рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы

связанную с такими видами деятельности как организация ценных бумаг,

согласование условий займов и установление видов выпускаемых ЦБ; выпуск и

размещение ЦБ, в том числе за свой счет; управление выпуском ЦБ по их

номинальной стоимости, то есть определением количества выпускаемых ЦБ с

учетом интересов и возможностей дилеров, структуры акционерного капитала и

надежности партнеров; гарантия эмиссии, означающая обязательство купить

нереализованную часть выпущенных ЦБ, что, в известной степени, освобождает

эмитента АПК) от риска; изучение финансового положения и перспектив

деятельности потенциальных инвесторов путем выбора наиболее надежных из

них; предоставление средне и долгосрочных кредитов.

Исходя из существующей практики инвестиционных институтов РИС действует на

первичном рынке ЦБ как посредник между субъектами и самими АПК,

стремящимися мобилизовать капитальные ресурсы, индивидуальными и

институциональными инвесторами. Совместно с руководством эмитента РИС

определяет сумму денег, которую необходимо мобилизовать, виды ЦБ, которые

необходимо выпускать, а также способы и сроки их размещения.

РИС будет использовать операции "андеррайтинга" (гарантированного

размещения), нового выпуска ЦБ, выкупая их у эмитента и перепродавая

инвесторам. По соглашению РИС может закупить весь новый выпуск ЦБ и

гарантировать эмитенту всю сумму выручки от его продажи, принимая на себя

либо финансовую ответственность за непроданные ЦБ, либо принимая на себя

функции по продаже акций нового выпуска, но в пределах оговоренного срока.

В случае, когда эмитентом является сам АПК или другой региональный орган,

каждый член РИС несет солидарную ответственность не только за свою долю, но

и за долю других членов (участников).

Гарантирование выпуска ЦБ не ограничивается предложением их в одном

регионе. Для отбора того региона, где меньше всего издержки, необходима

организация маркетинга. С его помощью можно выработать идеологию, стратегию

и тактику на рынке ЦБ и финансовых услуг. Маркетинг финансового посредника

предусматривает достижение трех взаимосвязанных целей: удовлетворение

потребностей эмитента по всему комплексу услуг; размещение ЦБ и

удовлетворение интересов инвестора; удовлетворение интересов самой РИС.

Достижение этих целей требует непрерывной адаптации ресурсов (финансовых,

интеллектуальных) и стратегии РИС к внешним условиям и рыночному спросу на

финансовые услуги, а также поиск необходимых форм и технологий работы с

клиентами.

Заключение по маркетингу и решения руководства АПК закладываются в основу

стратегии РИС, формирующей среднесрочные и краткосрочные (до 1 года) планы.

Маркетинг повышает надежность функционирования РИС на финансовом рынке,

формирует его политику в областях:

сбора и классификации информации, ее анализа и оценки для сегментирования

рынка ЦБ; удовлетворения потребностей эмитента и инвестора с точки зрения

стоимости услуг, выбора фондовых инструментов, условий предоставления

кредита и других посреднических финансовых услуг; продвижения ценных бумаг

по всему комплексу активных и пассивных операций.

Организация маркетинга РИС становится важным инструментом минимизации

рисков на финансовом рынке, к числу которых можно отнести:

систематический риск, то есть риск кризиса рынка ценных бумаг в целом;

несистематический риск, то есть сочетание всех видов риска, связанных с

конкретной ценной бумагой; селективный риск - риск неправильного выбора ЦБ

для инвестирования по сравнению с другими видами бумаг при формировании

портфеля ЦБ; временный риск - риск эмиссии, покупки или продажи ЦБ в

неподходящее время; риск законодательных изменений; риск ликвидности -

риск, связанный с возможностью потерь при реализации ЦБ из-за изменившейся

оценки качества ЦБ; инфляционный риск, то есть риск, вызванный высокой

инфляцией, когда доходы инвесторов ЦБ обесцениваются быстрее, чем растут.

Очевидно, вопросу учета факторов риска следует уделять особое внимание,

особенно если РИС помимо инвестиционной деятельности будет стремиться

получить право на ведение обычных банковских операций.

В этом случае банк, совмещающий оба вида деятельности, становится

высокорискованным предприятием по двум причинам; во-первых, его вкладчики

рискуют не получить собственные средства по первому требованию, так - как

деньги могут быть вложены в высокодоходные ЦБ с невысокой ликвидностью; во-

вторых, в случае кратковременных убытков на рынке ЦБ банк подвергается

риску обанкротиться из-за быстрого оттока клиентов. Поэтому для

инвестиционного банка должны быть введены определенные ограничения на

привлечение депозитных вкладов и прежде всего вкладов населения.

Как показывает практика российских инвестиционных банков, брокерские и

дилерские операции с определенными видами ЦБ не должны совмещаться с

ведением по поручению эмитента реестра владельцев ценных бумаг. В противном

случае инвестиционный банк неизбежно превратится в своего рода монополиста

и может вынудить других брокеров платить ему комиссионные при совершении

любых операций с этими бумагами, активно манипулировать составом акционеров

по сговору как с эмитентом, так и с владельцем контрольного пакета акций, а

также совершать на рынке незаконные операции с чужими акциями от

собственного лица.

Подытоживая, можно сказать: новому этапу экономической реформы должны

соответствовать и новые экономические инструменты, которые, с одной

стороны, должны способствовать дальнейшему развитию экономических

преобразований, а с другой - максимально содействовать ускорению

экономического роста. Эти обе задачи удачно совмещает в себе региональная

инвестиционная система, отдельные элементы которой уже апробированы и

успешно функционируют в некоторых регионах.

2.2. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов регионального АПК.

Решение проблем, стоящих перед аграрным сектором страны в целом и

регионами в частности, требует существенного пересмотра системы структурной

и инвестиционной политики. Совершенно очевидно, что иными стали

межотраслевые связи, межрегиональные материальные потоки и экономические

отношения, существенно изменилось соотношение цен на элементы издержек

производства. Сложились новые пропорции себестоимости как по видам

продукции, так и регионам.

Дефицит бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций в АПК

предопределил массовое банкротство агропромышленных товаропроизводителей.

За 1991—1995 гг. сумма капиталовложений в АПК сократилась более чем в 10

раз. Доля отраслей АПК в общем объеме капитальных вложений сократилась с

20% в 1993 г. до 8% в 1999г.

В складывающихся условиях при определении целей дальнейших структурных

преобразований в АПК следует ориентироваться на общеэкономические

взаимосвязи производственных факторов. Например, трудовой фактор

сравнительно дешев и присутствует в избытке, капитал, напротив, является

экстремально дефицитным фактором.

До начала реформ большая часть капитала направлялась в растениеводство и

животноводство. Что касается перерабатывающих отраслей, то они испытывали

хроническую нехватку в капиталовложениях. С точки зрения структурных

преобразовании, здесь имеется наибольшая потребность в наверстывании

упущенного.

Системный анализ и обоснование концепции инвестиционной структурной

политики на региональном уровне предполагают прежде всего оценку

межрегиональной ситуации, места и роли аграрного сектора и его льняным

подкомплексом на российском и внешнем рынках. При этом должны учитываться

такие факторы, как разделение труда, после распада СССР и возникновение на

базе бывших республик группы новых стран с иной, чем прежде, организацией

на мировом и внутреннем рынках. Требуется объективно оценивать и экономику

западных стран, где происходят существенные качественные изменения:

благодаря развитию интегрированных информационных систем различной

размерности рынки становятся «прозрачными», осуществляется информационная и

технологическая перестройка в аграрном секторе; развитие совершенных

товаропроводящих сетей делает рынки доступными как для

товаропроизводителей, так и для потребителей; формирование крупных

наднациональных организаций "по координации международного разделения труда

способствует возникновению, развитию и совершенствованию интеграционных

процессов принципиально нового качества.

В условиях острого бюджетного дефицита и поэтапного становления рынка

размещение инвестиций в АПК области должно способствовать устранению потерь

продукции на всех этапах ее продвижения, увеличению производства продукции,

оптимальному использованию ресурсов. Государственные и частные

капиталовложения должны предопределять также качественно новые условия для

структурных преобразовании. Вот почему при оценке инвестиционных проектов в

АПК регионального уровня важно системно опираться на основные принципы и

складывающиеся на практике подходы. Главными из них являются:

моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия,

претендующего на реализацию проекта, степени доверия к его руководителям,

влияния на окружающую природную среду и т. д.

Определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных

результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на

капитал;

приведение предстоящих разновременных расходов и доходов и условия их

соизмеримости; учет влияния инфляции, задержек платежей и других фактории;

учет неопределенности и рисков, связанных с привлечением инвестиций.

С точки зрения бюджетной эффективности, важно объективно оценить

ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов, фондов

поддержки предпринимательства па реализацию проектов, существенно влияющих

на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в определенном

регионе. Региональный бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления

проекта определяется как превышение доходов регионального бюджета (Дt) над

расходами (Рt) в связи с осуществлением конкретного проекта, то есть

Бt = Дt - Рt

Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается по формуле:

[pic]

где Дt — результаты, достигаемые па t-ом шаге расчета;

Рt (— затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т — горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором наступила

окупаемость объекта);

Е — норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на

капитал.

Отсюда следует, если бюджетный эффект инвестиционного проекта положителен,

то проект эффективный (приданной норме дисконта), то есть можно

рассматривать вопрос о ею принятии. Чем больше Бинт, чем эффективнее

проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном

Бинт, бюджет понесет убытки.

В состав расходов регионального бюджета включаются:

средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта

(постановление Правительства России от 21 марта 1994 г. № 22); банковские

кредиты для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве

заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на компенсацию затрат па топливо и

энергоносители;

региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным

участникам.

Составляющими доходной части регионального бюджета являются:

налог на добавленную стоимость, рентные платежи данного года в бюджет

российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся

к осуществлению проекта;

увеличение налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное

влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы, но продуктам (ресурсам),

произведенным (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг на осуществление проекта;

дивиденды, но принадлежащим регионам акциям и другим ценным бумагам,

выпущенным с целью финансирования проекта; поступления в бюджет подоходного

налога с заработной платы, российских и иностранных работников,

начисленной за выполнение работ;

суммы возврата льготных кредитов на проект, выделяемых за счет средств

бюджета, и за обслуживание этих кредитов.

Моделирование оптимизации размещения сельскохозяйственного производства

АПК на основе построения унифицированной экономико-математической модели

показало, что сочетание ресурсов внутри отрасли является лимитирующим.

Необходимы внешние факторы, предопределяющие воспроизводственный процесс в

отрасли, прежде всею дополнительные инвестиционные ресурсы.

При выборе возможных направлений инвестирования во внимание были приняты

следующие обстоятельства: уровень убыточности различных отраслей

сельскохозяйственного производства области; продолжительность сроков

хранения продукции сельского хозяйства (по видам); сохранение и расширение

ассортимента конечной продукции АПК.

В соответствии с моделью инвестиции будут эффективны при вложении их в

предприятия по переработке мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы,

молока, льна и картофеля.

Важной задачей с точки, зрения принятия решений является определение

источников инвестиций. В качестве основного источника финансирования в

перерабатывающей отрасли рассматриваются собственные средства предприятий.

Размер их определяется по результатам решения одного из возможных подходов

моделирования по балансировке производственных затрат и прочих выплат

предприятий с их доходами, а целевая функция представляет собой максимум

свободных денежных средств предприятий в заданный период рассмотрения.

Анализ показал, что ликвидные предприятия области готовы вкладывать в

перерабатывающие производства до 50% свободных денежных средств, полученных

в результате оптимизации своей структуры и планов реализации продукции.

Недостающую сумму можно получить за счет привлечения инвестиций из

бюджетных и внебюджетных фондов.

Один из возможных путей сокращения убытков сельскохозяйственного

производства вследствие сохраняющегося диспаритета цен — расширение в пашен

области кооперации и интеграции в переработке сельскохозяйственной

продукции.

Модельные расчеты показали, что среди прочих приоритетов определяющими

являются сроки реализации инвестиционных проектов. Поэтому пути повышения

бюджетной эффективности капитальных вложений целесообразно рассматривать по

сроку окупаемости: чем меньше этот срок, чем эффективнее используются

бюджетные капвложения.

Сегодня актуальной становится проблема уменьшения удельных капитальных

вложений (и расчете на 1 т продукции, 1 скотоместо, 1 га и т. д.). Ее можно

решать путем снижения стоимости строительства, реконструкции объектов,

комплексности капитальных вложений, совершенствования инновационно-

инвестиционного проектирования и др.

Таким образом, среди главных причин низкой отдачи используемых бюджетных

средств следует назвать следующие: слабое развитие эффективных механизмов

государственного регулирования;

медленное становление хозяйственного управления, основанного

преимущественно па принципах кооперации и интеграции в агропромышленном

комплексе;

недооценка роли внутрихозяйственных отношений и маркетинга для повышения

результативности производства.

От решения названного комплекса задач будет зависеть скорость формирования

инвестиционного пространства в агропромышленном комплексе различных

регионов.

2.3. Совершенствование механизма инвестирования сельского хозяйства.

Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности,

необходимость активизации товарно-денежных отношений. Демократизация

инвестиционной деятельности требуют выработки новых, адекватных рыночным

условиям подходов к инвестированию и обслуживанию аграрного сектора.

Активное развитие должны получить все формы инвестирования. Вместе с

другими экономическими рычагами инвестиции и инвестиционная система, на

взгляд автора, призвана занять ключевое положение в стимулировании

производства и укреплении экономики страны и региона. В настоящее время в

результате аграрных преобразований радикально изменились отношения

инвесторов и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современная система

инвестирования уже не отмечается той директивностью, которая была

характерна для доперестроечного времени. Она более либеральна: инвестор сам

выбирает те инвестиционно привлекательные объекты, услугами которого хотел

бы пользоваться. Права и обязанности инвестиционного заемщика оговариваются

в инвестиционном договоре по обоюдному соглашению. Такая система, по мнению

автора, создаст условия для межхозяйственных конкуренции. Однако

проведенные исследования показывают, что инвестиционные отношения в сфере

сельского хозяйства не в полной мере соответствуют требованиям рыночной

экономики:

* недостаточно отработан механизм инвестирования (монопольное положение

во всех сельских районах занимают коммерческие банки, лидером которых

выступает АКБ СБС Агро — кредитор и инвестор аграрного сектора,

осуществляющий льготное кредитование и инвестирование села за счет

бюджетных и собственных ресурсов);

• отсутствует государственная поддержка сельского хозяйства,

обеспечивающая эффективное функционирование аграрного производства;

• убыточная деятельность сельскохозяйственных предприятий не позволяет

обеспечивать возврат полученных инвестиций. Такое положение требует

корректировки общего курса реформ и, в частности, изменения системы

инвестирования сельского хозяйства.

На взгляд автора, необходим комплексный подход к проблемам формирования

инвестиционных ресурсов и совершенствования инвестиционного процесса как

совокупности норм и правил предоставления инвестиций сельскохозяйственным

предприятиям. Инвестиционное обслуживание сельского хозяйства в современных

условиях должно включать несколько стадий, включая программирование,

представление, использование и возврат инвестиционных средств в будущем.

Программирование инвестиционных вложений можно осуществлять на основе

инвестиционных заявок предприятий. У предприятий, занимающих стабильное

положение на товарных рынках, эти заявки должны представлять собой

составную часть их программ экономического, финансового и социального

развития. В результате программы хозяйствующих субъектов дополняются

инвестиционными ресурсами, обеспечивающими непрерывность кругооборота

капитала и расширение предпринимательской деятельности.

Инвестирование должно заключаться в выдаче средств, в полной мере

удовлетворяющих потребность экономических субъектов в заемном капитале и

гарантирующих доход с учетом степени риска.

Использование инвестиций при этом должно означать направление

инвестиционных средств на хозяйственно-финансовую деятельность. Возврат

инвестиций представляет обратный приток инвестиционных вложений инвестору.

Данный процесс должен иметь исключительное значение для функционирования

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.