рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места

людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с

использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности

функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса

труда.

Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной

дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета

человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой

техники и технологии, а также существующих условий труда.

Объектом исследования эргономики является система “человек – машина –

среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее

целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Структурная схема СЧМ

приведена на рис.2.

[pic]

Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,

использующего машины.

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной

связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно

повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных

проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях –

от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот

– от требований машины и условий ее функционирования к человеку.

Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих

направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации

деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между

человеком и машиной.

Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства

СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют

собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в

конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.

Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к

профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам

подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов

ее осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно к

задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий

культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная

техника и др.).

Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой

целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность

трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия

физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность

формируется на базе таких свойств техники, как управляемость,

обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения

человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых

технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения

человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к

функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому

и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её

функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при

которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее

здоровье и высокая работоспособность.

Качественными показателями эргономичности являются:

по управляемости:

. среднее время или коэффициент занятости человека-оператора

выполнением определенной единицы технологического процесса;

. вероятность выполнения человеком-оператором единицы

технологического процесса с заданным качеством;

. производительность или норма времени на единицу труда;

по обслуживаемости:

. среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к

её применению;

. среднее оперативное время занятостью восстановлением или

профилактикой техники;

по освояемости:

. среднее календарное время профессиональной подготовки человека-

оператора;

. уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания

техники.

Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач,

стоящих перед эргономикой и решаемых ею.

Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для

чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с

целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих

мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении

комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших

работоспособность.

С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и

особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает

научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в

производительный труд указанной части населения.

Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности,

надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности,

утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической

организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.

Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной

организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться

разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки

качества промышленной продукции.

Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Это

связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного

развертывания исследований. Разработка методологических проблем

способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику

конкретных исследований.

Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет

сформулировать общую цель или главную задачу эргономики. Главная цель

эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и

проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно

функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3)

всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.

Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет

избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития

производства.

Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок,

реализуемые при решении любой эргономической задачи.

1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа

изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и

способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные

режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда. На основании

этих исследований определяются необходимые требования к характеристикам

человека – оператора.

2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека –

оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной

нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем

рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не

экстремальные.

3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его

эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования,

предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с

целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.

4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор,

профобучение, тренировку и формирование коллективов.

5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.

6. Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.

Разработка методологии эргономики осуществляется соответственно трем

уровням методологического анализа, выделяемым в философии.

В эргономике можно различить три типа методологических средств:

1) методологические средства мировоззренческого характера;

2) общенаучные методологические средства;

3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.

Методологические средства в процессе исследовательской практики органически

слиты, включены в соответствующие эргономические представления,

конкретизированы применительно к различным сферам практической и

теоретической деятельности. В эргономике, учитывая характер ее

возникновения, широко используются методологические средства смежных

дисциплин, особенно психологии.

В эргономике используются следующие основные методологические принципы.

Принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что сознание и

деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют

единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.

Именно в сознании образуются динамические модели и образы действительности,

позволяющие ориентироваться человеку в окружающей среде и обеспечивать

успешность достижения целей деятельности.

Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в процессе

труда принадлежит человеку. При решении таких важнейших практических

вопросов, как повышение производительности, эффективности и качества труда

эргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых человеком к

технике, из его возможностей и особенностей деятельности. Противоположным

ему является принцип симпфликации (упрощения), при реализации которого

стремятся к максимальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию из

нее всех творческих элементов, а сам человек низводится до придатка машины,

оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.

Принцип активного оператора. Согласно этому принципу при определении роли

человека в СЧМ очень важно, чтобы оператор осуществлял активные действия,

имел свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремился к

цели. Это связано с тем, что при пассивной позиции оператора его переход к

активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность

его деятельности при этом может оказаться невысокой, что наблюдается,

например, в работе машиниста. При активной же позиции оператора

эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его

психофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо уже

на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности и

уровень активности оператора.

Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступать

как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. При разработке СЧМ

наряду с техническими устройствами должна проектироваться деятельность

оператора, который будет пользоваться этими устройствами. В свою очередь,

эти устройства должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей

деятельности оператора. Таким образом, к техническим устройствам нужно

подходить как к средствам сознательной деятельности человека-оператора.

Принцип последовательности и непрерывности учета требований эргономики.

Учет эргономических требований должен пронизывать все этапы существования

СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Реализация данного

принципа на практике означает внедрение системы эргономического обеспечения

СЧМ на всех этапах ее существования.

Принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики как научной

дисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он обеспечивает

комплексное изучение человека (группы людей) в конкретных условиях его (их)

деятельности, связанной с использованием машин. Это достигается развитием

междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими науками о

человеке и технике.

Основой для практической реализации рассмотренных принципов является

применение системного подхода, который образует методологическую базу

эргономики. Идеи системного подхода определяют многие исходные установки и

теоретические положения эргономики: стремление к целостному рассмотрению

человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру,

включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция

к научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявить

возможные последствия деятельности человека. Применение системного подхода

к СЧМ позволяет выявить различные характеристики связи человека и машины в

конкретных условиях их взаимодействия. Сложность этого заключается в том,

что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой,

функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со

сложными взаимосвязями между ними и своими внутренними противоречиями.

Таким образом, системный подход позволяет по-новому ставить и решать многие

задачи эргономики.

Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений,

разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с ней

дисциплинах и органично вошедших в ее состав: различие коррективной и

проективной эргономики; гипотеза иерархической организации деятельности

оператора; гипотеза оперативного образа и др.

В эргономических исследованиях широко используются методы (и конкретные

методики), сложившиеся в эргономике, а также в других, смежных с нею

дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда,

кибернетике, математике и др.).

Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс

преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек -

орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно,

эргономические исследования рекомендации должны основываться на выяснении

закономерностей психических и физиологический процессов, лежащих в основе

определенных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей

физико-химической и психологической средой.

В последние годы много новых идей возникло с связи с рассмотрением трудовой

деятельности как процесса взаимодействия человека с машиной и более

сложными системами управления. Некоторые из этих идей конструктивны в

смысле перехода от качественных к структурно-количественным представлениям

в разработке теории деятельности . Значительный вклад в понимание

психофизиологического содержания трудовой деятельности внесли исследования

по физиологии труда.

Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства

имеют также определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности.

Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния

человека. Процесс длительности регулируется не только внутренними, но и

внешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или

коллектив) и сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонента

деятельности может выступать и орудие труда, если оно относится к классу

автоматических устройств.

В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить как

динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния

предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного

состояния посредством трудовых - информационных и энергетических

воздействий. Эти воздействия человек может осуществлять непосредственно на

предмет труда или через промежуточное устройство - орудие труда. При этом

человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда,

промежуточного устройства и среды. Цель труда у человека формируется на

основе мотивов, потребностей, установок (своих или получаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по одному

из тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая,

закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное действие),

репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования

информации по известным правилам), Продуктивного (или творческого)

мышления. С помощью этих преобразований формируется прогнозируемый

результат трудового воздействия и программа (план, стратегия) действий для

его достижения.

Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия,

мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают

активационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования,

эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания. В основе

информационных и энергетических преобразований, представляющих собой суть

трудового воздействия на предмет труда, лежат физико-логические процессы. В

целом вся описанная функциональная структура представляет собой систему

"человек - орудие труда - среда".

Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек

способен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудового

воздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая "духовный

продукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называют

предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и

формирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий,

планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельности

практически не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном

преобладании одного из них.

Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное

устройство определяется главным образом тем, какие свои функции как

преобразователя информации и энергии человек передал этому устройству.

Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": с

промежуточными устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.

При работе с простыми орудиями труда весь поток информации, необходимый для

управления воздействием на предмет труда, преобразует человек и он, таким

образом, во всех отношениях и в любой момент осуществляет и контролирует

процесс воздействия. Машина в интересующем нас аспекте является

преобразователем информации, а не только энергии, т.е. она частично без

участия человека формирует командные сигналы и регулирует воздействие. В

результате принципиальная особенность работы человека с машиной заключается

в неполном контроле с его стороны за протекающим процессом воздействия на

предмет труда.

Первый тип систем, которые можно называть системами "человек - инструмент",

делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человека

реализует орудие труда.

1. Эффективными орудиями (инструментами). Психофизиологическая особенность

этого класса заключается в изменении характера воздействия на предмет

труда по сравнению с естественными двигательными реакциями человека.

2. С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный образ

предмета труда превращается в измененный образ, который можно

рассматривать как простейшую информационную модель предмета. Эта модель

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.