рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История возникновения, сущность и этапы развития аудита

приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они

просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в

Главной книге?

8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно

описаны в самих отчетах и приложениях к ним?

Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы

накопления необходимой информации.

Применительно к проверке отдельных групп операций, например для

аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных

целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть

следующим образом:

- общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является

приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;

- обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности,

существуют на дату составления баланса;

- законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и

внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью

предприятия;

- оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с

имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных

запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;

- классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как

материалы, незавершенное производство и готовая продукция;

- разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов

правильно разделена между двумя периодами;

- аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-

материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;

- раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их

оценки правильно отражены в отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд

задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

• проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности,

законности хозяйственных операций;

• помощь в организации бухгалтерского учета;

• помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской

(финансовой) отчетности;

• помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

• консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления

отчетности;

• экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

• консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов,

маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и

др.;

• разработка учредительных документов и др.;

• предоставление информации о будущих партнерах;

• информационное обслуживание клиентов;

• другие услуги.

4. Виды аудита

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных

функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных

систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого

контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно

подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний

аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах

его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними

документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения

бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего

контроля.

Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью

деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим

экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в

зависимости от:

• содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

• объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического

субъекта;

• сложившейся системы управления экономического субъекта;

• состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или

отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные

комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние

организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и

(или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии,

внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников

экономического субъекта информационное и консультационное значение; она

призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и

выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от

особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или)

собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

• проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их

мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

• проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу

средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации

такой информации и составления на ее! основе отчетности, а также

специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные

проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

• проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также

требований учетной политики, инструкций, решений и указаний I руководства и

(или) собственников;

• проверку деятельности различных звеньев управления;

• оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку

контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического

субъекта;

• проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества

экономического субъекта;

• работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами

структуры внутреннего контроля;

• оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

• специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в

злоупотреблениях;

• разработку и представление предложений по устранению выявленных

недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его

независимости в структуре управления экономического субъекта. Это

требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что оп

подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его

руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых

филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов

внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors)

было разработано следующее определение:

Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на

предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель

внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои

функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию)

данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию,

являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате

предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита

определяются руководством, исходя из потребностей управления как

подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого

круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

• проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в

рамках законодательства;

• оценку экономичности и эффективности операций компании;

• проверку уровня достижений программных целей;

• подтверждение достоверности информации, используемой руководством при

принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой

организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов

менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство

предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые

изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские

группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному

бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов

шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и

обработки информации.

4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной

системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно

отличаются.

В табл. 2 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и

внешнего аудита.

Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным

аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование

организации и управления предприятием, качественных сторон производственной

деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений,

производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является

одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения

эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения

намеченных целей.

Таблица 2. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

|Факторы |Внутренний аудит |Внешний аудит |

|Постановка задач |Определяется руководством|Определяется договором |

| |исходя из потребностей |между независимыми |

| |управления как |сторонами: предприятием и |

| |подразделениями |аудиторской фирмой |

| |предприятия, так и |(аудитором) |

| |предприятием в целом | |

|Объект |Решение отдельных |Главным образом система |

| |функциональных задач |учета и отчетности |

| |управления, разработка и |предприятия |

| |проверка информационных | |

| |систем предприятия | |

|Цель |Определяется руководством|Определяется |

| |предприятия |законодательством по |

| | |аудиту: оценка |

| | |достоверности финансовой |

| | |отчетности и подтверждение |

| | |соблюдения действующего |

| | |законодательства |

|Средства |Выбираются самостоятельно|Определяются общепринятыми |

| |(либо определяются |аудиторскими стандартами |

| |стандартами внутреннего | |

| |аудита) | |

|Вид деятельности |Исполнительская |Предпринимательская |

| |деятельность |деятельность |

|Организация |Выполнение конкретных |Определяется аудитором |

|работы |заданий руководства |самостоятельно исходя из |

| | |общепринятых норм и правил |

| | |аудиторской проверки |

|Взаимоотношения |Подчиненность руководству|Равноправное партнерство, |

| |предприятия, зависимость |независимость |

| |от него | |

|Субъекты |Сотрудники, подчиненные |Независимые эксперты, |

| |руководству предприятия и|имеющие соответствующий |

| |находящиеся в штате |аттестат и лицензию на |

| |предприятия |право заниматься этим видом|

| | |предпринимательства |

|Квалификация |Определяется по |Регламентируется |

| |усмотрению руководства |государством |

| |предприятия | |

|Оплата |Начисление заработной |Оплата предоставленных |

| |платы по штатному |услуг по договору |

| |расписанию | |

|Ответственность |Перед руководством за |Перед клиентом и перед |

| |выполнение обязанностей |третьими лицами, |

| | |установленная |

| | |законодательными и |

| | |нормативными актами |

|Методы |Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых |

| |задач (например оценка достоверности информации). |

| |Имеются различия в степени точности и детальности. |

|Отчетность |Перед |Итоговая часть аудиторского |

| |руководством |заключения может быть опубликована, |

| | |аналитическая часть |

| | |передается клиенту |

Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной

деятельности, который заключается в систематическом анализ хозяйственной

деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид

аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного

управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности

предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и

сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как

по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и

государственных органов.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной

финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее

соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие

условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией,

то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые

выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются

кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения

между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку

они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита

проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными

актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе,

осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними

аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита

докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке

отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в

соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами

бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами,

нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита

финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу

пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного

регулирования и др.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов

деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур,

норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность

и эффективность деятельности управляющих, правильность составления

налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется

государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные

критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по

которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной

ежегодной аудиторской проверке. В табл.3. представлены критерии,

экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного

аудита.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического

субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и

масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой

впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск

Таблица 3. Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

|Критерии |Экономические субъекты, показатели отчетности |

|1. |Открытое акционерное общество, независимо от |

|Организационно-правовая |числа акционеров и размера уставного капитала |

|форма экономического | |

|субъекта | |

|2. Вид деятельности |1 . Банки и другие кредитные учреждения |

|экономического субъекта |2. Страховые организации и общества взаимного |

| |страхования |

| |3. Товарные и фондовые биржи |

| |4 Инвестиционные институты (инвестиционные и|

| |чековые инвестиционные фонды, холдинговые |

| |компании) |

| |5. Внебюджетные фонды (если источники их |

| |образования — обязательные отчисления, |

| |предусмотренные законодательством РФ со |

| |стороны юридических и физических лиц) |

| |6. Благотворительные и иные (не |

| |инвестиционные) фонды (источники образования —|

| |добровольные пожертвования юридических и |

| |физических лиц) |

| |7. Другие экономические субъекты, где |

| |обязательная аудиторская проверка |

| |предусмотрена федеральными законами, Указами |

| |Президента РФ и постановлениями Правительства |

| |РФ |

|3. Источники |Если в уставном капитале есть доля иностранных|

|формирования уставного |инвесторов |

|капитала | |

|4. Финансовые показатели|(Кроме предприятий, находящихся полностью в |

|экономического субъекта |государственной или муниципальной |

| |собственности) |

| |1.Объем выручки от реализации продукции |

| |(работ, услуг) за год если более чем в 500 000|

| |раз превышает минимальный размер оплаты труда |

| |(МРОТ) |

| |2. Сумма активов баланса на конец года если |

| |более чем в 200 000 раз превышает МРОТ |

и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об

особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой

или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на

знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации

бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества

аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в

организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах

повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно

как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает

настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам аудита необходимо добавить:

• налоговый аудит;

• ценовой аудит;

• экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно,

вида аудита:

а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности

бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа

системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего

контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку,

потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля

в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту

даются рекомендации, как улучшить систему;

в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу

в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на

проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную

с точки зрения затрат услугу.

С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:

• общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-

правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);

• банковский аудит;

• аудит страховых организаций;

• аудит бирж;

• аудит внебюджетных фондов;

• аудит инвестиционных институтов.

Заключение

С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской

деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об

утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской

деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в

РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно

говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг.

Список использованной литературы

1. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. «Аудит: общий, банковский,

страховой» Учебник. – М.: ИНФРА-М,2001

2. Справочно-правовая система «Гарант»

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.