| |||||
МЕНЮ
| Шпаргалки (биология) для выпускных экзаменов в 11 классеосновные части и их функции. 1. 1. Размножение – воспроизведение организмами себе подобных, передача наследственной информации от родителей потомству. Значение размножения – обеспечение преемственности между поколениями, продолжение жизни вида, увеличение численности особей в популяции и их расселение на новые территории. 2. Особенности полового размножения – возникновение нового организма в результате оплодотворения, слияния мужской и женской гамет с гаплоидным набором хромосом. Зигота – первая клетка дочернего организма с диплоид-ным набором хромосом. Объединение материнского и отцовского наборов хромосом в зиготе – причина обогащения наследственной информации потомства, появления у него новых признаков, которые могут повысить приспособленность к жизни в определенных условиях, возможность выжить и оставить потомство. 3. Оплодотворение у растений. Значение водной среды для процесса оплодотворения у мхов и папоротников. Процесс оплодотворения у голосеменных в женских шишках, а у покрытосеменных – в цветке. 4. Оплодотворение у животных. Внешнее оплодотворение – одна из причин гибели значительной части половых клеток и зигот. Внутреннее оплодотворение у членистоногих, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – причина наибольшей вероятности образования зиготы, защиты зародыша от неблагоприятных условий среды (хищников, колебаний температуры и пр.). 5. Эволюция полового размножения по пути возникновения специализированных клеток (гапло-идных гамет), половых желез, половых органов. Пример: у голосеменных на чешуйках шишки располагаются пыльники (место образования мужских половых клеток) и семязачатки (место образования яйцеклетки); у покрытосеменных в пыльниках формируются мужские гаметы, а в се-мязачатке – яйцеклетка; у позвоночных животных и человека в семенниках образуются сперматозоиды, а в яичниках – яйцеклетки. 2. 1. Наследственность – свойство организмов передавать особенности строения и жизнедеятельности от родителей потомству. Наследственность – основа сходства родителей и потомства, особей одного вида, сорта, породы. 2. Размножение организмов – основа передачи наследственной информации от родителей потомству. Роль половых клеток и оплодотворения в наследовании признаков. 3. Хромосомы и гены – материальные основы наследственности, хранения и передачи наследственной информации. Постоянство формы, размеров и числа хромосом, хромосомный набор – главный признак вида. 4. Диплоидный набор хромосом в соматических и гаплоидный в половых клетках. Митоз – деле- ние клетки, обеспечивающее постоянство числа хромосом и дипло-идный набор в клетках тела, передачу генов от материнской клетки к дочерним. Мейоз – процесс уменьшения вдвое числа хромосом в половых клетках; оплодотворение – основа восстановления диплоидного набора хромосом, передачи генов, наследственной информации от родителей потомству. 5. Строение хромосомы – комплекс молекулы ДНК с молекулами белка. Расположение хромосом в ядре, в интерфазе в виде тонких деспирализованных нитей, а в процессе митоза в виде компактных спирализованных телец. Активность хромосом в деспирализо-ванном виде, образование в этот период хроматид на основе удвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка. Спирализация хромосом – приспособленность к равномерному распределению их между дочерними клетками в процессе деления. 6. Ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одной молекулы белка. Линейное расположение сотен и тысяч генов в каждой молекуле ДНК. 7. Гибридологический метод изучения наследственности Его сущность: скрещивание родитель ских форм, различающихся по определенным признакам, изучение наследования признаков в ряду поколений и их точный количественный учет 8. Скрещивание родительских форм, наследственно различающихся по одной паре признаков, – моногибридное, по двум – ди-гибридное скрещивание. Открытие с помощью этих методов правила единообразия гибридов первого поколения, законов расщепления признаков во втором поколении, независимого и сцепленного наследования. 3. Надо приготовить микроскоп к работе: полйжить микропрепарат, осветить поле зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропла-сты. Оболочка придает клетке форму и защищает ее от внешнего воздействия. Цитоплазма обеспечивает связь между ядром и органоидами, которые в ней располагаются. В хлоропластах на мембранах гран расположены молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию солнечного света в процессе фотосинтеза. В ядре находятся хромосомы, с помощью которых осуществляется передача наследственной информации от клетки к клетке. Вакуоли содержат клеточный сок, продукты обмена, способствуют поступлению воды в клетку Билет № 14 1. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника). 2. Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков. Генотип и фенотип. 3. С помощью опыта выяснить наличие в клубнях картофеля ферментов. 1. 1. Образование зиготы, ее первые деления – начало индивидуального развития организма при половом размножении Эмб риональный и постэмбриональный периоды развития организ мов. 2. Эмбриональное развитие – период жизни организма с момента образования зиготы до рожде ния или выхода зародыша из яйца. 3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника)' 1) дробление – многократное деление зиготы путем митоза. Обра зование множества мелких клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри – бластулы, равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы – двухслойного зародыша с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим по лость (энтодермой) Кишечнополо стные, губки – примеры живот ных, которые в процессе эволюции остановились на двухслойной стадии, 3) образование трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток – мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков, 4) закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток 4. Органы, формирующиеся из зародышевых листков. |Зародыш|Название частей и| |е вые |органов зародыша | |листки | | |1 |Нервная | |Наружны|пластинка, | |й, |нервная трубка, | |эктодер|наружный слой | |ма |кожного покрова, | | |органы зрения и | | |слуха | |2 |Кишечник, легкие,| |Внутрен|печень, | |ний, |поджелудочная | |энтодер|железа | |ма | | |3 |Хорда, хрящевой и| |Средний|костный скелет, | |, |мышцы, почки, | |мезодер|кровеносные | |ма |сосуды | 5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития – основа его целостно сти. Сходство начальных стадий развития зародышей позвоночных животных – доказательство их родства 6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное влияние алко голя, наркотиков, курения на раз витие зародыша, на подростка и взрослого человека 2. 1. Г. Мендель – основоположник генетики. Открытие им законов наследственности на основе применения методов скрещивания и анализа потомства 2. Изучение Г. Менделем генотипов и фенотипов исследуемых организмов Фенотип – совокуп ность внешних и внутренних признаков, особенностей процессов жизнедеятельности Генотип – совокупность генов в организме Доминантный признак – преобла дающий, господствующий, рецес сивный – исчезающий, подавляемый признак Гомозиготный орга низм содержит аллельные только доминантные (АА) или только рецессивные (аа) гены, которые контролируют формирование определенного признака. Гетерози-готный организм содержит в клетках доминантный и рецессивный гены (Аа). Они контролируют формирование альтернативных признаков. 3. Правило единообразия (доминирования) признаков у гибридов первого поколения – при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все потомство гибридов первого поколения будет единообразным, похожим на одного из родителей (желтые семена). 4. Запись схемы скрещивания, отражающая правило единообразия гибридов первого поколения. [pic] 3. Для обнаружения ферментов надо на кусочки сырого и вареного картофеля нанести по капле пероксида водорода (H2O2), наблюдать, где произойдет его «вскипание». Под влиянием фермента пероксидазы в клетках сырого картофеля происходит реакция разложения пероксида водорода с выделением кислорода, вызывающего «вскипание». При варке картофеля фермент разрушается, поэтому на срезе вареного картофеля «вскипания» не происходит. Билет № 15 1. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое. Причины ослабления конкуренции между родителями и потомством при непрямом развитии. 2. Закон расщепления признаков во втором поколении. Причины отсутствия расщепления признаков в поколениях у рецессивных гомозигот. Гомозигота и гетерозигота. 3. Решить задачу на построение иРНК на основе известной последовательности ДНК. 1. 1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) – период жизни, который при половом размножении начинается с образования зиготы, характеризуется необратимыми изменениями (увеличением массы, размеров, появлением новых тканей и органов) и завершается смертью. 2. Зародышевый (эмбриональный) и послезародышевый (постэмбриональный) периоды индивидуального развития организма. 3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышево- му) – период от рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные пути послезародыше-вого развития животных – прямое и непрямое: 1) прямое развитие – рождение потомства, внешне похожего на взрослый организм. Примеры: развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, некоторых видов насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок на утку, котенок на кошку; 2) непрямое развитие – рождение или выход из яйца потомства, отличающегося от взрослого организма по морфологическим признакам, образу жизни (типу питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука появляются червеобразные личинки, живут в почве и питаются корнями в отличие от взрослого жука (живет на дереве, питается листьями). Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка,куколка, взрослая особь. Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки – они неподвижны. Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные условия обитания, использование разной пищи. 4. Значение непрямого развития – ослабление конкуренции между родителями и потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания. Непрямое развитие – важное приспособление, возникшее в процессе эволюции. Оно способствует ослаблению борьбы за существование между родителями и потомством, выживанию животных на ранних стадиях послезародышево-го развития. 2. 1. Изучение Г. Менделем наследственности с помощью гибридологического метода – скрещивания родительских форм, различающихся по определенным признакам, и изучение характера их наследования в ряду поколений. 2. Скрещивание гомозиготной доминантной и рецессивной особей, появление в первом гибридном поколении всех особей с доминантным признаком. Причина: все гибридные особи имеют гетерози-готный генотип, например, Аа, в котором доминантный ген подавляет рецессивный. 3. Проявление закона расщепления при скрещивании между собой гибридов первого поколения Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов – причина расщепления, появления в потомстве Fg особей с рецессивными признаками, составляющих примерно четвертую часть от всего потомства. 4. Причины отсутствия расщепления во втором и последующих поколениях гомозиготных рецессивных особей – образование гамет одного типа, наличие в них лишь рецессивного гена, например, гамет с генами а. Слияние при оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а – причина образования гомозиготно-го потомства с рецессивным генотипом – аа. 5. Гомозиготы – организмы, содержащие в клетках два одина- ковых гена по данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них расщепления признаков в последующих поколениях. Гетерозиготы – организмы, содержащие в клетках разные гены по какому-либо признаку (Аа), дающие расщепление признаков в последующих поколениях. 3. Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На основе принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на матрице ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц всегда присоединяется нуклеотид Г или наоборот: к Г – Ц, а к нуклеотиду А–У (в РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются между собой и молекула иРНК сходит с матрицы. Билет № 16 1. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование. 2. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними. Растения – начальное звено цепей питания в биоге-оценозе. 3. Решить задачу на сцепленное с полом наследование. 1. 1. Ген – отрезок молекулы ДНК, носитель наследственной информации о первичной структуре одного белка. Локализация в одной молекуле ДНК нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК – носитель наследственной информации о первичной структуре сотен молекул белка. 2. Хромосома – важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы ДНК в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы – носители наследственной информации. Число, форма и размеры хромосом – главный признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера хромосом – причина мутаций, которые часто вредны для организма. 3. Высокая активность деспи-рализованных хромосом в период интерфазы. Самоудвоение молекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка. 4. Ген (отрезок молекулы ДНК} – матрица для синтеза иРНК, а иРНК – матрица для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка – основа передачи наследственной информации от гена к признаку, который определяется молекулами белка. Многообразие белков, их специфичность, многофункциональность – основа формирования различных признаков у организма, реализации заложенной в генах наследственной информации. 5. Самоудвоение хромосом, спи-рализация, четкий механизм их распределения между дочерними клетками в процессе митоза – путь передачи наследственной информации от материнской к дочерним клеткам. 6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству: образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворение, образование зиготы – первой клетки дочернего организма с диплоидньш набором хромосом. 2. 1. Многообразие видов растений, животных и других организмов, их закономерное расселение в природе, возникновение в процессе эволюции относительно постоянных природных комплексов. 2. Биогеоценоз (экосистема) – совокупность взаимосвязанных видов (популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной территории с относительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь – примеры экосистем. 3. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, получения ими энергии. Характер питания – основа связей между особями разных популяций в биогеоценозе. Использование автотрофами (в основном растениями) неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических веществ. Использование гетеротрофами (животными, грибами, большинством бактерий) готовых органических веществ, синтезированных автотрофами, и заключенной в них энергии. 4. Организмы – производители органического вещества, потребители и разрушители – основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители – ав- тотрофы, в основном растения, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии света; 2) организмы-потребители – гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами и используют заключенную в них энергию (животные, грибы, большинство бактерий); 3) организмы-разрушители – гетеротрофы, питаются остатками растений и животных, разрушают органические вещества до неорганических (бактерии, грибы). 5. Взаимосвязь организмов производителей, потребителей, разрушителей в биогеоценозе. Пищевые связи – основа круговорота веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Цепи питания – пути передачи вещества и энергии в биогеоценозе. Пример: растения –> растительноядное животное (заяц) –> хищник (волк). Звенья в цепи питания (трофические уровни): первое – растения, второе – растительноядные животные, третьи – хищники. 6. Растения – начальное звено цепей питания благодаря их способности создавать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии. Разветвленность цепей питания: особи одного трофического уровня (производители) служат пищей для организмов нескольких видов другого трофического уровня (потребителей). 7. Саморегуляция в биогеоце-нозах – поддержание численности особей каждого вида на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция – причина устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты круговорота веществ и превращения энергии. 3. Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых генами, расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем контролируемых генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование гена гемофилии связано с Х-хромосомой, в которой он расположен. Доминантный ген Н обеспечивает свертываемость крови, а рецессивный ген h – несвертываемость. Если женщина имеет в клетках два гена hh, то у нее проявляется болезнь, если Hh – болезнь не проявляется, но она является носителем гена гемофилии. У мужчин гемофилия проявляется при наличии одного гена h, так как у него всего одна Х-хромо-сома. Билет № 17 1. Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления признаков у гетеро-зигот. 2. Биогеоценоз дубравы, его биотические и абиотические факторы. Цепи питания в дубраве. 3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать признаки интерфазы. 1. 1. Г. Мендель – основоположник генетики, которая изучает наследственность и изменчивость организмов, их материальные основы. 2. Открытие Г. Менделем правила единообразия, законов расщепления и независимого наследования. Проявление правила единообразия и закона расщепления во всех видах скрещивания, а закона независимого наследования – при дигибридном и полигибридном скрещивании. 3. Закон независимого наследования – каждая пара признаков наследуется независимо от других пар и дает расщепление 3:1 по каждой паре (как и при |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|