рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Роль национальной валюты в переходный период

7. Скрытое изображение. В правой нижней части Тоголок Молдо на достоинствах

20 сом заметно число «20», проявляющееся при рассмотрении банкноты под

различными углами.

В нижней части лицевой стороны банкнот достоинством 50 сом и 100 сом

находится бледно-зеленый прямоугольник, содержащий рельефное изображение

национального орнамента. Если его рассматривать под разными углами можно

увидеть числа «50» и «100» соответственно.

9. Микрошрифт. Крупные цифры номинала в левом нижнем углу лицевой стороны

банкноты содержат микрошрифт в виде непрерывных рядов чисел «20», «50»,

«100» соответственно.

Несмотря на эти защитные свойства валюты существует проблема определения

её подлинности, во всем мире этим, а также массой других сопутствующих

ей вопросов занимается особые службы, оснащенные специальной аппаратурой

и знающие не понаслышке денежную технологию.

Есть такая служба и у НБКР.

Экспертная служба была создана в НБКР при управлении денежной

наличности в 1994 году. В круг её задач входит методологическое

обеспечение экспертизы денежных знаков национальной валюты Кыргызстана и

зарубежных государств, осуществление экспертизы платежных средств в

учреждениях Национального банка, систематизация сведений о выявленных

поддельных купюрах, а также обеспечение соответствующих подразделений

информацией об изменениях ден. знаков других государств.

По роду своей деятельности экспертиза денежных знаков входит и в

обязанности коммерческих банков, однако их оснащенность, а также

специальные значения, необходимые для своевременного выявления и изъятия

из обращения поддельных купюр находится сегодня в республике на довольно

низком уровне и тот факт, что данных об обнаружении фальшивых банкнот

относительно немного, а в некоторых областях нет вообще, свидетельствует

не об их отсутствии, а с недостаточной компетентности кассовых

работников и оснащенный рабочих мест.

Так, согласно данным экспертно-криминалистического отдела МВД

республики, ситуация с выявлением фальшивых банкнот выглядит следующим

образом:

Количество обнаруженных фальшивых банкнот по областям:

1. Ошская область –150.

1. Чуйская область и г. Бишкек –38.

1. Иссык- Кульская область –16.

К сожалению в местной прессе материалов на эту тему почти не бывает, в

то время как центральная пресса России, постоянно предостерегает граждан

от роковых ошибок и неизбежных денежных потерь, связанных с «выбросом»

на мировой рынок крупных партий так называемых «супердолларов».

Глава II.

§ 2.1. Денежные реформы Национального Банка в период с

1993-98г.

Основные тенденции в экономике Кыргызской Республики в 1993 году.

Несмотря на то, что Национальному Банку Кыргызской Республики средствами

денежно-кредитной политики удалось предотвратить гиперинфляцию в 1993 году

и достигнуть заметного снижения её в последующем, макроэкономическая

ситуация в 1993 году заметно ухудшилась. Так, спад ВВП в 1993 году составил

по отношению к 1992 году 15,5%, дефицит государственного бюджета – 7,1% к

ВВП, а инфляция достигла 1366% в один год. Главной причиной тому явилось

замедление структурной перестройки. Этот метод в основном оправдал себя. И

даже в настоящее время задачи борьбы с инфляцией на ближайшую перспективу

заключается в обеспечении преемственности выработанной денежно-кредитной

политики, её углублении, обеспечении большой согласованности мер по всем

основным направлениям экономической политики страны.

В 1993 году необходимо было резко замедлить высокие темпы инфляции. С

этой целью начала проводиться ограничительная денежно-кредитная политика,

которая, следует отметить, была ориентирована преимущественно на

использование рыночных инструментов, таких как аукционы, а также норма

резервных требований. Таким образом, вплоть до 1994 года продолжался

процесс демонетаризации экономики.

Неуклонно придерживаясь основной цели своей деятельности, НБКР при

проведении денежно-кредитной политики гибко реагировал на изменяющиеся

рыночные условия, совершенствуя изменяющиеся и применяя новые инструменты.

Инструменты денежно-кредитной политики, как уже говорилось, носят

преимущественно косвенный характер, их назначение - оказывать влияние на

поведение банков и небанковских институтов преимущественно через рыночный

механизм регулирования, способствующий более эффективному размещению

финансовых ресурсов.

Введение в 1993 году кредитных аукционов имело целью выявление

рыночной процентной ставки, а также управления ликвидностью коммерческих

банков. В конце развития инфляционных процессов в экономике Кыргызстана, а

также финансового и банковского секторов, вынудили НБКР прекратить

проведение кредитных аукционов до апреля 1994 года, что позволило сбить

темпы инфляции в 1994 году.

На начальном этапе реформ в процессе становления финансовых рынков и

при отсутствии гибких процентных ставок изменение в резервных требованиях

являлось вполне закономерным средством регулирования изменений вы

ликвидности коммерческих банков. Национальный банк с 1 июля 1993 года

установил норматив обязательных резервных требований до 20%, одновременно

начав платить за обязательные резервные требования с учетом рыночных

процентных ставок.

Важным направлением деятельности НБКР на начальном этапе было

развитие рынка государственных казначейских векселей как с целью не

инфляционного финансирования дефицита бюджета, так и с целью расширения

инструментов денежно-кредитной политики за счет операций на развивающиеся

рынке ценных бумаг. С этой целью Национальный банк, как агент

Правительства, начал 1993 году рынок ГКВ был ещё очень слабым и основного

своего назначения он выполнять ещё не мог.

С 17 мая 1993 года Национальным банком начали проводиться регулярные

еженедельные торги иностранной валюты на аукционной основе. Данный аукцион

выполнен не только роль инструмента по определению курса национальной

валюты и свободно конвертируемым валютам, но и способствовал осуществлению

платежа за импорт, т.е. частично покрывал разрыв в платежном балансе.

Причем, если первоначально национальный банк осуществлял незначительную

регулирующую роль , то впоследствии аукцион был либерализован практически

полностью, и к нему был допущен ряд небанковских учреждений. В политике

обменного курса Кыргызстан придерживается наиболее либерального подхода

режима плавающего обменного курса, который складывается на основе спроса и

предложения на валютном рынке.

В первый год введения национальной валюты темп её обесценения был

очень высоким и составил 93.7%. Сильное падение курса сома объяснилось

значительными темпами инфляции в этот период.

Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в 1994 году.

Экономическое развитие Кыргызской Республики в 1994 году проходило

под влиянием практически тех же факторов, определивших развитие экономики

Кыргызстана в 1993 году и несмотря на принимавшиеся меры, как в денежно-

кредитной, так и бюджетно-налоговых сферах, производственный спад

продолжался. Спад производства реального ВВП составил в 1994 году 20,1%.

Однако, в результате решительных мер, предпринимаемых с конца 1993 года и

продолжавшихся предприниматься в 1994 году, в денежно-кредитной сфере

произошёл определенный прогресс, результатом чего стало снижение темпа

инфляции в 1994 году до 87%. Таким образом, 1994 году можно

охарактеризовать как год оборудования высоких темпов инфляции (близких к

гиперинфляции).

Но несмотря на достигнутую относительную финансовую стабилизацию, в

реальном секторе экономики в 1994 году сокращалось ситуация нехватки

денежных средств на микроуровне, причинами которые были:

1) «фиктивный» спрос на деньги, то есть спрос, вызванный ситуацией взаимных

неплатежей, в основе которой лежит не потребность финансирования (так

как реализация не требует финансирования), а отсутствие рынка сбыта из

конечных производителей;

1) несоответствие структуры реального совокупного предложения, во-первых,

изменившейся структуре спроса, во-вторых, изменившейся структуре цен;

1) неэффективное использование инвестиций, связанное как с резким ростом

цен, так и не конкурентоспособностью производимой продукции.

В отношении избыточных предприятий не удалось ввести жесткие бюджетные

ограничения, нерентабельные предприятия продолжали функционировать за счет

накопления задолженности поставщикам и коммерческим банкам, расширяя таким

образом круг убыточных предприятий.

В 1994 году из предприятий государственной собственности было

приватизировано лишь 13,2%, при этом 21% приватизированных объектов было

преобразовано в различные формы коллективной собственности. В этом же году

началась реализация программы ПЕСАК, которая предусматривал реорганизацию

либо ликвидацию 29 крупнейших убыточных предприятий.

Денежно-кредитная политика.

В 1994 году наметилось тенденция монетеризации: «широкие» деньги

росли быстрее, чем цены и скорость обращения денег значительно снизилась.

Монетаризация экономики обеспечивалось не инфляционным добавлением

ликвидности, а реальным ростом денежной массы.

Кредитные аукционы продолжали играть активную роль обеспечения

экономики кредитными ресурсами. На 34 проведенных в течении 1994 года

аукционах объем размещённых среди коммерческих банков кредитных ресурсов

составил 303,7 млн. сомов или в среднем 8,9 млн.сомов на одном аукционе.

В 1994 году НБКР, в зависимости от состояния ликвидности

коммерческих банков, несколько раз изменяя норму обязательных резервов. В

июне норма обязательных резервов была увеличена с 20 до 30%, затем

доведена до 20%, а с 3 октября снижена с 20 до 15%.

В течении года было проведено 47 аукционов ГКВ, на которых было

размещено государственных ценных бумаг на общую сумму 267,0 млн.сомов. Стал

развиваться вторичный рынок ГКВ.

Благодаря взвешенной валютной политике, к концу 1994 года было

достигнуто улучшение положения на валютном рынке: сократилась разница

между учетным и рыночным обменным курсом сома, у населения появилась

возможность свободно обменивать сомы на иностранную валюту в банках и

обменных бюро, снизился спекулятивный спрос на иностранную валюту. За этот

год темп обесценения сома по отношению к доллару США сократился до 32,6%.

В 1994 году, при увеличении объема дефицита государственного бюджета

Кыргызской Республики до 77% к ВВП, возросла роль внешнего финансирования,

доля которого составила 4,3% к ВВП.

Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в период с 1995

года по 1998 год.

Наконец, этап 1995-1997 годов ознаменовался дальнейшими существенным

замедлением общего роста цен, уровень которых в 1997 году вырос на 14,8%.

Это, несомненно, является успехом в борьбе с инфляцией и достижении

макроэкономической стабилизации.

Результатом проведения денежно-кредитной политики, направленной на

снижение инфляции, стало улучшение макроэкономической ситуации.

В 1995 году спад реального ВВП составил 5,4% к уровню 1994 года, что

главным образом объяснялось прогрессом в сельском хозяйстве (в основном в

растениеводстве), тогда как в промышленности положение оставалось по-

прежнему сложным, продукция большинства предприятий оставалось

неконкурентоспособной, что приводило к проблемам неплатежей, недостатку

финансовых и материальных ресурсов.

Положительным результатом развития реального сектора был рост

капитальных вложений всех форм собственности, составивший в 1995 году 165%

от уровня 1994 года, причём 68,6% капитальных вложений приходилось на

иностранные инвестиции, что было связано с расширением работ по проекту

«Кумтор - золото». Данное увеличение капитальных вложений заложило основу

роста ВВП в 1996-1997 годы (на 7,1 и 10,4 % соответственно), который во

многом был связан с вводом в действие нескольких крупных совместных

предприятий. В то же время, сохраняющаяся высокой доля сельского хозяйства

в структуре ВВП (46,2% в 1996 году и 43,4% в 1997 году) вызывает опасение

относительно устойчивости достигнутого роста в будущем, так как сельское

хозяйство в значительной мере зависит от погодных и других природных

условий. Доля промышленности в произведенном ВВП 1997 года по сравнению с

1996 годом увеличилось с 11,1 % до 15,5%, но всё же остается низкой.

Острыми проблемами для предприятий промышленности оставались: трудности

сбыта готовой продукции, неплатежеспособность и взаимная задолженность.

Несмотря на меры по оздоровлению предприятий промышленности в рамках

программ приватизации и реструктуризации, всё ещё оставалось высоким числом

простаивающих предприятий. В 1998 году роста реального ВВП предполагается

достигнуть в основном за счет промышленности, а необходимыми условиями

эффективной работы предприятий должны стать дальнейшее проведение реформ в

финансовом секторе, приватизация, развитие рыночной инфрастуктуры,

формирование реального класса собственников и др.

Отсутствие на начальном этапе конкурентного оптового рынка привело к

искажению результатов процесса приватизации, а вместе с ним и результатов

реализуемых структурных реформ в экономике республики в целом. Данная

проблема требовала своего скорейшего разрешения. В результате дальнейшего

проведения приватизации в 1995-1996 годах доля хозяйствующих субъектов с

государственной формой собственности, по данным НСК, сократилась с 6.6% в

1995 году до 4.8% в 1996 году. В июне 1997 года была завершение купонная

приватизация. Становление экономики Кыргызстана стало позитивным фактором

развития рыночной экономики в Кыргызской Республике и в то же время

эффективным инструментом антиинфляционной стратегии.

Денежно-кредитная политика.

Замедлившейся спад, а затем касавшийся рост в экономике требовала

повышения денежного предложения. В связи с этим продолжалось тенденция

ремонетизации: скорость обращения денег значительно снизилась с 7 раз в

1994 году до 5,4% в 1995 году. В 1995 году прирост «широких» денег

составил 78,2% против 118,7% в 1994 году, а среднемесячный темп прироста

увеличился в реальном выражении на 0.7% пункта. Таким образом, обеспечение

экономики большим количеством денег стимулировало экономический рост без

повышения общего уровня цен. Ватной предпосылкой такого хода

экономического развития стало погашение адаптивных инфляционных ожиданий

населения, вызванное обеспечением относительной стабильности,

устанавливаемых государством правил и условий функционирования экономики в

течение достаточно длительного времени. Денежно-кредитная политика в этом

отношении характеризовалось последовательностью и твердой направленностью в

обеспечении макроэкономической стабилизации.

Одним из главных результатов проводимых реформ стало снижение

уровня инфляции с 87% в 1994 до 14.8% в 1997 году (в 1995 году- 35%).

Снижение инфляции имело принципиальное значение для обеспечения условий

экономического роста, так как только достаточно низкий уровень инфляционных

ожиданий создает условия для долгосрочного инвестирования как внутренними,

так и внешними инвесторами. Кроме того, падение инфляции привело к снижению

процентных ставок по банковским кредитам, что облегчило их доступность для

производственных целей.

В 1995-97 годы НБКР продолжал применение рыночных инструментов

денежно-кредитной политики.

В 1995 году объёмы кредитного аукциона сократились по сравнению с

1994 годом в 5 раз, причём, увеличилась роль кредитных ресурсов самых

коммерческих банков. В 1996 году объемы почти в 3 раза. К концу 1996 года

кредитные аукционы перестали иметь какое-либо практическое значение в

управлении ликвидностью коммерческих банков.

Принимая во внимание отсутствие конкуренции на кредитных аукционах,

что не способствовало формированию учетного ставки рефинансирования как

базовой для экономики Кыргызской Республики, НБКР принял решение о

прекращении с 9 декабря 1996 года дальнейшего проведения аукционов.

В 1995 году норма резервных требований оставалось неизменной. В 1996

году, исходя из задач денежно-кредитной политики, НБКР принимая решение о

снижении нормативов обязательных резервов, а также об их повышении. С 1

апреля 1996 года норма требований к обязательным резервам была снижение с

15% до 13,5% от величины депозитной базы коммерческих банков. В целях

частичной «стерилизации» избыточной денежной массы, образовавшейся в

результате резкого увеличения бюджетных выплат по погашению накопившейся

задолженности по заработной плате и социальным выплатам в III квартале,

НБКР с 1 декабря 1996 года повысил норматив обязательных резервов до 15%,

а с 1 января 1997 года до 20% от депозитной базы коммерческих банков. Эти

меры привели к тому, что в начале 1997 года уровень избыточных резервов не

превышая 60 млн. сомов, и существенно снизилась инфляция. С 1 апреля 1997

года, в связи с вновь наметившейся тенденцией роста избыточных ресурсов

коммерческих банков, было введено в действие новое Положение об

обязательных резервах, предусматривающее более жесткие требования к

соблюдению обязательных резервов.

Основные тенденции развития рынка ГКВ на протяжении 3 лет –

неуклонный рост объемов их продажи и соответственно, возрастание роли

государственных ценных бумаг в финансировании дефицита госбюджета, развитие

вторичного рынка ГКВ. С середины 1997 года НБКР, с целью изъятия избыточной

ликвидности из банковской системы, осуществлял продажу (ГКО), которая

оформлялись РЕПО- соглашением, т.е. с условием их дальнейшего выкупа. Всего

за 1997 год было совершено 69 сделок, в результате

СОМ И ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С 1993-98 гг.

Декрет №3 комитете Кыргызской Республики по введению национальной

валюты от 13 мая 1993 года «О прекращении обмена рублей на сомы и окончании

периода параллельного хождения валют» объявил сом как единственное законное

платежное средство в КР. При вводе сома высказались опасения, что он не

устоит перед натиском имевшихся проблем, однако прошедшие пять лет доказали

обратное и подтвердили правильность этого шага.

При определении валютного режима Кыргызыстан принял политику

плавающего обменного курса, при которой курсы иностранных валют к сому

складываются на основе соотношения спроса и предложения на внутреннем

валютном рынке. Выбор такого типа режима объясняется открытого экономики

Кыргызской Республики при ее небольших размерах. Дальнейшей ход событий

показал верность, принятого решения. Для определения учетного курса

доллара США был принять механизм валютного аукциона, при котором

коммерческие банки, а впоследствии и обменные бюро, подавали заявки на

покупку валютных заявок (аукцион второй цены). Курс 4,00 сома за 1 доллар

США установленный с 18 мая 1993 года, был первым официальным значением

курса доллара США к кыргызскому сому на первом аукционе НБКР, проведенный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.