рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Издержки обращения в современной системе управления торговым предприятием

|ный фонд 1400 2800 |

|1400 200 |

|Арендная плата 65000 63500 - |

|1500 97,7 |

|Амортизация осн. |

|средств 77000 78889 |

|1889 102 |

|5 Прочие материальные | | | | |

|и приравненные к ним | | | | |

|расходы |69500 |71000 |15000 |102,2 |

|Прочие издержки | | | | |

|обращения |334000 |335000 |1000 |100,3 |

| ИТОГО | 558900| | | |

| | |563189 |4289 |100,8 |

Таким образом, в целом по ОРСу Казанского отделения ГЖД

была получена экономия издержек обращения в абсолютной сумме

125465 тыс. рублей , что было обусловлено исключительно за счёт

снижения переменной части расходов, где экономия составила

129754 тыс. рублей. По условно-постоянным издержкам обращения

был допущен перерасход на сумму 4289 тыс. рублей.

Использование данных вышеуказанных таблиц способствует формированию

наиболее оптимального плана учета издержек на будущий отчетный период.

2. Факторный анализ издержек обращения.

На изменение издержек обращения влияют два фактора :

- изменение объема товарооборота

- изменение уровня самих издержек обращения.

Для анализа влияния факторов на размер издержек обращения следует

произвести дополнительные расчеты, которые приведены в таблице 3.1.1. В

частности следует определить плановый размер издержек обращения при

фактическом объеме товарооборота, т.е. расчитать сумму пересчитанных или

скорректированных на фактическую реализацию товаров издержек обращения. Для

этого следует плановую величину переменных расходов скорректировать на

выполнение плана реализации товаров (104,73%),а постоянные рассходы

прибавить в измененном виде к пересчитанным издержкам обращения.

Полученная сумма сравнивается с фактической суммой издержек обращения.

Сравнивая скорректированную сумму издержек обращения с плановой, получаем

отклонение издержек обращения за счет изменения объема товарооборота.

В целом по ОРСу Казанского отделения Горьковской железной дороги

издержки обращения снизились на 125465 тыс. рублей. При этом за счет

перевыполнения плана товарооборота издержки обращения увеличились на 80410

тыс. руб. Следовательно, если исключить влияние этого фактора, издержки

обращения в действительности снизились на 195410 тыс. руб.

Вместе с тем по отдельным статьям издержек обращения были

допущены перерасходы, общая сумма которых составила 8035 тыс. рублей.Эти

перерасходы произошли по следующим видам издержек обращения:

- потери в пределах норм 1346 тыс. рублей;

- отчисления в ремонтный фонд 1400 тыс. рубле;

- расходы на тару 900 тыс. рублей;

- амортизация основных средств 1889 тыс. рублей;

- прочие материальные и приравненные к ним расходы 1500 тыс. руб;

- прочие издержки обращения 1000 тыс. руб.

По экономическому содержанию и целевому назначению отдельные виды

расходов весьма различны. Поэтому анализ общей суммы издержек обращения

необходимо дополнить изучением их в постатейном и групповом разрезе. Такой

анализ позволит углубить изучение издержек обращения с учетом их роли в

процессе обращения, даст возможность выявить резервы экономии.

Анализ транспортных расходов.

Как показывают данные таблицы 3.1.1 транспортные расходы

сократились по сравнению с планом на 17000 тыс. рублей и составили 95,1%

против плана.

На размер транспортных расходов влияют многие факторы, основными

из них являются: размер товарооборота; объем грузооборота; среднее

расстояние транспортирования грузов; средняя стоимость провозной платы.

Влияние различных факторов на размер транспортных расходов измеряют с

помощью метода цепных подстановок. Расчет влияния факторов на величину

факторов показан в таблице 3. 2. 1.

Таблица 3. 2. 1.

Расчет влияния факторов на размер транспортных

расходов в ОРСе Казанского отделения ГЖД

|Показатели |План |Факт |Отклон. |

|1.Объем грузообо- | | | |

|рота (тыс. тонн) |441 |459 |+18 |

|2.Среднее рассто- | | | |

|яние (км.) |125 |125 |- |

|3.Средняя стои- | | | |

|мость перевоз- |6,35 |5,803 |-0,547 |

|ки (руб. за 1 км) | | | |

| Итого расходов | | | |

|( тыс. руб.) |350000 |333000 |17000 |

1.Сумма транспортных расходов установленных по плану соста

вит 441 x 125 x 6,35 = 350000 тыс. рублей.

2. Плановый грузооборот заменен фактическим, а все другие

показатели остаются плановыми 459 x 125 x 6,35 =364331 тыс. руб. Влияние

изменения объема грузооборота на размер транспортных расходов составит

364331 - 350000

3. Сумма транспортных расходов при фактическом объеме

грузооборота, фактическом среднем расстоянии, плановой средней стоимости

перевозок 459 x 125 x 6,35 = 364331 тыс. рублей. Рассчитываем влияние

изменения среднего расстояния 364331 - 364331 = 0.

4. Сумма транспортных расходов при фактическом объеме

грузооборота, фактическом среднем расстоянии и фактической средней

стоимости перевозок 459 x 125 x 5,803 = 332947 тыс. рублей.

Влияние изменения средней стоимости перевозок на объем

транспортных расходов 332947 - 364331 = - 31384 тыс. рублей. Результаты

влияния рассмотренных факторов на размер транспортных расходов в сводном

виде представлены в таблице 3. 2. 2, из которой видно, что увеличение

объема грузооборота увеличило транспортные расходы на 14331 тыс. рублей, а

сокращение транспортных расходов, в сравнении с планом на 17053 тыс. рублей

произошло за счет сокращения средней стоимости перевозок.

Таблица 3. 2. 2

Анализ влияния факторов на величину

транспортных расходов.

|Наименование |Увеличение |Уменьшение |

|факторов | | |

|Объем грузооборота | | |

| |14331 |- |

|Среднее расстояние | | |

|перевозок |- |- |

|Средняя стоимость | | |

|перевозок |- |31384 |

|Итого | | |

| |14331 |31384 |

|Общее отклонение | | |

| |- |17053 |

Расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда по счету составили 1585000 тыс. рублей,

что сократилось с планом на 115000 тыс. рублей, в том числе за счет роста

товарооборота, увеличились на 80410 тыс. рублей, за счет влияния изменения

самих расходов уменьшились на 195410 тыс. рублей. Результаты выполнения

плана по расходам на заработную плату и выявление отдельных факторов

представлены в таблице 3. 2. 3

Таблица 3. 2. 3

Расчет влияния факторов на расходы

по оплате труда

|Показатели |План |Факт |Отклон. | %|

|Товарооборот | | | | |

|(тыс. руб.) |16000000 |16757507 |+757507 |104,7 |

|Средства в фонд | | | | |

|оплаты | | | | |

|труда(тыс.руб.) |1700000 |1585000 |-115000 |93,2 |

|Среднесписочная | | | | |

|численность | | | | |

|(чел. ) |443 |405 |-38 |91,4 |

|Среднегодовая | | | | |

|выработка на 1 | | | | |

|работника (тыс. | | | | |

|руб. ) |36117 |41376 |5259 |114,6 |

|Средняя зарплата | | | | |

|в месяц (руб. ) |319789 |326132 |6343 |102 |

Таблица 3. 2. 3 показывает, что фактические расходы по фонду

зарплаты уменьшились против плана на 115000 тыс. рублей. На отклонение

повлияло изменение численности и средней зарплаты. Уменьшение численности

работников привело к экономии фонда оплаты труда на 145826 тыс. рублей (38

x 319789 x 12), увеличение средней зарплаты привело к увеличению фонда

оплаты труда на 30826 тыс. рублей (6343 x 405 x 12). Баланс влияния обоих

факторов есть абсолютная экономия 115000 тыс. рублей (30826 - 145826).

На фонд оплаты труда кроме численности и средней зарплаты

оказывают влияние изменение товарооборота и производительности труда. Для

раздельного разделения измерения влияния этих факторов вводят два следующих

показателя:

1. Плановый фонд оплаты труда на фактический товарооборот .

1779900 тыс. рублей (170000 x 104,7 : 100)

2. Плановая средняя зарплата одного работника на фактическую

численность 1554175 тыс. рублей (319789 x 405 x 12).

Таблица 3. 2. 4

Анализ влияния основных факторов на фонд

оплаты труда

|Последоват|Взаимодейст-е показатели |Фонд |Отклон. |Причины |

|ельн. |Товаро- Средне- Средн. |оплаты |от |отклон. |

|расчета | |труда |предыдущ.| |

| |оборот год.вы- | | | |

| |з/плата | |расчета | |

| |(тыс. р.) работка | | | |

| |(руб.) | | | |

| |(тыс. р.) | | | |

|План |16000000 36117 | 1700000 | | |

| |319789 | | | |

|1 подста- |6757507,5 36117 | 1779900 | 79900 |Перев. |

|новка |319789x12 | | |плат/об. |

|2 подста- | | | |Рост |

|новка |6757507,5 41376 |1554175 |-225725 |произв. |

| |319789x12 | | |труда |

|Факт |16757507,5 41376 | | 30825|Рост ср. |

| |326132x12 |1585000 | |зарп-ты |

Данные таблицы 3.2.4 показывают что рост производительности

труда привёл к экономии фонда оплаты труда на 225725 тыс.руб. Баланс

отклонения составил 115000 тыс. руб. ( 79900+30825-225725 ).

Общая сумма резерва снижения издержек обращения по статьям

расходов показана в таблице 3.2.5.

Из таблицы 3.2.5 видно, что общая сумма резерва снижения

издержек обращения составила по ОРСу Казанского отделения Горьковской

железной дороги 7172 тыс. рублей из них : по статье «Амортизационные

отчисления на полное восстановление основных средств» перерасход

составил 1889 тыс. рублей. Для снижения этих расходов не следует допускать

сверх плановых приобретений основных средств принимать меры по полной их

загрузки, реализовать ненужные и лишние объекты основных средств.

Перерасход по статье «Отчисления в ремонтный фонд» составил

1400 тыс. рублей, в следствии применения дорогостоящих или

некачественных материалов.

Перерасход по таре составил 900 тыс. рублей. Важнейшим

резервом по данной статье является применение чётко отработанных

технологий перемещения и хранения товаров, ликвидация ненужных и

излишних товарных запасов и др.

Перерасход по «Прочим издержкам обращения» допущен в сумме

1000 тыс. рублей и по материальным и приравненным к ним расходам 1983

тыс. рублей.

Таблица 3.2.5

Резервы снижения издержек обращения в ОРСе

Казанского отделения Горьковской железной дороги (тыс. руб.)

| | | в том |

|Показатели |Общее |числе |

| |отклон. |Изменение |

| | |Изменение |

| | |объёма т/ |

| | |уровня из- |

| | |оборота |

| | |держек |

| | |Всего в том числе |

| | |перерасход эконом. |

|1.Материальный | | |

|и приравненные | | |

|к ним издержки: | | |

|а) Транспорт. | | |

|расходы |- 17000 |16555 -33555 -------- |

| | |33555 |

|б) Амортизация | | |

|осн. средств |1889 |------ 1889 1889 |

|в) Отчисления в | |-------- |

|ремонтный фонд |1400 | |

|г) Расходы на | |------ 1400 1400 |

|тару | |-------- |

|д) Расходы на |900 | |

|хранение | |------ 900 900 |

|е) Прочие |------- |-------- |

|материальные и | | |

|приравненые расх.| |993 -993 ------ |

| |1500 |993 |

| | | |

| | | |

| | |- 483 1983 1983 |

| | |-------- |

|Непроизводи- | | |

|тельные расходы | | |

|Потери товаров | | |

|в пределах норм |1346 |1537 - 191 ------ |

| | |191 |

|Прочие издер. | 1000| ------ 1000 1000 |

|Арендная плата | |------ |

| |-1500 |------ -1500 ------ |

| | |1500 |

|4. Расход на | | |

|оплату труда |-115000 |80410 -195410 ------ |

| | |195410 |

| Итого |-125465 | 99012 -224477 7172 |

| | |231649 |

Ликвидация перерасхода по этим статьям является резервом снижения

издержек обращения в ОРСе Казанского отделения Горьковской железной

дороги.

Снижение затрат по статье «Расходы на тару» может быть достигнуто

за счёт рационального ведения тарного хозяйства, бережного отношения и

правильного хранения; своевременного ремонта и возврата оборотной тары.

К прочим материальным и приравненным к ним расходам относятся

электроэнергия, водоснабжение, топливо, поэтому достичь снижения

перерасхода по этой статье можно путём экономного использования этих

ресурсов.

ОРС - одна из старейших организаций города и имеет в своём

распоряжении ветхие здания, на ремонт которых требуется большое количество

средств. Пути снижения расходов по этой статье, на мой взгляд, это

использование менее дорогостоящего строительного и облицовочного материала,

а также ликвидация простоев при проведении ремонтных работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Оптимизация издержек обращения всегда являлось важнейшим вопросом

в экономике. Решение этой задачи в частности способствует хорошо налаженный

учёт издержек обращения, их контроль и анализ.

Учёт издержек обращения в ОРСе Казанского отделения ГЖД ведётся

на основе «Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость

продукции, работ и услуг» от 1.07.1995г. № 661. Учёт издержек обращения

основывается на первичных документах, оформленных в установленном порядке

по операциям, связанным с расходованием фонда труда, денежных средств и

материальных ценностей.

На исследуемом предприятии учёт ведётся по журнально-ордерной

форме. Издержки обращения отражаются в учёте путём прямого отнесения на

соответствующие статьи номенклатуры. Все расходы, являющиеся издержками

обращения, накапливаются в течении месяца на счёт 44 «издержки обращения»,

который отражает сумму произведённых или начисленных за отчётный период

расходов. В конце месяца затраты со счёта 44 списывались на счёт 80

«Прибыль и убытки» , а с 1.01.96 г. на счёт 46 «Реализация продукции,

работ, услуг», за исключением доли транспортных расходов и банковского

процента в пределах ставки Центрального Банка России.

Аналитический учёт издержек обращения даёт детальную

характеристику по статьям, что необходимо для оперативного руководства и

контроля, а также осуществления мероприятий по оптимизации издержек

обращения, усилению режима экономии и повышению рентабельности.

Все затраты на исследуемом предприятии собирают в ведомости по

дебету счёта 44. Информация туда поступает из журналов-ордеров

1,2,5,7,8 ; свободной ведомости начисления заработной платы; ведомости

расчёта стоимости и амортизационных отчислений основных средств; таблицы

износа МБП.

Неравномерным является включение на исследуемом предприятии в

состав издержек обращения отчислений на содержание торга. Согласно

«Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ,

услуг»: «Отчислений на содержание аппарата управления межотраслевых

государственных объединений, ассоциаций, концернов, а также иных структур

вневедомственного управления и органов управления, осуществляется, за счёт

прибыли, остающейся в распоряжении предприятия».

Также ошибочным является отнесение в состав издержек обращения

патента на право торговли. Это является нематериальными активами и

списывается в дебет сч.04 «Нематериальные активы».

Для совершенствования действующей методики учёта издержек

обращения мной предлагается:

1. Организовать учёт по видам транспорта, который необходим для

анализа и решения транспортных задач на межотраслевом уровне. Данная

информация необходима органам управления для принятия решений об

использовании того или иного вида транспорта применительно к региону

доставки груза.

2 Необоснованным является отнесение на издержки обращения

обязательных налоговых платежей торгового предприятия в экологический фонд,

налог на пользователей автодорог, а также транспортного налога и налога на

ветхое жильё. Это противоречит представлению об издержках обращения как

единой экономической категории. Подобные местные сборы нецелесообразно

объединять с затратами торгового предприятия по продвижению товаров от

поставщика к потребителю. Логичнее было бы относить их на финансовый

результат деятельно- сти торгового предприятия.

3.В плане совершенствования учёта издержек обращения

заслуживают внимания предложения экономиста Ю.С.Осадчего, по мнению

которого «принятая методология отражения в учёте издержек обращения на

остаток товаров не оправдана. Трудовые и финансовые затраты на проведение

расчётов и отражение их результатов в учёте и отчётности не окупаются

ценностью полученной информации, это усложняет автоматизацию учётного

процесса. Как показала практика, издержки обращения на остаток товаров не

оказывают влияния на финансовый результат». Поэтому Ю.И. Осадчий предлагает

отменить учёт издержек обращения на остаток товаров (Ю.И. Осадчий

«Совершенствование учёта, текущего и последующего контроля в торговле» ).

В дипломной работе приведён анализ издержек обращения ОРСа

Казанского отделения Горьковской железной дороги за 1995 год.

За данный период издержки обращения составили в абсолютной

сумме 5432000 тыс. рублей. При пересчёте данного показателя при по мощи

коэффициента инфляции он составил 2537635 тыс. руб. при пла не 2663100 тыс.

рублей, сумма абсолютной экономии составила 125465 тыс. руб. Удельный вес

издержек обращения к товарообороту 15,14 % , при плане 16,64 %, темп

снижения составил 9,01 % .

Снижение издержек обращения обусловлено исключительно за счёт

переменной части расходов в сумме 129754 тыс. рублей. Тогда как по условно-

постоянным издержкам был допущен перерасход в сумме 4289 тыс. рублей.

Анализ по общему объёму издержек обращения был дополнен их

анализом в статейном разрезе.

Так анализ влияния факторов на размер транспортных расходов

методом цепных подстановок позволил сделать вывод о том, что увеличение

объёма грузооборота увеличило транспортные расходы на 14331 тыс. руб. , а

сокращение транспортных расходов в сравнении с планом на 17053 тыс. руб.

произошло, на мой взгляд, в следствии необоснованности плановых

показателей. В связи с ростом товарооборота за анализируемый период по

отношению к плану и увеличением транспортных тарифов, издержеки обращения

увеличились.

Факторный анализ расходов по оплате труда показал, что на

изменение фонда оплаты труда повлияли : изменение численности, средней

заработной платы и производительности труда. Уменьшение численности

работников привело к экономии фонда оплаты труда на 145826 тыс. руб. ,

увеличение средней зарплаты увеличило фонд оплаты труда на 225725 тыс. руб.

Общая сумма резерва снижения издержек обращения по ОРСу

Казанского отделения Горьковской железной дороги составила 224477 тыс. руб.

из них :

n амортизационные отчисления на полное восстановление основных

средств перерасход 1889 тыс. руб.

n перерасход по отчислениям в ремонтный фонд (расходы по текущему

ремонту) 1400 тыс. рублей.

n перерасход по таре 900 тыс. рублей.

n перерасход по прочим материальным и приравненным к ним расходам

1993 тыс. рублей.

n перерасход по прочим издержкам обращения составил 1000 тыс. рублей.

Для мобилизации выявленных в ходе анализа резервов в целях

сокращения затрат необходимо :

1. Не допускать образования излишних и ненужных товарных запасов , с

этой целью необходимо вести оперативный контроль за состоянием

товарных запасов, результатами которого следует строго

руководствоваться при визировании документов на закупку

материальных ценностей.

2. Соблюдать режим экономии. Для чего усилить контроль за рациональным

использованием электроэнергии, воды, топлива.

3. Практиковать взыскание с виновных лиц за бесхозяйственность,

приведшую к порче тары и упаковочных материалов, за нерациональное

их использование.

4. Организовать необходимую материально-техническую базу для лучшего

хранения товаров.

5. Повышать производительность труда, при большем среднем заработке.

6. Интенсивно внедрять полную автоматизацию всего учета на

предприятии с целью повышения оперативности принятия управленческих

решений и качественного уровня производительности персонала в сфере

учета.

Реализация предложений по совершенствованию учёта и по

мобилизации резервов снижения издержек обращения, выявленных в ходе

анализа позволит усилить контроль за издержками обращения и привести их

к оптимальному уровеню.

В данное время активно обсуждается проект нового Налогового

Кодекса, основой особенностью которого является отмена практически всех

существующих сегодня ограничений по отнесению затрат на себестоимость.

Обсуждается вопрос отмены понятия “себестоимость”, так как для

налогооблажения оно не принципиально, а прибыль определяется как разница

между доходами и всеми расходами, связанными с получением этих доходов.

Единственное важное требование-чтобы эти расходы были обоснованными и

документально подтвержденными

(С. Шаталов “Введение Налогового Кодекса будет стоить бюджету 73 триллиона

рублей”газета”время и деньги” 29.05.1997)

Я считаю, что в нашей стране учет издержек “скован” нормами в виду того,

что предприятия стараются скрыть прибыль по причине высоких налоговых

ставок и нестабильной политической ситуации. На Западе же предприятия

порой стремятся завысить прибыль с целью создания иллюзии стабильности для

привлечения инвесторов. Поэтому считаю, что бухгалтерского учета в идеале

не существует как в России так и на Западе, то есть учитывая недостатки

обоих систем учета нужно стремится использовать положительные аспекты в

каждой из них.

Список литературы

1. «Положение о составе затрат на производство продукции, работ, услуг»

от 1 июля 1995г. № 661.

2. Абатуров А.И. «Резервы снижения издержек обращения» -МИ: Выс. шк. 1980

г.

3. Акбашев Р.Х. «Рыночные отношения в торговле» -М.: Экономика , 1990г.

4. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» -

М.: Экономка, 1990 г.

5. Баканов М. И., Капелюш С. М. «Калькулирование издержек обра -

щения в торговле» -Ленинград, 1982г.

6. Донцов Л. В. «Совершенствование анализа издержек обращения» -

Ми.: Выш. шк., 1991 г.

7. Корольков И. И. «Рынок и торговля»- М.: Экономика, 1991 г.

8. Кравченко Л. И. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий

торговли и общепита»- Ми.: Выш. шк., 1989 г.

9. Осадчий Ю. И. «Совершенствование учета текущего, последующего

контроля в торговле» -Ми.: Выш. шк., 1987 г.

10. Слепак Л. И. «Бухгалтерский учет в торговле»- М.: Экономика,91 г.

11. Камышанов П. «И все-таки учет должен быть перестроен»-«Советская

торговля», 1991., № 9.

12. Петров В. «Издержки обращения на остаток товаров»-«Торговля»,

1992 г., № 4-6.

13. В.И.Макарьева. ”Коментарии к методическим рекомендациям по издержкам

обращения и финансовым результатам в организациях торговли”. Журнал

“Консультант” 1995г.№4

14. С.Н. Джаарбеков. “ Об осбенностях бухгалтерского учета затрат,

включаемых в издержки обращения предприятий торговли”. Журнал “Главбух”

март 1996 №3

15. Н.Г.Волков. “Состав издержек обращения и их отражение в бухгалтерском

учете”.Журнал “Главбух” сентябрь 1996 №9

16. А.В.Петров.“Учетная политика предприятия. Приказ об учетной политике

предприятия”.Журнал “Главбух” январь 1995 №1

17. Н.К.Бернстайн.”Анализ финансовой отчетности” 1996г.

18.Газета “Экономика и жизнь” №10,12 1996г.

-----------------------

14

13

13.5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.