рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Методика получения аудиторских доказательств. Классификационные формы экономического контроля в Украине

осуществляет связь с местными органами приватизации;

принимает меры по привлечению иностранных инвесторов в процесс

приватизации;

выступает как арендодатель имущества целостных имущественных комплексов

предприятий, организаций, их структурных подразделений, являющихся

общегосударственной собственностью, дает разрешение предприятиям,

организациям на передачу в аренду имущественных комплексов их структурных

подразделений;

принимает участие в создании совместных предприятий, в уставный фонд

которых передается имущество, являющееся общегосударственной

собственностью;

разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам управления

имуществом, находящимся в государственной собственности, и его

приватизации;

принимает участие в разработке и заключении межгосударственных соглашений

по вопросам собственности и использования государственного имущества;

представляет интересы Украины за рубежом по вопросам, касающимся защиты

имущественных прав государства.

Актуален вопрос о формах собственности. Решающим в определении перспектив

его решения является определение частной собственности. И здесь следует

особо отметить, что впервые на законодательном уровне предусматривается

закрепить это право как основу свободы, духовной и экономической

независимости граждан. Одновременно с частной собственностью в

законодательном порядке также закрепляется государственная и коллективная

собственность.

Разделение собственности на государственную и частную объективно связано

с определением двух основных субъектов права собственности: государства и

лица.

Что касается коллективной собственности (собственности трудовых

коллективов, коллективов-арендаторов, коллективных предприятий,

кооперативов, хозяйственных обществ, профессиональных союзов и т. п.), то

это самостоятельная форма собственности. Ее следует считать производной от

частной. Коллективная собственность — это общая собственность отдельных

лиц. Она существует во всех странах и является только средством организации

сотрудничества конкретных людей, в пределах которого определяются отношения

между ними, порядок управления коллективом и собственностью. Через такую

организацию и реализуются функции владения, пользования и распоряжения

имуществом.

Фонд имеет право:

издавать в пределах своей компетенции нормативные документы, обязательные

для выполнения органами государственной исполнительной власти, другими

юридическими лицами, контролировать их выполнение;

получать от органов государственной исполнительной власти информацию,

необходимую для выполнения возложенных на Фонд задач и функций;

производить инвентаризацию общегосударственного имущества, которое в

соответствии с Государственной программой приватизации подлежит

приватизации, а также осуществлять аудиторские проверки эффективности его

использования;

утверждать смету расходов из государственного внебюджетного фонда

приватизации в пределах, установленных Государственной программой

приватизации имущества государственных предприятий.

Министерство экономики Украины контролирует выполнение планов

экономического и социального развития государства, утвержденных Верховной

Радой Украины, выявляет отклонения от заданных параметров развития

отдельных отраслей народного хозяйства и принимает меры по их

предупреждению, т.е. осуществляет контроль экономики на макроуровне.

Министерство труда и социальной политики Украины контролирует соблюдение

законодательства по вопросам труда и заработной платы в отраслях народного

хозяйства, тарифных соглашений по оплате труда, механизма регулирования

фонда оплаты труда. Кроме того, Министерство труда и социальной политики

разрабатывает и утверждает нормативные документы по вопросам регулирования

занятости населения, использования труда и его оплаты.

Государственный комитет статистики Украины контролирует по данным

отчетности сбалансированность рынка товаров, выполнение программ

экономического и социального развития государства, наличие товарных,

материальных, трудовых и других ресурсов, необходимых для населения и для

развития народного хозяйства, осуществляет выборочные контрольные переписи

ресурсов и т. п.

Правительство Украины предоставило Госкомстату право осуществлять контроль

за выполнением министерствами, государственными комитетами и ведомствами,

концернами, ассоциациями, а также подчиненными им предприятиями и

объединениями законодательства и нормативных актов по вопросам статистики,

учета и отчетности, обеспечение достоверности государственной отчетности,

давать обязательные для исполнения указания по устранению обнаруженных

недостатков. Кроме того, Госкомстат имеет право получать от органов

управления, предприятий и объединений статистическую и бухгалтерскую

отчетность и разъяснения к ней независимо от форм собственности; проверять

первичную документацию и достоверность отчетных данных; требовать

письменных объяснений и других материалов в связи с обнаруженными

нарушениями, давать обязательные для исполнения указания по устранению

нарушений отчетной дисциплины, а также по проведению в необходимых случаях

ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений и

организаций. Указания органов государственной статистики подлежат

обязательному исполнению министерствами, ведомствами, предприятиями и

объединениями с извещением их в 10-дневный срок о принятых мерах.

Госкомстат имеет право отменять не утвержденную в установленном порядке

отчетность, проверять состояние учета и отчетности на всех уровнях

хозяйственного управления, а в случае обнаружения приписок и других

искажений отчетных данных направлять необходимые материалы в органы

прокуратуры для привлечения виновных к ответственности.

Госкомстат и его органы на местах направляют органам управления

заключения о своевременности представления и качестве отчетов

подведомственных им предприятий и объединений, а также осуществляют

контроль за привлечением их руководителей и других должностных лиц к

ответственности за представление недостоверных данных и нарушение отчетной

дисциплины.

Антимонопольный комитет Украины предотвращает возникновение монопольного

положения на рынке предпринимателей, ограничивающих конкуренцию

определенного товара. В противном случае это приводит к нарушению рыночных

отношений при производстве и реализации от дельных видов товаров, к

недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.

Национальный банк Украины в соответствии с уставом и законодательством о

банках и банковской деятельности контролирует наличие денег в обращении,

использование кредитов по целевому назначению, соблюдение предпринимателями

кассовой дисциплины, правил расчетов в народном хозяйстве и других

операций, возложенных на банки в условиях рыночных отношений, а также

расходование средств из государственного бюджета, осуществляет эмиссию

денег и регулирует денежные отношения в государстве. Кроме того, он

контролирует деятельность коммерческих банков, регистрирует их, получает от

них балансы, расчеты экономических нормативов и другую отчетность, проводит

ревизии, вносит предложения по улучшению их деятельности или об их

закрытии, если они как акционерные образования нарушают действующее

законодательство. Национальный банк Украины издает в пределах своих

полномочий инструкции, положения и другие нормативные документы по

кассовым, расчетным, кредитным, валютным операциям.

К специализированным органам экономического контроля принадлежат

государственные комитеты, инспекции и др.

Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и

сертификации (Госстандарт Украины) — это центральный орган исполнительной

власти, подведомственный Кабинету Министров Украины. В пределах своей

компетенции он проводит мероприятия по стандартизации, обеспечению единства

и достоверности измерений и сертификации продукции, а также координирует

работу других органов государственного управления по этим вопросам.

Главные задачи Госстандарта:

создание системы нормативно-технической документации, которая устанавливает

прогрессивные требования к разработке, производству и использованию

продукции (работ, услуг) с целью повышения технического уровня и качества,

гарантирования безопасности использования, совместимости и

взаимозаменяемости, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, более

широкого применения мало- и безотходных технологий, а также повышения роли

потребителя в определении конкретных характеристик продукции (работ,

услуг);

создание и обеспечение функционирования государственной системы

сертификации продукции;

осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением

требований стандартов, технических условий и образцов (эталонов) на

продукцию (работы, услуги) и государственного метрологического надзора,

использование прав по предотвращению выпуска недоброкачественной продукции;

определение основных направлений и координация проведения мероприятий

межгосударственного и международного сотрудничества, связанных со

стандартизацией, метрологией и сертификацией;

организация нормативно-методического обеспечения общественного

производства по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации;

организация научно-технической информации в сфере стандартизации,

метрологии и сертификации.

Госстандарт Украины в соответствии с возложенными на него задачами:

осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за

деятельностью министерств, ведомств и объединений предприятий по

стандартизации, метрологии и сертификации;

готовит предложения о социальных, экономических и правовых основах

обеспечения качества продукции (работ, услуг); взаимодействует с обществами

потребителей и другими общественными организациями в сфере стандартизации,

метрологии и сертификации;

с учетом задач социально-экономического развития Украины определяет

приоритетные направления развития сферы стандартизации, метрологии и

сертификации;

осуществляет методическое руководство разработкой министерствами,

ведомствами и объединениями предприятий методологического обеспечения,

утверждает и систематически проводит оценку их реализации;

утверждает государственные стандарты (за исключением стандартов

проектирования и строительства, использования ресурсов, охраны окружающей

среды от загрязнения и других вредных влияний), проводит экспертизу

проектов государственных стандартов и технических условий, отвечает за их

научно-технический уровень и технико-экономическое обоснование;

ведет в установленном порядке учет и регистрацию государственных

стандартов, технических условий и изменений, вносимых в них, решений об их

отмене, посылает заинтересованным лицам соответствующую информацию;

имеет исключительное право издавать и переиздавать государственные

стандарты;

организовывает работу по сертификации, осуществляет организационно-

методическое руководство функционированием государственной системы

сертификации, признает в установленном порядке сертификаты других стран;

предоставляет методическую помощь предприятиям, их объединениям и

организациям во внедрении международных стандартов по системам управления

качеством, организовывает сертификацию этих систем.

Государственный таможенный комитет Украины контролирует соблюдение

предпринимателями и физическими лицами таможенного законодательства и

нормативных актов при уплате пошлины на экспорт и импорт товаров через

границу Украины, а также при внутригосударственных операциях, за которые

необходимо платить пошлину.

Государственная инспекция Украины по защите прав потребителей

(Госпотребзащита) и ее органы в Автономной Республике Крым, областях,

городах и районах осуществляют государственный контроль за соблюдением

предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм

собственности и хозяйствования, а также гражданами законодательства о

защите прав потребителей, других нормативных актов по вопросам торговли и

предоставления услуг населению; осуществляет проверку непосредственно на

предприятиях промышленности, сферы услуг, торговли и предприятиях

общественного питания, на базах, складах и в экспедициях независимо от форм

собственности и хозяйствования.

Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) контролирует соблюдение

законодательства и нормативных актов при регистрации и учете подвижного

состава транспортных средств (автомобили, прицепы, мотоциклы)

предпринимателями и физическими лицами. Кроме того, ГАИ контролирует

соблюдение владельцами транспортных средств и водителями правил дорожного

движения на дорогах Украины.

Государственная пожарная инспекция осуществляет контроль за соблюдением

противопожарных правил предпринимателями и населением, профилактические

мероприятия по предотвращению пожаров, а в случае возникновения — гашение.

Государственная санитарная инспекция контролирует соблюдение санитарно-

гигиенического и противоэпидемиологического законодательства

предпринимателями и населением, а также проводит профилактику возникновения

эпидемий, массовых заболеваний.

Муниципальный экономический контроль осуществляется в соответствии с

законодательством о местных Советах народных депутатов и местном

региональном самоуправлений. Комиссии по вопросам планирования, бюджета и

финансов осуществляют контроль за выполнением планов и программ

экономического и социального развития и бюджета; контролируют поступление и

расходование внебюджетного фонда. В компетенцию исполнительных комитетов

сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов входит контроль

за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в организациях и

учреждениях, являющихся коммунальной собственностью, за соблюдением

обязательств по платежам в бюджет местного самоуправления предприятиями и

организациями.

Государство делегировало местным Советам народных депутатов и местному и

региональному самоуправлению следующие дополнительные функции:

осуществлять контроль за соблюдением проектов строительства объектов

жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, а также

останавливать строительство, которое ведется с нарушением планов застройки

и утвержденных проектов и может причинить вред окружающей среде;

назначать государственные приемные комиссии, утверждать акты о принятии в

эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения, участвовать в

принятии в эксплуатацию других объектов;

контролировать эксплуатацию объектов коммунального хозяйства, торговли и

общественного питания, бытового обслуживания, находящихся в собственности

предприятий и отдельных граждан; прекращать эксплуатацию их в случае

нарушения экологических, санитарных правил, других требований

законодательства, отменять в таких случаях выданные им разрешения на

создание и эксплуатацию соответствующих объектов.

Независимый аудиторский контроль осуществляется аудиторами, аудиторскими

организациями (фирмами) на хозрасчетных началах по договорам с

государственными и акционерными предприятиями, кооперативными, арендными

предприятиями и организациями, предприятиями с совместным капиталом и др.

При этом проверяют состояние учета деятельности указанных предприятий и

организаций, соответствие отчетности данным учета, правильность образования

прибыли и своевременность расчетов с государственным бюджетом, а также

распределение прибыли по акциям, размеру внесенного капитала и другим

источникам, предусмотренным уставными документами и финансовым планом

предприятия. Результаты контроля аудиторская организация оформляет в виде

акта, экспертного заключения или другого документа, согласованного с

заказчиком. Аудиторские организации предоставляют предпринимателям услуги,

способствующие улучшению хозяйствования по вопросам маркетинга,

менеджмента, инвестиций и др. Кроме того, аудиторская организация может

делать выводы о правильности составления отчетности и деклараций, которые

предприятия, кооперативы и другие организации представляют финансовым

органам (налоговым инспекциям).

Аудиторский контроль осуществляется не только независимыми аудиторами,

фирмами, но и аудиторскими подразделениями государственных налоговых

администраций. Функции таких подразделений определяются налоговыми органами

при определении полноты начисления и своевременности уплаты налогов

предпринимателями и физическими лицами.

Экономический контроль собственника делится на внутрисистемный и

внутрихозяйственный.

Внутрисистемный экономический контроль осуществляется министерствами,

государственными комитетами, концернами, ассоциациями, акционерными

обществами, акционерными производственными объединениями в соответствии с

законодательными и другими нормативными актами, которыми предусмотрено

проведение комплексных ревизий и контрольных проверок финансово-

хозяйственной деятельности предприятия по инициативе собственника, т.е.

вышестоящим органом, которому предприятие подчиняется на правах

собственности.

Основная задача внутрисистемного контроля — контроль за выполнением

плановых заданий по производственной и финансово-хозяйственной

деятельности, использованием материальных и финансовых ресурсов,

недопущение фактов бесхозяйственности и расточительства; обеспечение

сохранения собственности, правильной постановки бухгалтерского учета и

контрольно-ревизионной работы; соблюдение действующего законодательства по

производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Внутрихозяйственный экономический контроль включает контрольные функции,

осуществляемые руководителями предприятий, комбинатов, организаций и

учреждений, концернов, ассоциаций в соответствии с действующим

законодательством. Задача внутрихозяйственного контроля — проверка

хозяйственных операций в производственных единицах с целью не допустить

перерасход материальных и финансовых ресурсов, выполнения производственных

и финансовых планов, рационального использования рабочей силы, внедрения

новых методов труда и прогрессивной технологии в бригадах, участках, цехах

и других производственных подразделениях, обеспечения сбережения средств и

товарно-материальных ценностей, экономного расходования сырья и топливно-

энергетических ресурсов, выпуска продукции высокого качества, имеющей спрос

на рынке.

Организация внутрихозяйственного контроля в соответствии с Законом

Украины «О предприятиях в Украине» возложена на руководителя предприятия.

Иногда для выполнения этих функций на предприятиях создаются специальные

аудиторские подразделения. Согласно утвержденному плану работники, занятые

управлением, осуществляют систематический и оперативный текущий контроль за

производственной и финансово-хозяйственной деятельностью подразделений

предприятия. По итогам контрольных проверок руководство предприятия

принимает управленческие решения по устранению причин, негативно влияющих

на деятельность предприятия.

В осуществлении внутрихозяйственного контроля на предприятиях ведущее место

занимают работники бухгалтерии, в частности главные бухгалтеры. В

соответствии с нормативными документами главный бухгалтер предприятия

вместе с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан

контролировать оформление, принятие и отпуск товарно-материальных

ценностей, расходование заработной платы, соблюдение штатной, финансовой,

кассовой и платежной дисциплины, законность списания с бухгалтерского

баланса недостач, проведение инвентаризации ценностей, взимание в

установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности и

других операций. Кроме того, главный бухгалтер наравне с руководителем

объединения, предприятия, организации, учреждения несет ответственность за

нарушение правил и положений, регламентирующих ведение учета и составление

отчетности.

Функции контроля главный бухгалтер осуществляет лично и через аппарат

бухгалтерии. На крупных предприятиях есть специалисты, на которых возложены

обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы и

др.).

Итак, организационные формы и виды экономического контроля по своим

функциям взаимосвязаны между собой, охватывают все стадии расширенного

воспроизводства общественно необходимого продукта и таким образом

составляют систему экономического контроля.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.