рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Аудит операций с денежными средствами

Проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с

юридическими лицами

В соответствии с Указание ЦБР от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об

установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской

Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен в

Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между

юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тысяч рублей. Пытаясь обойти

запреты, отдельные предприятия разбивают сумму платежа и проводят ее по

разным ордерам.

Фирме (предприятию, организации), предпочитающей расплачиваться

наличными деньгами, необходимо оплачивать сделку в течение нескольких дней

с расчетом, чтобы сумма платежа в один день не превышала установленного

предела.

Таким образом, выявляя нарушения кассовой дисциплины, аудитор может

оценить величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на

предприятие в целом в случае его проверки, и сопоставить ее с финансовым

результатом деятельности предприятия.

Следовательно, проверка проводится с целью установить, совершаются ли

на предприятии расчеты с другими юридическими лицами суммами, превышающими

установленную предельную величину. Для этого применяется метод сплошной

проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира,

кассовых книг, договоров с юридическими лицами.

Результаты фиксируются по форме, представленной в табл. 4.

Таблица 4 При проверке операций по кассе необходимо зарегистрировать все

случаи нарушения лимита расчетов

|Наиме|Номер |Дата|Номер|Дата |Срок действия |Сумма |Сумма платежа|

|нован|первичног| | |оплаты|лимита |лимита|превышающего |

|ие |о | | | | | |установленный|

|юр. |документа| | | | | |лимит |

|лица | | | | | | | |

| | |РКО | |начало|конец | | |

Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями

являются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от

различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также

денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств

производится взаимная проверка операций по кассе и по банку, проверка

дебиторской и кредиторской задолженности и может быть сверкой расчетов.

Документами, подтверждающими движение (оприходование) денежных средств,

являются приходные кассовые ордера, отражающие факт поступления денежных

средств в кассу с расчетного счета, а также чековые книжки, корешки чековых

книжек и выписки банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а

также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в

условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются

надписью «Аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно просмотреть

чековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и

незаполненных чеков (их должно быть столько, сколько указано на обложке

чековой книжки), и заполнить таблицу по форме (см. табл. 5).

Таблица 5 Реестр корешков чеков, отсутствующих в чековой книжке

|Начальный |Дата выписки |Номер |Заключительный номер в|

|номер чека в |предыдущего |отсутствующего |чековой книжке |

|чековой книжке|чека |корешка чека | |

Проверка правильности и своевременности оприходования денег, получаемых

по денежным чекам из банка, является целью выявления неоприходования денег

в кассу предприятия. Для этого просматривается кассовая книга. В случаях,

когда встречается надпись «Получено из банка по чеку __», сверяется сумма,

указанная в кассовой книге, с суммой, указанной на корешке чековой книжки,

и суммой, указанной в выписке банка.

Кроме того, сличается номер чека, указанный в приходном ордере, с номером

на корешке чека. Заполняется таблица по форме, приведенной в табл. 6.

Таблица 6 Реестр сумм, полученных из банка и полностью не оприходованных в

кассу предприятия

|Дата |Сумма |Сумма |Номер |Сумма по |Дата |Отклонение |

|отчета |оприходо|по чеку|корешка |выписке |выписки |оприходован|

|кассира|вания в | |чека |банка |банка |ной суммы |

| |кассу | | | | |от |

| | | | | | |полученной |

При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной

наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных

оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в

кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и

выявить случаи ее расхода на различные цели.

Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации)

погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник

(лицо, организация) должником не считается. Но если деньги в кассу не

оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении

работники должны погашать свою задолженность.

В случаях, когда в учете значится задолженность за уволившимися

сотрудниками, необходимо проверить эти факты методом письменных

подтверждений от третьих лиц или методом устных опросов.

Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации предусмотрен

ряд моментов, соблюдение которых на практике позволяет, во-первых,

предотвратить злоупотребления и, во-вторых, значительно облегчить работу

аудиторов. Так, п. 11 Порядка ведения кассовых операций предусматривает,

что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех

рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня

возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет

об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

В соответствии с п. 21 Порядка ведения кассовых операций приходные

кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале

регистрации приходных кассовых ордеров. Кассовые приходные и расходные

ордера должны иметь раздельную нумерацию. Прием денег по кассовым ордерам

может производиться только в день их составления (п. 19 Порядка ведения

кассовых операций).

Если по выписанному приходному ордеру деньги в кассу не поступили, то

кассир обязан вернуть его в бухгалтерию, о чем должна быть сделана отметка

в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска

в нумерации ордеров следует проверить, не вызвано ли это уничтожением

документов или другими злоупотреблениями.

Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц,

которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные нужды,

оформление сотрудниками «заявлений на выдачу денег», указание в

разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица

срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям.

Вместе с тем лица, получившие деньги на хозяйственные нужды, также

должны своевременно отчитаться и произвести полный расчет по выданным в

подотчет суммам. Документами для проведения проверки будут приходные

кассовые ордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал-

ордер № 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

Если в кассовом ордере по строке «Основание» будет значиться «Остаток

подотчетных сумм», в соответствии с которым, производится возврат денежных

средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и

командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными

документами (хозяйственные расходы). Сравнивается дата составления

авансового отчета (последний должен быть составлен не позднее трех рабочих

дней со дня возвращения из командировки), является ли этот день рабочим для

данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета, номер

приходного ордера, указанный в авансовом отчете, по которому вносится

остаток неизрасходованных сумм, с номером, датой и суммой по приходному

ордеру, а также с журналом-ордером «Расчеты с подотчетными лицами».

В случае выявления расхождений следует заполнить следующую таблицу по

соответствующей форме (см. табл. 7).

Таблица 7 Реестр возврата и оприходования не израсходованных остатков

подотчетных сумм

|Авансовый отчет|ПКО |Отклонен|Журнал-ордер |

| | |ие | |

|№ |дата |сумма|номер |Дата |Сумма | |ФИО |Сумма |Сумма |

| | | | | |возврат| | |возвра|остатка |

| | | | | |а | | |та | |

Последовательный просмотр всех приложенных к отчету кассира за

определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволит выявить

перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации

приходных и расходных кассовых ордеров (если таковые имеются).

Часто на предприятиях используются бланки расходных кассовых ордеров,

объединенных с заявлением на выдачу денег на оборотной стороне. Если срок,

на который выдаются деньги, установлен, то аудитор сверяет эту дату с датой

составления авансового отчета и датой приходного ордера. Необходимо

помнить, что в случае несвоевременной сдачи авансового отчета и невозврата

остатка денежных средств эта сумма присоединяется к основному заработку и

облагается подоходным налогом.

Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера

зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых

ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале

регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты

приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Злоупотребления посредством подлогов возможны в результате

недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Неотражение

даты составления документов, нумерации, других реквизитов позволяет

использовать их для целей незаконного списания денег. Недоброкачественность

их исполнения может быть выявлена при формальном осмотре первичных

документов. Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых

отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе,

которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и

всех платежных ведомостей проводится с целью выявления таких

злоупотреблений.

Признаками подлога могут служить наличие среди первичных документов

ксерокопий, документов со следами подшивки, изменения цвета документа из-за

давности его составления, штампов гашения документов.

Кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены

бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выполнены на

машине (пишущей, вычислительной), компьютерах. Подчистки, помарки или

исправления не допускаются.

Все ранее проверенные аудитором документы следует отмечать его

подписью или штампом. Особое внимание следует проявить при проверке

регистрации платежных ведомостей, так как одним из способов подлога

является внесение в расчетно-платежные ведомости подставных лиц, на которых

выписывается заработная плата с целью ее присвоения. При проверке сверяют

табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении,

первичные документы о начислении заработной платы и с данными платежных

ведомостей, карточек лицевых счетов, приказов о зачислении на работу и об

увольнении, первичных документов по начислению заработной платы. Обращают

особое внимание на номер или наименование подразделения (цеха, отдела),

периода, за который производится выплата, период работы лица на данном

предприятии.

Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленной

заработной платы, то этот подлог можно выявить путем сравнения данных

синтетического и аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по

оплате труда». Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с

наличием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются: Главная книга,

журналы-ордера (по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

по кредиту счета 50 «Касса»), журнал регистрации платежных ведомостей.

Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 «Расчеты с

персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по

налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и

т.д.

В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской

Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в

банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых

льгот, кассир должен:

в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не

произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки

«Депонировано»;

составить реестр депонированных сумм;

в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о

фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы

с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.

Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение

депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим

основаниям. Выявление злоупотреблений с депонированными суммами возможно

путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных

аналитического учета с данными синтетического учета. В соответствии с

Планом счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на

счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по

депонентам». Кредитовый оборот по субсчету «Расчеты по депонентам» за

период - невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы,

дебетовый оборот - погашенная в течение периода задолженность по

депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные

суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет депонированных сумм

ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

При наличии расхождений между документами следует составить таблицу по

прилагаемой форме (см. табл. 8).

Таблица 8 Ведомость расхождений между платежными ведомостями и реестром

депонированных сумм

|Ведомость |Реестр депонированных |Отклонение |

| |сумм |(+,-) |

|номер |дата |ФИО |Сумма |номер |ФИО |За |Номер |сумма |

| | | |записи | | |какой |ведомос| |

| | | | | | |период |ти | |

Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом

нарушений, которые следует исключить в учетной практике.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся ошибок при аудите

кассовых операций.

Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:

1. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора,

руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код

организации и т.д.);

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от

физических лиц и юридических лиц и т.д.);

3. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и

тех же документов;

4. Списание сумм без оснований и по подложным документам;

5. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета

итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;

6. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического

и аналитического учета;

7. Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и

организациям;

8. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим

основаниям;

9. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину;

10. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых

машин, без регистрации их в налоговых органах;

11. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие

подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию

(организации);

12. Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя

предприятия специальная комиссия;

13. В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные

ревизии кассы не проводились;

14. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

15. На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга;

16. В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации

кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не

составляет.

Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин

В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении

контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»

при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской

Федерации все организации (в том числе физические лица, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны

применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Исключение из этого порядка

допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных

категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо

особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с

населением без применения ККМ, утвержденный постановлением Правительства РФ

от 30.06.93 № 745 (с учетом последующих изменений и дополнений).

В этот Перечень, например, включены следующие организации (в том числе

физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица):

- оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой

отчетности;

- реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно-

журнальных киосках;

- реализующие ценные бумаги;

- реализующие лотерейные билеты;

- торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других

территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением

находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов,

помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и

приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков

внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными

товарами.

При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы)

ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в

Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе

по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира-

операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало

и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки. Если в

организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.