рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации

органов власти в части принятия ими решений, связанных с проведением

банковских операций. Законодательная и правоохранительная функции

государства должны соблюдаться в полной мере, иначе зачем обществу нужны

законы, которые не реализуются на практике. Собственно, нормально банки

могут развиваться только тогда, когда в стране создано прочное денежное

обращение и функционирует стабильная политическая государственная власть,

юридически и экономически не ущемляющая интересы хозяйства и банков.

Коммерческие банки нуждаются не в сдерживании, а в развитии их деловой

активности. Со стороны государственных структур, со стороны центральных

банков им необходима значительная поддержка, не только административная, но

и главным образом экономическая. Как известно, в настоящее время

коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся им по

"наследству". Наряду с предприятиями, прочными в финансовом отношении,

существуют, как известно, слабые хозяйства, с низким уровнем

кредитоспособности. Кредитные отношения с такого рода хозяйственными

организациями ненадежны, сопряжены с повышенным риском. Словом, с позиции

банка как предприятия - это малопривлекательная клиентура. С позиции

народного хозяйства, однако, ряд структур является жизненно необходимым,

без их функционирования общество не может нормально существовать, поэтому

нуждается в банковской поддержке. В нормальной экономической ситуации (и

особенно в условиях инфляции) банки осторожно относятся к потребностям

бюджета, ограниченно участвуют в кредитовании его расходов. Банковское

содействие государственным программам развития экономики страны

осуществляется не путем огульного кредитования большей части расходов

государственного бюджета и его колоссального дефицита, а посредством

приобретения ценных бумаг и других обязательств государства, а также на

основе кредита, его срочности и платности, изыскивая, как уже отмечалось,

источники для компенсации снижения доходности коммерческого банка.

Неуверенность Центрального банка проявляется не только на уровне

взаимоотношений с деловыми банками, но и на макроуровне, его денежная

(эмиссионная) политика грозит свести на нет все усилия по преодолению

торможения общественного развития еще больше дестабилизировать

экономику. За все годы, прошедшие с начала реконструкции наших

производственных отношений, общество так и не увидело жесткой линии

государственного банка по предотвращению инфляции, не услышало слова

протеста против "затратной" политики государства, оказываемого на него

политического давления как эмиссионного центра, призванного укреплять

денежное обращение. Создается впечатление, что наш эмиссионный банк так и

не освободился от своего положения младшего брата, которому можно в любой

момент приказать выполнять политику центра, даже если она не соответствует

интересам укрепления денежного обращения.

2 - я проблема, которая заслуживает обстоятельного анализа, это

антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере. В

условиях переходного периода важнейшим элементом экономической политики

должно быть дальнейшее разрушение монополизма,

разгосударствление собственности на банковский капитал. Несмотря на

мероприятия, проведенные в течение двух этапов банковской реформы,

реорганизация банковской системы в полной степени не завершена.

Необходимо и далее реформировать банки-гиганты с централизацией

управления, слабой хозрасчетной самостоятельностью низовых кредитных

учреждений, сдерживающих банковский прогресс, в конечном счете

упраздняющих конкуренцию в банковском деле; целесообразно было бы

преобразовать такие банки- гиганты в специальные структуры, действующие в

виде специальных государственных фондов поддержки хозяйств в переходный

период. Не выступая против крупных банковских структур вообще, важно здесь

заметить, что их существование возможно только при условии полной

хозрасчетной самостоятельности их подразделений. Наиболее емкими по

степени регулирования денежного оборота должны выступать средние банки,

обладающие равными возможностями при формировании материальной базы,

покупке ресурсов в долг и т.п.

Сложившаяся структура банковской системы:

В соответствии с принятыми Государственной Думой законами "О

Центральном банке РФ" и "О банках и банковской деятельности в РФ" (от 3

февраля 1996 г.) банковская система децентрализована, создана двухуровневая

банковская сруктура (двухуровневая структура (в различных формах)

существует длительный период в странах Западной Европы и Америки и

оправдала себя):

1. Верхний уровень занимает государственный банк (Центральный банк РФ),

который диктует кредитную политику, но не вмешивается в дела

самостоятельных банков нижнего уровня. Государственный банк стремится к

стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и банкротств в

банковской сфере, то есть осуществляетв большей или меньшей степени

государственное регулирование кредитного сектора. Центральный банк России

был создан в 1991 г. на базе Госбанка в соответсвии с концепцией,

принятой в странах с развитой рыночной экономикой (закон "О Центральном

банке РСФСР (Банке России)" ).

(В соответствии со ст.1 Закона о Банке России это учреждение является

главным банком РФ и находится в ее собственности. Правовой статус Банка

России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим

лицом (ст.2) и может совершатьопределенные гражданско-правовые сделки с

коммерческими банками и государством(бюджетом) (ст.16-18). С другой

стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению

денежно-кредитной системой РФ (ст.5,10-14,19-33). Таким образом, Банк

России имеет двойственную правовую природу. Структура управления и другие

организационные вопросы деятельности Банка России устанавливаются на

основе Закона о Центральном банке и его Уставе. В соответствии со ст.12

Устава Центрального банка Российской Федерации управление Банком России

осуществляется председателем и Советом директоров Банка. В соответствии

со ст.103 Конституции Российской Федерации председатель Банка России

назначается и освобождается от должности Государственной думой. Совет

директоров Банка России назначается высшим органом представительной

власти. В состав Совета директоров Банка России входят: председатель

Банка России, его заместитель, директора департаментов центрального

аппарата, начальники главных центральных управлений Банка России,

председатели национальных банков республик, входящих в состав Российской

Федерации.

Основные задачи ЦБ РФ:

. эмиссия денежных средств;

. регулировать коммерческие банки и осуществлять надзор и регулирование

их деятельности. Коммерческие банки во всех странах создавались и

создаются как на основе бывших государственных банков, так и с

участием капиталов местных бюджетов, предприятий, организаций, частных

лиц. И там, где существуют специальные банки, существуют и специальные

нормы, регулирующие их деятельность, например, закон об инвестиционных

банках, о муниципальных банках. У нас банки начали создаваться в

1989г., еще в бытность Госбанка, и пока действует только один закон о

банках и банковской деятельности, который, может быть не очень

адекватен международной практике с точки зрения лицензирования и

регулирования, и в том числе выделения специальных коммерческих банков

или финансовых институтов - инвестиционных, муниципальных,

сберегательных.

. проведение денежно-кредитной политики;

Сформулируем основные функции центрального банка:

- эмиссия и контроль денежного обращения;

- расчетный и резервный центр банков;

- управление государственным догом и исполнение государственного

бюджета;

- выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков";

- установление экономически обоснованных лимитов и нормативов

деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального

банка по кредитам;

- определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной

политики и их реализация;

- проведение научных исследований;

- определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-

финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных

кредитных операций, а также видов платежных документов,

обращающихся в стране;

- формирование эффективного механизма денежно-кредитного

регулирования экономики.)

2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-

кредитные институты (имеющие лицензию на осуществлениебанковских

операций).В Законе о банковской деятельности они названы другими

кредитными учреждения (ст.2 Федерального Закона « О банках и банковской

деятельности» от 02.12.90 г. в редакции от 03.02.96 г. № 17-ФЗ).

(Важнейшими их функциями традиционно являются:

- аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и

накоплений;

- обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма,

осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве,

организация платежного оборота;

- кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и

физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и

внешнего хозяйственного оборота;

- учет векселей и операций с ними;

- хранение финансовых и материальных ценностей;

- доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала

выделяют две основные группы коммерческих банков: акционерные и паевые.

Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями

банка, получают статус учредителей банка, купив "учредительские" паи или

акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии

купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие

своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка,

называются участниками (пайщиками) .)

3. Реформы после кризиса 1998 г.

3.1. Российские банки после кризиса

Банковская система России после кризиса 1998 г. находится в состоянии

поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план вышли

проблемы урегулирования отношений с иностранными и отечественными

кредиторами, восстановления доверия населения, реструктуризации и

рекапитализации банковской системы. Полноценное ее функционирование

сдерживается из-за сохранения значительного числа неплатежеспособных банков

с отрицательным капиталом, крайне медленного отзыва лицензий у банков-

банкротов, которые множат потери общества.

Политика, предусматривающая преодоление последствий банковского

кризиса, обычно включает следующие направления:

принятие антикризисных мер, главными задачами которых являются поддержание

ликвидности банковской системы, восстановление ее роли в осуществлении

расчетов, разрешение возникающих проблем с клиентами, прекращение «набега»

вкладчиков на банки;

реструктуризацию и санацию банковской системы с целью ликвидации

нежизнеспособных банков путем банкротства, стимулирование слияний и

поглощений банков;

рекапитализацию, преследующую цель восстановления главной функции

банковской системы – финансового посредника, для чего государство

предпринимает усилия по наращиванию капитала банков и повышению его

качества.

В результате обесценения государственных облигаций и переоценки

валютных активов банковская система внешне стала более активным кредитором

реального сектора. Объем кредитов экономике возрос с 9,4% ВВП в начале 1998

г. до 11% ВВП к началу 1999 г. и стабилизировался на этом уровне'. Однако

доля кредитов экономике в структуре банковских активов в течение 1999 г.

снизилась с 37,5 до 33,3%.) Наращивая валютную ликвидность, банки сокращают

валютные кредиты экономике, что вызвано как снижением объемов импорта

(импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так и высокими

рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной задолженности по

валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис 1998 г. можно

рассматривать в основном как кризис пассивов, в определенной мере его

породили и «плохие» долги предприятий, которые обусловили низкую

ликвидность валютных активов банков.

Переориентация банков с кредитования государства на кредитование

реального сектора выразилась в устойчивом росте объема рублевых кредитов

экономике – в течение 1999 г. он возрос почти на 30% в реальном выражении)

Доля рублевых кредитов в общем объеме выданных банками кредитов к концу

года превысила 50% (на начало года – около 30%). При этом качество

кредитного портфеля, оцениваемое долей просроченной задолженности в общем

объеме выданных кредитов, заметно повысилось, хотя и остается ниже

докризисного уровня (около 8% по сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля

просроченных кредитов, выданных в иностранной валюте, почти не уменьшилась,

а сроки кредитования в валюте заметно удлинились, можно предположить, что

существенная часть валютных кредитов, являющихся по сути безнадежными, не

отражается банками как просроченные, а пролонгируется в надежде на

улучшение ситуации в будущем.

Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь

стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты предприятий.

Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы реального сектора

экономики увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по сравнению с 1,5% на

начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в пассивах банковской системы

поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).

В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку

государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств

нерезидентов постепенно сокращаются (за 1999 г. – на 1/3 в валютном

эквиваленте). Старые кредиты погашаются, новые, если и предоставляются, то

на короткие сроки и в меньших масштабах. Одним из серьезных последствий

кризиса государственного долга и кризиса валютной задолженности в ближайшие

несколько лет окажется ограничение возможностей доступа российских банков

на мировые рынки капитала.

Одна из главных проблем российской банковской системы – ее

несоответствие масштабам и потребностям экономики в целом. Восстановление

банковского сектора возможно только на базе достаточно высоких требований к

качеству капитала, которое можно измерить следующими показателями:

отношение размера фондов банков к возможным потерям;

отношение размера фондов банков к размеру обязательств банка, определяемому

объемом привлеченных средств и внебалансовых обязательств;

степень иммобилизации активов.

Фонды банков, являющиеся составной частью собственных средств,

выступают основным источником покрытия возможных потерь (они включают в

себя фактические убытки и просроченную задолженность). Перед кризисом, в

начале 1998 г., фонды банков превышали их потери приблизительно в 4 раза. К

октябрю 1998 г. (в разгар кризиса) совокупный объем банковских фондов

составлял 107% величины потерь. В целом уровень накопленных банковской

системой резервов был достаточно высоким для того, чтобы покрыть потери от

девальвации. Однако резервы накопили одни банки, а наибольшие потери

понесли другие.

К концу I квартала 1999 г. вследствие увеличения убытков банковской

системы совокупные фонды составляли лишь 75% уровня возможных потерь.

Однако во II квартале наметилась тенденция к росту их соотношения в

основном за счет сокращения накопленных убытков, в результате чего во

втором полугодии 1999 г. величина фондов вновь превысила объемы потерь.

Однако не все фонды банков предназначены и могут быть использованы для

компенсации потерь. В частности, на начало 1998 г. совокупная величина

резервных фондов, прямое назначение которых – компенсировать потери,

составляла лишь 17% всех фондов, в то время как фонды экономического

стимулирования и производственного и социального развития – около 70%. С

середины 1999 г. доля резервных фондов в общем объеме банковских фондов

устойчиво находилась на уровне 15%.

Защищенность средств клиентов характеризуется отношением собственных

средств банков к привлеченным. Этот показатель до кризиса был достаточно

высоким – на начало 1998 г. он равнялся 22,7%. В странах Восточной Европы

(Польше, Венгрии, Чехии) значение данного коэффициента колеблется в

пределах 15-20% (в развитых странах оно еще ниже). Однако в ходе кризиса

величина этого показателя снизилась почти вдвое (до 11,9%) и немного

возросла к концу 1999 г. – до 13%.

Недопустимо высокой была степень иммобилизации капитала как в целом по

банковской системе, так и особенно у крупнейших банков. К середине 1996 г.

вложения банков в здания и сооружения и другие затраты капитального

характера почти вдвое превосходили величину их уставного капитала. После

введения ограничений со стороны Банка России это соотношение за счет роста

уставного капитала к началу кризиса приблизительно равнялось 1, то есть

практически весь уставный капитал был вложен банками в неработающие и по

сути неликвидные активы. Поэтому существенная часть капитала не могла быть

использована банками по своему главному назначению.

Кризис ослабил интерес банков к приобретению недвижимости. В

результате этого, а также увеличения объемов уставного капитала коэффициент

иммобилизации капитала (отношение величины уставного капитала к имуществу

банков) возрос к концу 1999 г. до 1,9 против 1,07 на начало августа 1998 г.

Вот почему можно высказать определенные сомнения в правильности решения

Банка России, позволившего собственникам банков осуществлять взносы в их

уставные фонды путем передачи зданий. Очевидно, такое решение способствует

улучшению количественных показателей капитализации банков, но ведет к

ухудшению качества капитала.

Критерием успешности возрождения банковского сектора может служить

восстановление отношения банковского капитала к ВВП, которое в докризисный

период составляло примерно 5,5-6%. Учитывая оценки потерь российской

банковской системы в период кризиса, для достижения докризисных параметров

необходимо реальное удвоение существующего капитала российских банков.

В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного капитала российских

банков: за 11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб. (около 0,9% ВВП)

при этом 10 млрд. руб. внесло государство. Если исключить крупные разовые

операции5, темп прироста уставного капитала составляет 0,1-0,15% ВВП в

квартал, что соответствует темпу прироста уставного капитала

непосредственно перед кризисом. Возможности государства по пополнению

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.