рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями охраны общественного порядка

Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями охраны общественного порядка

ЗАМЕЧАНИЯ

Тема: « Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными

формированиями охраны общественного порядка»

ПЛАН

1. Введение.

2. Организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении

правопорядка:

- общественные формирования;

- добровольные народные дружины;

- товарищеские суды;

- общественные пункты охраны порядка;

- внештатные сотрудники милиции.

3. Взаимодействие органов внутренних дел с трудовыми коллективами,

населением и средствами массовой информации в обеспечении правопорядка.

4. Заключение.

5. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

«Административная деятельность органов внутренних дел» представляет

собой одну из специальных дисциплин, изучаемых в вузах МВД России

юридического профиля. В курсе изучаются содержание и особенности управления

внутренними делами государства, сущность общественного порядка и

общественной безопасности в сфере важнейших объектов управления внутренних

дел, содержание и принципы административной деятельности органов внутренних

дел, её задачи, организация, направления деятельности, субъекты, формы и

методы осуществления административной деятельности, а также складывающиеся

в её сфере общественные отношения и регулирующие эту деятельность нормы

административного права.

Курсовая работа посвящена административной деятельности органов

внутренних дел, её задачам, формам и методам работы с гражданами

участвующих в обеспечении правопорядка, способам обеспечения законности

этой деятельности, субъектам административной деятельности и их правовым

статусом.

При подготовке курсовой работы использовались законы, указы,

постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законности и

правопорядка в стране, «Собрание законодательства РФ 1995 г.», Закон

Российской Федерации от 11 марта 1992 года « О частной детективной и

охранной деятельности в Российской Федерации», а также приказы МВД России:

Приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. № 420.

При подготовке курсовой работы использовалась также имеющаяся научная и

учебная литература по административной деятельности органов внутренних дел.

Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и

методов практической деятельности органов внутренних дел в современных

условиях.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ПРАВОПОРЯДКА

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности,

соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без

участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных

объединений – одно из непременных условий эффективной деятельности

правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений,

устранению порождающих их причин.

Граждане содействуют правоохранительным органам, в том числе и органам

внутренних дел, в охране общественного порядка и обеспечении общественной

безопасности как индивидуально – на добровольной основе, так и через

общественные объединения.

Согласно ст.5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных

объединениях» последние могут создаваться в следующих организационно-

правовых формах: общественные организации, общественные движения,

общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной

самодеятельности.

Общественные объединения в соответствии со своими уставами преследуют

социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно

полезные цели. Органы государства оказывают поддержку общественным

объединениям в их социально полезной деятельности. Вместе с тем

общественные объединения участвуют в реализации задач и функций органов

государственной власти. Многие общественные объединения осуществляют

воспитательную работу, организуют культурный досуг своих членов, ведут

борьбу с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних,

непосредственно участвуют в обеспечении правопорядка.

Большую помощь органам государственной власти и местного самоуправления

в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, в

профилактике правонарушений и борьбе с преступностью оказывают органы

общественной самодеятельности.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства

общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей

неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных

целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту

его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,

заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на

основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании

учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой

вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации

органа общественной самодеятельности он приобретает права и принимает на

себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Организационными формами органов общественной самодеятельности являются

советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные,

квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, собрания, сходы

граждан, иные формы непосредственной демократии. Воспитательную работу

среди молодёжи проводят советы содействия семье и школе, родительские

комитеты, советы ветеранов войны и труда, общественные воспитатели

несовершеннолетних и др. Эти формирования состоят из представителей

общественных объединений и граждан.

Компетенция органов общественной самодеятельности и других общественных

формирований определяется Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об

общественных принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации», другими законами, соответствующими уставами об общественных

формированиях.

Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связана с

профилактикой правонарушений, охраной правопорядка. Так, общественные

воспитатели несовершеннолетних оказывают помощь родителям или лицам, их

заменяющим, в воспитании несовершеннолетних, педагогическими коллективами,

администрацией предприятий и учреждений по месту работы

несовершеннолетнего, с органами внутренних дел (милицией), с общественными

организациями по месту учёбы или жительства несовершеннолетнего, с врачами

и другими специалистами.

Функции по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и

юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентов осуществляет

лица (организации), занимающиеся частной детективной и охранной

деятельностью. Органы внутренних дел выдают лицензии (разрешения) на

занятия этой деятельностью и осуществляет за ней контроль. Предприятиям,

осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется

право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка,

в том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются,

прежде всего, для поддержания правопорядка на улицах и в других

общественных местах, а также используются при проведении целевых оперативно-

розыскных мероприятий по борьбе с угонами автотранспортных средств, хищения

имущества.

В некоторых республиках, краях и областях образованы и действуют

координационные советы (центры) социально-профилактической направленности.

В их состав входят председатели советов войны и труда, товарищеских судов,

представители предприятий, учреждений и организаций, сотрудники

правоохранительных органов. Эти центры решают задачи по предупреждению

правонарушений, проводят воспитательную работу с несовершеннолетними,

оказывают иную помощь органам внутренних дел. Финансовое и материально-

техническое обеспечение социально-профилактических центров осуществляется

за счёт средств местного бюджета.

Общественные формирования

Общественные формирования, непосредственно участвующие в охране

общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Важная роль

в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и

борьбе с преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит

специальным общественным формированиям: добровольным народным дружинам по

охране общественного порядка; товарищеским судам; общественным пунктам

охраны правопорядка; внештатным сотрудникам милиции и др.

Добровольные народные дружины

Добровольные народные дружины по охране общественного порядка (ДНД)

создаются в районах, городах и других населённых пунктах. Порядок

образования и деятельности добровольных народных дружин, их задачи,

обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также

руководство определяются соответствующими положениями о ДНД1.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные

объединения и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь

дружинам. Во время проведения органами внутренних дел и ДНД совместных

мероприятий по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений

оперативное руководство работой дружинников осуществляют соответствующие

должностные лица органов внутренних дел.

ДНД участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в

парках и других общественных местах: оказывают содействие органам

внутренних дел, прокуратуре, судам и юстиции в их деятельности по

укреплению общественного порядка: принимают участие в борьбе с

хулиганством, пьянством, хищениями собственности и другими

правонарушениями: участвуют в проведении воспитательной работы в трудовых

коллективах и среди населения по соблюдению существующих правил общежития и

предупреждению антиобщественных поступков: участвуют в борьбе с детской

безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; участвуют в

обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и в предупреждении

дорожно-транспортных происшествий; принимают меры по оказанию неотложной

помощи лицам, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений, а

также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют

в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при

стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах; участвуют в

проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с

нарушениями правил охоты и рыболовства и др.

В целях обеспечения выполнения указанных обязанностей народным

дружинникам предоставлены соответствующие права. Дружинники имеют право

требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и

прекращения правонарушений; требовать от нарушителей предъявления

документа, удостоверяющего личность; составлять в отсутствии работников

милиции или иных уполномоченных лиц протокол в случаях злостного нарушения

общественного порядка или причинением правонарушением имущественного или

иного ущерба гражданину или организации с последующей передачей протокола

начальнику штаба (командиру) дружины; доставлять в милицию или в штаб ДНД

лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, а

также для установления личности нарушителя и составления протокола, если

нет возможности составить его на месте нарушения; при этом нахождение

доставленного лица в штабе ДНД не может продолжаться более одного часа;

изымать орудия совершения правонарушения и незамедлительно передавать их в

милицию. Дружинники наделены и другими правами, предусмотренными

действующим законодательством.

Противодействие законной деятельности народных дружинников,

посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их

деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой

ответственность согласно закону.

Основными формами и методами работы ДНД являются: патрулирование и

выставление постов на улицах, площадях, парках и в других общественных

местах; проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их

совершивших; проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами,

допускающими правонарушения, установление шефства дружинников над такими

лицами; разъяснени6е гражданам законодательства и правил общежития;

оформление материалов на правонарушителей и направление их в

соответствующие органы государства и общественные организации: выпуск

сатирических плакатов и фотовитрин, использование средств печати, радио и

телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействия на

нарушителей; обсуждение поведения нарушителей на заседаниях штаба ДНД.

Положения о ДНД предусматривают создание специализированных народных

дружин или специализированных групп в составе дружин в целях лучшей

организации работы по борьбе с отдельными видами правонарушений. Такие

дружины, отряды, группы могут создаваться для имущественной безопасности

граждан, сохранности собственности юридических лиц; безопасности дорожного

движения и т.д. Специализация дружинников способствует более эффективной

работе по предупреждению и пресечению правонарушений.

Так, например, для обеспечения безопасности граждан в особых условиях

(при осложнении оперативной обстановки в связи с ростом преступности и

правонарушений, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах),

обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, а также для

выполнения специальных задач по охране правопорядка по решению

соответствующих штабов дружин могут согласно Временному положению о

Московской городской дружине создаваться оперативные отряды2.

Руководство деятельностью дружины осуществляет штаб и командир дружины,

назначаемый на должность и освобождаемый от должности штабом народной

дружины по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.

Актами органов государственной власти предусматривается и иной порядок

назначения руководителя дружины. Так, начальник Московского городского

штаба народной дружины назначается на должность и освобождается от неё

решением правительства Москвы. Командиры дружин региональных муниципальных

округов (территориальных управлений), а также народных дружин предприятий,

учреждений, организаций и органов общественного самоуправления назначаются

на должность и освобождаются от неё Московским городским штабом народной

дружины по представлению штаба народной дружины административного округа и

по согласованию с префектурой округа.

Для осуществления повседневной работы по управлению народными дружинами

и организации их взаимодействия с правоохранительными и другими

государственными органами могут вводиться штатные должности работников

аппарата управления в штабах дружин. Схему должностных окладов, объем, и

источники финансирования аппарата управления дружины определяют органы

исполнительной власти.

Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппарата

управления штабов народных дружин может осуществляться дружинниками на

общественных началах, на договорной или возмездной основе.

В последние годы получили распространение и такие организационные формы

непосредственного участия граждан в охране общественного порядка, как

ассоциации добровольных дружин, казачьи дружины, отряды содействия милиции,

объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок

автотранспорта и др.

Товарищеские суды

Товарищеские суды. Это выборные органы общественной самодеятельности,

призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе добросовестного

отношения к труду, бережного отношения к имуществу, соблюдения правил

общежития, развития у них чувства товарищеской взаимопомощи, уважения,

достоинства и чести людей. Главное в работе товарищеских судов –

предупреждение правонарушений, воспитание граждан путём убеждения и

общественного воздействия, создание обстановки нетерпимости к

антиобщественным поступкам. Порядок организации и деятельности товарищеских

судов определён специальным положением о них.

Товарищеские суды создаются на предприятиях, в учреждениях,

организациях, высших и средних учебных заведениях, домах, обслуживаемых

жилищно-эксплутационными конторами, дирекциями эксплуатации зданий,

домоуправлениями, а также в сельских населённых пунктах и посёлках. Состав

товарищеского суда избирается открытым голосованием на общих собраниях

трудовых коллективов и собраниях (сходах) граждан по месту жительства

сроком на два года.

Товарищеские суды рассматривают дела:

об употреблении спиртных напитков на улицах, во дворах и подъездах, на

стадионах, во всех видах общественного транспорта и в других общественных

местах кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых

продажа спиртных напитков в разлив разрешена;

о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем

человеческое достоинство и общественную нравственность;

об употреблении спиртных напитков на производстве или о пребывании на

работе в нетрезвом состоянии; об участии мастеров, начальников участков и

других руководителей в употреблении спиртных напитков с подчинёнными на

производстве или о непринятии мер к отстранению от работы лиц, находящихся

в нетрезвом состоянии, либо о сокрытии случаев употребления спиртных

напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчинённых им

работников; о мелком хулиганстве. Мелком хищении государственного или

коллективного имущества; о совершенных впервые мелкой кражи малоценных

предметов потребления и быта, находящихся в личной собственности граждан, в

случае, когда виновный и потерпевший являются членами одного коллектива; об

оскорбления, клевете, побоях и легких телесных повреждениях, не повлекших

расстройства здоровья, если эти деяния совершены впервые; о сквернословии;

о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или

попечителями обязанностей по воспитанию детей; о недостойном отношении к

родителям; о недостойном поведении в семье; о недостойном отношении к

женщине; о порче жилых и нежилых помещений и коммунального оборудования; о

несоблюдении правил противопожарной безопасности; о нарушении правил

внутреннего распорядка в квартирах и общежитиях, о спорах жильцов по

использованию подсобных помещений, домовых служб, оплате коммунальных

услуг, оплате расходов по текущему ремонту мест общего пользования; о

порядке пользования строениями, составляющими общую собственность двух или

нескольких граждан; о разделе имущества между супругами при согласии

спорящих сторон на рассмотрение дела в товарищеском суде; о порче деревьев

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.