рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

многоводными рвами. Их четырехугольный план восходит к замкам, возведенным

на равнинах (ранний Каунасский замок). Черта, характерная для Ренессанса:

выступающие башни с бойницами строятся симметрично, по четырем углам

крепостной стены. Таковы замки в Геранайняй, Альшенай и дворец Гайценишкяй.

Замок-резиденция в Геранайняй, сохранившийся в развалинах, строился для

вильнюсского воеводы Альберта Гоштаутаса. К этому времени уже стоял

каменный замок. В 1519-1529 годах архитектор Мисиел укрепил его валы

каменными обводными стенами и круглыми выступающими башнями по углам.

Посредине просторного двора возвышался двухэтажный четырехугольный в плане

дворец, также с круглыми выступающими башнями по углам и внутренним двором.

Лаконичные плоскости стен оживляли арочные проемы окон. Дворец был

оштукатурен. Нижние части обводных стен были сложены из камня, верхние – из

кирпича, как в замке Мядининкай. Широкий ров, ручейки и болота создавали

впечатление, будто замок расположен на острове. (50, 176)

По образцу итальянских замков-бастионов был возведен Биржайский замок

Радзивилла (1575-1589).

Среди замков-резиденций наиболее известным является вильнюсский Нижний

замок (В XIX веке он был разрушен). Перестройка старого дворца была

закончена до 1530 года. В плане он представлял собой вытянутый

четырехугольник и состоял из четырех корпусов с внутренним двором. Каждая

часть двухэтажного дворца имела свои отличия. Силуэты стен завершались

высоким аттиком, плоскость которого бала расчленена пилястрами с арками и

бойницами. Ряды окон были сгруппированы очень свободно. В южной части

находился портал, который располагался асимметрично по отношению к

вертикальной оси фасада. Двор окружали крытые аркады. (21, 78)

Другие постройки – кафедральный собор, замковый костел, жестоко

пострадавшие от пожара 1530 года, были сооружены итальянцами –

представителями тосканской школы Мария Подовано и Бартоломеусом Беррецци, а

также сиенцем Джованни Цинни. За работами следил строитель Вильнюса Фридрих

Уншерфт. (42, 97)

Наряду с замками возводились и дворцы. Среди них следует упомянуть дворец

Сиесику (около 1517 года) – прямоугольное здание с башнями по углам, дворец

Раудондвариса (первая половина XVII века), имеющий лишь одну башню, и

наконец, дворец Януша Радзивилла в Вильнюсе (закончен в 1600),

представляющий собой ансамбль из четырех двухэтажных корпусов, объединенных

трехэтажными павильонами с позолоченными куполами. Несколько иного

характера здания вильнюсского университета (1584-1603, архитектор Повилас

Бокша). Вокруг четырехугольных дворцов здесь были расположены двухэтажные

корпуса с открытыми галереями в духе северного Ренессанса. Сложный,

состоящий из нескольких корпусов ансамбль университета создавался

постепенно и занимает центральный квартал старого города. В его системе

тринадцать закрытых дворов, носящих имена выдающихся литовских ученых,

писателей, архитекторов, художников – деятелей университета. В эпоху

Ренессанса были построены (или включены в комплекс ранее возведенные

постройки в готическом стиле) трехэтажные корпуса с открытыми аркадами

галерей (по примеру итальянских), вокруг главных дворов. Позже были

построены другие корпуса и около них также были предусмотрены дворы. В 1753

году возводится обсерватория в стиле барокко (архитектор Т. Жебраускас), а

в 1782-1788 годах – пристройка к ней в стиле классицизма, с двумя башенками

и декоративным фризом (архитектор М. Кнакфус). В корпусах находятся залы,

объемно-пространственное и декоративное решение которых представляет собой

значительную художественную ценность. Среди них зал литовского художника П.

Смуглявичюса (1745-1807) с цилиндрическим сводом с люнетами (начало XVII

века), в центре которого расположена фреска (XVII век, автор неизвестен),

изображающая деву Марию, осеняющую плащом ученых мужей старой академии, и

классической росписью стен, исполненной П. Смуглявичюсом в 1802 году; зал

польского историка И. Лелевеля (1786-1861), в стиле барокко, с крестовым

сводом с люнетами и гризайлевой орнаментикой; колонный зал в стиле

классицизма. (13, 306) Близкое решение имеет и общежитие университета (1582-

1622). Общежитие состоит из трех трехэтажных жилых корпусов вокруг

прямоугольного внутреннего двора. Вместо коридоров – открытые аркады

галерей во всех этажах, решенные в стиле позднего Ренессанса. Стены над

арками были расписаны портретами римских пап (не сохранились). Фасады,

выходящие на улицу, имеют прямоугольные окна без наличников.

Ренессансные черты не могли получить широкого распространения в

архитектуре литовских храмов из-за религиозной борьбы. Католическое

духовенство до середины XVI века ориентировалось на готику, а с третьего

десятилетия XVII века, объединившись с иезуитами, стало склоняться к

барочной архитектуре. В XVI веке строились храмы католиков, евангелистов,

реформатов и униатов, архитектурные решения которых мало чем отличались

друг от друга. На периферии эти храмы сооружали местные мастера. Чаще всего

это однонефные церкви разных размеров.

Некоторые храмы сохраняют в очертаниях оконных и дверных проемов и в

некоторых других деталях элементы готики. На углах основных фасадов иногда

помещаются круглые башенки (костелы в Симна, Камаяй, вильнюсские костелы

святого Михаила, святого Стефана). Их самые характерные декоративные мотивы

– глухие арки, членящие плоскости стен, фронтоны, аттики. В капителях

пилястров иногда встречается мотив стилизованных веток руты. Карнизы

легкие, с несложным профилем.

В период утверждения в архитектуре ренессансных форм крупные феодалы были

заказчиками храмов, являвшихся своеобразными мемориальными сооружениями.

Костел святого Михаила в Вильнюсе (1594-1625) был мемориальным храмом

Сапеги. Это однонефная церковь, перекрытая цилиндрическим сводом со

стуковыми узорами. Стены внутри декорированы сильно выступающими

пилястрами, трехступенчатый алтарь из черного, зеленого и коричневого

мрамора выделяется на светлых стенах.

О позднеренессансных тенденциях свидетельствует трехнефный базиликальный

костел Всех святых в Вильнюсе (1620-1631). Его фасад увенчан фронтоном.

Храм является главной частью ансамбля кармелитского монастыря. Это костел

безбашенного типа, план которого в форме латинского креста. Внутреннее

пространство отличается своеобразием: вместо трансепта – боковые часовни.

Своды цилиндрические, с люнетами. Стены нефов и своды, купола боковых

часовен украшены орнаментом и фресками с сюжетами из жизни святых и истории

Литвы. В интерьере находятся восемнадцать алтарей со сложным полихромным и

скульптурным декором. Для главного алтаря характерна сдержанность форм. Два

боковых балкона в стиле рококо расположены в хоре. (14, 380) Костел

представляет собой один из ранних и ценных образцов безбашенных храмов.

В начале XVII века усиливается католическая реакция. В ренессансных

костелах все сильнее проявляются готические реминисценции. Так, костел в

Скаруляй (1620-1622) своими декоративными элементами близок ренессансным

формам, но его планово-объемное решение больше напоминает готику.

Одновременно с ренессансной архитектурой в зодчестве Литвы возникает

барочное направление. Костел святого Казимира в Вильнюсе (1604-1618,

подвергся реконструкции в 1655, 1749) получает композиционное решение в

виде латинского креста, близкое церкви Иль Джезу в Риме. Но в 1618 году в

архитектуре этого храма еще очень отчетливо проступали позднеренессансные

традиции. Внутри господствовали готические пропорции, строители отказались

от боковых капелл, своды ризницы были украшены ренессансным геометрическим

орнаментом. Западный плоский фасад фланкировали две башни, боковые фасады

имели большие контрфорсы. Барочное оформление костел получил позднее во

время реконструкции.

Формы переходные от Ренессанса к барокко характерны для капеллы святого

Казимира (1623-1636) при вильнюсском кафедральном соборе.

На землях Великого княжества Литовского и непосредственно на территории

Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие мастера и их

последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции художественной

культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского полуострова

(по мнению Р. Батуры и В. Пашуто в Литве работали наряду с русскими

мастерами художники сербского и болгарского происхождения) и из

средневековых государств Западной Европы. В той «борьбе за Литву», которая

начиная с XIII века шла между православной и католической церковью, эти

художественные влияния с Запада и Востока имели определенную идеологическую

окраску. Средневековое искусство Литвы никак не укладывается в формы только

западной (прежде всего готики) или только восточной ориентации. Различные

произведения и технологии переплавлялись здесь в явления самобытные,

отмеченные печатью местного своеобразия.

Подводя итоги первой главы, можно сказать, что начало эпохи Ренессанса в

искусстве Литвы можно отнести ко второй трети XVI века, хотя в это время

сохраняются еще черты готического стиля. Ренессанс, таким образом,

выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные

дворцы и готические костелы (в культовой архитектуре готика держалась

дольше и упорнее). Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические

традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй

половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в

искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной

жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех

эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс. С 60-х годов XVI века

усиливается наступление контрреформации. С 1569 года разворачивают свою

активную деятельность в Литве иезуиты. Создается противоречивая ситуация,

при которой некоторые формы ренессансной культуры распространяются в Литве,

в условиях, когда почвы для развития этого художественного явления уже не

было. В это же время в архитектуре Литвы намечаются некоторые тенденции

маньеризма. С начала XVII века идет процесс сложения стиля барокко,

развивающегося параллельно с поздним Ренессансом.

В целом, эпоха Ренессанса знаменовала значительный прогресс в

художественной культуре Литвы: преодоление средневековых канонов,

начинавших тормозить развитие искусства, расширение диапазона видов,

жанров, углубление гуманистического содержания искусства, освоение не

только формальных особенностей стиля, но и сложной ренессансной

проблематики.

Однако развитие Ренессанса в Литве было ограниченным. Век его был

недолгим. Волна контрреформации быстро охватывает те аристократические

круги, которые были социальной опорой Ренессанса в Литве, и вместе с

обострением идеологической борьбы происходит смена стилей в искусстве.

3. Архитектура Литвы XVII – XVIII веков

Со второй половины XVII века, после окончания продолжительных войн с

Россией и Швецией объединенное литовско-польское государство Речь

Посполитая стало восстанавливать и укреплять свою экономику; получили

развитие торговые связи с западноевропейскими и восточноевропейскими

странами. Но при этом господствовали феодальные отношения: возрастала

барщина, увеличивались оброки; за счет крестьянства обогащались магнаты,

сосредоточившие в своих руках огромные материальные ресурсы. Это усиливало

их экономическую мощь, подготавливало почву для установления их

политической диктатуры. Непосредственность торговых и культурных контактов

с другими странами и все углублявшиеся внутренние противоречия сказались на

художественной жизни Литвы XVII - XVIII веков.

3. 1. Барокко

Распространение стиля барокко, совпавшее в других странах Европы с

расцветом абсолютизма, в Литве приходится на время господства крупных

феодалов и католической церкви, покрывшей литовскую землю густой сетью

монастырей.

Церковников и феодалов не привлекало искусство Ренессанса, отличавшееся

светскостью, простотой и умеренностью форм. В своих дворцах и храмах они

стремились к роскоши, блеску и репрезентативности. Самые активные и ярые

сторонники контрреформации – иезуиты – пропагандировали барокко, которое в

Литве появилось прежде всего именно в католических церквях, особенно в

середине и второй половине XVII века.

Господство позднего барокко в литовской архитектуре длится с конца XVII

почти до конца XVIII столетия. Важнейшим этапом его развития являются 1735-

1765 годы.

Во второй половине XVIII века в Литве начинается постепенное разложение

феодализма и зарождение капиталистического способа производства. Утрата

цехами прежней роли и возникновение первых феодальных мануфактур –

характерный признак этого процесса. Наряду с барокко в это время можно

отметить уже становление классицизма. В конце XVIII столетия при главной

школе Великого княжества Литовского формируются первые кафедры искусства,

закладываются основы национальной художественной школы. Касаясь соотношения

отдельных видов искусства в XVII – XVIII векax, надо сказать, что широкое

распространение получили архитектура, монументальная живопись и скульптура.

На распространение барокко в Литве основное влияние оказывала итальянская

архитектурная школа, а также связи с Россией, Саксонией, Францией и другими

странами. При всем этом литовское барокко обладало яркими региональными

чертами. В формировании литовской школы барокко немалую роль сыграли

местные архитекторы и художники, мастера же, прибывавшие из других стран

Европы, часто подчинялись уже сложившимся традициям. (65, 24)

Архитектура барокко второй половины XVII века отличается нарядностью,

разнообразием и богатством синтеза зодчества и изобразительного, а также

декоративно-прикладного искусства. В XVIII веке архитектурные формы

позднего барокко отмечены легкостью в прорисовке силуэта строений, изящным

декором фронтонов, многообразием профилей арочных проемов. Необычайно

пластичную интерпретацию получает ордер.

В новом стиле возводятся строения различного назначения, однако ярче

всего он проявился в зданиях церквей и резиденций крупных феодалов.

Интересно применялось барокко в архитектуре малых форм – ворота, ограды и

особенно мемориальные памятники.

Одной из первых построек раннего барокко в Литве является костел святой

Терезы (1633-1650, архитектор К. Тенкалло). Построен по заказу вице-

канцлера Великого княжества Литовского С.К. Паца. Входит в ансамбль

кармелитского монастыря.

В плане костел трехнефный, асимметричный (в восточной стороне – капелла и

коридоры, в западной – колокольня), имеет базиликальное внутреннее

пространство, которое перекрыто цилиндрическими сводами с люнетами; над

центральным алтарем – сферический свод. Отличается особенно гармоничным –

близким к ранним формам барочных римских костелов – главным фасадом,

безбашенным, симметричным, разделенным на два основных яруса. Центр нижнего

яруса акцентируется высокой нишей, в которой устроен портал, оформленный

двумя колоннами с сандриком, с выемкой и картушем, волютами и оконным

проемом хора над ним. В центре верхнего яруса помещено нарядно оформленное

круглое окно с профилированным наличником, сегментным сандриком и

балюстрадой; по сторонам расположены спаренные ионические пилястры и

высокие волюты. Фасад увенчан высоким треугольным фронтоном с гербом семьи

Пацов в центре. Все декоративные элементы главного фасада выполнены из

черного и белого мрамора и гранита. (57, 138) Интерьер отличается

изысканными пропорциями и нарядностью оформления, особенно главный неф,

который выше и в два раза шире боковых. Стены между проемами полукруглых

арок в нефах расчленены спаренными пилястрами с пышными коринфскими

капителями, над которыми проходит декоративный орнамент. Паруса купола

украшены лепниной сложного рисунка. Главные художественные акценты

интерьера – разноцветные с позолотой алтари (девять алтарей; восемь из них

в стиле рококо, середина XVIII века, выполнены из песчаника). Центральное

место в костеле занимает двухъярусный алтарь святой Терезы – один из самых

значительных и оригинальных в Литве. В нем помещены две картины: «Экстаз

святой Терезы» (первая половина XIX века, художник К. Русяцкас) и «Мадонна

с младенцем и святым Казимиром» (конец XVIII века, художник С. Чехавичюс).

Своды главного нефа, купол, частично стены и некоторые плоскости боковых

алтарей расписаны фресками на сюжеты из жизни испанской кармелитской

монахини святой Терезы, представляющими значительное художественное явление

в позднем барокко в Литве.

Планы литовских костелов ясные, большей частью симметричные; в них нет

выступов, сложных кривых форм и линий, нет неясности в распределении

помещений. Костелы строятся двухбашенные с планом в виде латинского креста,

двухбашенные прямоугольной планировки, центрально-купольные. По силуэту и

композиции особенно характерны двухбашенные костелы с плоским главным

фасадом.

Двухбашенные костелы, имеющие план в виде латинского креста, широко

распространяются во второй половине XVII века. Самым значительным их

образцом считается костел святых Петра и Павла в Вильнюсе, построенный в

1668-1676 годах. Вместе с монастырем каноников Латерана он стоит на

живописном и возвышенном месте в лесистом районе Антакальниса. Инициатором

строительства был крупный феодал М. К. Пац, разбогатевший во время войн

середины XVII века. Архитектор костела И.Заор из Кракова; с 1670 года

строительными работами руководил Фредиани ди Лука.

План и решение внутреннего пространства костела святых Петра и Павла в

основном следуют схеме костела святого Казимира в Вильнюсе, а две

лестничные башенки в углах ризниц и маленькие часовни являются как бы

своеобразным композиционным и функциональным повторением традиций

литовского Ренессанса, берущих свое начало еще в готических храмах.

Внешне костел не отличается единством архитектурных форм, хотя эти формы

довольно монументальны: массивный, не очень соразмерных пропорций купол;

низкие, круглые в первом ярусе и восьмигранные в верхних ярусах башни

фасада; тесно вклинившийся между ними треугольный фронтон, по композиции

близкий классическому портику. Создается впечатление, будто в фасаде

костела смешаны стилистически различные элементы различного масштаба. Зато

интерьер храма является высоким образцом синтеза архитектуры и искусства.

Предпочтение здесь отдается пластическим композициям из белого стука,

фигурным и орнаментальным. Некоторую роль играют и фрески на сводах.

Интерьер костела святых Петра и Павла – это характерный пример

использования скульптуры в период расцвета барокко. Некоторые эскизы его

скульптурного убранства делал И. Шрейтерис, всеми скульптурными работами

руководили талантливые мастера Д. Галли из Рима, П. Перти из Милана и их

главный помощник М. Жялявичюс из Вильнюса. Костел святых Петра и Павла

отличается необычайным изобилием скульптур и рельефов, оригинально

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.