рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Орнитофауна плодовых садов

истории природы.

Необходимым условием формирования экологической культуры является

осознание социальной общественности взаимоотношений человека с природой.

Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в

природные взаимосвязи также составляет необходимую черту экологической

культуры.

Воспитание экологической культуры в большей степени задача школы и

всей системы образования. Следовательно, одна из актуальнейших задач

современной школы—экологическое образование подрастающего поколения,

обеспечивающее подготовку высоконравственных, образованных и гуманных

людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы

взаимоотношений с природой, как в своей основной жизни, так и в

общественной практике. Экологическое воспитание в школе тесно связано с

нравственным, что помогает формировать помогает формировать и развивать у

школьников нравственные чувства—как важнейший источник побуждения к этичным

действиям и поступкам. Воспитание охватывает не только сферу сознания, но и

область эмоциональных переживаний и практических действий.

Также очень важно формирование социально-экологических понятий, здесь

необходимо обратить внимание на восприятие природы не только с позиции

оценки экологических ресурсов. Необходимо показать аспекты ценностных

отношений между обществом и природой: эстетические, моральные и т.д. Такой

подход позволяет школьникам видеть природу через призму общественных

отношений, осознать место своей практической деятельности в экологической

деятельности общества. Экологическое образование должно строится на основе

сочетания глобального, регионального и краеведческого (местного) уровней.

4.1 Характеристика темы «Класс Птицы». Урок опробован в 7 классе.

Птицы—высоко организованные позвоночные животные, тело которых покрыто

перьями, а передние конечности превращены в крылья. Характерным отличием

птиц от других позвоночных животных является способ передвижения—полет.

Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности

строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселяться по

земле. Особенно разнообразны виды птиц в тропических лесах.

В настоящее время известно около 8600 видов птиц. Число видов в разных

широтах и в разных странах различно. На территории нашей страны встречаются

650 видов, что составляет около 8% мировой фауны птиц.

В последние годы все большее внимание уделяется проблеме охраны птиц,

так, как выполняют важную роль в природе, уничтожая насекомых вредителей,

мышевидных грызунов, семена и плоды сорных растений. Выполняя роль

санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу.

Поэтому каждый человек должен охранять и проявлять заботу о птицах. И

роль учителя прививать учащимся любовь к птицам, учить ребят заботится о

птицах. Самый доступный и распространенный вид заботы—изготовление и

развешивание искусственных гнездовий. В зимнее время необходима подкормка

птиц. Для этого развешиваются кормушки.

4.2 Задачи темы «Класс птицы».

Тема «Класс птицы» занимает важное значение в курсе биологии. При ее

изучении решаются следующие задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний строения,

жизнедеятельности, обмена веществ птиц в связи с полетом, приспособленности

их к жизни в разнообразных условиях среды, происхождения от древних

пресмыкающихся, знаний о разнообразном значении природы, жизни и

хозяйственной деятельности человека, иметь представление о системе

мероприятий по охране птиц, предусмотренных законом РФ об охране и

использовании животного мира.

Воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения

школьников на основе раскрытия взаимосвязи строения систем органов с их

функциями, взаимоотношений птиц со средой обитания, физиологических

взаимоотношений с пресмыкающимися; используя знания о приспособленности

птиц к полету, их значение в природе, необходимость охраны, осуществлять

экологическое воспитание, привитие бережного отношения к пернатым как

важного компонента среды обитания; расширять политехнический кругозор на

основе знаний научных основ птицеводства, его роли в решении задач

промышленности.

Развивающие: совершенствовать умения школьников наблюдать и узнавать

изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой

и пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся и

происхождении пернатых от древних пресмыкающихся, пернатых от древних

пресмыкающихся, продолжить формирования умения работать с учебником:

находить в тексте и рисункам учебника необходимые сведения для ответов на

вопросы, составления таблиц.

4.3 Распределение материала по урокам.

Птицы своеобразная группа животных, играющая важную роль в жизни

природы и человека.

Изучению птиц отводится большое место в высших учебных заведениях

биологического профиля и в средней школе. Успех этого изучения в

значительной мере зависит от наличия соответствующих учебников, учебных

пособий и программ.

Программ по биологии очень много. Наряду с программой к действующим

учебникам существуют еще авторские программы.

Большая часть новых программ может быть использована с применением

существующих учебников и учебно-методических пособий, разработкой которых

занимаются авторские коллективы.

В соответствии с основной программой традиционного типа «Биология 7-8

класс» А.И. Никишов, И.И. Шарова и «Биология 7-8 класс» под редакцией М.А.

Козлова на изучение учебного материала по теме «Класс птицы» отводится 11

часов учебного времени и дается планировка учебного материала.

Планирование часов по теме: «Класс птицы».

№ урока Тема урока

Урок 1. Особенности внешнего строения птиц.

Урок 2. Особенности строения скелета и мускулатуры птиц.

Урок 3. Особенности внутреннего строения и процессов

жизнедеятельности.

Урок 4. Размножение и развитие птиц, их происхождение.

Урок 5. Сезонные явления в жизни птиц.

Урок 6. Птицы леса. Экологические группы птиц.

Урок 7. Хищные птицы.

Урок 8. Птицы культурных ландшафтов.

Урок 9. Роль птиц в природе и жизни человека.

Урок 10. Птицеводство.

Урок 11. Обобщение и повторение темы «Класс Птицы».

4.4 Конспект урока по теме: «Птицы культурных ландшафтов».

Цель: Расширить и углубить знания учащихся об экологических группах

птиц, показать на примере птиц культурных ландшафтов черты их

приспособленности.

Задачи: 1) Образовательные: Дополнить, уточнить и расширить знания

учащихся о птицах городов и поселков, дать представление о

приспособленности птиц к условиям обитания.

2) Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, продолжить

формирование навыков поведения в природе.

3) Развивающие: Прививать интерес ребят к природе и ее изучению.

продолжить экологическое образование и воспитание учащихся. Развивать

логическое мышление, умение задавать вопросы по изученной теме, проблеме.

Развивать навыки и умения по подготовке биологических рисунков и

распознаванию птичьих голосов.

Методы: Словесные: рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос,

сообщения учащихся.

Наглядные: демонстрация таблиц, рисунков, фотоснимков, и чучел птиц.

Оборудование: Таблицы: «Хищные птицы», «Птицы культурных ландшафтов»,

фотографии, чучела птиц, рисунки.

Циклограмма урока.

1. организационный момент (2 мин).

2. проверка домашнего задания (6 мин).

3. изучение нового материала (25 мин).

4. обобщение (5 мин).

5. домашнее задание, оценки за урок (2 мин).

Ход урока.

1. организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. проверка знаний по предыдущей теме.

Вопрос: Что вы изучали на прошлом занятии.

Ответ: Тему: «Хищные птицы».

Вопрос: какие отряды хищных птиц вы знаете?

Ответ: отряд Дневные хищные птицы, отряд Совы.

Вопрос: Правильно. На основании каких признаков выделяют отряд

дневных хищников ?

Ответ: большинство хищников питаются позвоночными животными. В связи

с этим они имеют ряд приспособлений: когти у них длинные, острые,

крючковидные—или они хватают и умерщвляют добычу клюв короткий, крепкий,

кончик его крючковидно загнут внутрь—им они разрывают добычу на части.

Полет быстрый.

Охотятся в дневное время поэтому эту группу птиц обединили в отряд

Дневные хищные птицы.

Вопрос: молодцы, верно. Каких представителей отряда вы можете

назвать.

Ответ: Сокол, сапсан, черный коршун, черный гриф, скопа, орлан

белохвост.

Вопрос: Верно. Назовите представителей отряда совы?

Ответ: Филин, белая сова, ушастая сова, домовой сыч.

Вопрос: чем сова отличается от птиц из отряда Дневные хищники?

Ответ: сова охотится за добычей ночью. Днем сова прячется в укромных

местах и ее редко можно увидеть.

Вопрос: правильно. Какие же приспособления имеются у сов в связи с

ночным образом жизни?

Ответ: огромные глаза с широко раскрывающимися зрачками способны

видеть в темноте даже мелкие предметы, чуткий слух улавливает

незначительные шорохи. Полет сов бесшумный, что позволяет настигать добычу.

3. Изучение нового материала.

Учитель: молодцы, ребята: мы с вами вспомнили хищных птиц, но в

природе существует множество различных отрядов птиц. Птицы широко

расселились по всему земному шару. Они встречаются в лесу, поле, на реке, в

садах, горах, городах и поселках. На сегодняшнем уроке мы с вами

познакомимся с наиболее известной вам группой птиц—культурных ландшафтов.

В условиях культурных ландшафтов городов и поселков—в парках, садах, а

также на лугах и полях живут наиболее известные вам птицы. К ним в первую

очередь принадлежат представители отряда Воробьинообразных. Вопрос: Ребята,

назовите представителей этого отряда.

Ответ: домовой воробей, полевой воробей, грач, сорока, ворона,

ласточка, синица.

Учитель: молодцы, все верно. Все эти птицы относятся к отряду

воробьинообразные. В отряд входят огромное число видов и семейств. Больше

половины населяющих землю птиц относится к этому семейству.

В плодовых садах г. Мичуринска по проведенным нами исследованиям

наибольшим количеством отличается отряд воробьинообразные—77,9% от общего

числа всех видов птиц сада.

Воробьинообразные—птицы мелкой и средней величины. Клюв у них

различной формы, чаще более или менее прямой. Цевки и пальцы умеренной

длины, пальцев четыре. Крылья могут быть довольно длинные и острые (как у

ласточек) или короткими и тупыми.

Большинство видов воробьинообразных птиц связаны с древесной и

кустарниковой растительностью. Некоторые из них, например, пичуги и

поползни проводят всю жизнь на деревьях. Воробьинообразные—моногамные

птенцовые птицы. Для них характерно устройство тщательно сделанных гнезд,

которые они строят на деревьях, на земле, в парках, на человеческих

постройках. Пища воробьинообразных разнообразна. огромное большинство

наземные птицы. А сейчас ребята, послушаем сообщения о наиболее важных

семействах воробьинообразных, которые подготовили ваши товарищи. По ходу

урока вам необходимо заполнить таблицу:

Отряд воробьинообразные.

|Семейство |Представители |Характерные особенности|

| | |семейства |

| | | |

(Демонстрация таблиц и т.п.)

Сообщение №1: «Семейство Ткачиковые».

Данное семейство объединяет довольно разнообразных по внешнему виду

птиц. Большинство видов ведет древесный образ жизни. Телосложение их

плотное, голова округлая, шея короткая. Клюв конической формы, крылья у

большинства видов короткие и закругленные. По земле передвигаются прыжками.

Любит купаться в пыли или в пепле. Держатся стаями, некоторые виды даже в

период гнездования.

Домовый воробей—одна из наиболее широко распространенных птиц, живущих

по соседству с человеком. Вес его составляет 23-25 г. он отличается

коричнево-бурой окраской с серой «шапочкой», самец имеет черные горло и

грудь, самка вся буровато-серая, брюшко несколько светлее.

В нашей местности домовые воробьи в основном оседлые птицы, полностью

приспособившиеся к жизни вблизи человека. Зимой они часто встречаются на

улицах, около мусорных баков и на помойках. Гнезда воробьи устраивают под

крышами деревянных построек, в щелях обшивки, в старых искусственных

гнездовьях. В зимнее время они питаются в основном зерновыми, могут

посещать кормушки, весной в период вскармливания птенцов они поедают

насекомых и их личинок, половина из которых относится к вредителям:

майский жук, хлебная черепашка, яблонный цветоед или долгоносик, гусеницы

нектарного шелкопряда и листовертка. только для одного выводка птицы

собирают 500-700 насекомых. Воробьи подбирают насоренные семена

сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, могут поедать

хлебные злаки, а также семена сорняков, весной склевывают цветочные почки с

деревьев.

В сельской местности, на окраинах городов и поселков, на скотных

дворах и сельских дорогах часто встречается полевой воробей. По величине он

несколько меньше домового воробья, но стройнее его. Отличается по стройному

телу, коричневому темени, черным пятнам на белых щечках и двум светлым

полоскам на крыле.

Гнездится он чаще всего в естественной обстановке—по опушкам рощ, в

редколесье, в парках, в больших садах, на лугах и полях.

Полевой воробей несколько более насекомояден, чем домовой. Зимой он

приносит большую пользу, склевывая семена сорняков.

Учитель: воробьи принадлежат к тем немногим видам пернатых, которые

стали нашими постоянными соседями на городских и сельских улицах. Области

обитания этих птиц протянулись от Мыса Доброй Надежды в Африке, до

Сингапура в Юго-восточной Азии. Можно лишь гадать, что побудило воробьев,

обитающих в разных концах этого громадного пространства, независимо друг от

друга расстаться с исконными местами обитания и перебраться на жительство

поближе к людям.

За сезон пара домовых воробьев даже в умеренных широтах успевает

высидеть до трех выводков, а некоторые самки, вынужденные пополнять

погибшие кладки, сносят до пяти полных комплектов яичек. Полевым воробьям

удается вырастить по два выводка даже в Заполярье.

Вопрос: Какую пользу приносят воробьи?

Ответ: склевывая насекомых и их личинок, семена сорных растений

воробьи приносят большую пользу.

Вопрос: Ребята, каковы особенности рассмотренного семейства?

Ответ: большинство видов ведет дневной образ жизни. Телосложение

плотное, голова округлая, шея короткая, клюв конической формы. Крылья у

большинства видов короткие и закругленные. По земле передвигаются прыжками.

Любят купаться в пыли и пепле, держаться стаями.

Учитель: верно, а сейчас послушайте следующее сообщение.

Сообщение №2: «Семейство Врановые».

К этому семейству относятся наиболее крупные представители отряда

Воробьинообразных. Для них характерно плотное телосложение, сильный,

большой, конической формы клюв: оперение черной или пестрой окраски, у

многих с металлическим блеском. Половой диморфизм выражается лишь в

размерах: самцы крупнее самок. В Тамбовской области встречается 7 видов

данного семейства. Из них в плодовом саду г. Мичуринска обнаружено было два

вида: грач и сорока.

Грач—крупная птица, оперение черное с металлическим блеском. В

следствие того, что птицы постоянно клювом выкапывают из земли червей и

личинок, оперение у старых птиц вытирается, вокруг клюва видна грязно-белая

кожа.

Гнезда свои устраивают на деревьях, в поселении человека или вблизи

них. Молодые птицы строят свои гнезда, старые ремонтируют прежние.

Грачи гнездятся колониями. Самые многочисленные колонии грачей в

наиболее благоприятной для них зоне (степной) насчитывают до трех тысяч

гнездящихся пар, хотя чаще всего их бывает не более двух трех сотен. В свою

очередь это верхний предел для колоний, расположенных в лесной зоне, где

счет совместного гнездования пар идет на десятки.

Кожа на подбородке у грачей очень эластична, поэтому подъязычное

пространство легко превращается в своеобразную «сумку», которая вмещает до

пяти граммов провизии: дождевых червей и личинок насекомых. Сумка

оказывается очень кстати, когда приходит пора вскармливать птенцов,

отличающихся завидным аппетитом.

Галка—оседлая птица, средней величины, черная с серым «платочком» на

голове.

Обыкновенные галки образуют постоянные пары, не распадающиеся в

течении всей жизни партнеров. Строят гнездо супруги вместе натаскивая в

гнездо толстый слой веток, сухой травы и всевозможного мусора. Гнезда,

используемые много лет не раз, покоятся на фундаменте метровой величины.

Сорока имеет яркую черно-белую окраску. Она строит гнезда на деревьях.

Гнездо представляет собой шаровидную камеру с одним-двумя выходами, внутри

находится толстостенная чаша, вымазанная глиной.

В нашем городе сорока стала селиться совсем недавно, примерно 15 лет

назад. Сейчас гнезда сороки в городе встречаются часто. Питается сорока

червями, насекомыми, причем может, как кукушка поедать мохнатых гусениц, не

брезгует мелкой лягушкой или ящерицей.

Ворона—крупная птица, которую легко точно узнать по окраске. В народе

говорят, что на ней «черный фрак на сером жилете». Это оседлая или кочующая

птица. Часто и громко кричит «Карр-карр». Гнезда открытого типа,

располагаются в глубоких развилках на больших деревьях. истреблением гнезд

мелких птиц ворона приносит значительный вред человеку и поэтому ее

отстреливают.

Вопрос: перечислите представителей данного семейства.

Ответ: грач, сорока, ворона, галка.

Вопрос: назовите особенности семейства.

Ответ: птицы крупные, плотного телосложения, сильный большой

конической формы клюв, оперение черной или пестрой окраски, у многих с

металлическим блеском.

Учитель: Правильно. Послушайте следующее сообщение.

Сообщение № 3: « Семейство синицевые».

Это семейство объединяет подвижных, бойких птиц с коротким прямым

клювом. Оперение у них густое, мягкое, крылья сравнительно короткие. В

окраске синиц типичны «белые щечки». В нашей области встречается 8 видов.

Большая синица—одна из самых крупных синиц, немного больше воробья. От

других видов синиц отличается черной продольной полоской «галстуком» на

желто-зеленой груди, на затылке светлое пятно. Главная пища синиц

насекомые, которых синица поедает зимой и летом. Особенно полезна для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.