| |||||
МЕНЮ
| Накопление денежного капиталатенденция к расширению периодов быстрого роста государственного долга и сокращению периодов его погашения, а погашение государственной задолженности становится как менее регулярным, так и все менее значительным по своим размерам. Например, в США в послевоенные годы произошли качественные изменения в государственном долге. С целью привлечения средств различных промышленных, кредитно-финансовыых учреждений и индивидуальных лиц используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные, специальные выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 всего долга и которые свободно продаются и покупаются, представлены казначейскими векселями, нотами и бонами. Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены к оплате в любой момент по желанию вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпуска нерыночных бумаг состоит в широком привлечении денежных сбережений населения. В странах Западной Европы и Японии степень развитости и дифференциации государственных бумаг несколько ниже, чем в США, Канаде и Англии. Так, во Франции, хотя и господствуют на рынке ценных бумаг государственные облигации над частными акциями и облигациями, однако степень их выбора при покупке довольно ограничена. В основном на рынке котируются и продаются государственные облигации двух видов: казначейские боны и векселя. Таким образом, каждая страна имеет свою специфику структуры государственного долга, базирующуюся на гособлигациях различных видов. В целях дальнейшей мобилизации денежных средств населения для финансирования и рефинансирования государственного долга правительства промышленно развитых стран неоднократно прибегали к выпуску «специальных займов», размещаемых в государственных страховых и пенсионных фондах. Эти бумаги нельзя передать другим лицам и организациям, но можно предъявить к оплате по истечении одного года с момента их выпуска. Таким образом, найдено еще одно средство для принудительного изъятия сбережений населения и финансирования с их помощью государственных расходов разного рода, включая и непроизводительные. Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало резкое сокращение долгосрочных и увеличение краткосрочных обязательств. Это послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях экономических трудностей, особенно инфляции, частный сектор весьма неохотно шел на приобретение долгосрочных государственных бумаг. Кредитно-финансовые институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее возвратить свои денежные фонды, предоставленные государству. В связи с тем, что государственный долг носил в основном краткосрочный характер, правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно размещать новые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти мероприятия говорят о дальнейшем обострении проблемы долга на уровне правительства и затруднениях в системе государственных финансов. Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетельствуют об усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей экономической политике все больше делают ставку на финансирование долгосрочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая объясняется объективными условиями, существующими в стране. Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании быстрее удается добыть необходимые денежные средства. Во-вторых, в условиях падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и населения спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на краткосрочные. Проблема государственного долга обострилась также в результате потери интереса к правительственным ценным бумагам со стороны частных кредитно- финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями государственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приобретений государственных бумаг этими учреждениями, например в США, приходится на период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнктуры. Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и динамика производства определялись в основном военными заказами правительства. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно- финансовых институтов в государственные бумаги для покрытия разбухших правительственных расходов военного времени. В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно- финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с 50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно- финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится к покупке в основном краткосрочных облигаций, представляющих собой своего рода «ликвидный резерв». Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в. только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные банки создавали условия для размещения ценных бумаг путем изменения норм резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков. Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и 13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%., государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами. Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы денежного капитала, которые могли быть использованы для ускорения темпов экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое беспокойство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями правительственных займов выражают мелкие кредитные учреждения (ссудно- сберегательные ассоциации, кредитные союзы и пр.), так как возросшая эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются налоговыми поступлениями и порождают огромные дефициты, нависшие над рынком капитала. В этой связи следует подчеркнуть еще одну важную особенность взаимоотношения государства с рынком ссудного капитала: государство не только берет взаймы, но и само предоставляет кредиты и займы. Однако соотношение между спросом и предложением государства на ссудный капитал всегда в большей части оказывалось в пользу спроса, т.е. изъятия денежных фондов с рынка капитала существенно превышают их предоставление государством. Постоянное увеличение государственных расходов заставляет правительство повышать спрос на ссудный капитал, чтобы поддержать темпы экономического роста. Что приводит к двум негативным последствиям — изъятию большой массы денежного капитала на непроизводственные цели и увеличению налогового бремени населения. Таким образом, частный сектор в лице торгово- промышленных корпораций вынужден сократить свой спрос на рынке ссудных капиталов. Что касается второго последствия, то государственные долги опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться годовые проценты и другие платежи, и поэтому современная налоговая система стала необходимым дополнением системы государственных займов, повышение государственного долга генерирует рост налогового бремени. Роль и значение гособлигаций в финансировании государства Функциональные аспекты рынка государственных ценных бумаг развитых стран включают следующие составные части (основные функциональные составляющие): - мобилизацию временно свободных денежных средств коммерческих банков, организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения. Сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов способствует главным образом снижению дефицита бюджета; - использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений, в частности центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение; - обеспечение ликвидности балансов кредитив-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственных ценных бумагах. Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, отражающая зарубежный опыт, охватывает: - инвестирование государственных целевых программ развития экономики; - обеспечение ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно- финансовых институтов; - покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов; - погашение задолженностей по государственным займам. В настоящее время в развитых странах государственные ценные бумаги являются главными источниками формирования и реализации внутренней государственной задолженности. Эмиссии государственных ценных бумаг в неоплаченные внутренние задолженности колеблются в разных странах от 20 до 90%, например в Германии эти значения достигают 40%, в США — 70%, Великобритании — 90%. Денежный капитал и фиктивный капитал Ссудный капитал представляет собой специфический тонер, который обращается на рынке ссудных капиталов, так как является носителем потребительной стоимости, различающейся по видам, срокам, размерам, доходности кредита и ценных бумаг, что в конечном счете определяется спросом и предложением. Анализ денежного и ссудного капиталов позволяет определить сущность, роль и функции рынка ссудных капиталов. В процессе своего развития, рынок ссудных капиталов претерпевает определенные изменения, важные с точки зрения анализа и рынка ссудного капитала, и всего современного механизма накопления капитала. Как и ссудный капитал, рынок ссудных капиталов — это историческая категория, которая появилась и развилась в условиях товарно-денежных отношений, превратилась в особую сферу экономических отношений хозяйства, причем с развитием это понятие усложняется и расширяется. Увеличение масштабов накопления денежного капитала при капитализме обусловило развитие рынка ссудных капиталов, который представляет собой сферу движения ссудного капитала, осуществляемого под влиянием предложения и спроса на него. Формирование рынка ссудных капиталов способствовало появлению таких его форм, которые отражают наиболее общие и существенные свойства движения ссудного капитала, его накопление в виде денежного капитала и превращение непосредственно в ссудный капитал. Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства, направляется в виде ссудного капитала на рынок, а затем вновь возвращается к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам). Сущность рынка ссудного капитала абсолютно не меняется от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой, аккумулированный, т.е. она не зависит от того, осуществляет ли банкир свое дело только посредством собственного капитала или же при помощи капитала, аккумулированного в его руках. Рынок ссудных капиталов играет чрезвычайно большую роль в современном экономическом механизме, особенно в промышленно развитых странах Запада. Он способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации научно-технического прогресса, обновлению основного капитала. В этом смысле рынок опосредует различные фазы производства, является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она получает дополнительные денежные ресурсы для своего развития. Прежде всего экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединять мелкие разрозненные денежные средства. Как правило, мелкие суммы сами по себе не могут действовать как денежный капитал. Объединенные же в крупные суммы, они образуют мощный денежный потенциал. Это позволяет рынку играть большую роль в процессах концентрации и централизации производства и капитала. Он предоставляет возможность для промышленников, торговцев и предпринимателей распоряжаться при посредстве банкиров и их учреждений всеми денежными сбережениями всего общества. Основная роль рынка ссудных капиталов в экономике - объединение разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений населения через кредитную систему и рынок ценных бумаг. Особенности накопления капитала в форме ценных бумаг Рассматривая особенности накопления денежного капитала на современном этапе, в первую очередь необходимо остановиться на формах аккумуляции и выявить ряд тенденций, которые наметились в этой сфере. Структура рынка ссудных капиталов складывается в основном из двух элементов: кредитно- финансовых институтов и рынка ценных бумаг, который в свою очередь делится на внебиржевой оборот и фондовую биржу. Кредитно-финансовые институты осуществляют операции с капиталом, накапливаемым населением, предприятиями и государством. Накопление в этих учреждениях, как правило, происходит в денежной форме. Денежный капитал, накопленный в виде банковских вкладов, страховых и пенсионных резервов, используется ими для предоставления ссуд и приобретения ценных бумаг. Аккумуляция денежных сбережений населения осуществляется через прямую продажу населению ценных бумаг и аккумуляцию вкладов, взносов, резервов в различных кредитно-финансовых институтах. Различные слои населения помещают свои денежные сбережения в акции и облигации частных фирм и корпораций, а также в государственные ценные бумаги. В довоенные годы в промышленно развитых капиталистических странах покупка ценных бумаг была наиболее распространенной формой накопления денежных сбережений, особенно для зажиточных категорий населения. В первые послевоенные десятилетия роль аккумуляции в форме ценных бумаг значительно уменьшилась вследствие частых колебаний курсов акций и облигаций, а также роста конкуренции со стороны кредитно-финансовых институтов. Вместе с тем, в этот же период все большее значение начала приобретать аккумуляция сбережений через кредитную систему, которая осуществлялась дифференцированно по типам кредитных учреждений: в коммерческих банках — банкноты, вклады на текущих счетах; в коммерческих и сберегательных банках и специализированных сберегательных учреждениях — сберегательные вклады; резервы в частных компаниях страхования жизни и пенсионных фондах; государственные фонды по социальному обеспечению и страхованию; тезаврация драгоценных металлов (золото, серебро). Различные формы аккумуляции денежных сбережений населения имеют определенное экономическое воздействие. В условиях, когда эмиссия денег превышает потребности хозяйства, накопление сбережений в виде наличных денег и банковских текущих счетов представляет собой фактор, усиливающий инфляцию. Увеличение денежной массы ведет, как правило, к обесценению денег и понижению реальных доходов населения. В то же время чрезмерное накопление денег у населения означает временный отказ от потребления, влекущий за собой сокращение потребительских расходов, что в ряде случаев негативно отражается на темпах экономического роста. Во время второй мировой войны и в первые послевоенные годы в большинстве западных стран в связи с ростом инфляционных тенденций деньги и текущие счета являлись доминирующей формой денежных накоплений населения. В последующие годы относительной стабилизации экономической конъюнктуры и нормализации в системе денежного обращения значение этих форм накопления начало уменьшаться, несмотря на абсолютный рост денежной массы в руках населения. Сберегательные вклады в банках и других кредитных институтах в послевоенные годы превратились в важнейший источник накопления денежного капитала. За счет сберегательных вкладов частных и государственных кредитных учреждений осуществлялось финансирование капиталовложений в промышленность, другие сферы хозяйства, а также расходов государства. Приток денежных сбережений в сберегательные учреждения стимулировался относительно высоким процентом по вкладам. В послевоенные годы в промышленно развитых капиталистических странах в среднем он составлял 3—4% годовых, а по некоторым видам долгосрочных вкладов 5% и выше. Если в первые послевоенные годы высокий уровень процента объяснялся инфляцией и недостаточным предложением ссудного капитала, то в последующий период он оставался на прежней ступени из-за роста капиталовложений и потребностей в кредите. В первые послевоенные годы в ФРГ как рынок ценных бумаг, так и фондовый рынок были по существу заморожены. Их движение и развитие начались только с конца 1954 г. благодаря вмешательству правительства и введению налоговых и других льгот. Высокие темпы роста экономики ФРГ усилили накопление капитала и способствовали увеличению фиктивного капитала. В 1965 г. выпуск всех видов ценных бумаг составил 17,8 млрд. марок, или 4,4% чистого национального продукта и 23% валовых капиталовложений в стране. Номинальная стоимость всех ценных бумаг с фиксированным интересом, находящихся в обращении, составила 100 млрд. марок, а их рыночная стоимость равнялась 78 млрд. марок. Одновременно за указанный период возросла мобилизация денежных сбережений в ценные бумаги. В начале 50-х гг. вложения индивидуальных лиц в ценные бумаги составляли 100 млн. марок, а в середине 60-х они достигли уже 6,9 млрд. марок, что составило 20% всех личных |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|