рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы валютного законодательства

Основы валютного законодательства

Институт международного права и экономики

имени А.С. Грибоедова

Юридический факультет

Заочное отделение

III курс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Финансовое право»

Тема:

Основы валютного законодательства

Выполнил: студент

группы 33 Дорошин

Андрей Евгеньевич

Проверил:

Старший преподаватель

Панина А.Б.

г. Петрозаводск (филиал)

2000 г.

Контрольная работа

Тема: Основы валютного законодательства

План:

1. Введение 3

2. Общая характеристика валютного законодательства 3-6

3. Характеристика валютных правоотношений 6-9

4. Валютный курс и порядок его определения 9

5. Правовое регулирование валютного контроля 9-11

6. Ответственность за нарушение правил о валютных

операциях 11-12

7. Заключение 12-13

8. Список использованной литературы 13

1. Введение

Исторически валютное законодательство включали в состав

законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть

финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права

очень близки, а непосредственно финансовое и валютное право имеют общие

области регулирования, такие как осуществление валютного контроля, создание

и использование государством и муниципальными образованьями фондов в

иностранной валюте и некоторые другие.

Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без

развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный

рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в Российской

Федерации, валютный рынок в последние годы развивался быстрыми темпами:

появились новые уполномоченные банки, валютные биржи, валютные отделы на

фондовых биржах, широкая сеть обменных пунктов, растет объем валютной

выручки предприятий от экспорта товаров, работ и услуг, развивается

торговля валютными фьючерсами и опционами.

Валютный рынок представляет собой финансовый центр, в котором

сосредоточена купля-продажа валют и валютных ценностей на основе спроса и

предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки стран мира

обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов,

страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную

интервенцию, получение прибыли от разных курсов валют.

Либерализация и развитие внешнеэкономической деятельности в

Российской Федерации, рост внешнеторгового оборота потребовали наличия в

стране правового механизма валютного регулирования. В связи с этим 4 ноября

1992 году был принят Закон РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном

контроле», который является одним из самых постоянных и неизменяемых в

истории российского законодательства. В тоже время в развитие этого Закона

было принято более тысячи нормативных актов, при этом регулирование

валютных отношений постоянно меняется.

В результате развития регулирования операций с валютными ценностями в

российском праве фактически сложилась новая отрасль права – валютное,

которое объединяет совокупность правовых норм, регулирующих однородные

общественные отношения в сфере обращения валютных ценностей и регулирующая

их.

2. Общая характеристика валютного законодательства

История валютного законодательства послереволюционной России может

быть условно поделена на 4 этапа.

Первый этап (до 1986 года) обладал всеми характерными чертами

валютной монополии государства. В этот период имела место полная

централизация валютных доходов от экспорта, который также был

монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках

выступали различные внешнеторговые объединения. Валютная выручка от

экспорта концентрировалась на счетах одного банка - монополиста,

обслуживавшего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР.

Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и

накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового

распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР и

Госбанка СССР. Практически полная изолированность внутреннего товарного и

денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов, что

проявлялось, например, на уровне курса рубля к иностранным валютам, который

не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил инструментом

пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной

валюте; в централизации управления валютными ресурсами государства;

минимизации числа непосредственных участников внешнеэкономической и

внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк, -

все это объективно не требовало специальной системы валютного

законодательного регулирования, характерной для стран с рыночной

экономикой. Регулирование было прямое, административное, государственно-

командное.

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году

децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, когда

сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности

(предприятия, организации, учреждения) получили право прямого выхода на

внешние рынки. Была установлена система так называемых «валютных

отчислений», когда валютные поступления в определенных пропорциях делились

между государством и непосредственными производителями экспортной

продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт,

стали получать в свое распоряжение валюту, зачисляемую в «валютные фонды»

(на балансовые и внебалансовые счета, а позднее – только балансовые).

Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в 1987-1988 годах, в

связи с развитием совместного (с участием иностранного капитала)

предпринимательства на территории страны.

В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы,

в результате которой появилось большое число независимых от государства

коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов

клиентов и проведения международных расчетов. Роль специального органа

валютного регулирования в это время выполняла Государственная

внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а источниками валютного

законодательства служили решения Совета Министров СССР и издаваемые в их

развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все это привело к

пониманию необходимости специального законодательного регулирования

валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций,

придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из

органов государственного управления и послужило основанием для разработки в

1990 году проекта специального закона.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном

регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в

стране. В юридическую практику впервые на уровне закона были введены такие

понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта»,

«резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные

операции», «валютные операции, связанные с движением капитала» и многие

другие. Названным законом были установлены основные принципы проведения

операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР,

операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и

определены функции банковской системы в валютном регулировании и

управлениями валютными ресурсами.

В законе впервые было провозглашено гарантируемое и защищаемое

государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные

ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и

распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями,

организациями и гражданами; установлены основные положения порядка

осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным

органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР,

что соответствовало практике большинства стран мира, где аналогичные

функции осуществляют центральные (национальные) банки государств. Главным

документом, который регулировал основные стороны валютных отношений

субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком

СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24.05.1991 года № 352

«Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР»,

в котором были подробно расписаны правила совершения операций в иностранной

валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в

иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-

резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с

валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и

нерезидентами).

Распад СССР и образование суверенного государства Российской

Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной

экономической политики, в том числе кредитно-денежной и валютной. В этой

связи, а, также учитывая, что многие положения (статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19)

Закона СССР «О валютном регулировании» фактически перестали действовать,

актуальной стала задача скорейшего принятия аналогичного закона Российской

Федерации.

Началом четвертого этапа развития валютного законодательства в РФ

стало вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в

редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. №

128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом

законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты

основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного

опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура

и содержание.

В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита

валюты РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между

резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а

расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье

3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные

ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом

собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды

обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются

законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности

внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной

валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких

операций только через уполномоченные банки.

Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было

установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк

РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт

«агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе

законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом

разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля;

права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные

операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного

законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов

и агентов валютного контроля.

Несмотря на то, что Закон РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоит исправить,

он является главным источником валютного законодательства РФ и важнейшей

вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в тексте закона

детализированных норм является скорее плюсом, чем минусов рассматриваемого

закона – закрепление на продолжительный срок определенного набора валютных

ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграции нашей страны

в мировую экономику и не позволило бы оперативно решать возникающие в сфере

валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейся экономической

ситуации.

3. Характеристика валютных правоотношений

Можно выделить несколько групп правоотношений, которые регулируются

валютным законодательством: правоотношения, складывающиеся в процессе

владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ;

правоотношения, в которые вступают резиденты и которые приводят или должны

привести к возникновению прав на валютные ценности вне зависимости от

нахождения на территории РФ; правоотношения, складывающиеся в связи с

расчетами между нерезидентами и резидентами в валюте РФ; правоотношения,

складывающихся в связи с осуществлением контроля за реализацией

правоотношений первых трех групп.

Валютные правоотношения обладают определенными специфическими

особенностями: они возникают, развиваются и прекращаются в связи с

обращением специфического объекта (валютных ценностей – ограниченно

оборотоспособных вещей) или в связи с участием в расчетах нерезидента; они,

как правило, постоянно находятся под контролем органов и агентов валютного

контроля; они, как правило, отражают приоритет публично-правовых интересов

в регулируемой сфере над частноправовыми.

Субъектами валютных правоотношений являются 2 категории: резиденты и

нерезиденты. Под объектами валютных правоотношений понимают: валюту РФ,

ценные бумаги в валюте РФ, иностранную валюту и валютные ценности.

Содержание валютного правоотношения включает в себя право на совершение

валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов.

Валютные отношения регулируются как специальными нормами финансового

права, так и нормами других отраслей права и представляют собой особый

финансово-правовой институт – валютное право. К основным элементам

валютного регулирования можно отнести: установление порядка проведения

валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного

резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный

контроль.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет

систему юридических понятий регулирования валютных отношений и в первую

очередь понятие «валюты РФ». Согласно статьи 1 Закона – это: а) рубли в

виде банковских билетов ЦБ РФ и монеты; б) средства в рублях на счетах в

кредитных учреждениях в РФ; в) средства в рублях на счетах в кредитных

учреждениях за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений

об использовании валюты РФ в качестве законного платежного средства).

Валюта и деньги - понятия не идентичные. Валюта, являясь формой денег,

имеет одну специфическую особенность: ее нацеленность на мировой рынок, на

обслуживание международных экономических отношений. Таким образом, валютой

становятся те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве

всеобщего эквивалента.

Валюта РФ имеет 3 основные особенности: национальной валютной единицей

является рубль РФ, законодательно введенный в обращение в 1993 году;

согласно названного Закона, в качестве валюты выступают не реальные деньги

(золотые или серебряные монеты, обладающие собственной стоимостью

соответствующего драгоценного металла), а их функциональные формы:

банкноты, монеты, записи по счетам – символы стоимости; определение в

законе двух разных степеней «материализации» валюты – традиционные монеты и

банкноты, а также записи на счетах.

Закон содержит формулировку «иностранной валюты» (ст.3), под которой

понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов,

находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в

соответствующем государстве или группе стран; б) средства на счетах в

денежных единицах иностранных государств и международных денежных или

расчетных единицах. Указанные выше 3 характеристики российской валюты,

применимы и к иностранной валюте.

Более широким является понятие «валютные ценности», в содержание

которого входят: иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте;

драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы);

природные драгоценные камни. К последним двум группам не относятся

ювелирные изделия и лом этих изделий.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» формулирует

понятия «резидент» и «нерезидент», тем самым, разделяя всех действующих на

валютном рынке субъектов на 2 категории. Такое разделение диктуется

потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделение

последних от операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и

международного валютного законодательства позволяет сделать вывод, что

выработка универсальных определений «резидент» и «нерезидент» является на

сегодняшний день необходимой, но не реализованной задачей. Большинство

стран с развитой рыночной экономикой определяющим признаком считает наличие

или отсутствие тесной связи хозяйствующего субъекта с национальной

экономикой.

Резидентами по российскому законодательству являются: физические лица,

имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические лица, созданные в

соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с

законодательством РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические и иные

официальные представительства РФ за ее пределами; находящиеся за пределами

РФ филиалы и представительства резидентов. Нерезидентами являются:

физические лица. Имеющие постоянное место жительства за пределами РФ;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации,

не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с

законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами

РФ; находящиеся в РФ дипломатические и иные официальные представительства,

а также международные организации, их филиалы и представительства;

находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Таким образом, основными критериями разделения субъектов, действующих

на валютном рынке РФ, являются: создание их в соответствии с

законодательством РФ или иностранного государства; их фактическое

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.