рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Международные стандарты в бухгалтерском учете

учетом указанных фактов.

Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции

делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства:

«Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных

организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской

федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения.

Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться

упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции...».

Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуются

дополнительные разъяснения.

Министр по налогам и сборам А. П. Починок в интервью журналу

«Accounting Report» Выпуск 2.5 (ноябрь/ декабрь 1999 года) подчеркнул

необходимость перехода на МСФО, но при этом заметил, что нужно окончательно

развести бухгалтерский учет и налоговую отчетность. «Пусть предприятия

делают налоговую отчетность исходя из действующих налоговых законов, и

исключительно для целей налогообложёния, а бухгалтерский учет ведут

исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учета и

появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности

собственно предприятия».

Практически это может означать, что термин «налоговый учет» в

недалеком будущем будет узаконен и, весьма вероятно, в организациях

появится должность «бухгалтер по налогам».

В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).

В программе:

• сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета

- приведение национальной системы бухгалтерского учета в

соответствие с требованиями рыночной экономики и международными

стандартами финансовой отчетности.

• определены задачи реформы:

• сформировать систему стандартов учета и отчетности,

обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую

очередь инвесторов;

• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с

основными тенденциями гармонизации стандартов на международном

уровне;

• оказать методическую помощь организациям в понимании и

внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

• определены основные направления реформы:

• совершенствование нормативного правового регулирования;

• формирование нормативной базы (стандарты);

• методическое обеспечение (инструкции, методические указания,

комментарии);

• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,

подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского

учета);

• международное сотрудничество (вступление и активная работа в

международных организациях; взаимодействие с национальными

организациями, ответственными за разработку стандартов

бухгалтерского учета и регулирование соответствующей

деятельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:

• подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный

закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения

аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

• в течение двух лет разработать и утвердить положения

(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную

массу требований международных стандартов;

• пересмотреть первичные учетные документы, регистры

бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к

унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной

документации;

• пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции

• по их применению, учитывая появление и особенности деятельности

финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные

новые явления;

• ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов

малого предпринимательства.

Нетрудно убедиться, что практически все перечисленные мероприятия по

состоянию на 1 января 2000 года (то есть, по истечению отведенных сроков)

остались либо полностью не исполненными (пересмотр планов счетов и

инструкций по их применению), либо выполненными частично (разработка

положений стандартов по бухгалтерскому учету).

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой

отчетности в соответствии с международными стандартами должна стать

разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по

бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об

утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением

Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений

(стандартов) бухгалтерского учета в практику.

В таблице приводятся результаты выполнения этого Плана:

|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически |

| | |выполнено |

|Общие вопросы раскрытия информации |

|Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; |

| |г. |06.07.99 |

|Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| |

|Прибыль на акцию |I квартал 1999 | |

| |г. | |

|Информация по сегментам |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Прекращенные операции |IV квартал 1999 | |

| |г. | |

|Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; |

| |г. |09.12.98 |

|Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; |

|деятельности |г. |25.11.98 |

|События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; |

| |г. |25.11.98 |

|Активы и обязательства организации |

|Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; |

| |г. |03.09.97 |

|Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; |

| |г. |15.06.98 |

|Нематериальные активы |IV квартал | |

| |1999г. | |

|Финансовые вложения |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; |

|которых выражена в иностранной валюте |г. |13.06.95 |

|Реорганизация организаций |III квартал | |

| |1999г. | |

|Аренда основных средств |III квартал 1999| |

| |г. | |

|Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина |

| |г. |РФ от 25.12.98 |

| | |№68н |

|Финансовые результаты деятельности организации |

|Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; |

| |г. |06.05.99 |

|Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; |

| |г. |06.05.99 |

|Договоры на капитальное строительство |I квартал 1999 |ПБУ2/94; |

| |г. |20.12.94 |

|Расчеты по налогам |I квартал 1999 | |

| |г. | |

|Государственная помощь |II квартал 1999 | |

| |г. | |

Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о

том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно

пробуксовывает. Из общего количества положений (22), которые должны быть

разработаны в течение срока менее, чем за два года (семь кварталов - со

второго квартала 1998 по четвертый квартал 1999 года) реально разработано

только 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99.

Еще два положения (ПБУ 1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Таким образом, с

небольшой натяжкой можно сказать, что программа реформирования выполнена

только на 36 процентов. Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в

будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не

ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе)

претерпят существенные изменения или серьезно изменятся.

Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты

бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.

Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не

единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.

В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных

системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится

реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном

государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).

IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются

на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP

являются более детализированными и фактически могут применяться всеми

участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и

разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к

формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке

нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию

бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-

производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что

систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и

корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и

традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных

приемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна

сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или

указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в

масштабах государства. В настоящее время существует только один такой

документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств,

утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.

Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода

отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на

международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в

отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их

применению.

Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности,

широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в

выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом

всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в

стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость

издания почему-то исчислена в долларах США - $47. По состоянию на конец

января стоимость книги (в комплекте с поставляемыми практически «в

нагрузку» «Комментариями») составляет 1 600 рублей - то есть более, чем 1,5

официально утвержденных прожиточных минимума. Разумеется, при таких ценах

сколько-нибудь широкое распространение стандартов весьма сомнительно.

Кроме того, текст МСФО предваряется, в общем-то обычной в таких

случаях записью об охране авторского права и запрете использовать какую-

либо часть издания в какой-либо форме. Все так, но есть одна неувязочка - в

соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторском праве и

смежных правах» не могут являться объектами авторского права официальные

документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного,

административного и судебного характера), а также их официальные переводы.

Таким образом, либо МСФО не являются официальным документом, либо

издатели (и их идейные вдохновители) в вопросах авторского права вообще не

разбираются. В то же время Минфин РФ в некоторых своих нормативных

документах обязывает организации (в определенных ситуациях)

руководствоваться МСФО при составлении бухгалтерской отчетности. То есть,

тем самым Минфин РФ приравнивает МСФО к официальным документам.

О деятельности (точнее бездеятельности Минфина РФ и Института

профессиональных бухгалтеров) в части разработки методических рекомендаций

по обеспечению перехода на МСФО, говорилось выше.

|№№ МСФО |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий |

| | |введения|нормативный документ |

| | | |бухгалтерского учета РФ|

|1 |2 |3 |4 |

|1 |Представление финансовой |01.07.98|ПБУ 4/99 |

| |отчетности | | |

|2 |Запасы |01.01.95|ПБУ 5/98 |

|4 |Учет амортизации |01.01.97|ПБУ 6/97 (раздел 4) |

|7 |Отчет о движении денежных |01.01.94|ПБУ 4/99, Инструкция о |

| |средств | |годовой отчетности |

|8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95|ПБУ9/99, ПБУ 1/98, |

| |период, фундаментальные | | |

| |ошибки в учетной политике | | |

|9 |Затраты на исследования и |01.01.95|Типовые методические |

| |разработки | |рекомендации по |

| | | |планированию, учету и |

| | | |калькулированию |

| | | |себестоимости |

| | | |научно-технической |

| | | |продукции, утвержденные|

| | | |Миннауки РФ, |

| | | |Минэкономики РФ и |

| | | |Минфином РФ 15.06.94 № |

| | | |ОР-22-2-46 |

|10 |Условные события и события, |01.01.80|ПБУ7/98, ПБУ8/98 |

| |происшедшие после отчетной | | |

| |даты | | |

|11 |Договоры подряда |01.01.95|ПБУ 2/94 (в части |

| | | |договора строи тельного|

| | | |подряда)** |

|12 |Налоги на прибыль |01.01.98|Инструкция |

| | | |Госналогслужбы РФ о |

| | | |порядке исчисления |

| | | |налога на прибыль* |

|14 |Сегментная отчетность |01.07.98|Информация, отражающая |

| | | |влияние цен |

|15 |Информация, отражающая |01.01.83| |

| |влияние цен | | |

|16 |Основные средства |01.07.99|ПБУ6/97 |

|17 |Аренда |01.01.99|ПБУ6/97 (раздел 6) |

|18 |Выручка |01.01.95|ПБУ9/99 |

|19 |Вознаграждение работникам |01.01.99| |

|20 |Учет правительственных |01.01.84| |

| |субсидий и раскрытие | | |

| |информации о | | |

| |правительственной помощи | | |

|21 |Влияние изменения валютных |01.01.95|ПБУЗ/95** |

| |курсов | | |

|22 |Объединение компаний |01.07.99| |

|23 |Затраты по займам |01.01.95|Положение по ведению |

| | | |бухгалтерского учета и |

| | | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, п.73 |

|24 |Раскрытие информации о |01.01.86| |

| |связанных сторонах | | |

|25 |Учет инвестиций |01.01.87|Положение по учету |

| | | |долгосрочных инвестиций|

| | | |(приказ Минфина РФ от |

| | | |30.12.93 № 160) |

|26 |Учет и отчетность по |01.01.88| |

| |программам пенсионного | | |

| |обеспечения (пенсионным | | |

| |планам) | | |

|27 |Сводная финансовая отчетность|01.01.99|приказ Минфина РФ от |

| |и учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 |

| |компании | | |

|28 |Учет инвестиций в |01.01.90| |

| |ассоциированные компании |(кроме | |

| | |параграф| |

| | |ов 23 и | |

| | |24) | |

|29 |Финансовая отчетность в |01.01.90| |

| |условиях гиперинфляции | | |

|30 |Раскрытие информации в |01.01.91| |

| |финансовой отчетности банков | | |

| |и аналогичных финансовых | | |

| |институтов | | |

|31 |Финансовая отчетность об |01.01.92|приказ Минфина РФ от 25|

| |участии в совместной | |декабря 1998 г. № 68н |

| |деятельности | | |

|32 |Финансовые инструменты: |01.01.96| |

| |раскрытие и представление | | |

| |информации *** | | |

|33 |Прибыль на акцию |01.01.98| |

|34 |Промежуточная финансовая |01.01.99|ПБУ4/99 |

| |отчетность | | |

|35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99| |

|36 |Обесценение активов |01.07.99| |

|37 |Резервы, условные |01.07.99|Инструкция о |

| |обязательства и условные | |бухгалтерской |

| |активы | |отчетности, ПБУ8/98. |

|38 |Нематериальные активы |01.01.99|Положение по ведению |

| | | |бухгалтерского учета и |

| | | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, пп. 55-57 |

|39 |Финансовые инструменты: | | |

| |признание и оценка *** | | |

* По заявлению руководителя Департамента налоговых реформ Минфина РФ,

сделанного на 2 съезде профессиональных бухгалтеров и аудиторов,

работа над соответствующим ПБУ начнется не ранее утверждения части

2 НК РФ

** По нашим данным в Минфине РФ заканчивается работа над новой

редакцией ПБУ

*** МСФО 32 и 39 применяются совместно, однако МСФО 39 применяется с 1

января 2001 г.

При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства.

Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют

дату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими

порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии

постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь,

обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших

стандартов.

Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых

МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и

МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например,

ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной

степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности. Однако,

методологические принципы, заложенные в эти документы отличаются от

методологии МСФО. На вопросах различий между МСФО и документами системы

законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и

отчетности в РФ более подробно мы остановимся в следующих (нечетных)

номерах журнала «Бухгалтерский учет и налоги».

При этом, наряду с характеристикой состояния нормативной базы и

соответствия ее международным стандартам, в публикациях будут даваться

конкретные рекомендации по организации бухгалтерского учета и устранению

противоречий между финансовым и налоговым учетом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой

экономики, была обусловлена общественным характером собственности и

потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем

информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало

государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих,

статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного

финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных

моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-

правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации

бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы

бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в

России.

Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского

учета на предприятиях в условиях становления рыночной экономики является

ориентация его на Международные стандарты учета и отчетности.

Внедрение Международных стандартов учета позволит значительно повысить

качество и эффективность учета и контроля, даст предприятиям определенную

самостоятельность в использовании более обоснованной системы учета с

отражением его особенностей, специфики техники и технологии в организации

производства, труда и управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996.

-555 с.

2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд.,

пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.

3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух.

Учет, 1994. -527 с.

4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер.

и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.

5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и

статистика, 1994. -192 с.

6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ,

Аудит, 1999.- 391 с.

7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1,

Социальная защита, 1998, № 9.

8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2,

Социальная защита, 1998, № 10.

9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика

нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.