рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курс лекций по аудиту

определяет клиент.

Первоначальный и согласованный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (ауд. фирмой) впервые для данного

клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как

аудиторы не располагают необходимой инф-цией об особенностях деят-ти

клиента, системе внутр. контроля и др.

Согласованный (повторяющийся) аудит осущ-ся аудитором (ауд. фирмой)

повторно или регулярно. Практика работы ауд. фирм свидетельствует о

преимуществах согласованного аудита.

2.12. РЕГУЛИРОВАННИЕ АУД. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во всех странах с рын. эк-кой гос-во активно осуществляет регулирование

ауд. деят-ти. Оно опр-ет обязательность аудита, выделяя значимые для гос-ва

пр-ия, фин. затруднения к-рых могли бы существенно повлиять на эк-ку. Гос-

во же определяет требования и к аудитору (образование, калификация, порядок

сдачи экзаменов, ответственность …). Как правило, регул. ауд. деят-ти в

развитых странах гос-во осущ. посредством законов, оставляя при этом

значительные возможности саморегулирования аудита со стороны общественных

орг-ций аудиторов.

В России современный этап развития аудита начавшийся в 1987 характерен

появлением первых ауд. фирм и практически полным отсутствием регул-ия

аудита.

Развитие ауд. деят-ти потребовало работы над законом об аудите, первым

результатом к-рой был Указ Президента от 22.12.93 №2263 «Об ауд. деят-ти в

РФ» и последовавшее за ним Постановление Прав-ва от 6.05.94 №482 «Об

утверждении нормативных док-тов по регул-ию ауд. деят-ти в РФ». Оба эти док-

та сыграли положительную роль в развитии и становлении аудита в России.

Регул-ие ауд. деят-ти развивается по 3-м направлениям:

1) Гос. регул-ие; 2) Гос.-общественное регул-ие; 3) Регул-ие на уровне

ауд. фирм.

1-е направление вкл. в себя те нормат. док-ты, через посредство к-рых гос-

во влияет на формы и способы развития аудита, его роль в эк-ке. К таким док-

там относ.:

1.1. Временные правила ауд. деят-ти

1.2. Порядок проведения аттестации и лицензирования на право осущ. ауд.

деят-ти

1.3. Основные критерии деят-ти эконом. субъектов, по к-рым их БО подлежит

обязательной ежегодной ауд. проверке.

2-е направление состоит из регул-ия ауд. деят-ти с помощью единых

национальных правил (стандартов). В настоящее время введены 11 стандартов

ауд. деят-ти:

1. Планирование аудита. 2. Документирование аудита. 3. Ауд. доказательства.

4. Изучение и оценка систем БУ внутреннего контроля в ходе аудита. 5. Ауд.

выборка. 6. Действия аудитора при выявлении искажений БО. 7. Письменная инф-

ия аудитора руководству эконом. субъекта по результатам проведения аудита.

8. Письмо-обяз-ство ауд. орг-ции о согласии на проведение аудита. 9.

Использование работы эксперта. 10. Дата подписания ауд. заключения и

отражение в нем событий, происшедших после даты составления БО. 11. Порядок

составленияауд. заключения о БО.

3-е направление – непосредственное внутрифирменное регул-ие с помощью

правил и методик, создаваемых на основе нац. стандартов. Сюда относится и

договорная работа.

2.13. Проверка правильности учета ДС

При проверке прав учета ДС необх проверить операции по кассе, р/сч, в/сч,

спец. счетах в банках, ден док-там, переводам в пути и КФВ. Осн источниками

проверки кассовых операций явл. ПКО, РКО, кас. книга, книга аналит. учета,

хранящаяся в кассе, акты инвент-ий кассовой наличности, лимит хранения

наличных денег в кассе, согласованный с учреждением банка, учетные

регистры, ж-о №1, обор. ведомость и Гл. книга. Проверяя кассовые операции

необходимо установить как соблюдается положение с ведением касс. операций,

как соблюдается законность совершенных операций с нал. ДС. Одной из задач

проверки явл. установление правильности оформления док-тов, по к-рым произв-

ся операции, связанных с получением и выдачей нал. ДС:

1. РКО и ПКО д.б. заполнены без помарок и четко.

2. на РКО и ПКО должен стоять штамп «оплачено», «получено».

3. ведомости на выдачу ЗП д.б. росписи лиц, получивших деньги или отметка

«депонировано».

4. внимательно проверить подписи док-тов.

5. ПКО и РКО имеют раздельную порядковую нумерацию, пропуски номеров могут

натолкнуть на злоупотребление. Также необх проверить не совмещают ли

выполнение обяз-тей кассира и бухгалтера пользующиеся правом подписи в

кассовых док-тах. При проверке следует проверить исп-ие полученных из банка

нал. денег по целевому назначению, своевременность и полноту возврата в

банк неисп-х ДС, соблюдение установленных правил расчетов нал. ДС, не

превышались ли остатки нал. ДС лимита, злоупотребления по кассе (вкл. в

платежные док-ты вымышленных лиц, не приходование ДС, списание суммы в

больших размерах, чем следует по док-там, проводят повторное списание ДС по

одним и тем же оправдательным док-там). При проверке сч. 51 аудитор

устанавл сколько на пр-ии имеется р/сч и при наличии таких сч. необх

проверить как ведется аналит. и синт. учет по каждому из них. Осн. инф-ия

по р/сч содежится-ся в банковских выписках и приложенных к ним первичных

док-тах: аудитор проверяет подтверждение каждой операции отраженной в

выписке, соответствующими первичными док-тами. При этом аудитор должен

выявить:

1. неправильное перичисление авансов.

2. перечисл денег в кач-ве предоплаты по бестоварным счетам.

3. расчеты с прочими деб. и кред.

4. отсутствие в первичн док-те штампа банка.

5. неправильное отражение в учете операций связанных с покупкой или

продажей валюты. На 1-е число каждого квартала остатки по р/сч должны соотв-

ть сумме, показателя стр. 262 баланса. Ж-о 2 и ведомость по Д50 д.б.

сверены с выписками банка, первичными док-ми и Гл. книгой. При аудите

операций по сч. 52 – установить законность открытия счетов, соотв-ие сумм

по выпискам суммам отраженным в первичных док-тах, правильность перевода в

рубли и отражения операций по продаже и покупке валюты, правильность

перечисления авансов за импортную ТП. На 1-е число каждого квартала остатки

по в/сч д.б. равны стр. 263 баланса. При аудите ден. док-тов проверить

правильность прав учета таких док-тов. Ведения аналит. учета. Аудитор

проверяет правильность составления бух. проводок, а так же соотв-ие

движения ср-в по ден. док-там и ж-о №3 и Гл книге. При аудите учета ср-в

пути аудитор проверяет правильность ведения учета, наличие первичных док-

тов и сверяет эти данные с ж-о №3 и Гл. книгой. При проверке фин. вложений

необходимо проверить ведется ли аналит. учет по сч. 58, далее -

правильность составления бух. проводок, отнесения разниц между ценой

приобретения и номинальной ст-тью бумаг, отражение в учете выкупа и продажи

ц/б, записи первичных док-тов по сч. 58 сверяют с ж-о №8 и Гл. книгой. При

проверке операций по прочим сч. в банках (55) аудитор проверяет полноту и

прав док-го оформления операций по целевому финанс-ию. Соотв-ие записей в

выписках банка по операц сч. 55 сверяется с Гл. книгой и ж-о №3.

2.14. Проверка правильности учета МПЗ.

ПЗ учитываются на сч. 2-го раздела ПС, основной сч. 10 (с субсчетами).

Общие данные по ПЗ – 2-й раздел баланса, гл. книга, ж-о 6,10,10/1. При

проверке орг-ии учета движения ТМЦ на складах необходимо: проконтролировать

орг-цию складского хоз-ва и конрпропускной системы, орг-ция складского

учета, как ведется контроль со стороны бухг-ии. Сущ 3 варианта учета

движения ТМЦ:

1. оперативно-бухгалтерский(сальдовый).

2. карточно-документационный. 3. бескарточный.

При использовнии сальдового метода, аудитор проверяет ведомости по приходу

и расходу ТМЦ, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми

ведомостями. Второй метод предполагает составление в бух-рии количественно-

суммовых ведомостей. При проверке аудитор выборочно сверяет эти остатки по

этим ведомостям с карточками складского учета. При третьем методе вместо

карточек исп-ся ПЭВМ, и за опр. периоды составляются оборотные ведомости.

Аудитор проверяет как сверяются данные складского учета с бух данными. Так

же проверяется соблюдение требований по проведению инвентаризации ТМЦ.

Выясняется причина инвент-ии, как оформлены ее рез-ты, какие приняты меры

по устранению недостатков в орг-ции учета материалов. Рез-ты инвент-ии д.б.

отраж в отчетности того периода в к-ром была закончена инвент-ция. Списание

НДС произв-ся в соотв-ии с составленной инструкцией. Аудитор проверяет как

образовано сальдо по сч.19 и как его отнесли на сч. 68. Особое внимание в

проверке расчетов по списанию ТМЦ на затраты пр-ва. Исходя из выбранного

метода (ФИФО, ЛИФО, по ср. себ-ти). Проверяется правильность спис МЦ в рез-

те недостач и хищений. Оно должно отраж по К84(94) Д73,80(99).

Заключительный этап – контроль ведения сводного учета ТМЦ. Проверка идет по

ж-о 10, накопительным ведомостям, Гл. книге.

2.15 Аттестация аудиторов

Аттестация ауд. деят-ти регулир. «Порядком аттестации ауд. деят-ти»

(Постановление Прав-ва РФ №482, 94г.). Аттеста-ю проходят все физ. лица

сам-но или в составе ауд. фирмы. Орг-ция проведения аттестациии возлагается

на Минфин РФ (по аудиту предп-й, товар. и фонд. бирж, внебюджет. и

благотвор. фондов), на ЦБ РФ - по аудиту банков и кредит. орг-ций. Для

этого Минфин и ЦБ создают ЦАЛАК.

К аттестации допускаются лица имеющие эконом. или юр. образование (высшее

или средн.-спец.), а также имеющие стаж работы не менее 3 лет из последних

5 в кач-ве аудитора, бух-ра, экон-та, ревизора, руков-ля предр-я, науч. раб-

ка или препод-ля по эконом. профилю.

К аттестац-и не допускаются лица осужденные приговором суда, лишеннные

права занимать опред. должности или заниматься оред. деят-тю в сфере фин.-

хоз. операцй, в период отбывания ими наказания и в до снятия суд-ти в

законод. порядке.

Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и

переподготовке. Претенденты на аттестацию в коммисию подают сл. док-ты:

заявление по установ. форме, заверен. копию диплома об образов-и и выписку

из труд. книжки, 2 фото 4х6 см, квитанцию о внесении платы за аттестацию.

Претендент допускается к экзамену по пред-ю паспорта или док-та удостов.

его личность.

Срок обучения – 240 часов. Решение о дате и месте проведения экзамена

доводится до сведения за 15 дней. В комисии присутствуют ее председатель и

член по каждому разделу. Сдает группа в составе 10 человек. Экзамен сдается

в течение 2-х дней: 1-й день 50 тестов в течение 3 часов. Нужно набрать 86

баллов, 2 балла за правильный ответ. «-й день – письменный экзамен. В

билете 5 вопросов по всеи разделам.Нужно набрать не менее 85 баллов.

Квалиф. аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня принятия решения

о его выдаче.

За проведедение аттестации взимается плата 20 МРОТ. Аттестат выд-ся сроком

на 3 г. Если в теч. 2-х лет с момента получ. аттестата лицо, получившее

аттестат не приступило к работе в кач-ве аудитора аттестат утрачивает силу.

По истеч. срока аттестата – его можно продлить в том же порядке и на тот же

срок. За продление плата – 10 МРОТ.

ЦАЛАК ведут госуд. реестры выдан. аттестатов.

2.16. Проверка правильности учета собств. капитала

УК. В БУ УК учитывается на сете 80 (85). Фактическое поступление вкладов

учредителей в УК пр-ия: Дт 01,04,10,50,51,52,58… Кт 75 (субсчет «расчеты

по вкладам в УК»), Дт сальдо по сч. 75 показывает числящуюся за участниками

задолженность по вкладам в УК. Сопоставляя данные реестра акционеров и

учетные данные по сч. 75, следует проконтролировать своевременность оплаты

акций и законность операций по их движению. В ОАО акции могут переходить из

рук в руки без согласия др. акционеров, но с обязательным внесением

соответствующих изменений реестр акционеров. Акции ЗАО могут переходить из

рук в руки только с согласия большинства др. акционеров, если иное не

оговорено в уставе.

ДК 83 (87).К нему относятся:

- эмиссионный доход АО (суммы, полученные сверх номинальной ст-ти

размещенных акций обществом за минусом издержек по их продаже)

- суммы от дооценки (переоценки ) внеоборотных активов (ОС и т.д.)

РК 82 (86).

АО и др. пр-ия, для которых в соответствии с законодательством

предусмотрено обязательное создание резервов, показывает по сч. 82 сумму

отчислений в РК, установленные учредительными док-тами, но не более 25% от

величины УК, установленной законодательством РФ. Он предназначен для

покрытия непредвидимых потерь (убытков), а так же для выплаты доходов

инвесторам, когда не хватает прибыли на эти цели.

Учет формирования резервных фондов ведется в Ж-О №12. При проверке

правильности формирования ОК следует иметь в виду что:

- оно должно происходить в строгом соответствии с учредительными док-тами

пр-ия, по решению собственников за счет прибыли, остающейся в распоряжении

пр-ия,

- min величина РК устанавливается действующим законод-ством (для АО – не

менее 10% УК)

Использование РК контролируется на основе записей по Дт 82 и Кт 75 – на

причитающиеся к выплате инвесторам и учредителям дивиденды и %, когда

прибыли отч. года недостаточно для выполнения этих обязательств.

2.17. Этапы проведения аудита

Основными этапами проведения аудита являются следующие.

Определение объема аудита. Объем аудита опр-ся в соотв-ии с действующим

закон-вом, док-тами системы нормативного регул-ия ауд. деят-ти и условиями

соглашения с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о

всех сторонах фин.-хоз. деят-ти объекта проверки, об орг-ции БУ и внутр.о

контроля на пр-ии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные,

достаточные для составления объективного ауд. заключения.

Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе

предварительного анализа проверяемого пр-ия, оценки масштаба предстоящих

работ и применяемого внутреннего контроля. Необходимо опр-ть процедуры, к-

рые следует использовать в процессе проверки, а также целесообразность

привлечения к работе др. аудиторов, экспертов и вспомогательного персонала

и спланировать их деят-ть, получив согласие клиента. Использование работы

др. специалистов не снимает с аудитора ответственность за ауд. заключение.

Оценка системы БУ и внутреннего контроля. Аудитор должен дать оценку

системам БУ и внутреннего контроля, используемым на проверяемом пр-ии,

чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на

достоверность фин. отчетности. На основе такой оценки определяют

содержание, масштаб и кол-во ауд. процедур.

Ауд. доказательства (данные аудита). В ходе проверки аудитор собирает

доказательства того, что фин. отчеты составлены в соотв-ии с действующим

закон-вом и нормативами БУ и явл. достоверными.

Аудиторская документация. Важнейшие ауд. доказательства должны быть

документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие док-ты,

необходимые для ауд. процедур (ведомости, схемы и т.п.). Ауд. док-ция явл.

собственностью аудитора, однако инф-ция, содержащаяся в ней,

конфиденциальна и не подлежит использованию и разглашению без согласия

клиента.

Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки

и выводы в ауд. отчете и заключении, обязательно определяя достоверность

фин. отчетов, их соответствие действующему закон-ву и нормативным док-там,

касающимся учета и БО. Составление заключения с ограничениями,

отрицательного заключения или отказ аудитора от заключения должны быть

обоснованы.

2.18. Проверка распр-ия прибыли

Для контроля распр-ия прибыли в течение отч. года исп-ся активный

регулирующий сч. 81(91,99), 91 – прочие дох и расх, 99 – прибыль и уб.

(платежи в бюджет). Проверяется правильность отражения операций по

начислению в бюджет платежей из прибыли (Д81/1(99) К68). Проверяется

правильность отражения на сч. 81/2 – отчислений в РК орг-ции, а так же др.

направления использования прибыли (Д81/2(84) К86(82)). Проверяется ведение

учета по сч. 88(84) – активно-пассивный сч., имеет многоцелевое исп-ие:

отраж нераспред. прибыль, она может быть уменьшена только на сумму РК и

начисление доходов учредителям или непокрытый убыток. Необходимо проверять

правильность списания непокрытого убытка – он м.б. списан на сч. РК Д82

К84, ДК Д83 К84, или целевых взносов учредителей Д80 К84. Нераспр. прибыль

может быть использована на выплату див-дов уч-кам (Д88/1(84) К70,75).

Произведенное присоединение прибыли (убытка) прошлых лет к прибыли

отчетного года Д84 К84. Она может быть направлена на пополнение РК (Д84

К82), на увеличение УК (К80), на выплату див-дов уч-кам (К70,75) и др.

цели.

2.19. Лицензирование аудиторской деятельности.

Лицензирование производится для обеспечения контроля гос-ва за соблюдением

требований закон-ва. Аудиторы и ауд. фирмы вправе заниматься ауд. деят-тью

только при наличии лицензии на осущ. ауд. деят-ти. Комиссия по ауд. деят-ти

при Президенте осущ. контроль за лицензированием, она выдала 2 ген.

лицензии на осущ. ауд. деят-ти – ЦБ и Минфину, которые выдаюь далее

лицензии. Постан. Прав-ва РФ от 27.04.99 №477 было принято «Положение о

лицензировании отдельных видов деят-ти» разработанное в соотв-ии с ФЗ «О

лицензировании отдельных видов деят-ти» в соотв-ии с к-рым:

Лицензии выдаются отдельно на осущ. банковского аудита, страховых орг-ий,

аудит бирж, внебюдж. фондов, инвестиций, институтов, общий аудит (с/х, пр-

во, торговля). Лицензирование осущ. Минфин. ЦБ – банковский аудит.

Лицензирование на осуществление ауд. деят-ти выдается на основании соотв.

заявления с приложением. Лицензия выдается на 1,2,3 года. Срок действия

лицензии не продлевается. По истечение срока действия лицензии по заявлению

может быть выдана новая лицензия.

Лицензия выдается на основании сл. док-тов:

а) для индивид. предпр-лей – заявление о выдаче лиц-ии с указанием вида

деят-ти, срока, ФИО, док-т удостоверяющий личность, копия свид-ва о гос.

реги-ии гр-на в кач-ве предпр-ля, справка о постановке на налоговый учет с

указанием ИНН, док-т подтверждающий оплату, нотариально заверенная копия

квалиф. аттестата аудитора, справка с места жительства.

б) для ауд. фирм – заявление, срок, наименование и местонахождение орг-ции,

наименование банка и № р/сч., копии учр. док-тов, свид-во о гос. рег-ии,

сведения о рук-лях.

Выдача лицензии ауд. фирмам получающим ее впервые осущ. при соблюдении сл.

условий:

- ауд. орг-ция не должна иметь форму ОАО

- УК не менее 100-кратного МРОТ

- в штате орг-ции должно состоять не менее 2 аудиторов, имеющим квалиф.

аттестаты, срок действия к-рых не истек.

Лицензия может быть аннулирована выдавшими органами в случаях:

- обнаружения фактов представления для ее получения недостоверных сведений;

- осуществление аудитором деят-ти не предусмотренной лицензией;

- разглашение полученных сведений;

- вступление в силу приговора суда о лишении аудитора права занимать опр.

должности;

- умышленного сокрытия обстоятельств исключающих возможные проведения

проверки;

- неоднократное неквалифицированное проведение проверки.

В случае работы без лицензии может быть штраф (500-1000 МРОТ), изъятие

полученных в результате незаконной деят-ти доходов. Если обнаружено

неквалифицированное проведение проверки с аудитора или фирмы могут быть

взысканы по решению суда:

1. Понесенные убытки в полном объеме

2. Расходы на проведение перепроверки

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.