| |||||
МЕНЮ
| Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВКСлужба проверяет: содержание заключенного с работником трудового соглашения; наличие документа, регламентирующего должностные обязанности сотрудника до того, как он приступит к исполнению служебных обязанностей. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ В процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей СВК контролирует: эффективность и работоспособность систем, контролирующих соблюдение работником установленных правил совершения банковских операций. Под эффективностью и работоспособностью понимается наличие процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного ему объема и состава операций, соответствие условий проводимых работником сделок общей политике привлечения или размещения ресурсов банка. Это предполагает контроль за: соблюдением лимитов открытых позиций дилерами и брокерами4 объемами выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов, а также установление объема и сделок, выше которого решения о проведении сделки принимаются вышестоящим руководителем. ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ СВК контролирует: корректность ведения работником первичной документации; проведение в полном объеме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования; процедуру формирования на базе документов балансовых данных; регулярность рассмотрения вышестоящим руководителем результатов проведенных работником операций; эффективность применения процедур защиты конфиденциальной банковской информации. 2-й уровень Риски ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата: кредитный риск4 риск неперевода средств; рыночный риск; процентный риск; риск потери ликвидности; операционный риск; правовой риск; риск потери репутации банка. Основной объект контроля – механизмы принятия решений в банке и соответствие тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определенными его участниками и закрепленными в документах. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СВК представляет руководству банка заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также предложения об организационных решениях , которые необходимо предпринять для их достижения. При рассмотрении программы развития банка СВК оценивает соблюдение оптимальных значений рисков и учета пруденциальных норм с точки зрения их реального выполнения. Одновременно контролируется включение в управление банком процедуры оптимизации принимаемых рисков: на каждом уровне принятия решений должны бать установлены качественные и количественные ограничения рисков4 каждое подразделение должно иметь четко установленные ограничения полномочий и ответственности, а в тех случаях, когда функции пересекаются, или в случае проведения сделок, несущих высокий риск, необходимо иметь механизм принятия коллегиальных решений; должен быть порядок пересмотра внутрибанковских ограничений на объем, состав и условия совершаемых отдельными подразделениями сделок и перераспределения рисков; банк должен иметь план оперативных действий, в случае если негативное влияние рисов наступило одновременно, в связи с чем банк испытывает дефицит свободных средств. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ СВК на основе регулярных комплексных и тематических обследований подразделений банка контролирует соблюдение принятых на предварительном этапе правил оптимизации рисков. При этом постоянно отслеживаются: значения рисков, оперативность и достоверность информирования руководства банка о текущем состоянии показателей риска по банку и в разрезе подразделений с позиций их соответствия пруденциальным нормам; своевременность выполнения подразделениями и работниками банка принятых от имени банка обязательств, соответствие практики проведения сделок нормам законодательства и деловым обычаям; недопущение убытков и снижения объема собственного капитала банка; качество принимаемых банком залогов; соблюдение принципа коллегиальности принятия решений, в случаях когда такой подход принят в банке или установлен Банком России; наличие у банка возможностей оперативно привлекать ресурсы ил доразмещать средства в случае непредвиденных изменений емкости ил доходности используемых сегментов финансовых рынков; соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок; соответствие данных синтетического и аналитического учета СВК совместно со службой безопасности проводит тематические проверки в случаях, когда совершаемые подразделением или работником операции незапланированно изменяются с точки зрения объемов или состава применяемых инструментов. Банк России рекомендует наделить СВК следующими правами и обязанностями: согласование условий конкретной сделки банка в случае, если объем возможных убытков от ее проведения превышает 3% капитала банка; приостановление проведения подразделением или работником сделок в случае нарушения им установленных значений рисков до принятия решения компетентным органом управления банка. ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ СВК организует изучение рисков, анализирует практику управления ими, имея в виду внесение руководству банка предложений о совершенствовании методики оценки и порядка контроля за рисками, а также предотвращение нарушений установленного порядка контроля. 3-й уровень Риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и нормативно-правовыми условиями деятельности: не отвечающие интересам банка текущая емкость и доходность финансовых рынков, на которых банк проводит операции; негативные общие и структурные тенденции экономического развития; неблагоприятные изменения государственной экономической политики; неблагоприятные изменения нормативно – правовых условий банковской деятельности. Объект контроля – аналитическая работа с точки зрения учета в управлении банком влияния экономических и нормативно-правовых условий его работы на эффективность выбранных направлений текущего и перспективного развития банка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СВК контролирует полноту, состав и своевременность обновления исходных баз данных, на основе которых аналитические и функциональные подразделения банка оценивают и прогнозируют перспективу. Контролирует наличие порядка оперативного и систематического информирования руководства банка: о выводах и предложениях аналитических служб о текущей ситуации; о прогнозах развития ситуации на соответствующем сегменте рынка; об изменениях в экономике в целом, в нормативно-правовом обеспечении банковской деятельности. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ СВК периодически проверяет исполнение задач анализа и прогнозирования ответственными работниками и подразделениями банка и своевременное доведение выводов и предложений аналитического характера до руководства банка. Отслеживает наличие в функциональных подразделениях системы контроля качества и стоимости предлагаемых банком продуктов, сравнение их с услугами других банков. Оценивает своевременность реагирования функциональными подразделениями на действия конкурентов, а также на изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом секторе. ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ СВК сравнивает выводы и рекомендации аналитических служб и реальное развитие ситуации, вносит соответствующие предложения руководству банка. Актуальность проблемы внутреннего контроля всегда признавалась банковским сообществом. Практика повседневной работы, направленной на минимизацию своих рисков, привела российские банки к осознанию необходимости создания в той или иной форме систем внутреннего контроля. Законодательно закреплен контроль со стороны владельцев через общее собрание, совет и ревизионную комиссию банка. Исполнительное руководство (правление) обязано постоянно вести оперативный контроль за всей деятельностью банка. Есть главный бухгалтер и подчиненные ему сотрудники. Каждое структурное подразделение банка в соответствии с законом и нормативными актами обязано осуществлять внутренний контроль за совершаемыми операциями. Такой контроль и его процедуры предусмотрены должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей подразделений. Выдачу кредитов заемщикам контролирует кредитный комитет. Существуют, как правило, служба безопасности и различные аналитические подразделения. Существуют внутренний и внешний аудит. Этой сложной совокупности контрольных органов не хватает только одного - качества контроля. А низкое качество контроля в свою очередь обусловлено низким качеством управления деятельностью банков. Необходимым предварительным условием качественного внутреннего контроля можно полагать хорошую регламентацию операций, проводимых в банке, когда контролирующие точно знают из документов, как именно обязаны (или могут) действовать проверяемые. Другим условием можно считать то, что служба внутреннего контроля в банке должна создаваться в интересах эффективного им управления. Можно также принять за аксиому положение о том, что все основные (общесистемные) решения относительно системы контроля должны быть тщательно проработаны с самою начала. Исходя из этих условий можно предложить следующие основные принципы создания качественной системы внутрибанковского контроля: Принцип целевой ориентации — направления деятельности системы внутреннего контроля и решаемые ею задачи должны быть ориентированы прежде всего на достижение утвержденных целей деятельности банка, отраженных в его планах (программах) в виде конкретных работ. Принцип первого руководителя — классический принцип построения систем управления, предусматривающий, что система внутреннего контроля создается и функционирует под руководством председателя правления (иной вариант — председателя совета) банка. Принцип целостности и полноты системы — система должна быть единой, состоящей из упорядочен ной совокупности элементов, объединенных логическими связями и действующих согласованно для решения поставленных перед нею задач, а ее действие должно распространяться на все виды деятельности и операции банка. Принцип документарной основы контроля — контролю подвергаются деятельность банка, указания и решения его руководителей, закрепленные в принятых формах документов. Принцип регламентации – функционирование системы должно четко и однозначно определяться документами единого комплекса организационно-управленческой документации банка. Все документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля, должны строиться вокруг основного документа, имеющего статус стандарта банка. Принцип адаптации — система должна быть гибкой и оперативно настраиваться на использование новых инструментов контроля и/или решение новых задач. Принцип специализации — система внутреннею контроля не должна разрушать сложившуюся организационную структуру банка, а выполнять свои функции путем «вживания» в нее; не должна подменять собой другие системы или службы и дублировать их работу, а также вмешиваться в оперативную деятельность подразделений и служб банка. Принцип обеспечения качества решений — вся информация, поступающая руководителям банка, должна обладать качеством и достоверностью, необходимыми для принятия на ее основе оптимальных решений. Внутри системы контроля должны быть предусмотрены процедуры контроля качества работы самой этой системы. Принцип содержательного характера контроля — контролироваться должно прежде всего соответствие характера исполнения документа (решения, указания) ею экономической сущности. Принцип оперативности — концентрируя и уплотняя информацию с использованием всех доступных методов ее комплексною анализа, система должна обеспечивать обработку и представление информации руководителям банка в реальном масштабе времени, т.е. в сроки, позволяющие им своевременно принимать необходимые решения, а ответственным исполнителям — успевать принимать к исполнению эти решения. Приложение 8 |Принципы внешнего банковского контроля: |Принципы внутреннего контроля: | |1.Универсальность и обязательность. Под |принцип разделения | |надзор должны попадать все без исключения |обязанностей, | |кредитные организации, работающие на | | |территории страны, причем согласие на | | |контроль и выполнение требований | | |контрольных органов должно быть | | |обязательным условием не только получения | | |банковской лицензии, но и последующего | | |выполнения банковских операций. | | |2. Законодательное закрепление за |принцип непрерывности, | |Центральным Банком контрольных функций с | | |предоставлением ему права издавать | | |соответствующие нормативные акты, | | |обязательные для всех банков (кредитных | | |организаций). | | |3. Единство требований контрольных органов.|принцип предметности и | |Ко всем кредитным организациям, выполняющим|конкретности, | |одинаковые виды деятельности (операции), | | |должны предъявляться одинаковые | | |требования. Там же, где требования могут | | |и/или должны быть дифференцированными, | | |должны использоваться ясные и стабильные | | |правила дифференциации. Закон разрешает | | |Банку России дифференцировать, например, | | |экономические нормативы деятельности | | |банков, однако он не пользуется этим | | |правом. | | |4. Обязательность исполнения законных |принцип объективности, | |требований органов контроля. | | |5. Единство количественного и качественного|принцип всеохватности и | |контроля. Необходимо отслеживать не только |многоплановости, | |формальное соблюдение кредитными | | |организациями тех или иных правил, | | |нормативов, требований, указаний, но и | | |качественных (экономических и финансовых) | | |характеристик их развития, что требует | | |хорошего мониторинга и не менее | | |качественной индивидуальной аналитической | | |работы. | | |6. Сочетание превентивного (упреждающего) и|принцип информационной | |последующего контроля. Превентивный |достаточности для принятия | |контроль следует понимать и как |решения и ограничения доступа к| |предварительный (еще на стадии создания |информации, не относящейся к | |банка), и как профилактический, |проведению конкретной операции | |предупреждающий появление и накопление в |и/или превышающей лимит | |деятельности функционирующих банков |функциональной необходимости в | |негативных явлений и тенденций. Если надзор|рамках должностных | |выявляет важные проблемы на ранней стадии |обязанностей, | |их развития, когда «ничего еще не | | |произошло», то основанием для применения к | | |соответствующему банку регулирующих мер | | |воздействия следует признать саму | | |рискованную деятельность, а не только | | |фактически состоявшееся нарушение тех | | |формальных соотношений структуры баланса, | | |которые в конечном итоге и отражены в | | |обязательных нормативах банковской | | |деятельности. К этому должны быть готовы, в| | |том числе психологически, работники как | | |надзорных органов, так и банков. | | |7. Сочетание дистанционного |7. принцип использования | |(документарного) и «контактного» (проверки |различных видов контроля в | |на местах) способов контроля. Контроль |зависимости от функциональной | |только в форме документарных проверок |принадлежности объектов | |(дистанционного анализа документов) |контроля, текущей необходимости| |совершенно себя не оправдывает. |и комплексности поставленных | | |задач. | |8. Профессионализм контроля. Чтобы | | |эффективно вести надзор, нужно четко | | |понимать характер бизнеса банков (в целом | | |лучше, чем работники проверяемых банков), | | |свободно ориентироваться в его тенденциях и| | |на этой основе анализировать проводимые | | |банком операции. | | |9. Адекватность контроля. Небольшие банки с| | |малым количеством операций объективно | | |требуют только технологического надзора, | | |тогда как крупные и средние нуждаются в | | |углубленном анализе. | | |10. Конструктивный характер контроля. | | |Главная задача надзорных органов — помогать| | |поддерживать работоспособность банка, как | | |можно раньше выявлять причины возможных | | |трудностей и своевременно содействовать их | | |преодолению. Центральный банк не должен | | |выступать в роли надзирателя. | | |11. Консолидированный характер контроля. | | |Контроль за банком должен вестись на основе| | |учета операций всех его подразделений | | |(филиалов, отделении), а также дочерних и | | |зависимых организаций. | | |12. Сочетание государственного, | | |независимого аудиторского (внешнего), | | |общественного (со стороны общественных | | |объединений самих банков) и внутреннего | | |контроля. | | |13. Достоверность данных и полная | | |ответственность за их качество и | | |конфиденциальность. | | |14. Открытость для широкой общественности. | | ----------------------- Б А Н К Служба Внутреннего Контроля Подразделение Внутреннего контроля Подразделение Управления рисками Подразделение Внутреннего аудита Аналитические и контролирующие подразделения Прочие подразделения Прочие подразделения Прочие контрольные подразделения БАНК Служба Внутреннего контроля Другие подразделения банка Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|