рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Важнейшие достижения в освоении космоса 20 век

агрегатному отсеку которого пристыкован астрофизический модуль «Квант»,

имеющий стыковочный узел по схеме «конус-штырь» для взаимодействия с ТКА

«Союз» или «Прогресс». К четырем боковым стыковочным узлам переходного

отсека пристыкованы: модуль дооснащения «Квант-2», технологический модуль

«Кристалл», исследовательский модуль «Спектр» и научный модуль

«Природа». На осевом стыковочном узле (по схеме «конус-штырь») оставлено

место для причаливания ТКА «Союз» или «Прогресс». На модуле «Кристалл»

установлен андрогинный стыковочный узел, предназначавшийся для стыковки с

многоразовым орбитальным кораблем «Буран». В 1993 г. к нему пристыковывался

корабль «Союз ТМ-16». Сейчас этот узел применяется для стыковок с

американской многоразовой орбитальной ступенью «Атлантис». При этом

используется присоединенный к модулю «Кристалл» специальный стыковочный

отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплектации масса

станции из шести модулей составляет около 122 т, суммарный объем

герметичных помещений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный

сложный орбитальный научно-исследовательский комплекс могут входить один

(или два) пилотируемый корабль «Союз», автоматический корабль «Прогресс»

(или второй «Союз») и «Атлантис». Тогда общая масса орбитального комплекса

составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весьма внушительны: 33

м по главной продольной оси, которая проходит через блок «Мир», модуль

«Квант» и два транспортных корабля; 27,5 м по корпусам модулей «Квант-2» и

«Спектр»; около 31 м по корпусам модулей «Природа» и «Кристалл» со

стыковочным отсеком.

За время полета на внешней поверхности ДОС появились заметные

конструктивно-компоновочные изменения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И.

Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью солнечную

батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем

телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор

эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонавтов к месту работы и

экономит массу времени при выходе в открытый космос. В том же году А.П.

Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную

ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закреплена

на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На свободном конце

этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонтировали выносную

двигательную установку для облегчения управления станцией по крену. В 1993

г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из

трансформируемых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г.

Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г.

В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кристалл»

перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 выходов в

открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6

ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была

пристыкована к станции «Мир».

Бортовая энергосистема ДОС снабжает научную аппаратуру и оборудование

бортовых обеспечивающих систем электроэнергией от аккумуляторов,

систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды

в жилых и рабочих помещениях ДОС не отличается от земного. Это позволяет

использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает

сравнение результатов экспериментов, проводимых на орбите, с контрольными

на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь прошли

всестороннюю проверку и включены в штатный состав система обеспечения

жизнедеятельности экипажа, получающая кислород методом электролиза воды, а

также безрасходная система ориентации и стабилизации с использованием

силовых гироскопов (гиродинов).

Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции

«Мир» является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность.

Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ

удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.

Важный результат программы - создание системы транспортно-технического

обеспечения (ТТО) космических объектов (КО) на орбите. Эта система

предназначена для выведения КО на заданные орбиты, увеличения срока

активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности

эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было

обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой

космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного

функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннадцати лет. При

этом системой ТТО решаются следующие основные задачи:

1) доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС;

2) доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения;

3) материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными

компонентами, запчастями и т.п.;

4) регулярное и оперативное возвращение на Землю

результатов деятельности экспедиции на орбите;

5) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена

блоков);

6) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи,

радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции);

7) сборка многоблочной ДОС.

Впервые потребность создания транспортно-

космических систем (ТКС) возникла после появления в 1971 г. долговременных

орбитальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повышения

эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО

с помощью транспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач

создан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых

(«Прогресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул

(СГК). В КБ «Салют» и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был

разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального

транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания

в автономном полете («Космос-929») и использовался («Космос-1267», «Космос-

1443», «Космос-1686») для расширения возможностей станций «Салют-6» и

«Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной

станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и

блоки станции «Мир», здесь серийно выпускается одна из самых надежных в

мире РН «Протон».

По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыковочными

узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых

ими задач, заметно возросли требования и были выдвинуты новые задачи ТТО.

Появились новые транспортные корабли: модернизированные «Союз ТМ» и

«Прогресс М». Кроме того, учитывая экстремальные условия космических

полетов, экспериментально прорабатывались задачи аварийного спасения и

срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. работает в

рамках международных программ. С 1995 г. международной стала и транспортно-

космическая система, после того, как в ее состав была функционально

включена американская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе

продолжительной эксплуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления

длительными орбитальными полетами.

За одиннадцать лет работы транспортно-космической системы проведено 77

успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Протона» и 5 стартов

«Спейс Шаттла» (данные приводятся на 20 февраля 1997 г.). С использованием

грузопассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные

(30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых полетов

кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 российских и 15

иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах

«Атлантиса» было доставлено 5 членов основных экспедиций (среди них двое

наших) и 25 членов (один канадец, остальные американцы) кратковременных

экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и

астронавтов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и

Анатолий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два

раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на

станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых

ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что

превосходит суммарную массу шести модулей самой станции. Это еще раз

подчеркивает важность ТКС.

Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астрофизика,

геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология.

Самыми значительными астрофизическими достижениями стали наблюдения с

телескопами орбитальной обсерватории «Рентген», установленной на модуле

«Квант», созданной совместно специалистами СССР, Великобритании,

Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем информации о рентгеновских

источниках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов

«Глазар» и «Глаэар-2» проводились обзоры небесной сферы для создания

звездного атласа в ультрафиолетовом диапазоне. Очень повезло астрономам,

что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке произошла в тот

момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило

наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромагнитных волн,

недоступных для наземных приборов.

С помощью различных спектрометров в течение многих лет ведутся

регулярные геофизические исследования. Проводятся измерения потоков

заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с магнитным полем

Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По результатам наблюдений

получена новая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях,

потоках микрометеорных частиц вдоль орбиты ДОС. Материалы с результатами

геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении,

либо доставлялись с помощью специальных СГК. Постоянно ведутся съемки

различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на

коммерческой основе) с целью исследования природных ресурсов Земли и

окружающей среды.

Эксперименты по космической технологии проводились на

электронагревательных установках отечественного и зарубежного производства.

Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металлических

сплавов в условиях невесомости и получение кристаллов полупроводниковых

материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факторов открытого

космического пространства на различные материалы и элементы

электрорадиосистем.

Постоянно проводятся эксперименты, направленные на дальнейшее

совершенствование космической техники, проверку конструкторско-

технологических решений и испытания новых образцов, включая монтажно-

сборочные работы. Сюда же относятся исследования динамических характеристик

ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало

испытание индивидуального средства передвижения космонавта в открытом

космосе. Испытательные полеты на «космическом кресле» успешно провели А.А.

Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый

космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кристалл».

Был проведен оригинальный эксперимент (на грузовом корабле «Прогресс М-

15») по развертыванию в космосе крупногабаритного бескаркасного пленочного

отражателя. Такие отражатели могут использоваться в качестве солнечного

паруса для создания тягового усилия или для освещения районов земной

поверхности отраженным солнечным светом.

Выполнены многочисленные биологические исследования жизненного цикла и

изменений в развитии высших растений и животных в условиях космического

полета. Проводились эксперименты по электрофоретическому разделению и

очистке биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Получены

и доставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соединений для

последующего использования в фармакологии.

На станции постоянно ведутся медицинские эксперименты, наблюдения и

исследования по дальнейшей оценке влияния невесомости и других факторов

космического полета на организм человека. Апробирована и доведена до

практического использования созданная в нашей стране система

профилактических предполетных, полетных и реадаптационных мероприятий,

включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и

орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и

специальных устройств, обеспечение психологической поддержки и многое

другое. Это позволило без ущерба для здоровья совершать длительные

космические полеты, сохраняя высокую работоспособность и хорошее

самочувствие у мужчин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш

единственный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно

осваивают американские ученые и астронавты для реализации его на станции

«Альфа». Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах

достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 месяцев

продолжалось 18 полетов, четыре полета (Романенко Ю.В., Титов В.Г., Манаров

М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кроме того, превысив рекорды

своих стран, два американских астронавта летали на станции «Мир» по 4

месяца и немецкий космонавт - 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции

«Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поляков

совершил два полета продолжительностью 240 и 437 сут, установив абсолютные

мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию

в космосе. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти

суточный полет Елены Кондаковой и 188-ми суточный полет Шеннон Люсид.

В сжатом виде все транспортные операции системы ТТО, проведенные за 11

лет функционирования станции “Мир” , представлены в таблице.

|Орбитальная станция «Мир», хроника полетов |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|(1986-1997) |

|Дата операций | Космические аппараты |Продолжит. |

| | |Полета |

|старт |посадка |сут |час |мин |

| |(«Позывные») | | | |

| | 1986 | | |

|20.02 | «_» | Станция «Мир» | |

|13.03 |16.07 |«Союз Т-15» |125: |00: |01 |

| |16.07 |Кизим Л.Д.("Маяк") |125: |00: |01 |

| | |(ЭО-1)Т-15 | | | |

| |16.07 |Соловьв В.А. |125: |00: |01 |

| | |(ЭО-1)/Т15 | | | |

|19.03 |21.04 |«Прогресс-25»; 2482кг |32: |15: |52 |

|23.04 |23.06 |«Прогресс-26»; 2405кг |60: |22: |47 |

|21.05 |30.05 |«Союз ТМ» (беспилотный) |8: |20: |56 |

1987

|16.01 |25.02 |«Прогресс-27»; 2406 кг |10: |47 |

| | |40: | | |

|06.02 |30.07 |"Союз ТМ-22» |174:|3: |26 |

| |29.12 |Романенко Ю.В. |326:|11: |38 |

| | |(ЭО-2)/ТМ-3 | | | |

| |30.07 |Лавейкин А.И. |174:|3: |26 |

| | |(ЭО-2)/ТМ-2 | | | |

|03.03 |28.03 |«Прогресс-28»; 2084 кг |16: |35 |

| | |24: | | |

|31.03 |«_» |Модуль «Квант»; 576 кг | |

|21.04 |11.05 |«Прогресс-29»; 2227 кг |19: |16: |15 |

|19.05 |19.07 |«Прогресс-30»; 1656 кг |61: |1: |40 |

|22.07 |29.12 |"Союз ТМ-З" |160:|7: |17 |

| |30.07 |Викторенко А.С. |7: |23: |5 |

| | |(ЭО-1)/ТМ-2 | | | |

| |29.12 |Александров А.П. |160:|7: |17 |

| | |(ЭО-2)/ТМ-3 | | | |

| |30.07 |[Фарис М.А. - Сирия] |7: |23: |5 |

| | |(ЭО-1)/ТМ-2 | | | |

|04.08 |23.09 |"Прогресс-31»; 2441 кг |50: |4: |18 |

|24.09 |19.11 |«Прогресс-32»; 2341 кг |56: |1: |14 |

|21.11 |19.12 |«Прогресс-33»; 2082 кг |27: |13: |49 |

|21.12 |17.06.19|«Союз ТМ-4» |177:|22: |55 |

| |88 | | | | |

| |21.12.19|Титов В.Г. («Океан ") |365:|22: |39 |

| |88 |(ЭО-3)/ТМ-6 | | | |

| |21.12.19|Манаров М.Х. |365:|22: |39 |

| |88 |(ЭО-3)/ТМ-6 | | | |

| |29.12.19|Левченко А.С. |7: |21: |58 |

| |87 |(ЭО-2)/ТМ-3 | | | |

1988

|21.01 |04.03 |«Прогресс-34": 2324 кг |43: |8: |38 |

|24.03 |05.05 |«Прогресс-35»: 2283 кг |42: |9: |54 |

|13.05 |06.06 |«Прогресс-36": 2337 кг |23: |20: |48 |

|07.06 |07.09 |«Союз ТМ-5» |91: |10: |47 |

| |17.06 |Соловьи» А.Я. |9: |20: |10 |

| | |(ЭО-3)/ТМ-4 | | | |

| |17.06 |Савиных В.П. |9: |20: |10 |

| | |(ЭО-3)/ТМ-4 | | | |

| |17.06 |[Александров А.П.-НРБ] |9: |20: |10 |

| | |(ЭО-3)/ТМ-4 | | | |

|19.07 |12.08 |«Прогресс-37»; 2305 кг |16: |33 |

|29.06 |21.12 |«Союз ТМ-6» |114:|5: |54 |

| |07.09 |Ляхов В.А. |8: |20: |27 |

| | |{"Протон")(ЭО-3)/ТМ-6 | | | |

| |27.04.19|Поляков В.В. |240:|22: |35 |

| |89 |(ЭО-3,ЭО-4)/ТМ-7 | | | |

|Даты операций |Космические аппараты |Продолжит. |

| | |полета |

|старт |посадка |(«Позывные») |сут |час |мин |

| |07.09 |(Моманд А.А. - |8: |20: |27 |

| | |Афган.](ЭП-4)/ТМ-5 | | | |

|10.09 |23.11 |«Прогрвсс-38»; 2282 кг |74: |18: |33 |

|26.11 |27.04.19|«Союз ТМ-7» |151:|11: |8 |

| |89 | | | | |

| |27.04.89|Волков А.А. |151:|11: |8 |

| | |(ЭО-4)/ТМ-7 | | | |

| |27.04.89|Крикалев С.К. |151:|11: |8 |

| | |(ЭО-4)/ТМ-7 | | | |

| |21.12.19|[Кретми |24: |18: |7 |

| |88 |Ж.Л.-Франция](ЭП-5)/ТМ-6 | | | |

|25.12 |07.02.19|«Прогресс-39» 2242 кг |44: |9: |37 |

| |89 | | | | |

|10.02 |05.03 |«Прогресс-40»; 1993 кг |22: |7: |34 |

|16.03 |25.04 |«Прогресс-41»; 2238 кг |39: |18: |17 |

|23.08 |01.12 |«Прогресс М»; 2682 кг |100:|8: |11 |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.