рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки (биология) для выпускных экзаменов в 11 классе

основные части и их функции.

1.

1. Размножение – воспроизведение организмами себе подобных, передача

наследственной информации от родителей потомству. Значение размножения –

обеспечение преемственности между поколениями, продолжение жизни вида,

увеличение численности особей в популяции и их расселение на новые

территории.

2. Особенности полового размножения – возникновение нового организма в

результате оплодотворения, слияния мужской и женской гамет с гаплоидным

набором хромосом. Зигота – первая клетка дочернего организма с диплоид-ным

набором хромосом. Объединение материнского и отцовского наборов хромосом в

зиготе – причина обогащения наследственной информации потомства, появления

у него новых признаков, которые могут повысить приспособленность к жизни в

определенных условиях, возможность выжить и оставить потомство.

3. Оплодотворение у растений. Значение водной среды для процесса

оплодотворения у мхов и папоротников. Процесс оплодотворения у голосеменных

в женских шишках, а у покрытосеменных – в цветке.

4. Оплодотворение у животных. Внешнее оплодотворение – одна из причин

гибели значительной части половых клеток и зигот. Внутреннее оплодотворение

у членистоногих, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – причина наибольшей

вероятности образования зиготы, защиты зародыша от неблагоприятных условий

среды (хищников, колебаний температуры и пр.).

5. Эволюция полового размножения по пути возникновения специализированных

клеток (гапло-идных гамет), половых желез, половых органов. Пример: у

голосеменных на чешуйках шишки располагаются пыльники (место образования

мужских половых клеток) и семязачатки (место образования яйцеклетки); у

покрытосеменных в пыльниках формируются мужские гаметы, а в се-мязачатке –

яйцеклетка; у позвоночных животных и человека в семенниках образуются

сперматозоиды, а в яичниках – яйцеклетки.

2.

1. Наследственность – свойство организмов передавать особенности строения

и жизнедеятельности от родителей потомству. Наследственность – основа

сходства родителей и потомства, особей одного вида, сорта, породы.

2. Размножение организмов – основа передачи наследственной информации от

родителей потомству. Роль половых клеток и оплодотворения в наследовании

признаков.

3. Хромосомы и гены – материальные основы наследственности, хранения и

передачи наследственной информации. Постоянство формы, размеров и числа

хромосом, хромосомный набор – главный признак вида.

4. Диплоидный набор хромосом в соматических и гаплоидный в половых

клетках. Митоз – деле-

ние клетки, обеспечивающее постоянство числа хромосом и дипло-идный набор

в клетках тела, передачу генов от материнской клетки к дочерним. Мейоз –

процесс уменьшения вдвое числа хромосом в половых клетках; оплодотворение –

основа восстановления диплоидного набора хромосом, передачи генов,

наследственной информации от родителей потомству.

5. Строение хромосомы – комплекс молекулы ДНК с молекулами белка.

Расположение хромосом в ядре, в интерфазе в виде тонких деспирализованных

нитей, а в процессе митоза в виде компактных спирализованных телец.

Активность хромосом в деспирализо-ванном виде, образование в этот период

хроматид на основе удвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка. Спирализация

хромосом – приспособленность к равномерному распределению их между

дочерними клетками в процессе деления.

6. Ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре

одной молекулы белка. Линейное расположение сотен и тысяч генов в каждой

молекуле ДНК.

7. Гибридологический метод изучения наследственности Его сущность:

скрещивание родитель ских форм, различающихся по определенным признакам,

изучение наследования признаков в ряду поколений и их точный количественный

учет

8. Скрещивание родительских форм, наследственно различающихся по одной

паре признаков, –

моногибридное, по двум – ди-гибридное скрещивание. Открытие с помощью этих

методов правила единообразия гибридов первого поколения, законов

расщепления признаков во втором поколении, независимого и сцепленного

наследования.

3.

Надо приготовить микроскоп к работе: полйжить микропрепарат, осветить поле

зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли,

хлоропла-сты. Оболочка придает клетке форму и защищает ее от внешнего

воздействия. Цитоплазма обеспечивает связь между ядром и органоидами,

которые в ней располагаются. В хлоропластах на мембранах гран расположены

молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию солнечного

света в процессе фотосинтеза. В ядре находятся хромосомы, с помощью которых

осуществляется передача наследственной информации от клетки к клетке.

Вакуоли содержат клеточный сок, продукты обмена, способствуют поступлению

воды в клетку

Билет № 14

1. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на

примере ланцетника).

2. Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование

доминантных и рецессивных признаков. Генотип и фенотип.

3. С помощью опыта выяснить наличие в клубнях картофеля ферментов.

1.

1. Образование зиготы, ее первые деления – начало индивидуального развития

организма при половом размножении Эмб риональный и постэмбриональный

периоды развития организ мов.

2. Эмбриональное развитие – период жизни организма с момента образования

зиготы до рожде ния или выхода зародыша из яйца.

3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника)' 1) дробление –

многократное деление зиготы путем митоза. Обра зование множества мелких

клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри – бластулы,

равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы – двухслойного зародыша

с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим по лость

(энтодермой) Кишечнополо стные, губки – примеры живот ных, которые в

процессе эволюции остановились на двухслойной стадии, 3) образование

трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток –

мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков, 4) закладка из

зародышевых листков различных органов, специализация клеток

4. Органы, формирующиеся из зародышевых листков.

|Зародыш|Название частей и|

|е вые |органов зародыша |

|листки | |

|1 |Нервная |

|Наружны|пластинка, |

|й, |нервная трубка, |

|эктодер|наружный слой |

|ма |кожного покрова, |

| |органы зрения и |

| |слуха |

|2 |Кишечник, легкие,|

|Внутрен|печень, |

|ний, |поджелудочная |

|энтодер|железа |

|ма | |

|3 |Хорда, хрящевой и|

|Средний|костный скелет, |

|, |мышцы, почки, |

|мезодер|кровеносные |

|ма |сосуды |

5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития –

основа его целостно сти. Сходство начальных стадий развития зародышей

позвоночных животных – доказательство их родства

6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное

влияние алко голя, наркотиков, курения на раз витие зародыша, на подростка

и взрослого человека

2.

1. Г. Мендель – основоположник генетики. Открытие им законов

наследственности на основе применения методов скрещивания и анализа

потомства

2. Изучение Г. Менделем генотипов и фенотипов исследуемых организмов

Фенотип – совокуп ность внешних и внутренних признаков, особенностей

процессов жизнедеятельности Генотип – совокупность генов в организме

Доминантный признак – преобла дающий, господствующий, рецес сивный –

исчезающий, подавляемый признак Гомозиготный орга

низм содержит аллельные только доминантные (АА) или только рецессивные

(аа) гены, которые контролируют формирование определенного признака.

Гетерози-готный организм содержит в клетках доминантный и рецессивный гены

(Аа). Они контролируют формирование альтернативных признаков.

3. Правило единообразия (доминирования) признаков у гибридов первого

поколения – при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по

одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все

потомство гибридов первого поколения будет единообразным, похожим на одного

из родителей (желтые семена).

4. Запись схемы скрещивания, отражающая правило единообразия гибридов

первого поколения.

[pic]

3.

Для обнаружения ферментов надо на кусочки сырого и вареного картофеля

нанести по капле пероксида водорода (H2O2), наблюдать, где произойдет его

«вскипание». Под влиянием фермента пероксидазы в клетках сырого картофеля

происходит реакция разложения пероксида водорода с выделением кислорода,

вызывающего «вскипание». При варке картофеля фермент разрушается, поэтому

на срезе вареного картофеля «вскипания» не происходит.

Билет № 15

1. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое. Причины ослабления

конкуренции между родителями и потомством при непрямом развитии.

2. Закон расщепления признаков во втором поколении. Причины отсутствия

расщепления признаков в поколениях у рецессивных гомозигот. Гомозигота и

гетерозигота.

3. Решить задачу на построение иРНК на основе известной последовательности

ДНК.

1.

1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) – период жизни, который

при половом размножении начинается с образования зиготы, характеризуется

необратимыми изменениями (увеличением массы, размеров, появлением новых

тканей и органов) и завершается смертью.

2. Зародышевый (эмбриональный) и послезародышевый (постэмбриональный)

периоды индивидуального развития организма.

3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышево-

му) – период от рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные

пути послезародыше-вого развития животных – прямое и непрямое:

1) прямое развитие – рождение потомства, внешне похожего на взрослый

организм. Примеры:

развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, некоторых видов

насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок на утку, котенок

на кошку;

2) непрямое развитие – рождение или выход из яйца потомства, отличающегося

от взрослого организма по морфологическим признакам, образу жизни (типу

питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука появляются

червеобразные личинки, живут в почве и питаются корнями в отличие от

взрослого жука (живет на дереве, питается листьями).

Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка,куколка, взрослая

особь. Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки – они

неподвижны. Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные

условия обитания, использование разной пищи.

4. Значение непрямого развития – ослабление конкуренции между родителями и

потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания.

Непрямое развитие – важное приспособление, возникшее в процессе эволюции.

Оно способствует ослаблению борьбы за существование между родителями и

потомством, выживанию животных на

ранних стадиях послезародышево-го развития.

2.

1. Изучение Г. Менделем наследственности с помощью гибридологического

метода – скрещивания родительских форм, различающихся по определенным

признакам, и изучение характера их наследования в ряду поколений.

2. Скрещивание гомозиготной доминантной и рецессивной особей, появление в

первом гибридном поколении всех особей с доминантным признаком. Причина:

все гибридные особи имеют гетерози-готный генотип, например, Аа, в котором

доминантный ген подавляет рецессивный.

3. Проявление закона расщепления при скрещивании между собой гибридов

первого поколения Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов – причина

расщепления, появления в потомстве Fg особей с рецессивными признаками,

составляющих примерно четвертую часть от всего потомства.

4. Причины отсутствия расщепления во втором и последующих поколениях

гомозиготных рецессивных особей – образование гамет одного типа, наличие в

них лишь рецессивного гена, например, гамет с генами а. Слияние при

оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а – причина образования

гомозиготно-го потомства с рецессивным генотипом – аа.

5. Гомозиготы – организмы, содержащие в клетках два одина-

ковых гена по данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них расщепления

признаков в последующих поколениях. Гетерозиготы – организмы, содержащие в

клетках разные гены по какому-либо признаку (Аа), дающие расщепление

признаков в последующих поколениях.

3.

Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она обеспечивает

последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с помощью

ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На основе

принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на матрице

ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц всегда

присоединяется нуклеотид Г или наоборот:

к Г – Ц, а к нуклеотиду А–У (в РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем

нуклеотиды соединяются между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.

Билет № 16

1. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение

и функционирование.

2. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними.

Растения – начальное звено цепей питания в биоге-оценозе.

3. Решить задачу на сцепленное с полом наследование.

1.

1. Ген – отрезок молекулы ДНК, носитель наследственной информации о

первичной структуре одного белка. Локализация в одной молекуле ДНК

нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК – носитель наследственной

информации о первичной структуре сотен молекул белка.

2. Хромосома – важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы

ДНК в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы – носители

наследственной информации. Число, форма и размеры хромосом – главный

признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера

хромосом – причина мутаций, которые часто вредны для организма.

3. Высокая активность деспи-рализованных хромосом в период интерфазы.

Самоудвоение молекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка.

4. Ген (отрезок молекулы ДНК} – матрица для синтеза иРНК, а иРНК – матрица

для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК,

синтеза иРНК, белка – основа передачи наследственной информации от гена к

признаку, который определяется молекулами белка. Многообразие белков, их

специфичность, многофункциональность – основа формирования различных

признаков у организма, реализации заложенной в генах наследственной

информации.

5. Самоудвоение хромосом, спи-рализация, четкий механизм их

распределения между дочерними клетками в процессе митоза – путь передачи

наследственной информации от материнской к дочерним клеткам.

6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству:

образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворение,

образование зиготы – первой клетки дочернего организма с диплоидньш набором

хромосом.

2.

1. Многообразие видов растений, животных и других организмов, их

закономерное расселение в природе, возникновение в процессе эволюции

относительно постоянных природных комплексов.

2. Биогеоценоз (экосистема) – совокупность взаимосвязанных видов

(популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной

территории с относительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь –

примеры экосистем.

3. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, получения ими

энергии. Характер питания – основа связей между особями разных популяций в

биогеоценозе. Использование автотрофами (в основном растениями)

неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических

веществ. Использование гетеротрофами (животными, грибами, большинством

бактерий) готовых органических

веществ, синтезированных автотрофами, и заключенной в них энергии.

4. Организмы – производители органического вещества, потребители и

разрушители – основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители – ав-

тотрофы, в основном растения, создающие органические вещества из

неорганических с использованием энергии света; 2) организмы-потребители –

гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами и используют

заключенную в них энергию (животные, грибы, большинство бактерий); 3)

организмы-разрушители – гетеротрофы, питаются остатками растений и

животных, разрушают органические вещества до неорганических (бактерии,

грибы).

5. Взаимосвязь организмов производителей, потребителей, разрушителей в

биогеоценозе. Пищевые связи – основа круговорота веществ и превращения

энергии в биогеоценозе. Цепи питания – пути передачи вещества и энергии в

биогеоценозе. Пример: растения –> растительноядное животное (заяц) –>

хищник (волк). Звенья в цепи питания (трофические уровни): первое –

растения, второе – растительноядные животные, третьи – хищники.

6. Растения – начальное звено цепей питания благодаря их способности

создавать органические вещества из неорганических с использованием

солнечной энергии. Разветвленность цепей питания:

особи одного трофического уровня

(производители) служат пищей для организмов нескольких видов другого

трофического уровня (потребителей).

7. Саморегуляция в биогеоце-нозах – поддержание численности особей каждого

вида на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция –

причина устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия

обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты круговорота веществ и

превращения энергии.

3.

Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых генами,

расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем контролируемых

генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование гена гемофилии

связано с Х-хромосомой, в которой он расположен. Доминантный ген Н

обеспечивает свертываемость крови, а рецессивный ген h – несвертываемость.

Если женщина имеет в клетках два гена hh, то у нее проявляется болезнь,

если Hh – болезнь не проявляется, но она является носителем гена гемофилии.

У мужчин гемофилия проявляется при наличии одного гена h, так как у него

всего одна Х-хромо-сома.

Билет № 17

1. Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления

признаков у гетеро-зигот.

2. Биогеоценоз дубравы, его биотические и абиотические факторы. Цепи

питания в дубраве.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка

лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать признаки

интерфазы.

1.

1. Г. Мендель – основоположник генетики, которая изучает наследственность

и изменчивость организмов, их материальные основы.

2. Открытие Г. Менделем правила единообразия, законов расщепления и

независимого наследования. Проявление правила единообразия и закона

расщепления во всех видах скрещивания, а закона независимого наследования –

при дигибридном и полигибридном скрещивании.

3. Закон независимого наследования – каждая пара признаков наследуется

независимо от других пар и дает расщепление 3:1 по каждой паре (как и при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.