноты);

большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и

пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых

резервов) (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности

исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания

фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед

формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам

синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей

бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета

(требование непротиворечивости);

рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из

условий хозяйственной деятельности и величины Предприятия (требование

рациональности).

2.4. При формировании учетной политики предприятия по конкретному

направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета

осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых

законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного

регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная

система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по

конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется

разработка предприятием соответствующего способа, исходя из настоящего и

иных Положений по бухгалтерскому учету.

2.5. Учетная политика предприятия подлежит оформлению

соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом,

распоряжением и т.п.) предприятия.

Способы ведения бухгалтерского учета, отобранные предприятием при

формировании учетной политики, применяются с первого января года,

следующего за годом издания соответствующего организационно-

распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными

подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс),

независимо от их места расположения.

Вновь созданное предприятие оформляет избранную им учетную политику

в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской

отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического

лица (государственной регистрации). Избранная предприятием учетная

политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица

(государственной регистрации).

2.6. Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место в

случае: реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения);

смены собственников; изменений законодательства Российской Федерации или

в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской

Федерации; разработки новых способов бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляется

в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 настоящего Положения.

Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением

законодательства Российской Федерации, должны быть оценены в стоимостном

выражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений в учетной

политике производится на основании выверенных предприятием данных на дату

(первое число месяца), с которой применяются измененные способы ведения

бухгалтерского учета.

3. Раскрытие учетной политики

3.1. Предприятие должно раскрывать избранные при формировании

учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно

влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской

отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без

знания о применении которых пользователями бухгалтерской отчетности

невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния,

денежного оборота или результатов деятельности предприятия.

3.2. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при

формировании учетной политики предприятия и подлежащим раскрытию в

составе бухгалтерской отчетности, относятся способы погашения стоимости

основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных

запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции,

признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и

другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в пункте 3.1

настоящего Положения.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в составе бухгалтерской

отчетности информации об учетной политике предприятия по конкретным

вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими

Положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации неполной бухгалтерской отчетности информация об

учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части,

непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

3.3. Если учетная политика предприятия сформирована исходя из

допущений, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, то эти

допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики предприятия, исходя из допущений,

отличных от предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, такие

допущения вместе с причинами их применения и оценкой их последствий в

стоимостном выражении должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской

отчетности.

3.4. Существенные способы ведения бухгалтерского учета Подлежат

раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской

отчетности предприятия за отчетный год.

Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность

может не содержать информацию об учетной политике Предприятия, если в

последней не произошли изменения со времени составления предыдущей

годовой бухгалтерской отчетности, раскрывшей учетную политику.

3.5. Изменения в учетной политике, существенно влияющие На оценку и

принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году

или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и

оценка последствий их I стоимостном выражении подлежат обособленному

раскрытию и бухгалтерской отчетности.

4. Заключительные положения

Настоящее Положение применяется начиная с 1 января 1995 года.

Учетная политика подлежит раскрытию в составе публикуемой

бухгалтерской отчетности предприятий за первый после 1 января 1995 года

отчетный год.

3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТ ВЕННОГО БУХУЧЕТА И ЕГО

СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

26 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому

учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института

профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета в

рыночной экономике России (далее - Концепция).

По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датой

начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и

отчетности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность Минфином

РФ в разработке и утверждении новых Положений по бухгалтерскому учету была

проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновь

разработаны пять новых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и

ПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в

1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ,

увидевшее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью

существенности были переработаны (с целью приближения к международным

стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из

общего числа действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому

учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ

3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее время

осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000

года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.

Прежде чем переходить к характеристике современного состояния

отечественного бухгалтерского учета и его соответствия международным

стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в свете

действующих законодательных и нормативных актов.

Во вводной части Концепции сказано, что концепция бухгалтерского

учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики,

была обусловлена общественным характером собственности и потребностями

государственного управления экономикой. Главным потребителем информации,

формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице

отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых

органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала

задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного

поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-

правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации

концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и

разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения

бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за

достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы

рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного

инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на

необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.

Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем

отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних

пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной-

формирование достоверной информации для принятия управленческих решений -

определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в

тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.

В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных

пользователей бухгалтерской отчетности:

«Заинтересованными пользователями могут быть реальные и

потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики,

покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом».

Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о

бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о

деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой

внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям,

учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также

внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской

отчетности.

То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о

бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость

организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешних

пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о

бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей,

учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о

бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК

РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности

-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от

пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания

услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности

являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал

организации и имеющие исключительные права на распределение полученной

прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой

организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того,

предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а

прибыль получают от использования авансированного капитала в части,

оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии

управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние

редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в

соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных

интересов части собственников)

Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по

бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и

представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают

организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной

деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в

нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных

отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.