рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Международные космические организации

Статья 5 Соглашения[9] предусматривает что, компетентные органы

государств – участников должны оказывать ИНТЕРСПУТНИКу, его должностным

лицам и представителям содействие в получении служебных и жилых помещений,

в оборудовании служебных помещений, а также в получении медицинской помощи

и других социальных и коммунальных услуг в соответствии с порядком,

установленным в этих государствах.

В соответствии со статьей 11 Соглашения о создании международной системы

и организации космической связи «ИНТЕРСПУТНИК», руководство деятельностью

Организации осуществляют следующие органы:

1. Совет - руководящий орган;

2. Дирекция - постоянный исполнительный и административный орган;

3. Ревизионная комиссия – осуществляющая контроль за финансовой

деятельностью.

Совет может учреждать такие вспомогательные органы, которые необходимы

для осуществления его целей.

Совет ИНТЕРСПУТНИКа – является главным руководящим органом в состав,

которого входят по одному представителю от каждого члена с правом одного

голоса, независимо от долевого участия в уставном капитале.

В соответствии с Соглашением Совет:

V утверждает план работы Организации на предстоящий календарный год;

V рассматривает и утверждает бюджет Организации и отчет о его исполнении, а

также баланс и распределение прибыли Организации;

V утверждает отчет Ревизионной комиссии.

В статье 3 Устава ИНТЕРСПУТНИК[10] закрепляется, что совет должен

стремиться принимать решения в присутствии всех своих членов. В случае если

один или несколько представителей членов Организации в Совете не могут

участвовать на сессиях Совета, они должны своевременно известить об этом

председателя Совета.

Совет правомочен, принимать решения в присутствии на сессии Совета не

менее двух третей всех представителей членов Организации в Совете.

Голосование, как правило, осуществляется поднятием рук. Однако, по

предложению председателя или одного из представителей, оно может быть

поименным путем опроса (в порядке названий стран по русскому алфавиту).

Для участия в работе сессии Совета по решению Совета могут быть

приглашены в качестве наблюдателей представители ООН, специализированных

учреждений ООН и иных международных организаций, а также представители

правительств, не являющихся членами Организации, научных и других

организаций.

Наблюдатели могут принимать участие в обсуждении рассматриваемых

вопросов без права голоса.

По итогам сессии Совета составляется протокол, который подписывается

представителями членов Организации.

Дирекция

Статья 13 Соглашения о создании ИНТЕРСПУТНИКа[11] определяет, что

Дирекция состоит из Генерального директора, его заместителя и необходимого

персонала.

Генеральный директор, действуя на принципах единоначалия, является

главным административным должностным лицом Организации и в этом качестве

представляет ее в отношениях с компетентными органами Членов Организации по

всем вопросам, касающимся ее деятельности, а также в отношениях с

государствами, правительства которых не являются Членами Организации, и

международными организациями, с которыми Совет сочтет необходимым

сотрудничать.

Генеральный директор ответствен перед Советом и действует в пределах

полномочий, предоставленных ему настоящим Соглашением и решениями Совета.

Генеральный директор осуществляет следующие функции:

1. обеспечивает выполнение решений Совета;

2. по поручению Совета в рамках полномочий, установленных Советом,

заключает международные и другие соглашения;

3. предоставляет в распоряжение Ревизионной комиссии все необходимые для

осуществления ревизий материалы и документы;

4. обеспечивает подготовку, созыв и проведение сессий Совета.

Генеральный директор и его заместитель избираются из граждан

государств, правительства которых являются Членами Организации, сроком на

четыре года.

Генеральный директор и его заместитель не могут быть гражданами одного

и того же государства.

Персонал Дирекции комплектуется из граждан государств, правительства

которых являются Членами Организации, с учетом профессиональной компетенции

и справедливого географического представительства.

Статья 4 Устава ИНТЕРСПУТНИК[12] предусматривает, что все лица,

состоящие в штате Дирекции, являются работниками международной организации

и своей деятельностью обязаны содействовать ее целям и задачам. Они несут

ответственность перед Организацией и не могут получать указаний от

национальных организаций.

Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансовой деятельностью

Организации это закрепляет Статья 5 Устава ИНТЕРСПУТНИК.

Ревизионная комиссия состоит из трех членов, избираемых Советом сроком на

три года из граждан разных государств, правительства которых являются

Членами Организации. Председатель и члены Ревизионной комиссии не могут

занимать каких-либо должностей в Организации.

Отчет Ревизионной комиссии представляется Совету Организации.

В соответствии со статьей 2 Соглашения о создании "Интерспутник"

ИНТЕРСПУТНИК является открытой международной организацией.

В этом случае государство хочет стать членом ИНТЕРСПУТНИКа, его

правительство подает Совету Организации официальное заявление о том, что

оно разделяет цели и принципы деятельности Организации и принимает на себя

обязательства, вытекающие из Соглашения о создании.

Местопребыванием Организации устанавливается город Москва.

3. Европейское космическое агентство (ЕКА)

Европейское космическое агентство (ЕКА) – международная космическая

организация, образования в результате слияния Европейской организации

космических исследований (ЭСРО) и Европейской организации по разработке

ракет-носителей (ЭЛДО). Обе эти организации были созданы на основе

подписанных в 1962 году конвенций, которые вступили в силу в 1964 году.

Все права и обязанности ЭСРО и ЭЛДО перешли к ЕКА 30 октября 1980 года.

Членами ЕКА являются Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания,

Италия, Франция, Швейцария и д.р.

Целью деятельности ЕКА является установление и развитие исключительно

мирного сотрудничества европейских стран в области космических

исследований, создания технологий и практического их применения в научных

целях.

Страны Западной Европы объединили в ЕКА свои усилия по реализации

программ исследований и развития во всех сферах космической деятельности

(научных исследований, прикладного использования, разработки ракеты-

носителя «Ариан»).

По Конвенции о ЕКА деятельность этой организации должна быть направлена

на установление и развитие исключительно мирного сотрудничества европейских

стран в области космических исследований, создания технологий и

практического их применения в научных целях и оперативных прикладных

космических системах.[13]

Для выполнения этих задач ЕКА разрабатывает и реализует долгосрочную

европейскую космическую политику, разрабатывает и реализует деятельность и

программы в космической сфере; согласовывает европейскую космическую

программу с национальными программами, добиваясь постепенной и максимально

возможной интеграции национальных программ в общеевропейскую, прежде всего

в отношении разработки спутников прикладного назначения; разрабатывает и

реализует промышленную политику.

Ответственность за выполнение целей и задач ЕКА возложена на Совет и

Генерального директора организации.

Совет ЕКА является главным органом организации. Он состоит из

представителей всех государств-членов и, по мере необходимости, собирается

на свои заседания на уровне министров или уполномоченных представителей.

Совет одобряет деятельность и программы ЕКА, определяет уровень необходимых

ресурсов, принимает бюджет, регулирует вопросы, касающиеся финансирования,

персонала, контрактов, одобряет международные соглашения ЕКА, решает вопрос

о приеме новых членов. Каждое государство имеет в Совете один голос.

Решения принимаются большинством голосов, по финансовым вопросам —

квалифицированным большинством в две трети голосов. Совет уполномочен

создавать вспомогательные органы, призванные содействовать выполнению

возложенных на него обязанностей.

Вспомогательными органами Совета, состоящими из делегатов государств-

участников, являются: Комитет по научным программам. Административно-

финансовый комитет, Комитет промышленной политики и Комитет по

международным отношениям. В дальнейшем были созданы Советы по программам

ЕКА в качестве вспомогательных органов Совета ЕКА. Председатель Совета

призван согласовывать позиции делегаций и делать рекомендации Генеральному

директору.

Генеральный директор является главным исполнительным лицом, ЕКА. Он

выступает в качестве юридического представителя организации. Ему

подчиняются все учреждения ЕКА: Европейский центр исследований и

космической технологии (ЕСТЕК) в Голландии, Европейский центр космических

операций в Германии, Служба дистанционного зондирования ресурсов Земли

(ЕСПРИН) в Италии.

Генеральный директор в своей деятельности опирается на персонал и группу

экспертов.

В соответствии с Конвенцией деятельность ЕКА может быть обязательной или

факультативной. В обязательной деятельности, которая охватывает, в

основном, научные программы, участвуют все без исключения члены

организации.[14]

Помимо разработки и выполнения научных программ (в том числе по спутникам

и космическим системам) обязательная деятельность включает выполнение таких

основных функций, как изучение будущих проектов, проведение технологических

исследований, обучение специалистов, сбор и распространение необходимой

информации с целью предотвращения дублирования усилий и обеспечения

гармонизации национальных и международных программ, поддержка постоянных

контактов с потребителями космической техники.

Все государства участвуют также в факультативных программах, если

официально не заявят о своем нежелании участвовать в них. 80% деятельности

ЕКА посвящено реализации факультативных программ. Эти программы включают

работы над средствами запуска и предоперационного испытания прикладных

спутников (связи, дистанционного зондирования, метеорологии). По просьбе

потребителей, которые берут на себя все расходы, ЕКА может создать

соответствующий космический комплекс и осуществить запуск спутников

прикладного назначения. Более того, ЕКА содействовала созданию новых

европейских организаций (ЕВМЕТСАТ, ЕВТЕЛСАТ).

Для обеспечения координации национальных программ и их интеграции

государства-члены должны заранее предоставлять ЕКА информацию о проектах

своих новых космических программ, с тем, чтобы ЕКА способствовало

проведению консультаций по этим проектам и привлечению к участию в них

других государств-членов.

Промышленная политика ЕКА должна отвечать потребностям европейской

космической программы и скоординированных национальных программ сточки

зрения стоимостной эффективности. Эта политика призвана улучшать

конкурентоспособность европейской промышленности на мировом рынке за счет

развития космической технологии, а также гарантировать участие всех

государств — членов ЕКА на справедливой основе (с учетом их вклада) в

европейской космической программе и развитии космической технологии.

При осуществлении своих планов ЕКА должно в максимальной степени отдавать

предпочтение промышленным возможностям государств-членов. Это касается

заключения ЕКА контрактов с промышленными предприятиями государств-членов.

От имени ЕКА такие контракты заключаются Генеральным директором

организации. Политика ЕКА по заключению контрактов детально

регламентируется в Приложении V к Конвенции.

Согласно ст. XIV Конвенции, по решению Совета ЕКА может сотрудничать с

государствами не членами, их организациями и другими международными

организациями. Соглашение о сотрудничестве требует единогласного одобрения

Советом, который уполномочивает Генерального директора подписать его.

Сотрудничество касается как обязательных, так и факультативных программ.

Соглашение может наделить государств не члена правом голоса в Совете по

вопросам, касающимся исключительно программы, в которой это государство

участвует.[15]

Конвенция предусматривает различные формы международного сотрудничества

ЕКА с государствами не членами. Одной из форм является непосредственное

участие государства не члена в программе ЕКА

Другой формой является наделение государства не члена статусом

ассоциированного члена. В течение определенного времени такой статус

рассматривался в качестве первого шага на пути присоединения к Конвенции.

Таким статусом были наделены Австрия и Норвегия до их присоединения к

Конвенции. После просьбы Финляндии о наделении ее статусом ассоциированного

члена Совет решил установить грань между ассоциированным статусом и

присоединением к Конвенции. Следовательно, статус ассоциированного члена

присваивается государству, которое не соответствует требованиям,

необходимым для присоединения к Конвенции. Ассоциированный статус

предоставляется на 5 лет. В 1986 году такой статус получен Финляндией. Это

облегчило предоставление Финляндии 31 декабря 1994 г. полного членства в

ЕКА.

В соответствии с Конвенцией каждый член ЕКА участвует в расходах по

обязательным программам, а также в общих расходах Агентства на основании

специальной шкалы, одобренной двумя третями голосов Совета. Шкала

разрабатывается на основе средней величины национального дохода каждого

члена за последние три года. Однако ни одно государство не обязано делать

взносы, превышающие 25% общей суммы. Эта общая сумма устанавливается

единогласным решением Совета. В рамках этой общей суммы организации Совет

большинством в две трети голосов одобряет бюджеты отдельных программ. Таких

бюджетов насчитывается более 70, .Факультативные программы финансируются

аналогично обязательным, если государства-участники не решат иначе.

Следует отметить заключенные ЕКА соглашения о сотрудничестве с рядом

иностранных государств. В 1977 году было заключено такое соглашение с

Канадой. Сотрудничество с Россией осуществляется на основе рамочного

Соглашения о сотрудничестве между ЕКА и Правительством СССР от 25 апреля

1990 г.

Аналогичные соглашения заключены с Венгрией, Польшей, Румынией, Грецией и

Чехией. Многочисленные другие соглашения заключены с государствами — не

членами ЕКА, а также с международными организациями.

Такие соглашения заключаются в основном для сооружения на территории

других государств наземных космических комплексов или с целью участия в

совместных проектах. ЕКА принимает активное участие в создании

международной космической станции. ЕКА предоставлен статус наблюдателя в

Комитете ООН по космосу. Агентство заявило о принятии на себя прав и

обязанностей, предусмотренных Соглашением о спасании космонавтов 1968 года,

Конвенциями о международной ответственности за ущерб 1972 года и о

регистрации объектов 1975 года.

Следует отметить роль ЕКА в содействии прогрессивному развитию

международного космического права путем создания Европейского центра

космического права (ЕЦКП).

12 мая 1989 г. вступил в силу Устав этого Центра. Согласно Уставу, Центр

функционирует под эгидой Генерального директора Европейского космического

агентства, представленного в Центре Юридическим советником ЕКА. Членами

Центра могут стать физические и юридические лица государств — членов ЕКА

или ассоциированных государств, которые заинтересованы в развитии

космического права и согласны с Уставом ЕЦКП. Целями Центра являются:

содействие проведению в Европе исследований в сфере космического права;

обмен информацией и идеями и т.д.

Штаб-квартира ЕКА находится в Париже. ЕКА имеет Бюро связи с НАСА в

Вашингтоне и с РКА в Москве.

За время своего существования ЕКА добилось значительных успехов в

развитии международного сотрудничества по различным направлениям освоения

космоса.

4. Международные неправительственные организации

Международный комитет по исследованию космического пространства

(Committee on Space Research — COSPAR), КОСПАР, был создан в 1958 году

после завершения Международного геофизического года (1957/58), проведенного

Международным советом научных союзов для продолжения работ и осуществления

мероприятий по сотрудничеству в исследовании космического пространства.

Создание этой организации положило начало эффективному международному

сотрудничеству в практическом изучении космоса. Став первой международной

организацией неправительственного характера, специально созданной для

поощрения и развития сотрудничества в области космических исследований,

КОСПАР явился стимулом для создания и других неправительственных органов в

этой сфере, а также совершенствования уже существующих.

Устав КОСПАР был принят в 1959 году.

Согласно ст. 1 Устава, основная задача КОСПАР состоит в содействии

развитию всех видов научных исследований в международном масштабе,

осуществляемых с помощью ракет, ракетно-транспортных средств и аэростатов.

[16]

Комитет должен был заниматься главным образом результатами

фундаментальных научных исследований, полученных с помощью ракет, спутников

и космических аппаратов, а также политическими проблемами, возникающими в

ходе изучения и освоения космического пространства.

КОСПАР, как это предусматривает его Устав, объединяет в своих рядах

академии наук, национальные научные учреждения и международные научные

союзы, входящие в МСНС. В него вошли национальные организации около 40

стран мира, а также 13 международных союзов (Академия наук РФ является

членом КОСПАР со времени его основания, принимает активное участие в его

деятельности).

Основными органами КОСПАР по его Уставу являются Общее собрание всех

членов (высший руководящий орган), Исполнительный совет и Бюро.

В рамках КОСПАР действует особый, характерный только для этой

организации, по сравнению, как с правительственными, так и с

неправительственными, порядок избрания должностных лиц. Так, в Уставе

закреплено, что один из вице-президентов выбирается из списка кандидатов,

представляемого Академией наук РФ, а другой — из списка, представляемого

Национальной академией наук США. Два члена Бюро избираются из списка,

предложенного одним вице-президентом, два других — из списка кандидатов,

предложенного другим вице-президентом. Президент КОСПАР избирается из

кандидатов, выдвинутых Исполнительным советом или Общим собранием.

Комитет регулярно проводит научные сессии (до 1980 г. проводились

ежегодно, ныне — раз в два года), на которых ученые и специалисты в области

космонавтики обсуждают широкий круг проблем, связанных с освоением космоса.

КОСПАР издает труды своих регулярных сессий, информационные бюллетени и

другие научные исследования.

В 1961 году Комитет получил консультативный статус при Комитете ООН по

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.