рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административно-правовой статус военнослужащих

документов и оплате воинских перевозок», введенной в действие приказом

Министра обороны СССР от 15 сентября 1964 года № 200. Инструкция

определяла, какие документы давали право на проезд и перевозку грузов, срок

действия перевозочных документов, основания для получения перевозочных

документов.

§ 2. Нормативно-правовые акты периода 1977-1993 гг.

В 1977 году в СССР была принята новая Конституция. По мнению юристов

тех лет это шаг вперед в развитии советского законодательства: “Огромная

работа, проведенная за последнее время в области совершенствования

советского законодательства, позволила, как это отмечалось на XXV съезде

КПСС, привести юридические нормы в соответствие с новым уровнем,

достигнутым нашим обществом. Однако общественная жизнь не стоит на месте.

Не может не развиваться и наше законодательство.

Исключительная роль в дальнейшем укреплении социалистической

законности и правопорядка принадлежит новой Конституции СССР. Закрепляя

основы общественного строя и политики СССР, устанавливая права, свободы и

обязанности граждан, принципы и цели социалистического общенародного

государства, Конституция СССР формулирует руководящие положения для всей

системы советского законодательства и практики его осуществления, создает

прочные конституционные гарантии строго и неуклонного исполнения правовых

предписаний государства всеми организациями, должностными лицами и

гражданами”.[8]

В Вооруженных Силах воздействие советского права проявлялось особенно

активно, поскольку здесь в силу специфики военной службы жизнь, быт и

деятельность людей регламентируются нормативно-правовыми актами гораздо

более детально, чем в любой сфере гражданской жизни.

“Законодательство служит необходимым и действенным средством

государственного регулирования общественных отношений в области устройства,

комплектования, жизни и деятельности Вооруженных Сил. В нормах права

получают юридическое закрепление основные направления политики партии и

государства по вопросам укрепления обороноспособности нашей страны,

совершенствования Вооруженных Сил, повышения качества боевой подготовки и

идейной закалки личного состава, обеспечения сознательной воинской

дисциплины, порядка и организованности, поддержания высокой боевой

готовности войск и сил флота.

Советское законодательство служит надежным средством охраны

боеспособности Вооруженных Сил, воинской дисциплины, уставного порядка

несения воинской службы, прав и законных интересов военнослужащих.

Советское военное законодательство является правовой основой

строительства Советских Вооруженных Сил, средством регулирования их жизни и

деятельности. Будучи составной частью единого законодательства СССР, оно

представляет собой систему законов и иных правовых актов, в которых

выражены нормы различных отраслей законодательства, регулирующие отношения

в сфере строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил СССР, а также

охраны установленного в них порядка.

Военное законодательство характеризуется теми же основными чертами и

принципами, которые присущи всему советскому законодательству. Вместе с тем

оно имеет и определенные особенности, отражающие специфику военной

организации. Эти особенности состоят, в частности, в том, что военное

законодательство, во-первых, представляет собой наиболее централизованный

вид советского законодательства и, во-вторых, более детально регламентирует

различные стороны общественных отношений, которые складываются в

Вооруженных Силах.

Военное законодательство призвано прежде всего юридически оформить

правовое положение военной организации в государстве, организационные

принципы формирования и структуру Советских Вооруженных Сил, систему

государственных органов управления ими; установить определенный порядок

комплектования и прохождения действительной военной службы и службы в

запасе с учетом интересов Советского государства и граждан, призываемых на

воинскую службу; определить правовое положение военнослужащих и

военнообязанных; установить основные начала боевой и политической

подготовки, материально-технического снабжения и культурно-бытового

обеспечения войск; закрепить правовые основы советской воинской дисциплины

и обеспечить охрану установленного порядка. Понятно, что такого рода задачи

не могут быть решены с помощью актов, издаваемых местными и даже

республиканскими органами. Поэтому советское военное законодательство

состоит из нормативно-правовых актов, которые издаются общесоюзными

органами государственной власти в соответствии с их компетенцией,

определяемой Конституцией СССР и другими общесоюзными законами. В этом

находит свое выражение первая из названных особенностей.

Вторая особенность обуславливается тем обстоятельством, что назначение

и само существование Вооруженных Сил требуют высокой степени определенности

и детальной упорядоченности воинских отношений, ибо только четкие и

слаженные действия органов военного управления, всех военнослужащих,

подразделений, частей м кораблей могут обеспечить успешное выполнение

задач, возложенных на армию и флот”.[9]

Большое значение в вопросе регулирования армейской жизни придавалось

уставам: «Среди военно-правовых актов, регулирующих различные стороны

армейской и флотской жизни, ведущая роль принадлежит воинским уставам,

представляющим собой систематизированные своды правил поведения и

деятельности военнослужащих. Уставы являются основой всего воинского

порядка. Закрепленные в них правовые нормы позволяют обеспечить единство,

слаженность и четкость действий всех звеньев военной организации Советского

государства»[10].

Права и обязанности советских граждан, закрепленные в Конституции СССР

1977 года распространялись и на военнослужащих: «Права и обязанности как

социальные категории – это установленные законом и гарантированные

государством меры возможного и должного поведения личности в области

экономических, политических и иных общественных отношений, в том числе в

области строительства, укрепления и применения Вооруженных Сил.

Закрепленные государством в законах, воинских уставах и других

правовых актах права и обязанности военнослужащих являются юридическим

выражением отношений между советским обществом и его воинами.

Конституционные права и обязанности военнослужащих как граждан СССР

установлены Конституцией СССР и являются фундаментом для военно-служебных

прав и обязанностей. Согласно ст. 63 Закона СССР о всеобщей воинской

обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные запаса

пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности граждан СССР.

Конституция СССР не делает для военнослужащих исключений и в области

личных свобод граждан (неприкосновенность личности, неприкосновенность

жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений,

свобода совести). Как и все граждане, военнослужащие пользуются правом на

судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную

свободу, на честь и достоинство, имеют право обращаться с жалобой на

действия должностных лиц в государственные органы и общественные

организации, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными

действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также

должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В то же время принцип политического и гражданского равноправия

военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность

за исполнение конституционных обязанностей, продиктованных высшими

интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских

граждан. На воинов Вооруженных Сил в полной мере распространяется

установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление

прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей»[11].

Но все же права военнослужащих отличались от прав других граждан в

силу специфики военной службы: «В то же время нельзя упускать из виду, что

правовое положение военнослужащих по сравнению с положением других граждан

имеет определенные особенности, вытекающие из специфики военной службы, из

необходимости поддержания на должном уровне боевой готовности и

боеспособности Вооруженных Сил. Например, право на образование реализуется

военнослужащими преимущественно через систему военно-учебных заведений;

повседневная служебная деятельность военнослужащих регламентируется нормами

военного законодательства, трудовое законодательство на них не

распространяется. Есть особенности и в порядке осуществления некоторых

других прав граждан.

Военно-служебные права и обязанности военнослужащих – это права и

обязанности, которые, базируясь на конституционных, возникают у граждан в

связи с зачислением их в ряды Вооруженных Сил и прохождением действительной

военной службы. Они установлены законом СССР о всеобщей воинской

обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями,

руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами

соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям

осуществления военно-служебные права и обязанности подразделяются на общие,

должностные и специальные»[12].

Но кроме всеобщих прав и прав обусловленных спецификой военной службы

Советское государство предоставило военнослужащим дополнительные права

(льготы): «Военнослужащие Вооруженных Сил СССР наряду с правами,

предоставленными всем советским гражданам, пользуются рядом дополнительных

прав – специальными льготами (преимущественными), которые предоставляются

им и их семьям в связи с характером и особенностями военной службы»[13].

Льготы военнослужащим и их семьям относились к различным областям

производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них

предоставлялись при прохождении действительной военной службы, другие –

при увольнении в запас или отставку. Особую группу образовали льготы

инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов.

Действовавшие в то время льготы военнослужащим и их семьям были

установлены Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и

их семей 1930 г., Законом СССР о всеобщей воинской обязанности и другими

правовыми актами.

Нормативные акты, определяющие различные льготы для военнослужащих,

были рассмотрены в первом параграфе данной работы. Кроме того следует

указать еще «Примерное положение о районном совете депутатов трудящихся» и

«Примерное положение о городском, районном в городе совете депутатов

трудящихся», одобренные Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от

19 марта 1971 года, а также «Примерное положение о сельском, поселковом

совете депутатов трудящихся» одобренное Постановлением Президиума

Верховного Совета СССР от 08 апреля 1968 года.

Данные положения возлагали на Советы депутатов трудящихся обязанности

по трудоустройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан

и т. д.

В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «О прапорщиках и

мичманах Вооруженных Сил СССР» было установлено, что: «…прапорщики, мичманы

и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными

законодательством СССР для военнослужащих сверхсрочной службы и их

семей…»[14]

Так же следует указать, что основы законодательства Союза ССР и

союзных республик о труде, утвержденные Верховным Советом СССР 15 июля 1970

года устанавливали гарантии для рабочих и служащих на время выполнения ими

государственных или общественных обязанностей, в том числе и на время

службы по призыву (ст.47), обязывали работодателя выплачивать выходное

пособие работникам в связи с призывом на действительную военную службу (ст.

19), а сам призыв рассматривался как основание для прекращения трудового

договора (ст. 15).

Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике

Афганистан, были установлены льготы Постановлением Совета Министров СССР от

9 августа 1988 года № 989 «О дополнительных мерах по улучшению материально-

бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике

Афганистан, и их семей»

§ 3. Законодательство России после 1993 года.

Особенность военного законодательства России данного периода состоит

в том, что оно учитывает опыт аналогичного законодательства зарубежных

стран, а также практику внутреннего законодательства, связанную с

изменением характера собственности, переходом к рынку, департизацией армии

и разделением властей.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года,

потребовала коренного изменения законодательства нашей страны. Этот процесс

не мог не коснуться армии, где практически вся жизнь и быт регламентированы

различными нормативно-правовыми актами.

В январе 1993 года был принят Закон «О статусе военнослужащих»,

который: «…устанавливает права, обязанности и ответственность

военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и

социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и

членов их семей»[15].

Но данный закон был принят до 12 декабря 1993 года, поэтому с

принятием Конституции РФ он потребовал доработки, тем не менее, этот закон

продолжал действовать (с различными изменениями и дополнениями) до 1998

года, когда был принят новый закон «О статусе военнослужащих».

В Закон 1998 года тоже вносились изменения и дополнения (Федеральные

законы от 31 декабря 1999 года № 229-ФЗ, от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, от 7

августа 2000 года № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ[16]). Данный

Закон устанавливает, что «статус военнослужащих есть совокупность прав,

свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и

ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным

законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»[17].

Закон «О статусе военнослужащих» 1998 года определяет, какие граждане

имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права

и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их

семей, обязанности и ответственность военнослужащих. С принятием этого

закона Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1993 года и

поправки, вносившиеся в него, утратили силу.

В январе 1995 года был принят Федеральный закон «О ветеранах»[18],

определяющий категории ветеранов и меры их социальной защиты. Поправки в

данный закон вносились в 2000 году, и на сегодняшний день, с учетом

поправок, этот закон продолжает действовать.

28 марта 1998 года принимается закон «О воинской обязанности военной

службе»[19]. Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое

регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях

реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите

Отечества.

Федеральные законы РФ от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, от 7 августа 2000

года № 122-ФЗ и от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ внесли поправки в закон 1998

года «О воинской обязанности и военной службе», с учетом которых он

продолжает действовать по настоящее время.

Конкретные вопросы прохождения военной службы определяются Положением

о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента

Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Некоторые дополнительные меры социальной защиты военнослужащих

прописаны в Указе Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 года № 791

«О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих

военную службу по призыву» (с изменениями от 12 октября и 11 ноября 1998

года) и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 1999

года № 495 «О некоторых вопросах прохождения военной службы по призыву».

Вещевое обеспечение военнослужащих определяется Положением о вещевом

обеспечении военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства

Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 605, Федеральным законом «О

статусе военнослужащих» и целым рядом других нормативно-правовых актов.

Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей

осуществляется через систему военной торговли, которая была создана в

соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля

1998 года № 873 «О создании единой системы военной торговли».

Все военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы,

подлежат обязательному страхованию, условия которого регламентируются

Федеральным законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном

страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные

сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой

полиции»[20].

Льготы по проезду на транспорте устанавливаются и регламентируются

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» постановлением Правительства

Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и

перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной

службы, и членов их семей, установленных Законом «О статусе

военнослужащих»»[21] от 6 июля 1994 года № 806, приказом Министра обороны

РФ «О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» от

2 сентября 1994 года № 300.

В области здравоохранения военнослужащие имеют ряд льгот, которые

регламентируются большим количеством нормативно-правовых актов. Это

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения,

расходов связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным

лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и

членов их семей»[22] от 26 сентября 1994 года № 1093, Закон РФ «О

социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС»[23] и другие.

На основании вышеизложенного можно сказать, что законодательство

России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется.

Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования

армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает

и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты,

касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что

не все законы работают в нашей стране. Примером может служить пункт 2

статьи 12 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», где сказано,

что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством

Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для

федеральных государственных служащих, но в течение 2001 года ожидаемого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.