| |||||
МЕНЮ
| Разработка алгоритмов контроля и диагностики системы управления ориентацией космического аппаратаАлгоритм тактированный, работает с тактом То=0,1 с. 3. Алгоритм расчета приращений углов Алгоритм формирует суммарные признаки функциональной и точностной готовности ГИВУС по признакам, приходящим из подсистемы. Осуществляет выбор диапазона измерений ГИВУС по признаку ППД, формируемому алгоритмами режимов [5 ,21]. Алгоритм формирует информацию о приращениях углов, измеренных каждым ЧЭ [pic]: [pic] (i=1(6), где mi – цена импульса і-го ЧЭ ГИВУС; Ni – число импульсов с і-го ЧЭ за такт; ((i – паспортизуемый уход і-го ЧЭ. Рассчитываются приращения углов [5, 7] поворота объекта в проекциях на приборные оси ГИВУС (gj : [pic], где Вjk – элементы матрицы управления; nuprk – номера управляющих ЧЭ ГИВУС (j=1(3; k=1(3). Затем вычисляются проекции приращений углов на оси визирной системы координат (ВСК) (j: [pic] [pic] [pic] где ADj – погрешности установки ПСК ГИВУС относительно ВСК; (yxj – вычисленный на борту угловой уход (j=1(3). Алгоритм тактированный, работает с тактом То=0,1 с. 4. Алгоритм контроля ГИВУС Контроль осуществляется при условии IZCON=0. Алгоритм рассчитывает приращение угла по контрольной оси и сравнивается с приращением, полученным с контрольного ЧЭ [21]: (k = Cncon,1(g1 + Cncon,2(g2 + Cncon,3(g3 |(k -((ncon|[pic]=[pic]=[pic]- r – 1;[pic] . 3. Сравнивая значения g и [pic] и выносят решение о принятии (g [pic]) рассматриваемой гипотезы о виде функции распределения [27-29]. 4.7 Алгоритм контроля отказов ДС при неполной тяге Алгоритм неполной тяги - представляет собой алгоритм позволяющий моделировать остаточную тягу при отказе одного из реактивных двигателей стабилизации, для отказа типа «не отключение». Остаточная тяга может меняться в пределах: 0%-100%. При 0% тяги, отказ типа «не отключение» переходит в отказ типа «не включение». Пусть P – тяга, а k – коэффициент остаточной тяги, задаваемый в процентах. Тогда в общем случае, при отказе одного из двигателей, тяга имеет вид (4.39) [25, 26]: [pic] (4.39) Блок-схема алгоритма имеет вид (Рис. 4.8): [pic] Рис. 4.8 - Блок схема алгоритма неполной тяги В общем случае коэффициент K носит стохастический характер. Блок анализа информации формирует таблицу включений, для алгоритма стабилизации [25]. При функционировании алгоритма контроля мы находим максимальные опасной продолжительности на каждой базе, после чего варьируем начальные условия в пределах 20%. Формируем выборку. Таким же образом мы варьируем параметров для случаев отказа работы двигателей типа «не отключение» и типа «не включение». Начальные варьируемые условия приведены в таблице 4.2.: Таблица 4.2 |Нормальный режим |264 |157 |999 | |Отказ работы |1 |1000 |1000 |999 | |двигателя типа «не | | | | | |отключение» | | | | | | |3 |1000 |1000 |1000 | | |6 |1000 |1000 |999 | | |8 |999 |1000 |1000 | |Отказ работы |1 |1000 |157 |1000 | |двигателя типа «не | | | | | |включение» | | | | | | |3 |999 |286 |1000 | | |6 |265 |158 |999 | | |8 |264 |157 |1000 | Для наглядности построим гистограмму, и изобразим ее в виде функции – закона распределения, [8, 9, 25-29] для облегчения нахождения критической точки в методе статистических гипотез. Находим математические ожидания. Графики зависимостей приведены на (Рис. 4.9) [27-29]: [pic] Рис. 4.9 – Аппроксимированная гистограмма Здесь m0 и m1 - математические ожидания. При рассмотрении левостороннего критерия, получили критическую точку Gкр = 736. Т.о. [pic]=Gкр, если, следуя алгоритму контроля, ОП < [pic], то есть основания утверждать, что отказа в работе двигателя нет, в противном случае, при попадании значения ОП в критическую область, т.е. ОП >= [pic] , ПО присваивается значение единицы, и есть основания утверждать, что отказ в работе двигателя есть [25]. 5 РЕЗУЛЬТАТЫ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Рассмотрим космический аппарат как упругое тело, описываемое уравнениями (3.1), (3.2), (3.4), (3..5). Рассмотрим режим построения базовой ориентации с учетом внешних возмущающих воздействий – аэродинамического и гравитационного, а также с учетом дрейфа нуля ГИВУС. Для наглядности функционирования алгоритма стабилизации ДС КА, где в качестве гистерезиса используется пауза по времени, проведем моделирование СУО, с начальными условиями, приведенными в табл. 5.1. Таблица 5.1 |Вариант |Угловые скорости |Угловые ускорения |Моменты инерции | |№ | | | | |1 |Wx = 0.5 c-1 |Gx = 0 c-2 |Ix = 500 Нмс2 | | |Wy = 0 c-1 |Gy = 0 c-2 |Iy = 1500 Нмс2 | | |Wz = 0 c-1 |Gz = 0 c-2 |Iz = 2500 Нмс2 | |2 |Wx = 1 c-1 |Gx = 0 c-2 |Ix = 500 Нмс2 | | |Wy = 0 c-1 |Gy = 0 c-2 |Iy = 1500 Нмс2 | | |Wz = 0 c-1 |Gz = 0 c-2 |Iz = 2500 Нмс2 | |3 |Wx = 3 c-1 |Gx = 0 c-2 |Ix = 500 Нмс2 | | |Wy = 1 c-1 |Gy = 0 c-2 |Iy = 1500 Нмс2 | | |Wz = 0 c-1 |Gz = 0 c-2 |Iz = 2500 Нмс2 | |4 |Wx = -4 c-1 |Gx = -1 c-2 |Ix = 500 Нмс2 | | |Wy = 0 c-1 |Gy = 0 c-2 |Iy = 1500 Нмс2 | | |Wz = 0 c-1 |Gz = 0 c-2 |Iz = 2500 Нмс2 | |5 |Wx = 0 c-1 |Gx = 0 c-2 |Ix = 500 Нмс2 | | |Wy = 3 c-1 |Gy = 0 c-2 |Iy = 1500 Нмс2 | | |Wz = 0 c-1 |Gz = 0 c-2 |Iz = 2500 Нмс2 | |6 |Wx = 0.5 c-1 |Gx = 0.001 c-2 |Ix = 500 Нмс2 | | |Wy = 0.5 c-1 |Gy = 0.001 c-2 |Iy = 1500 Нмс2 | | |Wz = 1 c-1 |Gz = 0.001 c-2 |Iz = 2500 Нмс2 | Функционирование СУО с набором начальных условий варианта 2 табл. 5.1 во временной плоскости представлено на рис. 5.1, рис. 5.2, рис. 5.3. Функционирование СУО с набором начальных условий варианта 1-6 табл. 5.1 на фазовой плоскости, представлено в приложении Б. .[pic] Рис. 5.1 – Зависимость угловой скорости от времени в канале X [pic] Рис. 5.2 – Зависимость углового ускорения от времени в канале X Как показали результаты моделирования (рис. 5.1-5.3), разработанный алгоритм стабилизации при наличии внешних возмущающих воздействий показал высокую эффективность в режиме построения базовой ориентации. Как показало моделирование, наиболее эффективным методом гашения шумов управления, которые возникают в следствии «скольжения» управляющего воздействия по границе области нечувствительности, при реализации логики управления, оказалось введение паузы по времени при выходе из зоны нечувствительности для двигателей малой тяги и зоны нечувствительности двигателей большой тяги. Для более эффективного гашения шумов, а соответственно снижения расхода рабочего тела, были введены в модель упругого КА двигатели малой тяги, с дополнительной зоной нечувствительности в законе управления и дополнительной задержкой по времени. Для сравнения был рассмотрен гистерезис с фиксированной зоной нечувствительности для ДБТ и ДМТ. Эффективность применения меньше по сравнению с паузой по времени, в связи с фиксированной зоной нечувствительности для всего диапазона угловых скоростей. [pic] Рис. 5.3 – Зависимость управляющего момента от времени в канале X Проведем моделирование СУО с различными наборами коэффициентов фильтра Льюинбергера. Начальные условия модели КА возьмем из 2-ого варианта табл. 5.1. Варианты коэффициентов фильтра Льюинбергера, представлены в табл. 5.2. Результаты моделирования представлены в приложении В. Как показали результаты моделирования – минимальную погрешность оценивания показал 4- ый вариант наборов коэффициентов фильтра Льюинбергера. Как видно из результатов моделирование, наиболее длительный по времени переходной процесс показал 1-ый набор коэффициентов табл. 5.2 (~40 сек.), последующие наборы, показали тенденцию существенного снижения времени переходного процесса, так 3-ий набор коэффициентов фильтра Льюинбергера, показал (~8 сек.), вместе с тем, такая же тенденция наблюдается и с максимальной погрешностью оценивания. Так для 1-ого набора коэффициентов она составила (~0.01 1/с) , то для 4-ого набора коэффициентов максимальная погрешность оценивания составила (~0.0005 1/c). Следует отметить, что все четыре набора коэффициентов фильтра, были выбраны из области устойчивости рис. 4.2.1. 4-ый набор коэффициентов был найден методом интегральной квадратичной оценки качества, и является наиболее оптимальным, как показали результаты моделирования, для данных НУ взятых из табл. 5.1. Таблица 5.2 - Коэффициенты фильтра Льюинбергера |Вариант№ |Набор коэффициентов | | |K1 |K2 |K3 | |1 |0.9 |0.27 |0.027 | |2 |3 |3 |1 | |3 |6 |12 |8 | |4 |20.516 |149.611 |0.042 | . 5.1 Моделирование отказов ГИВУС Рассмотрим модель гироскопического измерителя вектора угловой скорости, описанной в разделе 3.3 с учетом углов установки и дрейфа нуля. Рассмотрим пять типов отказов, описанных в табл. 5.3 и проведем соответствующую диагностику отказов ГИВУС. Примем коэффициенты фильтра Льюинбергера постоянными. K1= 6, K2=12, K3= 8. Начальные условия моделируемой системы, представлены в табл. 5.4. Таблица 5.3 - Описание отказов ГИВУС |Тип отказа |Описание отказа | |1 |Отсутствие выходной информации | |2 |Максимальная информация постоянного знака | |3 |Информация постоянного знака, кратная 750 импульсам | |4 |Максимальная информация с релейным чередованием знака | |5 |Увеличение (уменьшение) цены импульса в 4 раза | Таблица 5.4 - НУ модели КА |Вариант |Угловые |Угловые |Моменты инерции|Типы |Время | | |скорости |ускорения | |отказов |отказа | | | | | |ГИВУС | | |1 |Wx = 0.5 c-1|Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |2 |700 сек | | | | |Iy = 1500 Нмс2 | | | | |Wy = 0 c-1 |Gy = 0 c-2|Iz = 2500 Нмс2 | | | | |Wz = 0 c-1 | | | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | |2 |Wx = 1 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |2 |700 сек | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2 | | | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2|Iz = 2500 Нмс2 | | | | | | | | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | |3 |Wx = 4 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |2 |700 сек | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2 | | | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2|Iz = 2500 Нмс2 | | | | | | | | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | |4 |Wx = 4 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |2 |100 сек | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2 | | | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2|Iz = 2500 Нмс2 | | | | | | | | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | |5 |Wx = 4 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |2 |400 сек | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2 | | | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2|Iz = 2500 Нмс2 | | | | | | | | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | Результаты моделирования представлены в приложении Г. Как показали результаты моделирования, для контроля отказавшего ЧЭ требуется в среднем (~3 сек.). 5.2 Моделирование отказов ДС Рассмотрим КА с учетом отказов двигателей стабилизации. Введем в рассмотрение отказы типа «не включения», отказы типа «не отключения» и отказы двигателей с остаточной тягой. Проведем моделирование с начальными условиями, приведенными в табл.5.5. В таблице также представлено время выявления отказа для данного набора НУ по результата проведенного моделирования. Таблица 5.5 - НУ модели КА и время выявления отказа |Вари-а|Угловые |Угловые |Моменты |Остаточ-на|Время |Время | |нт |скорости |ускорен-ия|инерции |я тяга ДС |отказа |выявле-н| | | | | | | |ия | | | | | | | |отказа | |1 |Wx = 0.1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |100% |700 сек|704.3 | | |c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wy = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | |Wz = 0 c-1 | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |2 |Wx = 0.1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |50% |700 сек|706.8 | | |c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wy = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | |Wz = 0 c-1 | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |3 |Wx = 0.1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |15% |700 сек|715.2 | | |c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wy = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | |Wz = 0 c-1 | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |4 |Wx = 1 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |100% |700 сек|702.1 | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |5 |Wx = 1 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |50% |700 сек|705.3 | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |6 |Wx = 1 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |15% |700 сек|708.9 | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |7 |Wx = 3 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |100% |700 сек|701.2 | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | | | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |8 |Wx = 3 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |50% |700 сек|704.6 | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |9 |Wx = 3 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |15% |700 сек|705.9 | | |Wy = 0 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |10 |Wx = 0 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |100% |700 сек|709.2 | | |Wy = 1 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |11 |Wx = 0 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |50% |700 сек|714.3. | | |Wy = 1 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |12 |Wx = 0 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |15% |700 сек|721.1 | | |Wy = 1 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 0 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 0 c-2| | | | | |13 |Wx = 0 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |100% |700 сек|707.5 | | |Wy = 1 c-1 | |Iy = 1500 Нмс2| | |сек | | |Wz = 1 c-1 |Gy = 0 c-2| | | | | | | | |Iz = 2500 Нмс2| | | | | | |Gz = 1 c-2| | | | | |14 |Wx = 0 c-1 |Gx = 0 c-2|Ix = 500 Нмс2 |50% |700 сек|711.3 | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|