рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления

Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления

Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

Академия гражданской защиты

Кафедра: Социальных наук

Учебная дисциплина: Система государственного управления

Контрольная работа

Место, роль и функции региональных

и местных структур МЧС в системе управления

Исполнил: ИВАНОВ Иван Иванович

учебная группа 666

Новогорск 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………………..3

2. Место, роль и функции региональных и местных

структур МЧС в системе управления…………………………………………….4

2.1 Основные задачи МЧС Республики Мордовия……………………………..10

2.2 Основные функции МЧС Республики Мордовия…………………………..12

3. Заключение………………………………………………………………………..19

4. Литература…………………………………………………………………………20

В В Е Д Е Н И Е

Ежегодно в Российской Федерации имеется достаточно масштабных

чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера.

Страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому

важной государственной функцией являлось и является защита населения и

национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других

стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий

для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка

перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла.

И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ

стало главным шагом в деле построения в стране современной системы

предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра.

Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим

государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере

деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения

безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также

центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения

науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб,

координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех

уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО,

предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тува во время

эпизоотии крупного рогатого скота, в республику Армения - для участия в

подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во

Владивосток - для ликвидации последствий подобного происшествия на складах

боеприпасов Тихоокеанского флота.

Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с

радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на

заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в

Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии,

Приморском крае, землетрясениями на Курильских островах и острове

Сахалин. Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС

России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.

2. МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И

МЕСТНЫХ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы,

связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития

земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более

частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как

чрезвычайные ситуации.

Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита

населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В

основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая

свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную

задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного

времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных

ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в

ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и

в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации,

возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ

Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

(РСЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили

возможность решать проблему безопасности населения и производств

комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой

области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС

различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль

сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции,

государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов

местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение

вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время созданы территориальные и функциональные подсистемы

РСЧС.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных

подсистем РСЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями

соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с

Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие

органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты

населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и

средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи,

оповещения, информационного обеспечения.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе

создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия

ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять

все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что

существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С

накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой

ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения

предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где

все составные части работают слаженно.

Не секрет, что в значительной степени при построении РСЧС

использовалась структура системы гражданской обороны. Сохранился и присущий

ей производственно-территориальный принцип построения. В этих условиях

возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС.

Федеральным законом “О гражданской обороне” установлено, что ГО

организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей

на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий

или вследствие этих действий.

Ясно, что несмотря на некоторые отличия в решении задач мирного

времени или военного времени, иметь две раздельные системы нецелесообразно,

поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же методами и

средствами. Единая система должна полностью наследовать международный

юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять

государственные полномочия и расширенный круг задач РСЧС.

Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым названием системы

“Гражданская защита”.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние

годы являются:

- создание единой нормативно-правовой базы системы;

- развитие системы управления и укрепление ее органов;

- усиление научно-методического и информационного обеспе-чения

системы;

- укрепление сил системы;

- совершенствование материальной базы системы;

- повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов

РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения

страны;

- расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной

власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными

структурами, общественными организациями и населением России, также

зарубежных стран.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся

органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и

использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также

органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным

органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по

девяти регионам (7 - после образования Сибирского региона). В составе РСЧС

образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский,

Уральский, Западно-Сибирский, Забайкальский, Восточно-Сибирский и

Дальневосточный регионы.

Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и

средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий

региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение

регионального центра - координация деятельности территориальных органов

исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Регионы, в основном, образованы в границах военных округов. За

истекший период статус центров, их задачи и принципы деятельности прошли

некоторую практическую апробацию. В целом их становление состоялось, но

нерешенных проблем еще много. Основные трудности в деятельности центров

были связаны с отсутствием на региональном уровне государственных органов

управления, на которые они могли опираться. Сейчас осуществляется тенденция

объединения республик, краев и областей в ассоциации и другие союзы на

основе экономического сотрудничества. Во главе таких объединений становятся

коллегиальные органы управления, с опорой на которые и возможна работа

региональных центров. Таким образом, наиболее реальным в настоящее время

способом преодоления упомянутых трудностей является создание при

коллегиальных органах экономического сотрудничества территорий региональных

советов по чрезвычайным ситуациям.

Органы управления ГОиЧС включены в состав соответствующих органов

исполнительной власти. Это расширяет их возможности и упрощает руководство

силами РСЧС со стороны начальников гражданской обороны.

По ходу стабилизации структуры органов федеральной исполнительной

власти проведена реорганизация и целесообразная унификация их органов

управления, занимающихся вопросами ГОиЧС.

Следует еще раз подтвердить действенность института начальников

гражданской обороны, дающему нашей системе вертикаль соподчиненности и

содействующему целесообразной централизации управления. Все руководство

гражданской обороной и РСЧС (гражданской защиты) в мирное и военное время

осуществляется через МЧС России.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы

и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных

подсистем, дислоцированных на этих территориях.

Местный уровень - охватывает территорию района, города (района в

городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации.

Основным органом управления, ответственным за противодействие

чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по

чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти.

Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе ответственных

представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно

реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в чрезвычайных условиях -

оперативно мобилизовывать ресурсы соответствующих территорий и эффективно

ликвидировать чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями

органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются

министерства, комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и

чрезвычайным ситуациям. Эти органы, являющиеся основными органами

повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до

сельского района включительно.

На примере деятельности органов управления территориальной подсистемы

РСЧС Республики Мордовия уточним роль, функции и задачи местных органов

управления ГОЧС. В республике создано Министерство по делам гражданской

обороны и чрезвычайным ситуациям.

МЧС Республики Мордовия осуществляет свою деятельность:

а) под руководством МЧС России по вопросам:

формирования и установления основ федеральной политики и федеральных

программ в области гражданской обороны;

подготовки проектов федеральных законов. Указов Президента Российской

Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам

гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций;

организации проведения научных исследований в области гражданской

обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

определения задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей

органов исполнительной власти Республики Мордовия в области гражданской

обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

осуществления руководства единой государственной системой

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

участия в обеспечении создания республиканских резервов финансовых и

материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также

определения порядка использования указанных резервов;

осуществления контроля за процессом производства, режимом хранения,

условиями перевозки и порядком использования радиоактивных и других особо

опасных веществ, соблюдением при этом необходимых мер безопасности;

принятия решении о непосредственном руководстве ликвидацией

чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения на

территории Республики Мордовия, а также при чрезвычайных ситуациях на

территориях других субъектов Российской Федерации - по указанию МЧС России,

Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия;

определения порядка сбора информации в области гражданской обороны,

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена

указанной информацией между органами исполнительной власти Российской

Федерации и субъектами Российской Федерации, органами местного

самоуправления, а также органами, специально уполномоченными решать задачи

гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций в составе органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления; участия в планировании

совместно с Приволжским региональным центром но делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

применения войск гражданской обороны в мирное время на территории

Республики Мордовия:

б) под руководством Правительства Республики Мордовия по вопросам:

подготовки в соответствии с федеральным законодательством законов и

иных нормативных правовых актов Республики Мордовия в области защиты

населения и территории от чрезвычайных ситуации, по реализации мероприятий

в области гражданской обороны:

осуществления подготовки и содержания в готовности необходимых сил и

средств гражданской обороны, республиканской территориальной подсистемы

РСЧС для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения

населения по гражданской обороне, а также способам защиты и действиям в

чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени;

принятия решений о проведении эвакуационных мероприятий в условиях

чрезвычайных ситуаций и обеспечении их проведения;

осуществления в установленном порядке сбора и обмена информацией в

области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения

о мероприятиях гражданской обороны, об угрозе возникновения или о

возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных

работ, а также поддержания общественного порядка в ходе их проведения; при

недостаточности собственных сил и средств - обращения за оказанием помощи к

органам исполнительной власти ближайших субъектов Российской Федерации, к

МЧС России и в установленном порядке к Правительству Российской Федерации;

осуществления мероприятий гражданской обороны, защиты населения и

территории Республики Мордовия от чрезвычайных ситуаций;

создание республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов

для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Мордовия;

содействия устойчивому функционированию организаций.

предприятий, учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций;

в) под совместным руководством МЧС России и Правительства Республики

Мордовия по вопросам:

разработки предложений по реализации государственной политики в

области гражданской обороны;

проведения карантинных мероприятий;

проведения предупредительных мероприятий по снижению последствий

катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

2.1 Основные задачи МЧС Республики Мордовия:

разработка предложений по реализации государственной политики в

области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций, участие в установленном порядке в реализации принятых по ним

решений;

планирование, разработка и осуществление мероприятий по гражданской

обороне и контроль за их выполнением на территории Республики Мордовия;

организация оповещения и информирования населения республики о

приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения

противника и применения им средств массового поражения;

организация подготовки населения, должностных лиц и формирований

республиканской территориальной подсистемы РСЧС по гражданской обороне, по

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.