рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Естественные и антропогенные негативные факторы

Для фотонного излучения макроскопическое сечение взаимодействия частиц

называется линейным коэффициентом ослабления в веществе и обозначается ц.

Величина 1/ц равна средней длине свободного пробега (дсп) и имеет

размерность длины. При толщине защиты равной 1 дсп плотность потока

ионизирующего излучения уменьшается в е раз.

Для у и Р излучений при наличии защитного барьера плотность потока для

точечного источника

Ф = Ane'l/^nR2), част./кв.м., где d - толщина защиты, см;

ц - коэффициент ослабления излучения, см;

n - число частиц;

А - активность источника, Бк;

R - расстояние, м.

Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом зависит от вида

излучений. Заряженные частицы, проходя через вещество, расходуют свою

кинетическую энергию при взаимодействии с электронами вещества (возбуждение

атома, его ионизация, образование тормозного излучения). При этом может

быть упругое и неупругое взаимодействие.

Взаимодействие фотонов с веществом зависит от их энергии. Наиболее важными

видами взаимодействия для защиты от фотонного излучения являются:

- фотоэлектрический эффект, при котором фотон поглощается атомом,

- комптон-эффект - это рассеяние фотона на свободном электроне.

Фотон при этом не поглощается, а изменяет свою энергию и направление

движения, происходит эффект образования электронно-позитронной пары;

образованные электрон и позитрон производят ионизацию среды.

Нейтроны, не имея электрического заряда, не взаимодействуют с электрическим

полем частиц и ядер атома, В зависимости от энергии нейтрона различают типы

их взаимодействия с веществом: упругое и неупругое рассеяние, радиационный

захват с испусканием фотона, захват с испусканием заряженных частиц и

деление ядер.

5. Организация работ по ликвидации ЧС (общие положения)

Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне

чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами

и средствами разведки и неотложных работ, а также организация

жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами

организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти

субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности

вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального

подчинения, в том числе регионального формирования.

Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя работы

в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному

отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и

воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным

первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в

загородные зоны.

Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные работы

в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени опасности

от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение

пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на

объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной

медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и

обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение

спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных

мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также

выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных

бедствий или нападения противника.

Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время

или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий

отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе

возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после

возникновения чрезвычайной ситуации.

В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной

ситуации проводятся:

Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и

обеспечение ее постоянной готовности.

Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных

ситуаций мИриого времени.

Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием

объектов, окружающей среды.

Организацию взаимодействия с органами военною командования.

При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий,

катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

1 Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению

задач.

Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по

предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к

выполнению СДНР.

Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф,

стихийных бедствий) осуществляются:

Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.

Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их,

если они были уничтожены, и их защита.

Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.

Организация и управление СДНР.

Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на работы с

целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной

обстановке.

Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их

из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и

врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные

учреждения.

Спасательные работы включают:

разведку маршрутов движения и участков работ;

локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,

загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и

спасение находящихся в них людей;

подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной

фильтровентиляционной системой;

оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных

животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды,

обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки.

Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи

пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения

спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий

(катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта

и связи.

Другие неотложные работы включают:

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах

заражения;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,

канализационных и технологических сетях в целях создания условий для

проведения спасательных работ;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих

обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и

коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в

обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от

возможных повторных ядерных ударов противника;

СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и

многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со

специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций,

воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.

К силам и средствам для проведения СДНР относятся:

военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные

и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и

организаций РФ;

учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава

России, а также других министерств и ведомств РФ;

формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений

Минсельхоза России;

военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и

предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и

оборудования Минэкологии России;

части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных работ

МВД России;

воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО

РФ;

соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для

ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения

полетов Минтранса России;

восстановительные и пожарные поезда МПС России;

аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и

ведомств РФ;

отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России,

других добровольных общественных организаций.

Наиболее многочисленными по численности являются различные

невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по

спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного

времени.

Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:

на объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут

использоваться формирования города (района), формирования сельского района

(некатегорированного города) и другие силы;

в городе без районного деления - группировки сил объектовых и

территориальных формирований города, области, войсковые части ГО,

подразделения и части военного гарнизона;

в городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы

города;

в области - группировки сил категорированных и некатегорированных городов,

населенных пунктов с категорированными объектами промышленности,

группировка сил районов и резервы.

По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу

предстоящих действий и обеспечивать:

возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;

сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных

работ в предельно сжатые сроки;

возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах

поражения и осуществление маневра ими;

устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки сил

и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования

общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и

специализированные формирования.

Специальные и специализированные формирования состоят из:

50% - медицинские формирования;

25% - противопожарные формирования;

10% - формирования радиационной и химической защиты;

10% - службы охраны общественного порядка;

5% - прочие аварийно-спасательные формирования.

К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях

относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные

по производительности и другим показателям основные и вспомогательные

технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или

определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной

ситуации.

Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются

средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой

механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные,

вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства

индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами

ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и

других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах

стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление

ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие

требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в

сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить

задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления

ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само

управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным,

т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть

выше готовности сил ГО.

В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями

сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или

уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и

средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или)

радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее

обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и

ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств

материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную

обработку и проведение других мероприятий.

Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении

мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в

соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в

интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает

основную задачу.

Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий

успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются

на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и

выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий

сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости

работы отраслей и ОНХ в военное время.

Успешное проведение СДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею

достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер

безопасности при выполнении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения

работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально-

энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест

расположения и характеристики ЗС;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.

Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности

различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на

готовность к действиям.

Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения

(район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв.

Первый эшелон (до 50%) предназначается для немедленного развертывания

спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в

высоком темпе.

Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения

фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены

первого эшелона.

Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и

наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их

проведения.

В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности,

продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и

ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости

и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных

некатегорированных городов и сельских районов.

Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности,

продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый

эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в

загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских

районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый

эшелон.

Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены.

Первый эшелон группировки сил может состоять из 2-3 смен, второй - из 1 -2

смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%,

вторая - 50%, третья - 20% численности эшелона.

Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10-12 часов:

первой смены - не менее 2-х часов;

второй смены - от 3-х до 4-х часов;

третьей смены - от 5 до 6 часов.

В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО,

служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы

восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения

после выполнения задач.

В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО

заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного,

материального, технического, гидрометеорологического и инженерного,

химического и медицинского обеспечения.

Разведка в интересах ГО - комплекс мероприятий по добыванию, сбору,

обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды, обстановки в зоне

аварий, катастроф, стихийных бедствий и очагах поражения, а также на

объектах и участках СДНР.

Основные задачи разведки заключаются в:

выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними

постоянного контроля;

выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий;

усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый

период;

контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах

развертывания сил ГО и эвакуации;

уточнении состояния маршрутов;

усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при

возникновении ЧС;

выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных

бедствий;

установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;

определении состояния маршрутов после ЧС;

контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил

ГО;

выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения

ЧС.

Разведка в интересах ГО включает следующие виды: общая, инженерная,

радиационная, химическая, медицинская, пожарная, санитарно-

эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая), ветеринарная,

фитопатологическая.

Организация спасательных и других неотложных работ включает:

принятие решения на проведение работ;

постановку задач силами ГО;

планирование проведения работ;

организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.

Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей

группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НТО на

проведение СДНР.

Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить

на 3 этапа:

1 этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и

подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.

2 этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах

поражения, районах ЧС.

3 этап - ликвидация последствий применения противником средств поражения,

последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

На первом этапе СДНР решаются две основные задачи:

Задачи по экстренной защите и спасению населения:

оповещение об опасности;

использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;

эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;

применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи

пострадавшим.

Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:

приведение в готовность органов управления;

организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;

приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.

Второй этап - этап проведения спасательных и других неотложных работ

в очагах поражения характерен прежде всего тем, что на этом этапе

вырабатывается решение на проведение СДНР, осуществляется постановка задач

силам и средствам ГО, организуется взаимодействие, управление, всестороннее

обеспечение действий, проводятся СДНР, осуществляется контроль за

выполнением поставленных задач силами и средствами ГО.

Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий аварий,

катастроф, бедствий, последствий воздействия средств поражения противника.

На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей

и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-

, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения;

восстановление жилья и т.д.

Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и

предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных

особенностей каждого предприятия.

Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются:

оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения,

проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором

произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и

поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим

и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий

на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных

работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание

неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося

оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской

службы.

Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий

аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются

специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и

служб.

Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны

спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым

формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО

проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при

выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых

строго обязательно.

На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у

опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с

предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-

энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих

служб и организаций, ведающих этим хозяйством.

В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией

последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся

одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой

чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа

ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и

специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям,

указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального,

технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную

смену, отдых и питание личного состава.

К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды,

подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической

помощи.

С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с

обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.

Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем

объекте или по отдельным участкам. В тех случаях, когда имеется достаточное

количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил

недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в

первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на

участках, представляющих наибольшую опасность.

На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация

последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с

формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет

наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. А формирования

общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары,

извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую

медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на

коммунально-энергетических сетях.

Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в

некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и

со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в

охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и

быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить положение.

Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация

отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой

целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают

отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или

обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной

полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания

отсечной полосы шириной до 50-100 м.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где

находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних

этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для

перекачки воды из удаленных источников.

К тушению пожаров, конечно же, привлекаются и штатные пожарные команды и

противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных

конструкций - специальные строительно-монтажные организации.

В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда

разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в

поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск

начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных

подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных

пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок

спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пораженными

- голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей

начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные

стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с

первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с

соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают

осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД

- изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей

разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя

специальные приспособления.

Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при

этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций.

Чтобы сласти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется

осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не

было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура

завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия,

колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала

чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае

рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) -

по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения пораженного необходимо

освободить его от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя ему

дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь.

Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных

зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8 х 0,8 м.

Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и

другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные

станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения

крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и

металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации:

домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др.

Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях

загазованности, а при пожарах - задымленности и высоких температур; чтобы

обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на

смены и выделяют резервы.

Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся

в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков.

Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер

предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей

эвакуацией в лечебные учреждения.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.