рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования

технического прогресса, например, новые компоненты и подсистемы, которые

могут быть добавлены к системе в будущем. Могут измениться также вкусы

потребителей или предложения конкурентов, т.е. социально-экономические

условия. На восьмом шаге предполагается изучить, как сама система будет

вести себя в будущем (предсказание поведения системы). Девятый шаг

осуществляется в испытательной лаборатории, где производится

экспериментальная проверка идеи. Испытания не ограничиваются только

доказательством удовлетворительности работы системы или ее компонентов. Они

могут также ответить на вопрос о физической реализуемости системы, если это

невозможно сделать на основе анализа или прошлого опыта. Наконец, в

результате ряда шагов проект становится очень сложным, поэтому десятый шаг

заключается в устранении ненужной сложности, в упрощении проекта.

Третья фаза. Цель детального проектирования - довести предварительную

идею системы до физической реализации и разработать окончательную

конструкцию системы. Общая идея системы зафиксирована, подсистемы точно

определены, и имеется предварительное решение выполнить полный проект. Для

этого необходимы специалисты, время и деньги. Поэтому на первом шаге

(подготовка к проектированию) обосновывается бюджет и осуществляется

организация проектирования. Второй шаг заключается в общем проектировании

подсистем по тем же этапам, что и предварительное проектирование системы в

целом. Однако требования совместимости и совместного действия подсистем

накладывают на них большие ограничения, чем факторы окружающей среды на

систему в целом. В соответствии с предварительными планами подсистем

разрабатываются проекты компонент (третий шаг), что является фактически

повторением проектирования подсистем. Однако проектирование на более низких

уровнях становится менее абстрактным. Результаты проектирования компонентов

фиксируются в предварительных планах, которые являются основой для

детального проектирования частей , являющихся элементарными составляющими

компонентов (четвертый шаг). Наконец, возникает вопрос о физической

реализации, который при проектировании подсистем и компонентов был

относительно второстепенным. Необходимо решить, каковы должны быть форма,

материал и набор инструкций (например, способы обработки материала) для

производства частей. Все это фиксируется в детальных чертежах и в

спецификациях к ним. Предварительный план компонента должен быть заменен

теперь точным и окончательным сборочным чертежом. Далее должны быть

вычерчены соответствующие сборочные чертежи для подсистем и, наконец, для

системы в целом. Этот процесс, составляющий содержание пятого шага,

является итерационным. При подготовке сборочных чертежей происходит

корректировка чертежей подсистем, компонентов и частей. Имея полные

сборочные чертежи, экспериментальная мастерская может построить первые

материализованные прототипы - экспериментальную конструкцию системы (шестой

шаг). (Иногда первый прототип и является конечным продуктом). На седьмом

шаге, после того, как экспериментальная конструкция изготовлена,

составляется программа проверки продукта. Центральным становится вопрос,

хорошо ли работает система с точки зрения потребителя. На основе анализа

проверочных данных (восьмой шаг) производится обнаружение дефектов, которые

служат основой для перепроектирования и усовершенствования системы (девятый

шаг) до тех пор, пока окончательное инженерное описание проекта не будет

выполнено.

Фаза детального проектирования системы заканчивается, но ею не

завершается системотехнический цикл. Он включает в себя еще планирование

производства, распределения потребления и снятия с эксплуатации. Однако нас

в данном случае интересует только пример описания системотехнической

деятельности в виде фаз, шагов и задач, поэтому ограничимся уже

рассмотренными фазами. Каждый шаг системотехнической деятельности

представлен автором как процесс, состоящий из последовательности задач. Эта

последовательность является специализированным процессом решения проблемы,

включающим в себя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку и

выбор из альтернатив, оптимизацию, пересмотр и осуществление. На каждом

шаге проектирования от анализа потребностей фазы изучения осуществимости до

перепроектирования (фаза детального проектирования) иногда полностью,

иногда частично, решается одна и та же последовательность задач.

Кооперация работ и специалистов в системотехнике

Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид

деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью ее

является создание больших технических систем и в связи с этим - организация

всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Можно выделить

"горизонтальную" и "вертикальную" структуры системотехнической

деятельности. Эти структуры отражают существующую в системотехнике связь

работ и специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектов

системы (создание машинных блоков, проектирование "плоскости

соприкосновения" человека и машины, разработка экономических,

организационных и социальных аспектов системы и т.п.), вторая соответствует

общей последовательности работ системотехнической деятельности (инженерное

исследование, изобретательство, проектирование, конструирование,

изготовление и внедрение, эксплуатация). В качестве важнейших компонентов

системотехнической деятельности выделяются также методическая деятельность

и научно-техническая координация.

Возможно описание системотехнической деятельности с точки зрения связи

работ и специалистов; пример такого описания можно найти в книге Г. Х. Гуда

и Р. Э. Макола "Системотехника". Каждую научную дисциплину, участвующую в

создании сложной технической системы, фактически представляет тот или иной

специалист. Например, исследователь операций рассматривается именно как

член бригады проектировщиков, что накладывает на него некоторые

обязательства (знакомство с аппаратурой и помощь в принятии решений по

проекту). Каждая фаза также связывается с определенным составом бригады

системотехников. Большинство или все члены такой бригады должны быть

"учеными-универсалистами". Кроме того, каждый член бригады должен быть еще

и специалистом в какой-нибудь узкой области (электронике, математике, той

области, к которой относится решаемая задача и т.п.). Система, конечно, не

может быть продуктом одних "универсалистов". Задача инженера-системотехника

состоит в организации различных специалистов при проектировании системы.

Авторы рассматривают соотношение между исследованием и разработкой,

возможность и необходимость дублирования работ над проектом, а также

способы организации работы по проектированию системы. Системотехническая

группа может быть организована: (1) как штабная группа при руководителе

проекта (обеспечивает планы и ведение пограммы); (2) как линейная группа во

главе с начальником проекта, который является ее непосредственным

руководителем (функционирует по всем частям проектной организации); (3) как

расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которые

встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом; (4) как

отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования,

быстро переключающаяся с одного оборудования на другое; (5) как отдельное

проектное бюро. При небольшом количестве крупных проектов наилучшей

является организация (1), при большом количестве - организация (4). Авторы

представляют также подробное описание научных средств и дисциплин,

используемых в системотехнической деятельности, из которого видно, что их

арсенал не ограничивается лишь естественными, техническими науками и

математикой, но включает в себя также инженерно-экономические исследования,

индустриальную социологию и инженерную психологию, необходимую, например,

для проектирования деятельности человека-оператора в сложной технической

системе.

Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться только на

технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-

технических и социально-экономических разработок привел к обособлению

проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в

системное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию)

человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на

разработку машинных компонентов. Это приводит к тому, что инженерная

деятельность и проектирование меняются местами. Если традиционное

инженерное проектирование входит составной частью в инженерную

деятельность, то системное проектирование, напротив, может включать (если

речь идет о создании новых машинных компонентов) или не включать в себя

инженерную деятельность. Сфера приложения системного проектирования

расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики

(обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только

промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование,

задачей которого становится целенаправленное изменение социально-

организационных структур.

Социотехническое проектирование

Техническое изделие в социальном контексте

"Расслоение" инженерной деятельности приводит к тому, что отдельный

инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложной

технической системы, а не на целом и, во-вторых, все более и более

удаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируя

артефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служить

которому прежде всего и призван инженер. Непосредственная связь

изготовителя и потребителя, характерная для ремесленной технической

деятельности, нарушается. Создается иллюзия, что задача инженера - это лишь

конструирование артефакта, а его внедрение в жизненную канву общества и

функционирование в социальном контексте должно реализовываться

автоматически.

Однако сегодня создание автомобиля - это не просто техническая разработка

машины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети

автомобильных дорог, скажем, скоростных трасс с особым покрытием,

производство запасных частей и т.д. и т.п. Строительство электростанций,

химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета

"внешней" экологической обстановки, а формулировки экологических требований

как исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как к

инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Их

влияние на природу и общество столь велико, что социальная ответственность

их перед обществом неизмеримо возрастает, особенно в последнее время.

Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий

узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой,

основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного

инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая

изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в

научно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы,

узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека,

природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще в

начале ХХ столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К.

Энгельмейер: "Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала

внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических

познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от

руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом,

и экономистом, и социологом". Эта социально-экономическая направленность

работы инженера становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики

- когда инженер вынужден приспосабливать свои изделия к рынку и

потребителю.

Задача современного инженерного корпуса - это не просто создание

технического устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и

обеспечение их нормального функционирования в обществе (не только в

техническом смысле), удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей

среде, наконец, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать

техническую систему, необходимо организовать социальные условия ее

внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для

человека.

Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ),

например, очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода

к созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела,

социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самых

разных областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собой

соответствующее видение объекта исследования и проектирования. Скажем,

специалисты в области теории автоматического регулирования видели в АСУ

лишь совокупность передаточных функций и определенных структурных блоков,

которые надо связать. Тот факт, что АСУ - это прежде всего социально-

экономическая система, в которую внедряются средства вычислительной

техники, осознавался очень и очень долго. В сознании инженера витала идея о

том, что хотя бы в предельном случае автоматизированная система управления

должна стать автоматической. Иными словами, она должна стать полностью

автоматизированной, технической системой, исключающей человека. С этим

фактом, как нам кажется, связаны многие неудачи в истории разработки и

внедрения АСУ. В соответствии с этой программой, все отрасли, объединения,

предприятия кинулись срочно закупать вычислительную технику, еще точно не

зная, как ее использовать. При этом не учитывалось, что социальный

организм, в который встраивается данная техника, должен быть перестроен,

иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего они и

внедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходима

перестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, а

не автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем замены

человека машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в этом

случае уже как подчиненные более общей и глобальной социально-экономической

задаче.

Новые виды и новые проблемы проектирования

Таким образом, новое состояние в системном проектировании представляет

собой проектирование систем деятельности. Здесь речь идет о

социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где

главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой

деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Однако

проектировщики пользуются зачастую старыми средствами и неадекватными

модельными представлениями. В чем же заключается специфика современного

социотехнического проектирования и что все же позволяет называть его

проектированием?

Прежде всего социотехническое проектирование характеризуется

гуманитаризацией. Проектирование само становится источником формирования

проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической

деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и

сама сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования").

Поэтому в нем формируется особый методический слой, направленный на

выработку норм и предписаний для проектных процедур, и теоретический слой,

обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.

Социотехническое проектирование - это проектирование без прототипов, и

поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в

теоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно

охарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлечены

различные типы деятельности: производственная, социального

функционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования и т.п. В

роли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи,

социологи). Проектирование тесно переплетается с планированием,

управлением, программированием, прогнозированием и организационной

деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не только

трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще.

Что же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сфера

проектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельность

многих видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им

все остальные.

Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примере

градостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем

(художественного конструирования) и оргпроектирования.

В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача внедрения,

с которой тесно связана разработка идей "перманентного проектирования",

когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта

функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой

системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и

реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла)

проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования

(поскольку социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целый

комплекс наук, а не на какую-либо одну социальную и тем более техническую

дисциплину). Методология проектирования практически обеспечивает связь

проектирования с другими сферами (например, производством и потреблением),

учитывая динамику каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-

методологических рекомендаций в канву проектировочной деятельности вообще

характерно для всех видов социотехнического проектирования. Продукт

социотехнической деятельности - сложную систему - нельзя пощупать как

объект исследования классической технической науки или как штучное изделие,

бывшее продуктом традиционной инженерной деятельности. В градостроительном

проектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки и

размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрения

заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь

совокупность зданий, асфальтированных дорог и зеленых насаждений, и весь

этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим и

эстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования

существуют в реальности, а первые - нет. Напротив, недочеты авторов проекта

самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их

работоспособность и самочувствие. Но здесь вступают в силу социальные и

психологические реалии, не регистрируемые с точки зрения традиционной

инженерной позиции, которая была основана лишь на естественнонаучных

знаниях и представлениях. Именно поэтому представители современных научно-

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.