рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой

|последствий | | | | | | | |

|Чернобыльской | | | | | | | |

|катастрофы | | | | | | | |

|Фонд финансирования |11,3 |7,9 |- |- |- |- |- |

|дорожного хозяйства | | | | | | | |

|Фонд содействия |6,5 |4,6 |8,4 |5,7 |3,1 |3,2 |47,7 |

|занятости населения | | | | | | | |

|Всего |142,8 |100,0|31,9 |100,0 |41,8 |100,0|56,1 |

| | | | | | | | |

Налоговая система Украины строится на соединении прямых и косвенных

налогов. Прямые налоги характеризуются тем, что они устанавливаются

непосредственно на доход или имущество плательщика налогов. Косвенные –

включаются в виде дополнения к цене товара или тарифа на услуги,

выплачивают потребителями этих товаров. При прямом налогообложении денежные

отношения возникают между государством и налогоплательщиками,

при косвенном – субъектом налогообложения становится продавец (услуг),

который выступает посредником между государством и производителем,

потребители товара или услуг.

Постоянные изменения и дополнения налогового законодательства Украины

приводят к недоплате спрогнозированных показателей производственно-

хозяйственной деятельности предприятий и не достижению конечного

результата - прибыли, рентабельности, окупаемости капиталовложений и др.

Это создает фактор неопределенности предприятий в налоговой системе

Украины.

В процессе реформирования налоговой системы в Украине должны быть

устранены недостатки в правовом регулировании налоговых отношений,

обеспечены правовые гарантии, как налогоплательщиков, так и государственных

налоговых органов, отрегулированы процессуальные вопросы ответственности за

невыполнение, неполное или несвоевременное выполнение налоговых

обязательств, а также за нарушение норм налогового законодательства

Украины.

Свое отражение законодательные закрепления также должны найти в

Налоговом кодексе Украины, который регулировал бы все вопросы налоговых

отношений между государством и налогоплательщиками.

Сегодня актуальной является проблема легализации скрытых доходов

юридических и физических лиц, и решать ее необходимо на общегосударственном

уровне в интересах народа. Государственная казна ежегодно теряет от

функционирования нелегального бизнеса половину доходов государственного

бюджета Украины.

Система налогообложения должна строится по следующим принципам:

стимулирование предпринимательской производственной деятельности и

инвестиционной активности;

обязательность, равнозначность и пропорциональность;

равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации;

социальная справедливость, стабильность, экономическая обоснованность,

равномерность уплаты;

компенсация, единый подход, доступность.

Опыт цивилизованных и развивающихся стран свидетельствует о том, что

без разветвленной системы страхования не в состоянии сейчас существовать ни

одно современное общество. И чем стабильнее система, тем лучше для

общества. Законодательство Украины, в отличие от законодательства других

стран, отличается его нестабильностью.

Законы и подзаконные акты, которые принимаются, нередко противоречат

один другому, а также Конституции Украины.

По мнению главного государственного налогового инспектора Украины

Анатолия Шаланского, существующая система налогообложения в сфере

сельскохозяйственного производства требует существенных изменений с тем,

чтобы создать благоприятные условия для стимулирования увеличения объемов

производства продукции (56).

По его мнению, было бы справедливо вернуться к нашему опыту прошлых

лет и несмотря на финансовое состояние страны не отменять, а вводить

повышенные размеры пенсий для отдельных категорий граждан (22).

По мнению О. Грибакова необходимо проводить социальные и пенсионные

реформы в Украине, что дает возможность уменьшить социальную напряженность

в обществе и оздоровить общую экономическую ситуацию (36).

Налоговая система в Украине прошла определенный период своего

становления и сейчас находится на этапе усовершенствования. Вся система

налогообложения действует в социально-экономической среде и имеет связь с

нею через законодательные акты. Целью системы является создание финансовых

условий для выполнения ими экономических и социальных функций.

Вдовиченко М. в своей статье выделил следующие принципы эффективной

системы налогообложения:

1) равное распределение налогов. Налоги должны быть распределены между

всеми гражданами в одинаковых пропорциях, платежи каждого для общей

пользы должны отвечать его доходу;

2) определенность налогов. Размер налога, время и способ платежа должны

быть определенными, известными плательщику;

3) сбор налогов в удобное время. Так, например, сельскохозяйственный налог

нужно взимать после продажи урожая;

4) дешевый сбор налогов. Затраты на внесение налогов должны быть

минимальными;

5) налог всегда должен изыматься с чистого дохода, а не с капитала, чтобы

источник государственных доходов не исчерпывался (34).

В. Пихоцкий считает, что налоговая политика должна обеспечить решение

задачи: с одной стороны установление оптимальных налогов, которые не будут

сдерживать развитие предпринимательства, а с другой стороны, обеспечение

поступления в бюджет средств, достаточных для удовлетворения

государственных и социальных потребностей.

Для этого налоговая политика должна быть основана на таких принципах:

1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщиков, то есть уровня их доходов.

2) Налогообложение доходов должно носить одноразовый характер.

3) Обязательность уплаты налогов.

4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономными для учреждений, которые

собирают налоги.

5) Налоговая система должна быть гибкой и легкой, адаптированной для

изменений общественно - политических и экономических условий.

6) Налоговая система должна обеспечить рациональное перераспределение

созданного валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом

государственной экономической политики.

Приближение к этим принципам должно обеспечить принятие Налогового

кодекса (46).

Л. Стюбен в своей статье определил ключевые позиции, по которым должна

строиться украинская налоговая система, а именно:

- главная цель налоговой системы может состоять в обеспечении

поступления налогов в бюджет;

- налоговая система должна быть нейтральной;

- необходимость расширения налоговой базы;

- налоговая система должна быть справедливой;

- налоговая система не может быть дискриминационной по отношению к одним

налогоплательщикам и предоставлять преимущества другим;

- налоговая система должна быть прогрессивной;

- налоговая система должна оказывать содействие инвестициям,

экономическому развитию, конкурентоспособности;

- должна быть стабильной и прогнозируемой;

- разные налоговые законы должны быть взаимодействующими;

- налоговая система должна быть по возможности простой и понятной;

- администрирование налоговой системы должно быть справедливым и

правдивым (52).

Коренева О.Г. утверждает, что основными направлениями

усовершенствования налоговой политики в части стимулирования повышения

уровня обеспеченности предприятий оборотными средствами являются:

- освобождение от налогообложения части прибыли, которая направлена на

пополнение собственных оборотных средств.

- регламентирование обязательного направления части дохода, которая

остается в распоряжении предприятий, на пополнение оборотных средств;

- максимальное приближение сроков уплаты налоговых платежей к моменту

получения доходов (42).

Воронкова О.М. сформулировала следующие необходимые мероприятия

построения эффективной системы налогообложения:

1) На основании будущего налогового кодекса Украины разработать единую

методику начисления налогов, упорядочить налоговые льготы.

2) Достичь оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами и

сберечь тенденции повышения прямого налогообложения.

3) Достичь научно - обоснованной системы дифференциации ставок налогов в

зависимости от объема хозяйственной деятельности субъектов

деятельности.

4) Повысить ответственность плательщиков налогов за своевременную и

полную оплату налоговых платежей.

5) привести налоговое законодательство в соответствие с условиями

Европейского Экономического Сообщества, придерживаясь международных

договоров относительно налогообложения (35).

Участие сельскохозяйственных предприятий в формировании

общегосударственного фонда финансовых средств обусловлено необходимостью

централизации в руках государства части чистого дохода предприятий и

направление их на решение экономических и социальных задач общества. Это

позволяет государству не только влиять на дальнейшее развитие сельского

хозяйства и промышленных предприятий, но и создавать условия для повышения

эффективности производства.

3.Организация и учёт взаимоотношений

хозяйства с Государственным бюджетом

3.1. Порядок расчета и взносов в бюджет фиксированного

сельскохозяйственного налога

С января 1999 года Опытное хозяйство "Днепр" стало плательщиком

фиксированного сельскохозяйственного налога.

Механизм извлечения фиксированного сельскохозяйственного налога,

который платят сельскохозяйственные товаропроизводители, порядок расчета

этого налога и его учет определяется в таких нормативно-правовых актах: в

Законе Украины №320 от 17.12.1998г. " О фиксированном сельскохозяйственном

налоге"; в Указе Президента Украины №652/98 от 18.06.98г. " О фиксированном

сельскохозяйственном налоге"; Порядке расчета фиксированного

сельскохозяйственного налога заполнения форм расчета, которая утверждена

приказом Государственной налоговой администрации Украины от 27.04.1999 г.

№230 в Положении "О порядке уплаты и учета фиксированного

сельскохозяйственного налога» утвержденном Постановлением Кабинета

Министров Украины от 23.04.99г. №658 с учетом изменений, дополнений и

рекомендаций.

Фиксированный сельскохозяйственный налог заменяет такие налоги, сборы

и обязательные платежи:

- налог на прибыль

- плата за землю;

- налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и

механизмов;

- коммунальный налог;

- сбор на геологоразведовательные работы, выполненные за счет

Госбюджета;

- сбор на обязательное социальное страхование;

- сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание

автомобильных дорог общего использования Украины;

- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

- сбор в Государственный инновационный фонд.

Чуть позже Законом Украины №320-X1V к этому списку было добавлено:

плата на приобретение торгового патента на осуществление торговой

деятельности; сбор за специальные использование природных ресурсов.

Действие этого налога предусмотрено законодательством до 1 января

2004г.

Для стабилизации сельскохозяйственного производства освобождены с 1

января 2001г. от уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога за

исключением внесения платежей на обязательное государственное пенсионное

страхование (68%) и обязательное социальное страхование (2%)

сельскохозяйственные производители, которые в соответствии Законом Украины

"О фиксированном сельскохозяйственном налоге" являются плательщиками

фиксированного налога. Таким образом, в 1999г. плательщики фиксированного

сельскохозяйственного налога начислили и перечислили Государственному

казначейству лишь 70% от расчетной суммы налога. А плательщиками

фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные

товаропроизводители разных организационно-правовых форм, у которых сумма

дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного

производства за предыдущий отчетный год превышает 50% общей сумы валового

дохода предприятия.

В случае, когда в отчетном году происходит изменение площадей

сельскохозяйственного угодий, осуществляется уточнение сумм налоговых

платежей за период до окончания налогового года и на протяжении месяца

подается расчет органам Днепропетровской налоговой администрации вместе с

выпиской с государственного земельного кадастра о составе Земельных угодий

и их денежной оценке.

Если в отчетном периоде валовой доход от операций с реализацией

сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее

переработки составляет меньше 50% от общего объема дохода, предприятие

платит налог на общих принципах.

К плательщикам налога относятся собственники земельного участка и

арендаторы земельных участков, которые производят сельскохозяйственную

продукцию.

Ставка фиксированного сельскохозяйственного налога с одного гектара

сельскохозяйственного угодий устанавливается в процентах к их денежной

оценке, которая приводится соответственно методике, утвержденной Кабинетом

Министров Украины, в таких размерах:

- для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,5

- для многолетних насаждений - 0,3.

Сумма фиксированного сельскохозяйственного налога на текущий год

определяется исходя из площадей и их денежной оценки, произведенной на 1

июня 1995г. соответственно методике утвержденной Кабинетом Министров

Украины от 23 марта 1995г. №213, и ставки фиксированного налога.

Расчет фиксированного сельскохозяйственного налога осуществляется по

форме, утвержденной налоговой администрацией, и подается Днепропетровской

ГНА каждый год до 1 февраля текущего года. Нужно добавить, что руководство

хозяйства не берет на себя ответственности по расчетам этого налога,

поэтому обращаться к ГНА по месту расположения. Для опытного хозяйства

"Днепр" расчет сумы фиксированного налога определяется по формуле:

П

пашни*(Дпашни*0,5/100)+Псенокос*(Дсенокос*0,5/100)+Ппастища*(Дпастбища*0,5/1

00)*

Пм.н.*(Дм. н.*0,3/100)=Sфиксированный налог,

где П - площадь земель, принадлежащих хозяйству;

Д - денежная оценка земель, рассчитанная по методике денежной оценки

земель сельскохозяйственного назначения, утвержденной Кабинетом Министров

Украины от 23.03.95г. №213.

Если сельскохозяйственному товаропроизводителю насчитанная в 1997 году

сума налогов и сборов превышает сумму фиксированного налога больше чем

втрое, то к суме фиксированного налога используют следующие коэффициенты:

- в случае превышения в 3-4 раза - 1,5;

- в случае превышения больше, чем в 4 раза –2.

При этом сумма налога, скорректированная на соответствующий коэффициент,

является сумой фиксированного сельскохозяйственного налога.

Так, как оплата налога производится не однократно, годовую сумму налога

делят на квартальные или месячные суммы.

Начисление и уплата фиксированного налога производится до 20 числа

каждого месяца отчетного года, начиная с 1 января и заканчивая 20 января

следующего за отчетным годом.

Законодательством предусмотрена помесячная оплата плательщиками налогов

одной третьей части сумы налога, определенной за каждый квартал от сумы

налога, в следующем объеме:

- в первом квартале - одна треть 10% от конечной суммы налога;

- во втором квартале - одна треть 10% от конечной суммы налога;

- в третьем квартале 1/3 50% от конечной суммы налога;

- в четвертом квартале 1/3 30% от конечной суммы налога.

Поставка зерна в счет фиксированного налога осуществляется не позднее 15

октября - с продукции ранних зерновых культур, до первого декабря с

продукции поздних зерновых культур, поставка продукции животноводства -

каждый месяц, но не позднее дня текущего месяца. В этом случае за

эквивалент продукции берется 1 тонна пшеницы мягкой 3-го класса, что

отвечает межгосударственному стандарту ГОСТ 9353-90, по цене, которая

каждый год устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Зачисление сельскохозяйственного продукции в счет оплаты

фиксированного налога осуществляется по ценам, установленным Постановлением

КМУ № 658, то есть с учетом НДС. Так, цена 1 тонны пшеницы мягкой 3-го

класса была установлена письмом Государственной налоговой администрации

Украины от 21.05.99 № 733 на 1999г. и составляла 220 грн. с учетом НДС. А

Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 1999 года №

1822 цена 1 тонны пшеницы, как эквивалент для начисления количества

сельскохозяйственного продукции за счет фиксированного налога, составила

300 грн.

Перерасчету подлежит стоимость остатка сельскохозяйственной

продукции, которая поступила в счет уплаты фиксированного налога, поскольку

в соответствии с Постановлением № 1872 новая цена была установлена на 1999

год, пересчету подлежит также стоимость продукции, которая поступила в счет

оплаты фиксированного налога, которая не реализована до 1.10.99г.

Обязательства по поставке товарной сельскохозяйственного продукции

заготовительным предприятиям в счет фиксированного сельскохозяйственного

налога возлагаются на предприятие, как на плательщика фиксированного

сельскохозяйственного налога.

На продукцию, которая поступила в счет оплаты этого налога,

заготовительные организации выписывают приемную квитанцию, исходя из

зачетного веса, но не выше установленных цен.

Каждый месяц до пятого числа, которое наступает за отчетным месяцем,

заготовительные предприятия, организации и плательщики этого налога

составляют акты приема передачи продукции в счет фиксированного налога.

В случае оплаты фиксированного налога в денежной форме - плательщик

фиксированного сельскохозяйственного налога, в случае оплаты в натуральной

форме - заготовительные предприятия перечисляют деньги на определенный

счет.

Отделения Государственного казначейства в районах осуществляют

распределение и перечисление средств, которые поступили в счет

фиксированного сельскохозяйственного налога, соответственно нормативам,

которые установлены законом Украины "О фиксированном сельскохозяйственном

налоге", а именно:

- в Государственный бюджет Украины -4%;

- в местный бюджет - 18%;

- на обязательное государственного пенсионное страхование - 68%;

- на обязательное социальное страхование - 2%;

- на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего

пользования - 2%;

- в фонд по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы - 5%;

- в государственный фонд содействия занятости населения - 1%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.