| |||||
МЕНЮ
| Важнейшие достижения в освоении космоса 20 векагрегатному отсеку которого пристыкован астрофизический модуль «Квант», имеющий стыковочный узел по схеме «конус-штырь» для взаимодействия с ТКА «Союз» или «Прогресс». К четырем боковым стыковочным узлам переходного отсека пристыкованы: модуль дооснащения «Квант-2», технологический модуль «Кристалл», исследовательский модуль «Спектр» и научный модуль «Природа». На осевом стыковочном узле (по схеме «конус-штырь») оставлено место для причаливания ТКА «Союз» или «Прогресс». На модуле «Кристалл» установлен андрогинный стыковочный узел, предназначавшийся для стыковки с многоразовым орбитальным кораблем «Буран». В 1993 г. к нему пристыковывался корабль «Союз ТМ-16». Сейчас этот узел применяется для стыковок с американской многоразовой орбитальной ступенью «Атлантис». При этом используется присоединенный к модулю «Кристалл» специальный стыковочный отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплектации масса станции из шести модулей составляет около 122 т, суммарный объем герметичных помещений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный сложный орбитальный научно-исследовательский комплекс могут входить один (или два) пилотируемый корабль «Союз», автоматический корабль «Прогресс» (или второй «Союз») и «Атлантис». Тогда общая масса орбитального комплекса составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весьма внушительны: 33 м по главной продольной оси, которая проходит через блок «Мир», модуль «Квант» и два транспортных корабля; 27,5 м по корпусам модулей «Квант-2» и «Спектр»; около 31 м по корпусам модулей «Природа» и «Кристалл» со стыковочным отсеком. За время полета на внешней поверхности ДОС появились заметные конструктивно-компоновочные изменения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью солнечную батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонавтов к месту работы и экономит массу времени при выходе в открытый космос. В том же году А.П. Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закреплена на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На свободном конце этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонтировали выносную двигательную установку для облегчения управления станцией по крену. В 1993 г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из трансформируемых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г. Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г. В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кристалл» перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6 ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была пристыкована к станции «Мир». Бортовая энергосистема ДОС снабжает научную аппаратуру и оборудование бортовых обеспечивающих систем электроэнергией от аккумуляторов, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих помещениях ДОС не отличается от земного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводимых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь прошли всестороннюю проверку и включены в штатный состав система обеспечения жизнедеятельности экипажа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрасходная система ориентации и стабилизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов). Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность. Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования. Важный результат программы - создание системы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космических объектов (КО) на орбите. Эта система предназначена для выведения КО на заданные орбиты, увеличения срока активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннадцати лет. При этом системой ТТО решаются следующие основные задачи: 1) доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС; 2) доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения; 3) материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными компонентами, запчастями и т.п.; 4) регулярное и оперативное возвращение на Землю результатов деятельности экспедиции на орбите; 5) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена блоков); 6) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи, радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции); 7) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно- космических систем (ТКС) возникла после появления в 1971 г. долговременных орбитальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повышения эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО с помощью транспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач создан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Прогресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания в автономном полете («Космос-929») и использовался («Космос-1267», «Космос- 1443», «Космос-1686») для расширения возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки станции «Мир», здесь серийно выпускается одна из самых надежных в мире РН «Протон». По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыковочными узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдвинуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модернизированные «Союз ТМ» и «Прогресс М». Кроме того, учитывая экстремальные условия космических полетов, экспериментально прорабатывались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. работает в рамках международных программ. С 1995 г. международной стала и транспортно- космическая система, после того, как в ее состав была функционально включена американская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе продолжительной эксплуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орбитальными полетами. За одиннадцать лет работы транспортно-космической системы проведено 77 успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Протона» и 5 стартов «Спейс Шаттла» (данные приводятся на 20 февраля 1997 г.). С использованием грузопассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные (30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых полетов кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 российских и 15 иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах «Атлантиса» было доставлено 5 членов основных экспедиций (среди них двое наших) и 25 членов (один канадец, остальные американцы) кратковременных экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и астронавтов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и Анатолий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что превосходит суммарную массу шести модулей самой станции. Это еще раз подчеркивает важность ТКС. Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астрофизика, геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология. Самыми значительными астрофизическими достижениями стали наблюдения с телескопами орбитальной обсерватории «Рентген», установленной на модуле «Квант», созданной совместно специалистами СССР, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем информации о рентгеновских источниках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов «Глазар» и «Глаэар-2» проводились обзоры небесной сферы для создания звездного атласа в ультрафиолетовом диапазоне. Очень повезло астрономам, что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке произошла в тот момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромагнитных волн, недоступных для наземных приборов. С помощью различных спектрометров в течение многих лет ведутся регулярные геофизические исследования. Проводятся измерения потоков заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с магнитным полем Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По результатам наблюдений получена новая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях, потоках микрометеорных частиц вдоль орбиты ДОС. Материалы с результатами геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении, либо доставлялись с помощью специальных СГК. Постоянно ведутся съемки различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на коммерческой основе) с целью исследования природных ресурсов Земли и окружающей среды. Эксперименты по космической технологии проводились на электронагревательных установках отечественного и зарубежного производства. Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металлических сплавов в условиях невесомости и получение кристаллов полупроводниковых материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факторов открытого космического пространства на различные материалы и элементы электрорадиосистем. Постоянно проводятся эксперименты, направленные на дальнейшее совершенствование космической техники, проверку конструкторско- технологических решений и испытания новых образцов, включая монтажно- сборочные работы. Сюда же относятся исследования динамических характеристик ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало испытание индивидуального средства передвижения космонавта в открытом космосе. Испытательные полеты на «космическом кресле» успешно провели А.А. Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кристалл». Был проведен оригинальный эксперимент (на грузовом корабле «Прогресс М- 15») по развертыванию в космосе крупногабаритного бескаркасного пленочного отражателя. Такие отражатели могут использоваться в качестве солнечного паруса для создания тягового усилия или для освещения районов земной поверхности отраженным солнечным светом. Выполнены многочисленные биологические исследования жизненного цикла и изменений в развитии высших растений и животных в условиях космического полета. Проводились эксперименты по электрофоретическому разделению и очистке биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Получены и доставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соединений для последующего использования в фармакологии. На станции постоянно ведутся медицинские эксперименты, наблюдения и исследования по дальнейшей оценке влияния невесомости и других факторов космического полета на организм человека. Апробирована и доведена до практического использования созданная в нашей стране система профилактических предполетных, полетных и реадаптационных мероприятий, включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и специальных устройств, обеспечение психологической поддержки и многое другое. Это позволило без ущерба для здоровья совершать длительные космические полеты, сохраняя высокую работоспособность и хорошее самочувствие у мужчин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш единственный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно осваивают американские ученые и астронавты для реализации его на станции «Альфа». Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 месяцев продолжалось 18 полетов, четыре полета (Романенко Ю.В., Титов В.Г., Манаров М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кроме того, превысив рекорды своих стран, два американских астронавта летали на станции «Мир» по 4 месяца и немецкий космонавт - 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции «Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поляков совершил два полета продолжительностью 240 и 437 сут, установив абсолютные мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию в космосе. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти суточный полет Елены Кондаковой и 188-ми суточный полет Шеннон Люсид. В сжатом виде все транспортные операции системы ТТО, проведенные за 11 лет функционирования станции “Мир” , представлены в таблице. |Орбитальная станция «Мир», хроника полетов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |(1986-1997) | |Дата операций | Космические аппараты |Продолжит. | | | |Полета | |старт |посадка |сут |час |мин | | |(«Позывные») | | | | | | 1986 | | | |20.02 | «_» | Станция «Мир» | | |13.03 |16.07 |«Союз Т-15» |125: |00: |01 | | |16.07 |Кизим Л.Д.("Маяк") |125: |00: |01 | | | |(ЭО-1)Т-15 | | | | | |16.07 |Соловьв В.А. |125: |00: |01 | | | |(ЭО-1)/Т15 | | | | |19.03 |21.04 |«Прогресс-25»; 2482кг |32: |15: |52 | |23.04 |23.06 |«Прогресс-26»; 2405кг |60: |22: |47 | |21.05 |30.05 |«Союз ТМ» (беспилотный) |8: |20: |56 | 1987 |16.01 |25.02 |«Прогресс-27»; 2406 кг |10: |47 | | | |40: | | | |06.02 |30.07 |"Союз ТМ-22» |174:|3: |26 | | |29.12 |Романенко Ю.В. |326:|11: |38 | | | |(ЭО-2)/ТМ-3 | | | | | |30.07 |Лавейкин А.И. |174:|3: |26 | | | |(ЭО-2)/ТМ-2 | | | | |03.03 |28.03 |«Прогресс-28»; 2084 кг |16: |35 | | | |24: | | | |31.03 |«_» |Модуль «Квант»; 576 кг | | |21.04 |11.05 |«Прогресс-29»; 2227 кг |19: |16: |15 | |19.05 |19.07 |«Прогресс-30»; 1656 кг |61: |1: |40 | |22.07 |29.12 |"Союз ТМ-З" |160:|7: |17 | | |30.07 |Викторенко А.С. |7: |23: |5 | | | |(ЭО-1)/ТМ-2 | | | | | |29.12 |Александров А.П. |160:|7: |17 | | | |(ЭО-2)/ТМ-3 | | | | | |30.07 |[Фарис М.А. - Сирия] |7: |23: |5 | | | |(ЭО-1)/ТМ-2 | | | | |04.08 |23.09 |"Прогресс-31»; 2441 кг |50: |4: |18 | |24.09 |19.11 |«Прогресс-32»; 2341 кг |56: |1: |14 | |21.11 |19.12 |«Прогресс-33»; 2082 кг |27: |13: |49 | |21.12 |17.06.19|«Союз ТМ-4» |177:|22: |55 | | |88 | | | | | | |21.12.19|Титов В.Г. («Океан ") |365:|22: |39 | | |88 |(ЭО-3)/ТМ-6 | | | | | |21.12.19|Манаров М.Х. |365:|22: |39 | | |88 |(ЭО-3)/ТМ-6 | | | | | |29.12.19|Левченко А.С. |7: |21: |58 | | |87 |(ЭО-2)/ТМ-3 | | | | 1988 |21.01 |04.03 |«Прогресс-34": 2324 кг |43: |8: |38 | |24.03 |05.05 |«Прогресс-35»: 2283 кг |42: |9: |54 | |13.05 |06.06 |«Прогресс-36": 2337 кг |23: |20: |48 | |07.06 |07.09 |«Союз ТМ-5» |91: |10: |47 | | |17.06 |Соловьи» А.Я. |9: |20: |10 | | | |(ЭО-3)/ТМ-4 | | | | | |17.06 |Савиных В.П. |9: |20: |10 | | | |(ЭО-3)/ТМ-4 | | | | | |17.06 |[Александров А.П.-НРБ] |9: |20: |10 | | | |(ЭО-3)/ТМ-4 | | | | |19.07 |12.08 |«Прогресс-37»; 2305 кг |16: |33 | |29.06 |21.12 |«Союз ТМ-6» |114:|5: |54 | | |07.09 |Ляхов В.А. |8: |20: |27 | | | |{"Протон")(ЭО-3)/ТМ-6 | | | | | |27.04.19|Поляков В.В. |240:|22: |35 | | |89 |(ЭО-3,ЭО-4)/ТМ-7 | | | | |Даты операций |Космические аппараты |Продолжит. | | | |полета | |старт |посадка |(«Позывные») |сут |час |мин | | |07.09 |(Моманд А.А. - |8: |20: |27 | | | |Афган.](ЭП-4)/ТМ-5 | | | | |10.09 |23.11 |«Прогрвсс-38»; 2282 кг |74: |18: |33 | |26.11 |27.04.19|«Союз ТМ-7» |151:|11: |8 | | |89 | | | | | | |27.04.89|Волков А.А. |151:|11: |8 | | | |(ЭО-4)/ТМ-7 | | | | | |27.04.89|Крикалев С.К. |151:|11: |8 | | | |(ЭО-4)/ТМ-7 | | | | | |21.12.19|[Кретми |24: |18: |7 | | |88 |Ж.Л.-Франция](ЭП-5)/ТМ-6 | | | | |25.12 |07.02.19|«Прогресс-39» 2242 кг |44: |9: |37 | | |89 | | | | | |10.02 |05.03 |«Прогресс-40»; 1993 кг |22: |7: |34 | |16.03 |25.04 |«Прогресс-41»; 2238 кг |39: |18: |17 | |23.08 |01.12 |«Прогресс М»; 2682 кг |100:|8: |11 | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|