| |||||
МЕНЮ
| Управление транспортомПрезидента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также положением о нем. Его основные задачи Минтранс связанны с формированием и реализацией единой государственной транспортной политики в подведомственных отраслях, осуществлением государственного управления и регулирования указанными транспортными отраслями (специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции). Минтранс разрабатывает межотраслевые научно-технические программы, координирует взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, контролирует целевое использование государственной поддержки подведомственных транспортных отраслей, а также выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морском и речном транспорте, согласовывает с МПС Российской Федерации правила перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом и т.д. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сокращения дорожно- транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, что является одним из основ государственной политики в сфере транспорта, разрабатываются соответствующие федеральные, региональные и местные программы.[7] В составе Минтранса имеются следующие департаменты: воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта; федеральный дорожный; по координации функционирования и развития транспортной системы России, а также Российская транспортная инспекция, и ее отделения в субъектах Федерации. В состав транспортной инспекции входят следующие отделения: межрегиональные, территориальные, а также управления и территориальные управления воздушного транспорта. Департаменты (комиссии, инспекции) могут в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать технические правила и инструкции межведомственного характера, регламентирующие деятельность соответствующих видов транспорта и дорожного хозяйства. В субъектах Федерации Министерством транспорта могу создаваться его региональные органы управления. Так, департамент воздушного транспорта осуществляет управление полугосударственной компанией «Аэрофлот – Российские международные авиалинии», территориальными управлениями, администрациями авиационных отрядов, аэропортов. Аэропорт – это предприятие, осуществляющие прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов и имеющее для этих целей аэродром, аэровокзал и другие сооружения и оборудование. Воздушное судно – первичное звено воздушного транспорта, обслуживаемое экипажем во главе с командиром. В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» определенны основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечением безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дородном движении; соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.[8] В условиях перехода к рыночной экономике возник ряд проблем. Акционерное общество «Аэрофлот – Российские международные авиалинии» создало более 80 коммерческих структур, значительная часть которых пока работает с убытками. Резко снижается регулярность полетов, что ведет к потере значительной прибыли и ликвидации рабочих мест. Еще в 1997г. была одобрена концепция государственной транспортной политики, в которой предусматривается не только модернизация транспортного комплекса и внедрения современных экономических механизмов на рынке транспортных услуг, но и обеспечения согласованности действий федеральных, региональных и местных органов власти, транспортных и иных предприятий. Развитие транспортного комплекса осуществляется в соответствии с целевыми программами, в качестве которых можно выделить: 1. дороги России; 2. внутренние водные пути; 3. возрождения торгового флота России После распада СССР и сокращения количества морских и речных портов возникла необходимость в строительстве новых портов (например, Астраханского морского порта для главного выхода России в Каспийское море через Волгу).[9] Минтранс является специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, в связи с этим Минтранс уполномочен осуществлять: 1) утверждает номенклатуру подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности; 2) ведет государственные реестры гражданских воздушных судов, аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестры лицензий, реестры федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации; 3) осуществляет государственный контроль обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности гражданской авиации, а также летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов во время их эксплуатации; 4) организует и контролирует поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры гражданской авиации; 5) участвует в проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также проводит по ним служебные расследования; 6) выполняет функции государственного заказчика в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключает с пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном обслуживании; 7) организует взимание платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, распределяет полученные средства между организациями по аэронавигационному обслуживанию и осуществляет контроль за целевым и эффективным их использованием; 8) утверждает в установленном порядке правила формирования, применения и регистрации тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации; 9) утверждает ставки сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с межправительственными соглашениями; 10) и др.[10] Для более эффективного и успешного осуществления своей профильной деятельности транспортным комплексом необходима государственная поддержка и регулирования развития. Государственное регулирование развития авиации представляет собой систему экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники; В законодательстве установлены основные принципы развития авиации в нашей стране, к которым можно отнести: приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации; программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники; государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством РФ; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации. Согласно Воздушному кодексу РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения. К государственной авиации относится: авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач. К экспериментальной авиации относится: авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно- исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях может осуществляться только в порядке, установленном Правительством РФ. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют следующие органы: 1) специально уполномоченный орган в области обороны - полное государственное регулирование использования воздушного пространства; 2) специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, специально уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах. Данные органы, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством РФ меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства. Государственное регулирование деятельности в области государственной и экспериментальной авиации осуществляется Министерством обороны. Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется Министерством транспорта РФ в пределах его полномочий, его структурными подразделениями и территориальными органами. Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации Минтранс РФ создает инспекторские службы. Структура и функции инспекторских служб устанавливаются федеральными авиационными правилами. Требования таких инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения гражданами и юридическими лицами. В области управления объектами морского и речного транспорта Минтранс участвует в процессе приватизации средств морского и речного транспорта, выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства, в также морские и речные порты. Администрация морского торгового порта обеспечивает регулирование деятельности порта, а также безопасности мореплавания и порядка в порту; осуществление надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию и за технической эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов. В области морского транспорта Минтранс в соответствии с положением о нем от 30 декабря 2000г. уполномочен осуществлять следующие функции: 1) осуществляет контроль соответствия судоходных компаний и судов требованиям международных правил, стандартов и норм, в том числе Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения морской среды; 3) организует создание и функционирование объектов и средств обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходе к ним, в том числе средств управления движением судов; 4) осуществляет общее руководство операциями по спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных веществ в море; 5) организует при выпуске судов из морских портов (за исключением рыбных) контроль их технического состояния и соответствия международным требованиям и требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам пожарной безопасности; 6) участвует в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для судовых ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) выдает разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже судами, плавающими под иностранным флагом; 8) осуществляет методическое руководство и контроль деятельности организаций морского транспорта по выполнению международных договоров Российской Федерации в области охраны морской среды и требований природоохранительного законодательства Российской Федерации; 9) и т. д. Минтранс является головным межотраслевым координирующим органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам морской деятельности Российской Федерации, в том числе по проблемам развития и использования торгового, речного, ледокольного и служебно-вспомогательного флота Российской Федерации, а также прибрежно-береговой инфраструктуры гражданского назначения; Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минтранс России разрабатывает положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом; организует всероссийские конкурсы профессионального мастерства работников автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта; участвует в рабочих и государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию новых образцов транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и др.[11] Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 №79 было принято положение, согласно которому федеральные дороги общего пользования передаются в оперативное управление федеральным государственным учреждениям, находящихся в ведении Министерства транспорта РФ. Дорожный комплекс страны составляют автомобильные дороги общего пользования, юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных металлов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Под автомобильной дорогой общего пользования понимается автомобильная дорога, находящаяся в государственной собственности, обеспечивающая перевозки грузов и пассажиров между населенными пунктами в целях удовлетворения нужд населения, социально-экономических и оборонных потребностей государства и открытая для использования любыми лицами с соблюдением правил пользования автомобильными дорогами. Министерство транспорта в области дорожного хозяйства: организует исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства, включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации; выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования и федеральным имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования; координирует деятельность по развитию сети автомобильных дорог общего пользования во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; рассматривает и готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры; осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования федеральными автомобильными дорогами общего пользования и правил их охраны; согласовывает нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, и др.[12] 2. Сущность и значения государственного контроля и надзора в области транспорта. Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль. В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, несущие ответственность за состояние и развитие подведомственных им сфер деятельности. В этих целях создаются специальные контрольно-надзорные службы или подразделения. Применительно к наземным видам транспорта в качестве надзорного органа функционирует Российская транспортная инспекция, имеющая свои территориальные подразделения. Положение о ней было принято Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002г.[13] Основными задачами Российской транспортной инспекции в этой сфере являются: 1) осуществление в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса; 2) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|