рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Управление транспортом

Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями

Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской

Федерации, а также положением о нем.

Его основные задачи Минтранс связанны с формированием и реализацией

единой государственной транспортной политики в подведомственных отраслях,

осуществлением государственного управления и регулирования указанными

транспортными отраслями (специальные исполнительные, разрешительные,

контрольные и надзорные функции).

Минтранс разрабатывает межотраслевые научно-технические программы,

координирует взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах,

контролирует целевое использование государственной поддержки

подведомственных транспортных отраслей, а также выполнение мероприятий по

предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морском и

речном транспорте, согласовывает с МПС Российской Федерации правила

перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом и т.д.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сокращения дорожно-

транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, что

является одним из основ государственной политики в сфере транспорта,

разрабатываются соответствующие федеральные, региональные и местные

программы.[7]

В составе Минтранса имеются следующие департаменты: воздушного,

морского, речного, автомобильного транспорта; федеральный дорожный; по

координации функционирования и развития транспортной системы России, а

также Российская транспортная инспекция, и ее отделения в субъектах

Федерации.

В состав транспортной инспекции входят следующие отделения:

межрегиональные, территориальные, а также управления и территориальные

управления воздушного транспорта.

Департаменты (комиссии, инспекции) могут в пределах своей компетенции

разрабатывать и утверждать технические правила и инструкции

межведомственного характера, регламентирующие деятельность соответствующих

видов транспорта и дорожного хозяйства.

В субъектах Федерации Министерством транспорта могу создаваться его

региональные органы управления.

Так, департамент воздушного транспорта осуществляет управление

полугосударственной компанией «Аэрофлот – Российские международные

авиалинии», территориальными управлениями, администрациями авиационных

отрядов, аэропортов. Аэропорт – это предприятие, осуществляющие прием и

отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание

полетов воздушных судов и имеющее для этих целей аэродром, аэровокзал и

другие сооружения и оборудование. Воздушное судно – первичное звено

воздушного транспорта, обслуживаемое экипажем во главе с командиром.

В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения»

определенны основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения в

РФ: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении,

над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет

ответственности государства за обеспечением безопасности дорожного движения

над ответственностью граждан, участвующих в дородном движении; соблюдения

интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности

дорожного движения.[8]

В условиях перехода к рыночной экономике возник ряд проблем.

Акционерное общество «Аэрофлот – Российские международные авиалинии»

создало более 80 коммерческих структур, значительная часть которых пока

работает с убытками. Резко снижается регулярность полетов, что ведет к

потере значительной прибыли и ликвидации рабочих мест.

Еще в 1997г. была одобрена концепция государственной транспортной

политики, в которой предусматривается не только модернизация транспортного

комплекса и внедрения современных экономических механизмов на рынке

транспортных услуг, но и обеспечения согласованности действий федеральных,

региональных и местных органов власти, транспортных и иных предприятий.

Развитие транспортного комплекса осуществляется в соответствии с

целевыми программами, в качестве которых можно выделить:

1. дороги России;

2. внутренние водные пути;

3. возрождения торгового флота России

После распада СССР и сокращения количества морских и речных портов

возникла необходимость в строительстве новых портов (например,

Астраханского морского порта для главного выхода России в Каспийское море

через Волгу).[9]

Минтранс является специально уполномоченным органом в области

гражданской авиации, в связи с этим Минтранс уполномочен осуществлять:

1) утверждает номенклатуру подлежащих обязательной сертификации видов

продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых

непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов

или авиационной безопасности;

2) ведет государственные реестры гражданских воздушных судов,

аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестры лицензий,

реестры федеральных правил использования воздушного пространства и

федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации;

3) осуществляет государственный контроль обеспечения безопасности

полетов воздушных судов и авиационной безопасности гражданской авиации, а

также летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и

воздушных винтов во время их эксплуатации;

4) организует и контролирует поисковое, аварийно-спасательное и

противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры гражданской

авиации;

5) участвует в проведении операций по урегулированию кризисных

ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность

гражданской авиации, а также проводит по ним служебные расследования;

6) выполняет функции государственного заказчика в области

аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключает с

пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном

обслуживании;

7) организует взимание платы за аэронавигационное обслуживание полетов

воздушных судов, распределяет полученные средства между организациями по

аэронавигационному обслуживанию и осуществляет контроль за целевым и

эффективным их использованием;

8) утверждает в установленном порядке правила формирования, применения

и регистрации тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации;

9) утверждает ставки сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме

аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с

межправительственными соглашениями;

10) и др.[10]

Для более эффективного и успешного осуществления своей профильной

деятельности транспортным комплексом необходима государственная поддержка и

регулирования развития.

Государственное регулирование развития авиации представляет собой

систему экономического и правового регулирования развития авиации и

авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских

разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной

техники;

В законодательстве установлены основные принципы развития авиации в

нашей стране, к которым можно отнести:

приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения

безопасности Российской Федерации;

программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и

экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной

техники;

государственный контроль за развитием авиации в соответствии с

законодательством РФ;

равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской

Федерации в области развития авиации.

Согласно Воздушному кодексу РФ авиация подразделяется на гражданскую,

государственную и экспериментальную авиацию.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и

экономики, относится к гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров,

багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату,

относится к коммерческой гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к

авиации общего назначения.

К государственной авиации относится: авиация, используемая для

осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой

государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных

задач.

К экспериментальной авиации относится: авиация, используемая для

проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-

исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях может

осуществляться только в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственное регулирование использования воздушного пространства

осуществляют следующие органы:

1) специально уполномоченный орган в области обороны - полное

государственное регулирование использования воздушного пространства;

2) специально уполномоченный орган в области гражданской авиации -

государственное регулирование деятельности по использованию той части

воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для

воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий,

районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного

пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного

движения, специально уполномоченным органом в области обороны в части

выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами пользователей

воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения

(управления полетами) в установленных для них зонах и районах. Данные

органы, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать

предусмотренные законодательством РФ меры по предотвращению и (или)

прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного

пространства.

Государственное регулирование деятельности в области государственной и

экспериментальной авиации осуществляется Министерством обороны.

Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное

управление этой деятельностью осуществляются соответствующими специально

уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации

осуществляется Министерством транспорта РФ в пределах его полномочий, его

структурными подразделениями и территориальными органами.

Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области

гражданской авиации Минтранс РФ создает инспекторские службы.

Структура и функции инспекторских служб устанавливаются федеральными

авиационными правилами.

Требования таких инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в

связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения

гражданами и юридическими лицами.

В области управления объектами морского и речного транспорта Минтранс

участвует в процессе приватизации средств морского и речного транспорта,

выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной

деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов

Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления

водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и развитие

водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование

деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм

собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за

техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в

федеральной собственности. Оперативным звеном системы управления водным

транспортом являются морские и речные пароходства, в также морские и

речные порты. Администрация морского торгового порта обеспечивает

регулирование деятельности порта, а также безопасности мореплавания и

порядка в порту; осуществление надзора за соблюдением законов, правил и

международных договоров РФ по торговому мореплаванию и за технической

эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов.

В области морского транспорта Минтранс в соответствии с положением о

нем от 30 декабря 2000г. уполномочен осуществлять следующие функции:

1) осуществляет контроль соответствия судоходных компаний и судов

требованиям международных правил, стандартов и норм, в том числе

Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и

предотвращением загрязнения морской среды;

3) организует создание и функционирование объектов и средств

обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на

подходе к ним, в том числе средств управления движением судов;

4) осуществляет общее руководство операциями по спасанию людей и судов,

терпящих бедствие на море, по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и

других вредных веществ в море;

5) организует при выпуске судов из морских портов (за исключением

рыбных) контроль их технического состояния и соответствия международным

требованиям и требованиям законодательства Российской Федерации, в том

числе по вопросам пожарной безопасности;

6) участвует в организации и проведении работ по сертификации

оборудования, изделий и технологий для судовых ядерных установок,

радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и

радиоактивных веществ в соответствии с законодательством Российской

Федерации;

7) выдает разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже

судами, плавающими под иностранным флагом;

8) осуществляет методическое руководство и контроль деятельности

организаций морского транспорта по выполнению международных договоров

Российской Федерации в области охраны морской среды и требований

природоохранительного законодательства Российской Федерации;

9) и т. д.

Минтранс является головным межотраслевым координирующим органом в

системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам морской

деятельности Российской Федерации, в том числе по проблемам развития и

использования торгового, речного, ледокольного и служебно-вспомогательного

флота Российской Федерации, а также прибрежно-береговой инфраструктуры

гражданского назначения;

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также

электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минтранс России

разрабатывает положение о лицензировании пассажирских перевозок

автомобильным транспортом; организует всероссийские конкурсы

профессионального мастерства работников автомобильного, городского

электрического и промышленного транспорта; участвует в рабочих и

государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию новых образцов

транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и др.[11]

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 №79 было принято

положение, согласно которому федеральные дороги общего пользования

передаются в оперативное управление федеральным государственным

учреждениям, находящихся в ведении Министерства транспорта РФ.

Дорожный комплекс страны составляют автомобильные дороги общего

пользования, юридические и физические лица, осуществляющие обследование,

изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и

содержание автомобильных дорог общего пользования, изготовление и ремонт

дорожной техники, добычу и переработку нерудных металлов и иную

деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и

содержанием автомобильных дорог.

Под автомобильной дорогой общего пользования понимается автомобильная

дорога, находящаяся в государственной собственности, обеспечивающая

перевозки грузов и пассажиров между населенными пунктами в целях

удовлетворения нужд населения, социально-экономических и оборонных

потребностей государства и открытая для использования любыми лицами с

соблюдением правил пользования автомобильными дорогами.

Министерство транспорта в области дорожного хозяйства: организует

исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства,

включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации;

выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными

автомобильными дорогами общего пользования и федеральным имуществом,

необходимым для обеспечения их функционирования; координирует деятельность

по развитию сети автомобильных дорог общего пользования во взаимодействии с

другими федеральными органами исполнительной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации; рассматривает и

готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации

платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса

на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и

эксплуатационные параметры; осуществляет контроль за соблюдением порядка

пользования федеральными автомобильными дорогами общего пользования и

правил их охраны; согласовывает нормативные правовые акты федеральных

органов исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или

сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и

электропередачи и другими сооружениями, и др.[12]

2. Сущность и значения государственного контроля и надзора в области

транспорта.

Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения

безопасности движения организуется специализированный контроль.

В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в

первую очередь осуществляют соответствующие федеральные органы

исполнительной власти, несущие ответственность за состояние и развитие

подведомственных им сфер деятельности. В этих целях создаются специальные

контрольно-надзорные службы или подразделения.

Применительно к наземным видам транспорта в качестве надзорного

органа функционирует Российская транспортная инспекция, имеющая свои

территориальные подразделения. Положение о ней было принято Постановление

Правительства РФ от 11 июля 2002г.[13]

Основными задачами Российской транспортной инспекции в этой сфере

являются:

1) осуществление в порядке и в случаях, установленных законодательством

Российской Федерации, государственного контроля за соблюдением юридическими

лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых и

нормативных технических актов, регламентирующих деятельность транспортного

комплекса;

2) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.